Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности
статья по теме

Веретенникова Ирина Павловна

 

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые далее могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей, формированию коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovaya.doc399.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию.

Нижегородский государственный педагогический университет.

Психолого- педагогический факультет.

Кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик      

                          начального образования.

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности.

Курсовая работа

студентки заочного отделения 4 курса 5,5

Веретенниковой Ирины Павловны.

 

Научный руководитель: Железнова Тамара Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Формирование коллектива младших школьников

средствами проектной деятельности.

                План.

Введение.                                                                                        3-4

Глава 1. Психолого- педагогические основы коллектива.                        

  1. Сущность понятия «коллектив».                                          5-6                
  2. Особенности коллектива.                                                        6-7                                        
  3. Пути развития коллектива.                                                7-9        

Глава 2. Проектная деятельность как средство развития коллектива.    10

  1.      Основные требования к проекту.                                        11

  1. Классификация проектов.                                                11-12

  1. Паспорт проектной работы.                                                12-13

  1. Виды презентаций проектов.                                                13-14

  1. Готовность младших школьников к проектной  деятельности.

15-20

Глава 3. Опыт формирования коллектива младших школьников средствами проектной деятельности.

  1. Изучение особенностей развития коллектива.                        21-24

  1. Опыт организации проектной деятельности.                        24-29

  1. Условия эффективности формирования коллектива средствами проектной деятельности.                                                29-31

Заключение.                                                                                31-32

Литература.                                                                                33

Приложение.

Введение.

Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».

Каким станет наше общество завтра - зависит от того, вырастут ли полноценными, нужными для общества личностями сегодняшние школьники.

Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс.[8, с.3]

Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется  настоящий коллектив.

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает. [3,с. 34, 11]

Проектная деятельность является практически первой возможностью для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам проектной деятельности она совершенно необязательно должна быть коллективной, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе. Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками.

Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая участников. Замысел объединяет группу, а его реализация ещё больше сплачивает её участников.

Таким образом, организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые далее могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей, формированию коллектива.

[10, с. 129]

Цель работы:

Изучить принцип проектной деятельности, его влияние на формирование коллектива младших школьников

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Провести диагностики по изучению особенностей развития коллектива.
  3. Применить метод проектов в воспитательной работе с классом.
  4. Проанализировать результат проведённой работы с помощью анкетирования.
  5. Отметить условия эффективности формирования коллектива средствами проектной деятельности.

База исследования: МОУ ООШ с. Чмутово Павловского района, Нижегородской области. Начальные классы (1-4). Классный руководитель: Веретенникова И.П.

Глава 1. Психолого - педагогическое понятие коллектива.

Сущность понятия «коллектив».

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова даётся следующее толкование  данному слову: «Коллектив- группа лиц, объединённых общей работой и общими интересами». Такое толкование не может быть принято за определение коллектива. Оно представляется слишком общим и вполне неточным. Ему соответствует, например, группа ребят, ворующих яблоки в чужом саду.

А.С.Макаренко писал: «…Только социальное единство, построенное по социальному принципу, может быть названо коллективом».

Ещё в 20-х  годах исследователи- педагоги- психологи - отмечали, что коллектив есть не простая совокупность индивидов, одновременно собравшихся в одном месте. «Класс- коллектив, - размышлял в этой связи известный педагог и психолог П. П. Блонский, - не является простой суммой отдельных учеников». [8, с. 23]

 В Российской педагогической энциклопедии дано следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив»  (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»

Коллектив как психолого - педагогическое  явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом- высокую степень развития группы.

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других.

Большую роль в социальном становлении учащихся призваны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой – раскрытие его потенциалов, сохранение его автономности. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества) создаёт условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

[11, с. 89-90]

Каждый ребёнок включается в отношения со многими окружающими людьми и испытывает много различных влияний – полезных,  вредных или нейтральных, с точки зрения воспитания. Среди этих влияний личное воздействие воспитателя лишь одно из многих. Оно может быть довольно заметным, но всё-таки недостаточным для гарантии положительного развития личности. Педагогу необходимо найти такое средство, которое резко усилило бы его воспитательное воздействие на каждого ребёнка.

Школьник всегда включён в некоторую группу (класс, кружок, секцию и т.д.) Сила влияния на него воспитателя во многом зависит от отношения группы к педагогу. Если она настроена против воспитателя, то его влияние на школьника слабеет. Если же группа уважает, любит и поддерживает воспитателя, то степень его влияния на школьника многократно возрастает, и тогда детская группа превращается в педагогический инструмент и усилитель.

Но такой может стать только группа высокого уровня развития, т.е. коллектив. Слово «коллектив» часто употребляется в обыденном, ненаучном смысле и тогда может обозначать любую реальную группу людей. Если любое детское объединение называть коллективом, то бесполезно ожидать от него такого воспитательного влияния на личность, которым обладает настоящий детский коллектив. Поэтому педагоги должны чётко отличать истинные детские коллективы от других групп детей.

Коллектив является одним из видов реальных контактных групп.

Коллектив – это организованная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.[3, с. 106]

Особенности коллектива.

Для чёткого уяснения особенностей коллектива психолог Л. И. Уманский разработал типологию и построил некоторый контиуум  (протяжённость) различных типов групп, расположив их в зависимости от уровня влияния на личность, начиная с тех, которые не объединяют, а, скорее, разъединяют своих членов, и кончая коллективом. Типология эта в несколько доработанном и сокращённом виде выглядит так.

1.Антиколлектив. Это группа, для которой характерна внутригрупповая агрессивность. Каждый хочет добиться своей цели за счёт других членов группы («пауки в банке»). В группе царствует внутригрупповая апатия, жестокость и групповая травля слабого. Естественно, что длительное пребывание ребёнка в такой группе наносит тяжёлую травму его психике.

2.Диффузная группа (конгломерат). Это случайно собравшаяся группа

 ( например, пассажиры одного автобуса). Она разнородна и нестабильна. Говорить о серьёзном влиянии её на развитие личности не приходится.

3.Номинальная группа. Малая группа, имеющая некоторое общее название и приписанные ей цели, виды деятельности и режим работы. ( например, школьный класс, только что созданный из учеников, пришедших из разных школ). Наличие формального объединения уже начинает влиять на членов группы, но это влияние мизерно, поскольку взаимоотношения ещё не сложились.

4. Ассоциация. Группа, члены которой приняли приписанные ей цели и в которой начинается совместная жизнедеятельность. Группа оказывает некоторое сплачивающее влияние на своих членов.

5.Кооперация. Группа, для которой характерно успешное сотрудничество, внутригрупповое общение, зарождающаяся структура. Группа оказывает определённое воспитательное влияние на своих членов.

6.Автономия.  Группа, для  которой характерны признаки кооперации, но сверх того её члены идентифицируют себя с группой («мы» в отличие от «они»), гордятся ею, обособляются от других групп и сплачиваются. Воспитательное влияние группы приближается к влиянию коллектива.

7. Коллектив. Это высший тип группы. Это организованная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

У всех этих групп есть немало различий. Но самое важное – они по-разному влияют на личность. Чтобы грамотно и эффективно влиять на развитие личности, воспитатель должен отчётливо представлять, с каким типом группы он взаимодействует. Если это не коллектив, то целесообразно помочь группе быстрее подняться на уровень коллектива.

Как и всякая группа, коллектив – это часть среды, в которой развивается ребёнок. Коллектив включает ребёнка в целую сеть межличностных и иных отношений. Но если для обычной среды характерно неупорядоченное, разнонаправленное, случайное влияние на ребёнка, то в воспитательном коллективе такое влияние в значительной мере упорядочено и целенаправленно. Потому что детский коллектив – это педагогизированная среда. [3, с. 107-108]

Пути развития коллектива.

Формирование коллектива – сложный и, как правило, длительный процесс. В своём развитии коллектив проходит несколько стадий (этапов). Для выделения этапа надо определить критерии, по которым процесс развития коллектива можно разделить на стадии. Здесь существует несколько подходов.

Развитие коллектива связано с преодолением ряда противоречий:

  1. между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своём  развитии или, наоборот, отстающими от его развития;
  2. между перспективами коллектива и перспективами его членов;
  3. между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;
  4. между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.

Для развития общешкольного коллектива наряду с преодолением перечисленных противоречий важно наличие интегрирующих «импульсов», которыми могут быть совместные действия всего коллектива (программы, праздники, акции, преодоление возникших трудностей). Необходимо учитывать тот факт, что интегрирующими являются не только общие цели, но и действия по их достижению. Ещё А. С. Макаренко заметил необходимость наличия у коллектива близких, средних и дальних перспектив. [№12, с.92-95]

Близкая перспектива – это те события, которые произойдут в ближайшие часы, дни, недели. Это масса различных дел: разнообразные и занимательные уроки, спортивные занятия, игры, экскурсии и прогулки. Это привлекательные и внешние условия, в которые попадает ученик, приходя в школу: тёплые, хорошо освещённые, уютные помещения, цветы. Это благожелательный стиль отношений к школьнику, как со стороны его товарищей, так и со стороны педагогов, администрации и технического персонала.

Средняя перспектива включает в себя наиболее крупные события жизни в школе, в классе, ожидаемые в ближайшие месяцы. Таких бывает обычно несколько в год: школьные вечера, балы, праздники и походы, туристский слёт, открытие спортивного сезона или школьного стадиона. Подобные события могут быть и на классном уровне.

Далёкая перспектива включает события, ожидаемые через годы. И в масштабах не только школы, но и города или страны.

Педагогическое использование перспектив совместной деятельности предполагает, прежде всего, переключение внимания детей:

  1. от вредных и безнравственных перспектив их будущей деятельности
  2. ( скажем, перспектив где-то что-то украсть, сломать или поджечь) – к полезным ;
  3. от исключительно- личных – к объединяющим личные и общественные интересы;
  4. от чисто потребительских – к сочетающим потребление, труд, творчество.[ №3, с. 112]

Вторым условием является динамичность структуры коллектива, которая позволяет развивать не только межгрупповые, но и межличностные отношения. В этом плане большую роль могут сыграть разновозрастные объединения по интересам, творческие группы, состоящие из учащихся разных классов.

А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития группы с точки зрения её воспитательного влияния на личность. Опираясь на его взгляды, рассмотрим эти этапы подробнее.

1 этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят основные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает.

Нет чёткого распределения обязанностей между членами группы. Группа несамостоятельна и не имеет собственного руководства. Класс слабо участвует в жизни школы. Нет обще-групповых дружеских связей и сплочения.

Педагогу работать с такой группой нелегко, а воспитательная эффективность его деятельности недостаточна. Основное его внимание направлено на создание исходных условий для развития группы. Он стремиться увлечь школьников разнообразной привлекательной деятельностью, развить внутригрупповое общение, защитить школьников от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей в налаживании групповых дел.

Такое состояние детского объединения соответствует, скорее всего, номинальной группе или группе более низкого уровня, по типологии Л.И.Уманского.

2 этап. В группе складывается официальная структура, появились и действующие ответственные лица: староста, дежурные, физорг и т.д. Меняются и отношения к педагогу: образовался поддерживающий его актив. Расширяется дружеское общение и общая сплочённость. Появляется общественное мнение, выражаемое на собраниях и в повседневном общении. Часть школьников завоёвывает авторитет у товарищей. Общая деятельность группы более упорядочена и успешна. Она более самостоятельна и включается в общешкольную жизнь. Влияние группы на личность усиливается и приобретает воспитательный характер. Работа облегчается, её эффективность возрастает.

Такое состояние детского объединения в основном соответствует ассоциации, кооперации и автономии, по типологии Л.И.Уманского.

Продолжая и расширяя ту деятельность, которую он проводил на первом этапе, педагог особый упор делает на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.

3 этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство незаметно- явное (видимое) управление группой и отдельными школьниками осуществляется детским органом самоуправления. Группа самостоятельна, она успешно действует и в отсутствии педагога. Все школьники имеют общественные поручения, их официальные роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в общешкольную жизнь. Дружеские связи охватывают всю группу, она сплочена. Общественное мнение требовательно, критично и самокритично, могущественно. Каждая личность защищена, чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят уходить из неё. В целом группа становится мощным воспитательным фактором.

Такое состояние детского объединения соответствует коллективу. (№3, с.109-111)

Таким образом, путь к коллективу - это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему.

Глава 2.  Проектная деятельность как средство развития коллектива. 

Проектная деятельность является практически первой возможностью для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам проектной деятельности она совершенно не обязательно должна быть коллективной, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе.

Что такое проект? Проект- это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, конкретных методов и шагов по её улучшению.

Проект-это предметное представление идеи в виде конкретных образов, мысленных моделей.

Проектирование-это процесс описания ограниченных во времени целенаправленных изменений системы (или её отдельных элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и спецификой организации деятельности.

Поэтому именно в этой деятельности могут начать развиваться отношения между сверстниками.

Огромную роль в развитии ребёнка и его отношений со сверстниками может сыграть общая работа, объединяющая её участников.

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между людьми.

Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей. Предлагая детям  участвовать в проектной деятельности, мы получаем  возможность управлять созданием групп. В групповых проектах у участников формируются навыки сотрудничества, что способствует развитию коллектива.  (№11, с.129)

Проектная деятельность как специфичная форма творчества является универсальным средством развития человека. Её можно использовать при работе практически  с учащимися любого возраста.

В условиях демократизации школьной жизни проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе.

Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится ещё более очевидной, если обратиться к особенностям современного образования. Демографическая система, сложившаяся в нашем государстве за последние годы, породила огромное количество малокомплектных школ и использование в педагогической практике работы в классах- комплектах (особенно в начальной школе)

Метод проектов позволяет посмотреть на это именно с положительной точки зрения: старшие одноклассники имеют возможность выступить в качестве наставников для младших учащихся, стать помощниками учителя.

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагаемый серьёзную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов требуют наличия лишь традиционных компонентов учебно-воспитательного процесса-учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к проекту совершенно особые.

Основные требования к проекту.

1.Необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы)- исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Поиск социально-значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта с учащимися-проектантами.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами-с проектирования самого проекта, в частности-с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием сроков, выходов и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть, проект-это «пять П».

Проблема-Проектирование (планирование) -Поиск информации –Продукт -Презентация.

Шестое «П» -его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты и др.

(№ 13, с.7-10) .

Классификация проектов.

Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащихся, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Проекты могут классифицироваться по:

1)по составу участников;

2) по целевой установке;

3) по тематике;

4) по срокам реализации.

На практике чаще всего используются следующие типы проектов:

  1. исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево- игровые ( с элементами творческий игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно - практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы ( оформление и дизайн класса, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели)
  5. смешанные типы проектов по предметно- содержательной области являются межпредметными, а творческие- монопроектами.
  6. Социальные (способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощаемой идеи)

По продолжительности проекты могут быть:

  1. краткосрочными;
  2. недельными;
  3. годичными.

Паспорт проектной работы.

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда трижды.

Вначале - как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточнённый паспорт проекта необходимым вступлением к проектной папке ( портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может стать описанием проекта, подготовленным для публикаций или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультанты проекта.
  4. Учебный проект, в рамках которого проводится работа по проекту.
  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  7. Состав проектной группы (ф.и.учащихся, класс)
  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)
  9. Заказчик проекта.

10) Цель проекта (практическая и педагогическая)

11) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах)

12) Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

13) Необходимое оборудование.

14) Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко- содержание)

15) Предполагаемые продукты проекта.

16) Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы, выход этапа)

17) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки.

Проектная папка (портфолио проекта)- один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

- чётко организовать работу каждого участника проектной группы;

-стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

-объективно оценить ход работы над завершённым проектом;

- судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

-сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчёты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей и гипотез, решений;

7) отчёты о совещаниях группы, проведённых дискуссиях, «мозговых штурмах» и т.д.

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий)

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

Виды презентаций проектов.

Виды формы презентации проекта - задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор типичных форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полёт фантазии (в сочетании с обязательным учётом индивидуальных интересов и способностей проектантов - артистических, художественных, конструкторско - технических, организационных и т.д.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

-воплощение ( в роль человека, одушевлённого и неодушевлённого существа)

-деловая игра.

-демонстрация фильма- продукта, выполненного на основе информационных технологий.

-диалог исторических или литературных персонажей.

- защита на учёном совете.

-игра с залом.

-иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

-инсценировка реального и вымышленного исторического события.

- научная конференция.

- научный доклад.

- путешествие.

-реклама.

- ролевая игра.

- соревнования.

- спектакль.

- спортивная игра.

- телепередача.

- экскурсия.

Система оценки проектных работ.

Критерии оценки должны быть выработаны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащихся каждого возраста.

Критерии должны оценивать не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты.

Приведём перечни критериев, использовавшихся на практике.

  1. самостоятельность работы над проектом;
  2. актуальность значимой работы;
  3. полнота раскрытия темы;
  4. оригинальность решения проблемы;,
  5. артистизм и выразительность выступления;
  6. как раскрыто содержание проекта в презентации;
  7. использование средств наглядности, технических средств;
  8. ответы на вопросы.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, но и на этой базе- возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель- руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего - развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интереса ребёнка и его творческого потенциала.

Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности.

В чём же преимущество групповых проектов?

1) у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

2) проект может быть выполнен глубоко и разносторонне;

3) каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включён в определённый этап работы;

4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, группы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; это соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются рефлексивные, поисковые, коммуникативные, менеджерские, презентационные умения и навыки, а также умения и навыки работы в сотрудничестве, а именно:

-умение коллективного планирования;

-умение взаимодействовать с любым партнёром;

-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

-навыки делового партнёрского общения;

-умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.(№ 13, с.20-28)

 Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий,Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный  (учитель -  заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики - обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. (№10 с.57-68)

Глава 3. Опыт формирования коллектива младших школьников средствами проектной деятельности.

Изучение особенностей развития коллектива.

Изучение школьников - процесс непрерывный. Классный руководитель обращает внимание на особенности поведения, характера и разнообразной деятельности и на изменения, которые происходят в их развитии.

Диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. Анализ результатов диагностики позволит педагогу подобрать эффективные способы организации детского коллектива, определить перспективу развития образовательного процесса.

На первом этапе важно изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребёнка. В этом помогает социометрия.( текст методики в приложении)

Особенности взаимоотношений младших школьников со сверстниками.

                        Методика «Социометрия»

Цель: Выявление межличностных отношений в группе.

Матрица 1.

Фамилия имя ученика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Бормотов Юра

+

+

2.

Гостюк Таня

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Ильин Иван

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

Комаров Антон

+

+

+

+

5.

Кузьмина Настя

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Лустова Алина

+

+

+

+

+

7.

Опыхтина Ира

+

+

8.

Опыхтина Оля

+

+

+

+

+

+

9.

Русакова Алина

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10.

Солдатов Женя

+

+

+

11.

Трухалёва Настя

+

+

+

12.

Шушарина Таня

+

Всего выборов

5

4

4

4

3

5

8

7

4

9

6

3

В том числе взаимных выборов

2

2

3

2

3

3

1

3

4

2

1

0

В том числе взаимных отклонений

3

2

1

2

0

2

6

4

0

6

5

3

Лидер группы - Русакова Алина

Предпочитаемые - Ильин Иван, Кузьмина Настя, Опыхтина Оля, Лустова Алина

Пренебрегаемые -Бормотов Юра, Гостюк Таня, Солдатов Женя

Изолированные - Опыхтина Ира, Трухалёва Настя, Шушарина Таня.

Вызывают к себе наибольшие антипатии: Опыхтина Ира, Солдатов Женя, Трухалёва Настя.

 Матрица 2

Фамилия имя

1

7

10

2

3

6

9

4

5

8

11

12

1

Бормотов Юра

+

+

7

Опыхтина Ира

+

10

Солдатов Женя

+

+

2

Гостюк Таня

+

+

+

3

Ильин Иван

+

+

+

6

Лустова Алина

+

+

9

Русакова Алина

+

+

+

+

4

Комаров Антон

+

+

5

Кузьмина Настя

+

+

+

+

8

Опыхтина Оля

+

+

11

Трухалёва Настя

+

12

Шушарина Таня

Образовались малые группы:

  1. Бормотов Юра, Опыхтина Ира, Солдатов Женя, Комаров Антон
  2. Гостюк Таня, Ильин Иван, Русакова Алина, Кузьмина Настя, Опыхтина Оля, Лустова Алина

3. Трухалёва Настя, Шушарина Таня- отверженные.

Сверхзадачей организатора является формирование и сплочение коллектива.

Что значит формировать? Это значит создавать, лепить, придавать чему-либо новую форму.

Формирование и сплочение коллектива - это как восхождение к вершине.

Если считать, что у подножия этой вершины группу людей мы ещё не можем назвать коллективом, а оказавшейся на вершине присваивается это «звание», то весь путь будет состоять из переходов разной сложности, каждый из которых заканчивается воображаемой станцией. (№8, с.97-102)

 Здесь целесообразно применить методику А.Н. Лутошкина « Какой у нас коллектив», целью которой является определение степени удовлетворённости учащихся своим коллективом. (текст дан в приложении)

Ничего не получится у того организатора, который, придя в класс, заявит: ты дружи с этим, а ты с тем; тебе лучше проявлять симпатии к тому, а тебе – к тому. Смешно. В жизни так никогда не получится. Но почему?

Одно из удивительных свойств коллектива - его способность к саморазвитию.

