Дидактическая игра. ЕЕ место и роль в обучении младших школьников
статья (1 класс) по теме

Попова Екатерина Викторовна

 

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Но готов ли ребенок ответить на новую для него социальную ситуацию?

Новый режим жизни - режим ученика - предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшей группой детского сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. 

Физическое и психическое самочувствие шестилеток обычно стабилизируется через полтора - два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические дошкольные формы и методы работы. А к таким формам работы, конечно же, относится игра. Дидактическая игра способна сделать переход к учебной деятельности плавным и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока. В данной работе показана  роль  дидактической игры в обучении младших школьников, приведены классификации  игр, показаны особенности правильной организации игры на уроке                                                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

Дидактическая игра. Её место и роль  в обучении   младших школьников.

                            

                               

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности, требующей большого напряжения сил. К малышу в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Но готов ли ребенок ответить на новую для него социальную ситуацию?

Психологи считают, что в целом уровень психического и физического развития детей-шестилеток позволяет им успешно справляться с систематической учебной работой в условиях общеобразовательной школы. В то же время приходится учитывать, что шестилетки отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения. Классная форма коллективной работы вызывает у многих детей психологические затруднения.

Дети, посещавшие детский сад, как правило, более общительные, легче устанавливают контакт с учителем и сверстниками, свободнее чувствуют себя в коллективе, умеют соблюдать санитарно-гигиенические правила, не боятся оставаться в школе без родителей. «Домашние» дети, напротив, более остро переживают переход к новому образу жизни. Они часто не имеют необходимых навыков общения и работы в коллективе.

Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку. Дети не знают, чем отличается учитель от воспитателя детского сада, а также от мамы и бабушки. У ребенка есть опасение и по отношению к сверстникам.                                                                    

                                                     

Новый режим жизни - режим ученика - предполагает повышенную работоспособность по сравнению со старшей группой детского сада. В школе необходимо внимательно слушать учителя, не баловаться на уроках, уметь подчиняться правилам и распорядку дня. Некоторые первоклассники болезненно реагируют на изменение условий жизни: нарушается сон, аппетит, ослабляется сопротивляемость организма к болезням. Все это сказывается на ухудшении работоспособности, теряется интерес к школе, к учению.

Физическое и психическое самочувствие шестилеток обычно стабилизируется через полтора - два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические дошкольные формы и методы работы. А к таким формам работы, конечно же, относится игра. Дидактическая игра способна сделать переход к учебной деятельности плавным и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока. Она способна существенно повысить эффективность усвоения знаний учащимися, а также работоспособность маленьких школьников. Увлеченный ребенок никогда не переутомится. Безделие на уроке - самый опасный для здоровья детей вид перегрузки. В.А.Сухомлинский писал: «Я решительно заявляю, что перегрузки в программах средней школы нет. Перегрузки в наших методах преподавания».                                                                                               

Игры, применяемые в учебном процессе, называются дидактическими играми. Их можно разделить наследующие виды:

а) обучающие,

б) контролирующие,

в) обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения, навыки, или вынуждены приобретать их в процессе подготовки к игре.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Специфическими признаками дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели и предполагаемого результата.

В начальной школе дидактические игры принимают форму игровых приемов в обучении, игровых моментов урока, когда класс делится на команды, участвующие в состязании, или помогают сказочному герою решить трудное для него задание.

В средней школе дидактические игры проводятся, как правило, в целях повторения, закрепления и проверки усвоения изученного материала (диктанты, соревнования по истории, физике, родному языку, математике, «путешествия» по географии, решение кроссвордов и т.д.).

Многие дидактические игры на первый взгляд не вносят ничего нового в знания школьников. На самом же деле они приносят большую пользу тем, что учат учащихся применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявлений разнообразных форм умственной деятельности. Ведь чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснение учителя, сосредоточить все внимание на игровой задаче, обдумать разные варианты, выполнить сравнения и обобщения.

Однако, дидактическая игра не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и их компонентов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Дидактическая игра, таким образом, является незаменимым рычагом умственного развития ребенка.

