Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности»
опыты и эксперименты

Ломонос Ольга Сергеевна

 Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности» Рапссматриваются вопросы развития творческих способностей детей в теории и практике обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_talant_2019.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности»

 Мастер – класс

в  рамках Ставропольского краевого  педагогического фестиваля «Талант 2019»

 Ломонос Ольга Сергеевна учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры Туркменского района

1.11.2019


Тема

«Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности»

Выступление

        Здравствуйте, уважаемые коллеги. Зовут меня Ломонос Ольга Сергеевна, я учитель начальных классов МБОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры Туркменского района. И сегодня вашему вниманию хочу представить мои наработки по теме «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности».

        Актуальность данной работы - в последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. Это связано с тем, что обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения.  Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.[1]

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и  примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО)1, показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с  формированием  творческой  культуры личности.

Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит». Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!». Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.[2]

С переходом на ФГОСтандарт начального общего образования во всех нормативных документах принят культуросообразный, компетентностный подход, ориентирующийся на развитие самостоятельного мышления учащихся. Это предполагает поиск новых образовательных технологий, обновления содержания образования, в том числе использование наряду с традиционными - методов развивающего обучения и, в первую очередь, метода проектов. Суть его сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Евгения Семёновна Полат считает, что в основе метода проектов лежит развитие творческих навыков и исследовательских умений учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. И я с ней полностью согласна.

        ДЛЯ ЧЕГО же я использую в своей работе МЕТОД ПРОЕКТОВ: с целью научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

        В своей работе метод проектов использую,  как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Мы с ребятами работаем над различными видами проектов.

  • информационные проекты: «Удивительный мир сказок А.С. Пушкина», «Животные арктических пустынь», «Северное сияние», «Природа родного края»
  •  исследовательские «История моей семьи», «Дорогие сердцу вещи»,  «Моё село в цифрах», «Красная книга села Малые Ягуры», «Красная книга Туркменского района». Работая над этими проектами, ребята собрали объёмный материал, мы с ними вместе поработали над дизайном страниц и оформили в виде книги. Данный материал с удовольствием применяем на уроках и во внеурочное время и пополняем рубрику новых идей.
  • творческие проекты.

Зачастую именно ребята становятся инициаторами того или иного творческого проекта. А мне остаётся направлять и координировать их работу.

  • Во внеурочной деятельности используем игровые проекты «Лучший летательный аппарат», «Разноцветная ярмарка» и другие.

Кроме того все учебные проекты можно подразделить на:

- индивидуальные,

- групповые,

- коллективные.

Вся работа над проектами ведётся с целью развития творческих способностей и сплочения коллектива. Ведь не каждый ребенок успешен в обучении, но при этом каждый может быть успешен в творческой деятельности. Главное увлечь, заинтересовать и дать возможность проявить себя.

Если я, создам ситуацию успеха, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде,  и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире.

Говоря о проектной деятельности, одним из направлений стало создание памятных альбомов.

Сейчас, в век современных технологий, мода на фотоальбомы ушла в прошлое. А ведь как приятно, листая вместе с детьми альбом, сделанный своими руками, вспомнить приятные моменты жизни и снова прочувствовать все дорогие мгновения. С появлением цифрового фото отпала надобность в распечатке снимков. Ведь для чего хранить множество фотографий в ящике стола? Но если вы хотите сохранить историю вашей семьи, детей, стоит выбрать из всех снимков самые лучшие и оформить альбом своими руками, комментируя надписями значимые события.

Как же я пришла к созданию памятных альбомов?

Когда моя старшая дочь была во 2 классе, мы приняли участие в краевом конкурсе – выставке по дизайнерскому оформлению издательской продукции «Книга лучший подарок». Нами был создан фотоальбом «Ветераны нашего села», над его созданием трудилась вся семья. И наш труд был высоко оценён в крае. Альбом «Ветераны нашего села» стал победителем конкурса – выставки  в номинации «Фотоальбом».

Следующий альбом «Вот семья у нас какая» появился, когда моя дочь сочинила стихотворение о нашей большой семье. И нам захотелось его как – то ярко и красочно оформить. Мы подобрали интересные фото и презентовали его на семейном празднике.

Работая над созданием памятных альбомов дома, я увидела заинтересованность  и результат своей работы и решила перенести этот вид деятельности на учеников класса.

Так появился наш большой творческий проект «Памятный календарь». Дело в том, что своих ребят приняла во втором классе из заботливых рук Натальи Васильевны Клочковой - их первой учительницы. Именно для неё, мы с ребятами создали наш памятный календарь. В него мы поместили фотографии и рисунки, первые впечатления и трогательные слова. Мы вместе выбирали рамочки для фотографий, работали над дизайном  страниц. Ребята оказывали мне посильную помощь при сканировании фотографий. Конечно, основная работа лежала на моих плечах, но где была возможность посоветоваться с ребятами, я обязательно это делала, чтобы каждый из них мог оценить свою значимость для общего дела.

Результатом работы над этими проектами стали трогательные слезинки в глазах учителя, когда ребята преподнесли ей  альбом в подарок. А что может быть ценнее!?

История создания следующего памятного альбома взяла своё начало со школьного плана мероприятий по подготовке к празднованию 70 – летию  Победы в Великой Отечественной войне. Наша школа работала над большим проектом «Бессмертный полк». И наш класс не только принял активное участие в этом проекте, но и стал разработчиком шаблона оформления для фотопортрета участника ВОВ. Мы с ребятами на фотопортретах разместили не только ФИО, но и краткую информацию об участниках войны. Дети провели колоссальную работу, собрали много интересной информации, совместно с родителями осуществляли поиск информации в Интернете, делали запросы в архивы, выступали в роли интервьюеров, черпая информацию из уст бабушек и дедушек.