Если представить себе, что на пути к «Горящему факелу» находятся все члены группы нашей школы, то можно быть уверенным – цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперёд и приближается к вершине, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой.

Интересно это движение.

В классе есть кучка активистов, которые участвуют во всех делах. Другие остаются в тени.

Кажется, и хотим стать дужными, но что-то мешает, чего-то не хватает.

Главное в становлении и развитии коллектива - это умелое руководство им. Классный руководитель должен быть настоящим проводником вышедших на трудный маршрут ученических групп.

Проведение методики «Какой у нас коллектив» (разработанной А.Н.Лутошкиным) позволила определить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом. Нет общего мнения, а это значит коллектив не сформирован. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

Двигаться вперёд можно быстрее, если к себе манит общее интересное дело.

Трудно создавать коллектив, если цель, да и вся деятельность неинтересна ребятам. Тут не помогут ни давление учителя, ни усилия организаторов. Увлекательная цель – это не значит, что она должна выглядеть весёлой и занимательной. Дело, которое несёт серьёзный гражданский смысл, которое необходимо людям, увлекает не менее глубоко, чем иное яркое, эмоционально окрашенное дело.

Работа по достижению общей цели должна быть обязательно совместной. Хорошее, интересное дело в классе можно провести усилиями нескольких человек. Но коллектив от этого вряд ли станет сплочённее. Нужна такая организация, при которой каждый человек станет активным участником дела.(№8 с.97-105)

На мой взгляд, становление и развитие коллектива происходит удачнее, если в своей работе организатор применяет проектную деятельность.

Рассмотрим на примере.

Опыт организации проектной деятельности.

С каждым годом всё более обостряются экологические проблемы, взрослые часто не могут ответить, какую планету оставят они своим детям.

Вопросы охраны водных ресурсов и водоёмов, их рационального использования, также как и вопросы охраны природы, обеспечения экологической безопасности в наше время исключительно актуальны. При этом проблема сохранения окружающей среды неотделима от вопросов экологического образования и воспитания граждан России, в том числе и подрастающего поколения.

Заботой о будущем нашей планеты продиктована необходимость формирования экологической культуры личности, основы которой закладываются в младшем школьном возрасте. Они открывают мир, не отделяя его от себя, находясь в единстве с природой.

Поэтому необходимо воспитывать потребность в бережном отношении к природе, интерес к изучению родного края.

Комитет по экологии и природопользованию  по Нижегородской области объявил конкурс «Чистая вода». Мы решили всем классом в нём поучаствовать.

 Цели и задачи:

  1. Формирование экологической культуры младших школьников.
  2. Пропаганда идеи бережного отношения к водным ресурсам.
  3. Расширение их кругозора, их представление об окружающем мире.
  4. Формирование чувства сопричастности к своему времени.
  5. Развитие детской инициативы, исследовательских навыков у младших школьников, направленных на изучение и охрану водоёмов.

6.Формирование детского сплочённого коллектива.

Выбор проблемы наметился сам собой. Я попросила учеников написать сочинение на тему «Один день каникул».

Второго сентября ребята писали сочинение на тему «Один день каникул».

В нескольких сочинениях дети описывали отдых на реке Оке.

В одном сочинении было описано плачевное состояние реки Оки.

При чтении сочинений ребят затронула тема загрязнения водоёмов. Они рассказали о том, что увидели на реке, на берегу, на поверхности воды.

При постановке вопроса о том, что мы знаем о нашей реке, дети немного растерялись. Ответов было немного. Поэтому мы и определили тему нашего проекта. Детям захотелось узнать о происхождении названия реки Оки, её местоположение, о хозяйственном назначении реки, о санитарном состоянии.

Ребята захотели помочь нашей речке, чем смогут.

В любом случае, работа над проектом подразумевает основные этапы взаимосвязанных действий школьников и педагога.

Работу над проектом я планирую согласно этим этапам.

1 этап. Диагностический.

На данном этапе использую методику «Забор мнений»

На ватмане пишу «Река Ока» и прошу ребят в течение недели ответить на вопрос: что вы о ней знаете? Проанализировав ответы детей, выявили проблему: мы ничего не знаем о происхождении нашей реки.

2 этап. Поисковый.

Спрошу у ребят, что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос. То есть, выделим цель: изучение водоёма.

3 этап. Договорной.

Метод «Мозговой штурм» выяснит способы реализации проекта, то есть задачи.

4 этап. Деятельностный.