Истоки сочетания обучения малых детей с игрой - в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Гули-гули» и многие другие. Мать, играя с ребенком, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит производить элементарные игровые действия. Она просит показать, «где глазки, где носик, ушки, ручки, пальчики» и т.д. Называя части лица, предметы или игровые действия, ласково приговаривая, мать закладывает самые первые основы обучения родному языку, создает радость общения.

В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки. Простые тексты, доступные детям движения вызывают стремление самого ребенка к игровым действиям, пробуждают радостное настроение, готовность общения с близкими людьми, прежде всего с матерью.

Радость детей и неудержимое стремление к игре вызывают и народные дидактические игрушки - дар народа малым детям. Конусы из ярких цветных колец разной величины, ярко окрашенные шары, складные бочонки, яйца, мисочки, матрешки. В этих игрушках заложено обучающее начало -привлечение внимания детей к цвету, форме, величине, объему, к целому и составляющим его частям.

Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла известный вклад в понимание особенностей обучающей игры. Традиции ее вошли в научную разработку вопроса о дидактических играх, в практику работы с детьми младшего возраста, в подвижные игры с правилами и заслуживают дальнейшего глубокого изучения.

К.Д.Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями учения первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры».                   

 Далее он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Известный педагог Е.И.Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни.

Уточнению взаимосвязи игры и обучения способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характере и роли в развитии и воспитании детей младшего школьного возраста.

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит учитель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения детей.

Обучение и игровая деятельность как форма обучения в школе направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов.

Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания - воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни.

Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым учителем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С.Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  1. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  1. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
  1. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровая задача;
  3. игровые действия;
  4. правила игры;
  5. результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д. Она скрыта от детей.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи -незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр в обучении:

  1. функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  1. функция формирования психических новообразований;
  2. функция формирования собственно учебной деятельности;
  3. функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

  1. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  2. функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения.

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в душу ребенка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности».

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях, в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших потребностей. С другой стороны – игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие-то будущие жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности и т.п., которые пригодятся в будущем.

В игре всегда присутствуют одновременно два плана: реальный и условный (игровой). И личность в игре находится одновременно в двух этих планах: реальном и условном. При нарушении одного из них, игра всегда расстраивается.

Таким образом, нарушение игрового, условного плана делает игру эмоционально непривлекательной, бессмысленной. Если же теряется реальный план, то есть забывают, что действуют «понарошку», - то это уже не игра, а патология, которая может привести к реальным травмам.

Дидактика выделяет основные принципы организации игры. Их обязательно нужно соблюдать организаторам игр.

Вот перечень этих принципов:

  1. Отсутствие принуждения в любой форме при включении детей в игру. Игра может состояться только при добровольном вхождении в нее всех участников.
  1. Принцип развития игровой динамики, который реализуется через игровые правила и стимулирует поддержание и творческое развитие игрового сюжета

  1. Принцип поддержания игровой атмосферы, что, по существу, является поддержанием реальных чувств детей в игре. Ведь если игра «понарошку», то чувства, испытываемые детьми в игре – реальные. И чем они богаче и разнообразнее, тем лучше.
  1. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.                      
  2. Данный принцип связан с мерой игры. Если цель какой-нибудь деятельности имеет для детей достаточно яркий и увлекательный смысл, такая деятельность не нуждается в поддержке средствами игры, она самоценна сама по себе.
  1. Принцип перехода от простейших игр к сложным, развивающим игровым формам. Логика перехода связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражательства к игровой инициативе, от локальных игр к играм-комплексам, от возрастных игр к безвозрастным, «вечным».

В неигровой деятельности элементы игры могут быть использованы в структуре проводимого дела: игровая реклама, игровое приглашение участников и гостей, игровая встреча участников дела, игровое начало (игровой зачин), компоненты игры основной (сценарной) части проводимого мероприятия, игра в массовой и концертной части, в концовке (финише) дела и даже впоследствии.

Основные этапы организации игры.

