Главные вкладки

    Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.
    статья по теме

     Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в течение дня 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chtoby_obuchenie_ne_vredilo_zdorovyu.doc36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.

     Здоровьесберегающая технология включает в себя всё, что касается жизни ребёнка, начиная с того, как он спал, что он ел, в каком настроении, состоянии он пришёл в школу, вся его деятельность в течение дня и т.д. Поэтому я буду говорить лишь об использовании элементов здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности младших школьников.

          В последние годы наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. По данным медиков, менее 20%  приходящих в школу детей здоровы. Ухудшению здоровья младших школьников способствует постоянное увеличение объёма учебного материала, его сложности, переход от необязательного, нерегламентированного обучения , свойственного дошкольному детству, к систематическому обучению, которые при неблагоприятных условиях отрицательно влияют на состояние детского организма.

          Основные идеи, лежащие в основе принципов обучения и воспитания, сберегающих здоровье ребёнка, достаточно просты, они вытекают из естественных проявлений и закономерностей жизнедеятельности детского организма, а именно:

        -внимательно относиться к  состоянию каждого ребёнка, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;

        -следить за тем, чтобы учебная нагрузка соответствовала возрастным и индивидуальным возможностям школьников;

         -соблюдать рациональный режим труда и отдыха;

         -создать оптимальные условия среды обучения, которые соответствуют гигиеническим нормативам  требованиям;

          -организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года;

          -обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрану зрения и слуха;

          -создать благоприятную психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон обучения;

          -поддерживать постоянный контакт с родителями учащихся.

         Начиная работать в 1 классе, первые две недели провожу индивидуальные беседы с родителями, выясняя индивидуальные особенности каждого ребёнка, проблемы связанные со здоровьем, поведением и т.п., провожу анкетирование родителей и обязательно просматриваю медицинские карты. Эти беседы и результаты анкетирования помогают мне с первых дней создать комфортные условия обучения и положительный эмоциональный настрой каждого ученика.

         Сама специфика работы в начальных классах требует постоянной смены деятельности учащихся (каждые 10-15 минут), чтобы не вызывать утомление. Поэтому постоянно используются игровые ситуации, интегрированные уроки, элементы творчества и т.п.

         Неотъемлемой частью каждого урока являются физминутки, которые проводятся 1-2 раза во время одного урока и длятся не менее 2-3 минут. Они не носят формальный характер, каждая из них используется в зависимости от специфики урока. Например, на уроке русского языка проводится гимнастика пальцев в сочетании с дыхательными упражнениями, сгибаниями и разгибаниями позвоночника в шейном и грудном отделах. Приседания с подъёмом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, наклоны и повороты снимают напряжение мышц туловища, а сочетательные круговые движения головой, глазами, туловищем активизируют чувство общей координации в пространстве. Как правило, все эти упражнения сопровождаются стихами или музыкой, что помогает снять не только физическое, но и эмоциональное напряжение.

           На уроках чтения обязательно проводятся упражнения на дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, ритм работы сердца, циркуляция крови в организме. Незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность ребёнка. Чтобы этого не произошло, проводится чтение слогов или скороговорок на одном дыхании в разном темпе.

          Особое значение имеет контроль за состоянием зрения учащихся:

    1. Выбор зрительной рабочей дистанции каждого ученика. Это делается так: ребёнок отходит от доски до тех пор, пока контуры букв на доске не начнут терять чёткость – это и есть рабочее место для данного ребёнка.
    2. Кто был на уроках в начальных классах, замечал, что учитель никогда не стоит на одном месте, он то приближается, то отдаляется от учащихся, выступая в роли тренажёра, формирующего остроту зрения.
    3. На каждом уроке используются различные упражнения для зрительного анализатора. Например, с силой зажмуриться, повращать глазами по часовой и против часовой стрелки, посмотреть в окно, перевести взгляд на какой-нибудь отдалённый предмет и т.п.
    4. В течение учебного года детей периодически пересаживаем, не нарушая принципа правильной посадки. Такая смена во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски, а во-вторых создаёт более равномерные условия освещения.

    Все мы знаем о необходимости поддержки двигательной активности учащихся. Но порой чрезмерный уровень возбуждения очень трудно снизить. Чтобы снизить возбуждение, нужно попросить детей принять стойку на одной ноге и закрыть глаза. Перевозбуждённому ребёнку сделать это чрезвычайно трудно. Как только состояние устойчивости достигнуто – ученик готов к продуктивной деятельности.

        В настоящий момент существует много программ здорового образа жизни. Одна из них «Индивидуальная программа здорового образа жизни для младших школьников» . В основе этой программы лежат слова  П. С. Брегга: «В вашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка и разум. Эта программа включает в себя такие разделы: «Доктор солнышко», «Доктор чистая вода», «Доктор физические упражнения» и т.д. Использование этой программы во внеклассной работе, помогает ненавязчиво, в игровой форме приобщать младших школьников к здоровому образу жизни, сформировать у каждого ребёнка точный ответ на вопрос: «Любите ли вы себя, благодарны ли вы природе за то, что живёте?» и привести их к  выводу: «Только полюбив себя самого – можно полюбить окружающий мир и людей, которые живут с вами рядом».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Цели использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников"

         Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной ...

    Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников

    Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе младших школьников выполняют ведущую роль, с целью оптимизации образовательного процесса по критерию сохранения и укрепления физического и психическог...

    «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности младших школьников»

    Методическая разработка посвящена определению основных функций ИКТ - технологий и важности их формирования. Одной из значимых составляющих ФГОС является информатизация образовательного пространства шк...

    Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

    Учебный предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: «Правописание слов с разделительными ь и ъ».Урок № 1Цель: формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ.Планируемые результаты:Личностные: –...

    Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

    Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...

    Индивидуальный проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

    Индивидуальный  проект кейс - урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»...

    Индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях»

    сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельн...