Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников
статья (1 класс) по теме

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников выполняют ведущую роль, с целью оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, которое осуществляется через его насыщение и повсеместное использование. Задачами их являются: совершенствование всех уроков, позволяющих добиться органического соединения теоретических знаний и практических умений; создание в процессе обучения условий для двигательной активности детей; соблюдение санитарно-гигиенических требований в классе во время учебного процесса; распределение учебной нагрузки в течение урока. Индикаторами успешной реализации являются: отношение детей к своему здоровью; степень сформированности здорового образа жизни в социуме класса (соблюдение принципов здорового образа жизни, созданными детьми); сохранение и укрепление здоровья детей; повышение качества знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopylova_2014_03_12.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников

Учитель начальных классов Копылова Т.А.

МАОУ «Гимназия №1», г.Пермь

Здоровье – основа формирования личности. Содержание термина «здоровье» по определению Всемирной организации здравоохранения, трактуется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». И сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что процесс, определяющий состояние и результативность образования (т.е. качество образования), не может быть реализован без существенного потенциала здоровья школьника.

В настоящее время процент здоровых детей во многих регионах России составляет не более 10%. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. Статистика показывает, что уже в начальную образовательную школу дети приходят с некоторыми дефектами здоровья. И в реальной школьной жизни продолжается ухудшение имеющегося общего состояния здоровья детей, что приводит к снижению активности школьников в учебной деятельности.

Исследования показывают, что ухудшение здоровья детей непосредственно в школе происходит в большинстве своем случае:

- из-за длительного пребывания в однообразной позе за партой в школе или за письменным столом дома;

- из-за неудовлетворенности потребности детей в двигательной активности;

- из-за накопления отрицательных эмоций без физической разрядки.

Все эти факторы оказывают отрицательное влияние на организм ребенка, вызывают статическую нагрузку на определенные группы мышц, что приводит к их утомлению и усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии (нарушение обмена веществ), что в свою очередь негативно влияет на учебную деятельность. В связи с этим, перед учителем начальной школы, встает проблема сохранения имеющегося здоровья ребенка, а также поиска оптимальных путей совершенствования работы по его укреплению, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по организации физического воспитания как основы здоровья [1-9].

В понимание здоровья в деятельностном смысле, внес большой вклад С.М. Громбах. [1]. В качестве основной характеристики, определяющей понятие «здоровье» он предложил такой показатель, как степень приближения человека к состоянию, позволяющему эффективно выполнить социальные функции. Если основной социальной функцией ученика является учебная деятельность, то именно формирование состояния, наиболее адекватного ее выполнению и составляет суть здоровьесберегающей деятельности в образовательной системе.

В нашей программе «Здоровые дети» [5] здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников выполняют ведущую роль, с целью оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения и укрепления физического и психического здоровья учащихся, которое осуществляется через его насыщение и повсеместное использование здоровьесберегающих технологий.

Задачами их являются:

- совершенствование всех уроков, позволяющих добиться органического соединения теоретических знаний и практических умений;

- создание в процессе обучения условий для двигательной активности детей;

- соблюдение санитарно-гигиенических требований в классе во время учебного процесса;

- распределение учебной нагрузки в течение урока.

Сохранение здоровья ребенка в режиме урока зависит от организации учебного процесса, от созданных ему условий во время обучения. Программа «Здоровые дети» направлена на построение урока таким образом, чтобы все дети могли получить не только необходимые ЗУНы (знания, умения, навыки), научились использовать свои собственные ресурсы, проявить и реализовать свои интересы, способности, но и формировать ценностные ориентации здорового образа жизни. При организации учебного процесса создать следующие условия:

- благоприятный психологический климат урока, атмосферы доверия, эмоциональный комфорт;

- гуманистический характер урока, обеспечение ребенку возможности проявить себя, продвинуться в своем развитии, достичь успеха;

- исключение методов принуждения, дать свободу выбора в решении учебной задачи;

- профилактическая работа на уроке по предупреждению заболеваний;

- соблюдение режима двигательной нагрузки;

- соблюдение учебной нагрузки; ж) соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Забота о здоровье ученика должна стать убеждением самого ученика. Для того, чтобы ученик стал активным участником решения данной проблемы, необходимо с первых дней учебы привлекать детей к созданию норм поведения в классе, во время занятий, принципов здорового образа жизни, обязанностей. Необходимо учить выполнять принятые требования, нести за них ответственность. При формировании знаний о здоровом образе жизни необходимо использовать словесные, наглядные и практические методы, элементы проблемного обучения, решение ситуативных задач, эвристических бесед и игр. Образ жизни играет важную роль в сохранении здоровья ребенка. Формирование здоровых привычек у детей имеет большое значение для сохранения здоровья, для успешного усвоения учебного материала, для формирования адекватной самооценки.

Соблюдение режима двигательной активности. Объем двигательной активности является одним из факторов, влияющих на сохранение здоровья детей. Чтобы выдержать нормы двигательной активности детей, учебный процесс строится через игру.

Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В игре отражается характер человека, его желание проявить смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Элементы игры, включенные познавательный учебный процесс, вызывают активную работу мысли, способствуют усвоению материала, стимулируют к активной деятельности. Свои жизненные впечатления и переживания ребенок отражает в условно-игровой форме. Игра содействует расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Большое воспитательное значение  заложено в правилах игры. Они определяют последовательность поисковых действий в поставленной задаче, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Элементы игры в начале урока дают возможность быстро организовать урок, настроить детей на деятельность на точное выполнение действий, создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Основным условием успешного внедрения игровых ситуаций в учебно-познавательную деятельность ученика остается знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. В ходе работы с использованием игровых элементов педагог обращает внимание ребят на содержание, следит за точностью действий детей, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой времени, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения детей, приучает их оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием работать.

Уроки с использованием игр и игровых ситуаций помогают:

- отказаться от шаблона в организации урока;

- максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке;

- делать урок не развлекательным, а занимательным на основе эмоционального тона детей;

- дифференцировать учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям;

- развивать навыки общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

- использовать оценку в качестве формирующего инструмента.

Большое значение для поддержки работоспособности детей имеют включаемые в учебный процесс физкультминутки, релаксационные паузы, выполнение учебных заданий, не только сидя, но и стоя, и в движении, систематические упражнения зрительного анализатора и двигательно-опорного аппарата.

Физкультминутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений, проводимых в течение 1-3 минут во время учебных занятий. Строится комплекс из 4-5 упражнений, повторяемых 4-6 раз для рук, туловища, ног. Упражнения должны быть простыми, не требующими сложные координации. Выбор упражнений для физкультминутки определяет вид учебной деятельности детей. Во время выполнения письменных работ быстро устают мышцы пишущей руки. В результате этого замедляется скорость письма, появляются ошибки, нарушается навык правильного письма. Чтобы устранить усталость мышц кистей рук, выполняются различные упражнения в виде ритмичных сжиманий и разжиманий пальцев, потряхиваний кистями и т. д. Во время письменных работ физкультминутки проводятся стоя. Так как во время сидения устают нижние конечности, то в комплекс физических упражнений должны войти приседания, ходьба, прыжки. На устных уроках физкультминутки можно проводить и сидя за партой.

Физкультминутка проводится на каждом занятии. Время ее проведения определяет учитель. Он планирует их заранее или же вводит дополнительно, видя первые признаки утомления детей. Физкультурные минутки на уроке, как правило, проводятся по следующей схеме:

- первое упражнение комплекса должно быть типа потягивания, выпрямления туловища, разгибания во всех суставах из разных исходных положений;

- второе упражнение должно содержать движения туловища в правую и в левую сторону, вперед и назад, вокруг своей оси;

- третье упражнение должно быть направлено для движения ног (ходьба, приседания, с переступления с пятки на носок и т.д.);

- четвертое упражнение - спокойные и простые движения, направленные на эмоциональный настрой.

Для снятия зрительного напряжения и утомления, в состав физкультминуток переодически включаются упражнения для глаз. Очень важно сформировать у детей положительное отношение к этим занятиям, помочь осознать их необходимость для своего здоровья и научить физкультминутки делать дома во время выполнения домашних заданий. Комплекс физических упражнений необходимо составлять с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей.

Значительно оптимизирует физкультурно-оздоровительную деятельность детей систематические во время учебного года пятиминутные физические упражнения перед началом учебных занятий и сорокаминутные паузы между вторым и третьим уроками на свежем воздухе.

Индикаторами успешной реализации данного направления будут следующие показатели: отношение детей к своему здоровью; степень сформированности здорового образа жизни в социуме класса (соблюдение принципов здорового образа жизни, созданными детьми); сохранение и укрепление здоровья детей; повышение качества знаний детей.

Литература

1. Громбах С.М. Роль школы в формировании психологического здоровья учащихся // Школа и психическое состояние здоровья учащихся. М.: Медицина, 1988.

2. Доскин В.А., Сорокин Т.Н. Опыт гигиенической оценки основных характеристик урока // Школа и психическое состояние здоровья учащихся. М.: Медицина, 1998.

3. Зайцев Г.К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. С.Пб., 1998.

4. Касаткин В.Н. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской Федерации. М.: Подкова, 2000.

5. Копылова Т.А.Практика здоровьесберегающей работы по программе «Здоровые дети» // Совершенствование структуры и содержания начального общего образования. Пермь: ПГТУ, 2005.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Воронеж: Учитель, 2001.

7. Школа укрепления здоровья: состояние и перспективы развития в Вологодской области // Мат-лы конф. Вологда: Русь, 2000.

8. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство: формирование жизненного опыта у учащихся. М.: Педагогическое общество России, 2002.

9. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? М., Знание, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.

Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в те...

Здоровьесберегающие технологии в организации учебного процесса младших школьников

В статье рассматриваются вопросы  здоровьесберегающей организации учебной деятельности младших школьников, рассмотрены основные гигиенические требования к уроку, приведены рекомендации по п...

Эффективность внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников

опыт работы по эффективности внедрения здоровьесберегающих технологий...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Использование здоровьесберегающих технологий с использованием ИКТ в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творч...

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности.

Статья на тему: Реализация здоровьесберегающих технологий при работе с младшими школьниками в учебном процессе и внеурочной деятельности....

Доклад на тему: «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии с использованием ИКТ в учебном процессе младших школьников»...