Этот этап будет зависеть от предложений ребят по реализации проекта. Совместными усилиями ребята создали своеобразную схему работы над проектом.

Литераторы

Юные экологи

Практи-ки

Исследо-ватели

Истори-ки

Художники

Писатели

«Чистая вода»

Следующим шагом было формирование команд.

Учащиеся 1-4 классов (всего 13 человек).

Возраст детей -7-10 лет.

а) «Писатели» (сочинение на тему «Один день на реке Оке»)

б) «Художники» (конкурс рисунков «Моя Ока»)

в) «Историки» (происхождение названия реки Оки, местоположение реки Оки, протяжённость в Нижегородской области, притоки Оки)

г) «Исследователи» (экскурсия к реке Оке, опрос жителей о состоянии реки Оки до 2008 года,  загрязнение реки, отсутствие очистных сооружений, вред живым обитателям водоёма, вред жителям близлежащих поселений)

д) «Практики» (очистка берега от веток, сучьев, бутылок и т.д.)

е)  «Юные экологи» (создание памятки «Правила поведения на реке», изготовление экологических знаков)

ё) «Литераторы» (конкурс стихов о реке Оке)

Так как учащихся мало, то мы решили пройти все станции своеобразной схемы, отчитываясь на каждой о своей работе. К своей работе мы привлекли сельского библиотекаря Зинину Л.В.  Оказали посильную помощь и родители.

 Сбор сведений. Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирали интересующие их сведения, фиксировали их и готовили к использованию в проекте.  Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений.

Во время работы над темой дети учились находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать её.

Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации выступали: книги, классные библиотеки, экскурсии, родители.

Завершался сбор сведений размещением всей найденной информации в одной информационной папке. Особая роль информационной папки связана с возможностью хранения с её помощью всего объёма информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребёнка по поиску информации. На этом этапе у детей формировались умения работать с другими источниками информации, работать с текстом, обобщать, выделять главное.

Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми учитывались те умения, которые у них есть к этому моменту. На этом этапе учащиеся приобретают следующие умения: простоту и чёткость речевого высказывания, умение вступать в контакт с партнёром и собеседником, умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.

Реализация проекта.

На этом этапе дети готовили выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы. Взрослые помогали только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом.

Принципы работы над проектом.

Каждый ребёнок имеет право:

- не участвовать ни в одном из проектов;

- участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

- выйти в любой момент из любого проекта;

- в любой момент начать свой, новый проект.

Презентация.

Каждый проект и этап проекта доведён до успешного завершения, оставляя у ребёнка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогал детям соизмерять свои желания и возможности.

После завершения работы над проектом детям представилась возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

В данном проекте решались многие задачи, которые влияют на гармоничное развитие личности ребёнка. Затрагиваются вопросы экологии, обогащаются литературоведческие, природоведческие знания. Развивается эстетический вкус в восприятии художественных произведений, творческих работ ребят. Развиваются трудовые и искусствоведческие навыки.

У моих детей отмечаю рост школьной мотивации. Веду отслеживание успехов учащихся и отмечаю рост качества знаний у отдельных учащихся. Дети 3-4-х классов умеют работать самостоятельно, в группах. Они учатся ставить перед собой цель и намечать пути её реализации. Поэтому средний ученик подтягивается до сильного, а сильный становится опорой для всего класса.

Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности ребят и наглядно утверждает их личностный рост

Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика.

Успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектная деятельность. Она создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!”.

5 этап. Рефлексивный.

Итогом работы над проектом планировалось составление сборника «Моя Ока»  (в приложении)

Работа над проектом имеет огромное воспитательное значение.  Во время работы было отмечено, что, выполняя требования проекта учащиеся поверили в свои силы, свои способности, у ребят повысилась самооценка, уверенность в себе. Работая в команде, детям пришлось быть терпимее к мнениям и поступкам членов команды, с уважением относится друг к другу. Ребята прочно усвоили изучаемый материал, добытый самостоятельно, сознательно. Это отражено в анкетировании после проекта. Дети легко отвечали на вопросы, у ребят появилось желание работать над новыми проектами. А у меня, как у педагога, применять данный метод.

Условия эффективности формирования коллектива средствами проектной деятельности.

После работы над проектом была проведена методика «Какой у нас коллектив»  повторно.

В группе, находящейся на третьей ступени («Мерцающий маяк»), заметны  усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки. Скрепляющим звеном являются нормальная дисциплина и требования старших. Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шёл верным путём. В группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.