        Благодаря богатейшему материалу, собранному учащимися, мы решили создать Книгу Памяти «И помнит мир спасённый…», на страницах которой разместили информацию об участниках тех страшных событий,  тем самым сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу.

         Наш альбом включает в себя 4 раздела:

* Ветераны ВОВ нашего села.

* След войны в моей семье.

* Дети войны.

* ВОВ в детских рисунках.

        Мы постарались сделать так, чтобы каждый ученик класса оставил след на страницах альбома. Кто- то собирал информацию о членах своей семьи, кто  не имел такой возможности, тот подготовил сообщение о ветеранах нашего села. Были и такие ребята, кто выразил своё отношение в рисунках.

        Ребята принимали активное участие в подборе материала для оформления альбома. Когда работа над альбомом была закончена, состоялась большая презентация нашего проекта. Были приглашены ветераны ВОВ, председатель совета ветеранов, ведущий специалист администрации села, работники сельской библиотеки, администрация школы, родители и родственники. Как приятно нам с ребятами было слышать лестные отзывы, добрые слова о проделанной работе. Ребят переполняла гордость,  и такая же гордость переполняла их родителей. Кульминацией праздника стало возложение цветов к мемориалу неизвестного солдата.

        Нам с ребятами было предложено принять участие в конференции ШНО в нашей школе в секция: «Юниор». 70 – летие Великой Победы.

Мы очень волновались, потому что принимали участие в первый раз. И сколько было радости, когда наша работа стала победителем и на школьном и на муниципальном уровне.

Альбом «Время выбрало нас», посвященный участникам афганской и чеченской войны, стал призером ШНОУ на муниципальном уровне и победителем социальных проектов муниципального конкурса «Лидер».

В этом году в преддверии юбилея Победы мы планируем принять участие в реализации большого проекта «Звезда Памяти», и выйти за рамки одного класса. Являясь педагогом дополнительного образования Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста», открывшегося на базе нашей школы в этом году, у меня есть возможность взаимодействовать с учащимися разных классов. Мы уже обновили экспозицию школьного Уголка Боевой и Трудовой славы: стенд «Учителя – участники ВОВ», сделали маки из фоамирана. Ведем работу по реализации проекта «Книга Памяти», на страницах которой мы разместим информацию о ветеранах ВОВ, на сегодняшний день, к сожалению, в живых остался только – Яременко Иван Макарович, о прадедах и дедах, участниках ВОВ, детях войны. Еще хотим включить в нашу книгу такие разделы, как

  • «Война в стихах», воспитанники клуба «Вдохновение» могут разместить свои стихи,
  • «Мы за мир на планете», на страницах этого раздела будут размещены рисунки.

К сожалению, не в каждой семье сохранилась информация о родственниках – участниках войны, но каждый ребенок имеет право принять участие в проекте.

Я бы хотела, уважаемые коллеги, обратиться к вам за помощью, у вас на столах карты социального проекта «Звезда Памяти», мне очень интересно ваше мнение, заполните, пожалуйста, пустые графы.(Обсуждение)

И сегодня я предлагаю вам принять участие в реализации мини – проекта. Давайте создадим  символ нашего проекта, у вас на столах находятся звезды, я предлагаю вам написать любую фразу, отражающую ваше отношение к данной теме,  и прикрепить её на нашу звезду Памяти. (Рефлексия) Спасибо за участие.    

        Результативность участия конечно важна и приятна, но мне гораздо важнее процесс создания  какого – либо проекта. Как интересно наблюдать за ребятами в процессе работы, сколько интересных, порой непредсказуемых идей рождается в их светлых головах. Я уверенна, что каждый проект благотворно влияет на доброжелательную атмосферу, взаимопонимание и сплочение детского коллектива.

Вхожу я в класс свой, улыбаясь,
И вижу блеск ответных глаз.
Детей люблю, для них стараюсь,
Ведь класс мой – самый лучший класс.

        Надеюсь, что мой рассказ вдохновил вас на реализацию какого – нибудь интересного проекта. И каким содержимым вы его наполните, решать вам. Если вдруг вам  понадобится моя помощь, я всегда открыта к диалогу и буду рада вам помочь. Оставляю вам свои координаты.

Я желаю Вам всем творческих успехов!

А своё выступление мне бы хотелось закончить такими словами:

Учитель - это тонкая работа 

Он - скульптор, он - художник, он - творец 

Не должен ошибаться ни на йоту, 

Ведь человек - труда его венец. 

Любить работу в наше время сложно 

И труд подобный увлечёт немногих, 

Но отказаться просто невозможно 

От выбранной судьбою нам дороги. 

  

А у работы нашей, без сомненья 

Поверьте, не изменится названье. 

И это - главное, пожалуй, увлеченье, 

Всё потому, что наше в нём призванье. 


[1] Д. Медведев. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

[2]          Сухомлинский В.А.М, Просвещение, 1974г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"

В презентации представлен проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело.И в сказочном царстве фигурок бумажныхНаучишься добрым, уверенным ...

Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)

Данный материал можно использовать   во внеурочной деятельности. Цель: формирование творческой личности ребенка  средствами театральной педагогики....

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

"Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности в условиях ГПД"

Основной целью проектной  деятельности в условиях ГПД будет являться создание условий для личностного роста школьников,мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся....

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...