Выбор игры. Многообразие детских игр отражает их разнообразную полезность, которая заключена в игровых сюжетах, содержании, правилах и т.п. Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, чувства национальной неприязни, плохо действующие на нервную систему. Такие игры надо уметь распознать и не допускать в мир Детства. И есть игры, имеющие громадное воспитательное значение, укрепляющие волю, характер, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать товарищам и т.д. Выбор игры зависит, в первую очередь, от того, каков ребенок, или ребячий коллектив, что им необходимо, какие воспитательные задачи требуют немедленного решения, каков творческий, воспитательный потенциал игры. Однако, сам выбор – прерогатива самих детей. Задача педагога – заинтересовать, увлечь, помочь осуществить игровой замысел.

Предложение игры детям. Оно может быть неигровым (давайте поиграем...) и игровым (получение секретного пакета и др.). В предложение игры также входит объяснение правил и техники действий. Объяснять игру надо кратко и точно, перед самим ее началом. В объяснение входит: название игры, рассказ о ее содержании, объяснение основных и второстепенных правил, размещение играющих, их задачи, значение игровых аксессуаров и т.д.

Оборудование и оснащение места для игры. Место для игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным и удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом, местом иных занятий взрослых и детей и т.д.).

Разбивка на команды, группы, распределение ролей. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических приемов разделения на микроколлективы: жеребьевка, считалки, выбор цепочкой и т.д. Еще труднее распределять роли. Здесь возможны такие приемы:

а) выбор на роль непосредственно взрослым (чтобы никому не было  

    обидно);

б) назначение на роль через старшего (капитана, водящего);

в) выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект,                  

    костюм, сценарий);

г) добровольное соглашение на роль ребенком по его желанию;

д) очередность выполнения ролей в игре и т.д.

В любом случае роль каждого должна подкрепляться конкретной деятельностью. Ребенок выйдет из игры, если ему нечего будет делать.

Развитие игровой ситуации, то есть изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, введение новых действующих лиц, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. По содержанию игровые ситуации, составляющие основу игры, могут быть: спортивно-конкурсными, проблемно-познавательными, ценностно-ориентационными, конструкторско-трудовыми, шуточно-развлекательными и т.д. По тональности, настроению – торжественными, лирическими, комическими, сатирическими и т.д. Действия педагога-организатора - строго в соответствии с той ролью, которую он взял в игре.

Завершение игры. Впечатление у детей во многом зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в играх не допустимы. Конец игры должен быть результативным: чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья – то есть должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец ее не должен выходить из сюжета игры. Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п.

Основные позиции взрослых в игре:

  1. Позиция увеличенной дистанции (в игре не участвует, а лишь косвенно направляет).
  2. Позиция частичной включенности (помогает детям не на всех этапах игры, а на каком-то одном: в начале, при подведении итогов и т.д.).
  3. Собственно игровая позиция (главнокомандующий, король, Баба Яга).
  4. Позиция коллективного примера (педагоги участвуют отдельной командой, отрядом).

Итак, ещё раз подчеркнём, что дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В  дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

  1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  1. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  1. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  1. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

  1. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  1. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  1. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальная должна выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических иг.

И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и – главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Следует постоянно демонстрировать детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала, в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных приёмов. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

                      Вчерашний дошкольник должен освоить массу новых обязанностей, новых правил, приучиться к систематической учебной работе. Он входит в школу как в сложный, многолюдный, многодеятельностный мир. Войти в этот мир поможет ему, конечно, внимание, доброта учителя, его умение доступно, образно объяснять правила учения и поведения. Но, все же, лучший помощник малышу – игра.

Пройдет время адаптации первоклассников в школе, и вы заметите, что дети стали собраннее, организованнее, внимательнее, легче включаются в интеллектуальную работу и т.д. И что же, можно закончить с игрой? Нет. Весь период обучения в начальных классах сопровождается использованием дидактических, подвижных игр, театрализацией, то есть всем, что повышает эмоциональный тонус жизни ребенка, помогает развитию его любознательности, дает выход энергии.

 Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. Однако многие педагоги начальной школы если и не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью. Одна из главных причин такой позиции – ошибочная установка на то, что школа призвана в первую очередь учить, а не развлекать ребенка. Таким образом, значительная часть педагогов начальной школы не готова и не умеет играть со своими учениками, особенно в условиях, когда большинство детей, только что переступивших порог школы, чуть старше шести лет.                                                                                                              Выходом из ситуации является:                                                                                         - пересмотр педагогом собственной профессиональной позиции;                                            - обстоятельное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение условий, позволяющих ей максимально эффективно воздействовать на разные стороны детского развития, и в первую очередь – на формирование у младших школьников творческой и социальной активности; становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания.               Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным чувством игры, развитым творческим воображением и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры. Именно таких знаний не хватает большинству педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

Библиография

    1. Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет. М.: Просвещение, 1986.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  2. Баев Г.Н. Играем на уроках. М.: Просвещение, 1988.
  3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Академия развития, 1998.
  4. Былеева Л., Таборков В. Игра?..Игра! М.: Просвещение, 1994.
  5. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. М.: Просвещение, 1991.
  6. Данильчук В.И.- доктор пед. наук, член. кор. РАО., проф. Гребенюк О.С.- доктор пед. наук, проф. Савина Ф.К., проф. Сергеев Н.К.- доц., канд. Пед., Куликова С.В.- доц., канд. пед. Наук, Вайщев В.В.- доц., канд. пед. наук, Крицкий А.Г.- доц., канд. псих. наук, Богачинская Ю.С.- доц., канд. пед. наук, Нагибина О.Г., Ястребова Г.А.- ст. преп. кафедры, Грачев К.Ю., Ершов Д.А., Савин М.В.- аспирант кафедры пед.  Методические рекомендации.  Волгоградский педагогический университет,  2003.
  7. Дризгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления с растениями. М.: Просвещение, 1981.
  8. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1986.
  9.  Казанский  О.А.  Игры в самих себя. М.: Роспедагенство, 1995.
  10.  Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. М.: Академия развития, 1997.
  11.  Кудыкина Н.В. Дидактические игры по закреплению навыков чтения и ознакомлению с окружающим миром для шестилетних первоклассников. М.: Просвещение, 1988.
  12.  Кулагина Ю.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2001
  13.  Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990.
  14.  Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.
  15.  Луначарский А.В. Игра. М.: Просвещение, 1920.
  16.  Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
  17.  Михайленко Н.Л., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Просвещение, 1990.
  18.  Никитин Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
  19.  Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М.: Просвещение, 1994.
  20.  Сорокина А.И. Дидактические игры. М.: Просвещение, 1982.
  21.  Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М.: Просвещение, 1981.
  22.  Столяр А.А. Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991.
  23.  Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.

                   

Изучив теорию и проверив ее основные положения в ходе преддипломной  педагогической практики, мы пришли к следующему заключению. Взрослые участники образовательного процесса нередко упускают из вида, что ребенок, пришедший в школу, по своему развитию еще не стал настоящим учеником. Он находится как бы на переходной ступеньке от дошкольного возраста, где все новые личностные качества формируются легче и лучше всего в игровой деятельности, к младшему школьному, где ведущей деятельностью становится – учебная деятельность.

Под учебной деятельностью понимается, прежде всего, деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий. Результатом  учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.

При этом игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, о дидактической игре.

Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
  2. Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
  3. Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.

Но часто дидактическая задача превалирует над игровой задачей и напоминает «скармливание манной каши». Но при такой постановке вопроса подлинной игры возникнуть не может. Даже если во время урока учитель и будет чувствовать себя в игровом ударе! Все равно у детей на его уроках нач

нет формироваться своеобразная апатия и недоверие к его сладеньким словам, что мол, сейчас они опять поиграют в очень интересную игру.                    

Некоторые авторитетные учителя играют на уроках часто. И с увлечением. Как на игровых автоматах. Игрок в азарте, а автомат всего лишь перегревается. Для него это не игра, а повседневное нудное и безрадостное эксплуатирование механизма. Несомненно, прав Л.С. Выготский, который при рассмотрении детской игры выдвигает на первый план развитие мотивационно – потребностной  (субъектной) сферы ребенка.

Чтобы игра стала полезной на уроке нужно соблюдать следующие правила:

1-е правило. Собирайте как особую ценность любимые игры детей. Они могут сопровождать их в течение многих лет. И в первом и в седьмом классе вы найдете охотников играть в них. Ни праздник, ни поход, ни день рождения не обойдутся без любимых игр.