Методика изучения уровня развития детского коллектива.

"Какой у нас коллектив"

Цель: Выявление сплочённости детского коллектива.

горящий факел

алый парус

 

мерц. маяк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мягкая глина

 

 

 

 

 

 

 

песч. россыпь

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

горящий факел

 

алый парус

 

мерц. маяк

 

мягкая глина

 

песч. россыпь

 

1.Бормотов Юра

2.Галактионова Лена

3.Гостюк   Таня

4.Ильин   Иван

5.Комаров Антон

6. Кузьмина Настя  

7.Лустова Алина

8.Опыхтина Ира

9. Опыхтина Оля

10. Русакова Алина

11.Солдатов Женя   Женя

12.Трухалёва Настя  

13. Шушарина Таня  

Время проведения методики 11 ноября 2008 года

Вернувшись к методике «Какой у нас коллектив» ребята посчитали возможным укрепить своё положение и постепенно подойти к ступени «Алый парус». Для этого необходимо:

-работать по принципу: коллективно планируем, коллективно действуем, коллективно подводим итоги;

-чтобы никому не было в классе плохо, а каждый находил себе дело, а дела находили каждого;

-научиться не только красиво говорить, но также красиво и делать.

-научиться действовать по принципу: «Один за всех, а все за одного».

Каждый уровень развития классного коллектива требует своих способов организации и руководства им. Действия организатора должны отличаться, если он работает с детьми в группе, где нет настоящей ответственности, разболтанная дисциплина, где всем «всё равно», и если он руководит слаженным, дружным коллективом. Свойства хорошего организатора- учитывать все изменения происходящие в группе. Если группа не стоит на месте, если она развивается, становится коллективом, то необходимо изменять способы руководства. Если этого не делать, может пострадать не только коллектив, не только авторитет организаторов, но и общее дело.

(№8 с.111)

Заключение.

Успешным средством преодоления разобщённости семьи и школы является совместная проектная деятельность. Она создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки: “Я сам!”, “Я смог!”, “Я знаю!”.Формирование и сплочение коллектива - это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, Коллектив. Это высший тип группы. Это организованная группа людей, сплочённая совместной, целеустремлённой общественно полезной деятельностью своих членов и их личными взаимоотношениями.

Педагогическое использование перспектив совместной деятельности предполагает, прежде всего, переключение внимания детей:

  1. от вредных и безнравственных перспектив их будущей деятельности
  2. ( скажем, перспектив где-то что-то украсть, сломать или поджечь) – к полезным;
  3. от исключительно- личных – к объединяющим личные и общественные интересы;
  4. творчество.[№3, с. 112]

 Проектная деятельность является практически первой возможностью для учеников начать коллективную работу. Хотя по базовым характеристикам проектной деятельности она совершенно не обязательно должна быть коллективной, в учебных целях, как правило, проекты реализуются в групповой работе.

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между людьми.

Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так складываются группы, которые могут стать первым толчком к созданию прочных дружеских связей. Предлагая детям  участвовать в проектной деятельности, мы получаем  возможность управлять созданием групп. В групповых проектах у участников формируются навыки сотрудничества, что способствует развитию коллектива.  (№11, с.129)

Таким образом, организация проектной деятельности способствует формированию коллектива младших школьников. Данная технология помогает сплочению детского коллектива, способствует повышению личностного роста ученика.

Литература

1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л, Сидалева Т.Н и др. Преподавание в начальных классах. Психолого – педагогическая практика. Учебно - методическое пособие\ М.: ЦГЛ, 2003.-208с.

2.Байбородова Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. Ярославль, Академия развития, 2007. – 336 с.: - (Методика воспитательной работы)

3.Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательство Владос  - пресс; 2002. – 176 с.

4.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: «Вако», 2004, 240 с. –  (Педагогика. Психология. Управление.)

5.Комратов Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2007. – 2008 с. – (Растим патриотов России)

6.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под редакцией Е.Н.Степанова. – М., Центр «Педагогический поиск», 200. - 160 с.

7. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч.1, 2./М.: Центр «Педагогический поиск», 2002./160 с.

8.Лутошкин А.Н. «Как вести за собой». Москва, «Просвещение», 1978.–159 с.

9. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). – М.: Педагогика, 19988. – 144 с.

10.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е издание., испр. и доп.- М.: Аркти, 2008. – 112 с. (Методическая библиотека)

11.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

12. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – 256 с.

13. Сергеева в.п. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.