2-е правило. Новая хорошая игра – лучший подарок детям. Готовясь к учебному дню, учитель, воспитатель откроют свой «Сборник игр» и точно так же, как приносят они новые знания, принесут вместе с игрой и новый опыт отношений, а вместе с тем и радостные минуты детям.

3-е правило. Не навязывайте детям игру, которая вам кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, выбрать другую игру.

4-е правило. Игра – не урок. Это не значит, что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, о чем вы прочли, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

5-е правило. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Можете себе представить: учитель предлагает смешную скороговорку и делает это с равнодушным, скучным или сверхсерьезным выражением лица... В отличие от всех других методических средств, игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. В этом смысле играет не только ребенок, но и взрослый.

6-е правило. Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Наблюдайте за этими проявлениями, размышляйте о них, но не используйте полученную информацию во вред ребенку.

7-е правило. Категорически нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что дидактические игры дадут определенный эффект в формировании интереса младших школьников к урокам русского языка лишь в том случае, если грамотно и правильно организованы учителем, оправдалась.

Цель работы -  доказать, что дидактические игры необходимы в обучении младших школьников, что они значительно повышают интерес к предмету,

активизируют деятельность детей, снимают напряжение, раскрепощают учащихся, дают выход детской энергии – достигнута.

Задачи, поставленные в работе, решены.

Надеемся, данная работа окажется интересной учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня, студентам педагогических ВУЗОВ и колледжей, готовящихся к работе с младшими школьниками. Представленные в приложении дидактические игры пополнят их методическую копилку.

                               

                                         

Библиография

    1. Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет. М.: Просвещение, 1986.

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  2. Баев Г.Н. Играем на уроках. М.: Просвещение, 1988.
  3. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. М.: Академия развития, 1998.
  4. Былеева Л., Таборков В. Игра?..Игра! М.: Просвещение, 1994.
  5. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. М.: Просвещение, 1991.
  6. Данильчук В.И.- доктор пед. наук, член. кор. РАО., проф. Гребенюк О.С.- доктор пед. наук, проф. Савина Ф.К., проф. Сергеев Н.К.- доц., канд. Пед., Куликова С.В.- доц., канд. пед. Наук, Вайщев В.В.- доц., канд. пед. наук, Крицкий А.Г.- доц., канд. псих. наук, Богачинская Ю.С.- доц., канд. пед. наук, Нагибина О.Г., Ястребова Г.А.- ст. преп. кафедры, Грачев К.Ю., Ершов Д.А., Савин М.В.- аспирант кафедры пед.  Методические рекомендации.  Волгоградский педагогический университет,  2003.
  7. Дризгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления с растениями. М.: Просвещение, 1981.
  8. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1986.
  9.  Казанский  О.А.  Игры в самих себя. М.: Роспедагенство, 1995.
  10.  Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. М.: Академия развития, 1997.
  11.  Кудыкина Н.В. Дидактические игры по закреплению навыков чтения и ознакомлению с окружающим миром для шестилетних первоклассников. М.: Просвещение, 1988.
  12.  Кулагина Ю.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2001
  13.  Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990.
  14.  Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988.
  15.  Луначарский А.В. Игра. М.: Просвещение, 1920.
  16.  Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
  17.  Михайленко Н.Л., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Просвещение, 1990.
  18.  Никитин Б.Л. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
  19.  Петрусинский В.В. Игры – обучение, тренинг, досуг. М.: Новая школа, 1993.
  20.  Поломеес К. Дети и их игры. М.: Просвещение, 1989.
  21.  Протов А.А. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1989.
  22.  Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Просвещение, 1993.
  23.  Саморукова П.Г. Игры детей. М.: Просвещение, 1973.
  24.  Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. М.: Просвещение, 1994.
  25.  Сорокина А.И. Дидактические игры. М.: Просвещение, 1982.
  26.  Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. М.: Просвещение, 1981.
  27.  Столяр А.А. Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991.
  28.  Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976.
  29.  Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математики. М.: Просвещение, 1993.

 Шмаков С.А. Его Величество – Игра. М.: Магистр, 1992.

  1.  Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994.
  2.  Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М.: Новая школа, 1993.
  3. Калмыкова Е.В. Игровые технологии обучения в начальной школе. М.:Москва, 2007