"Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности в условиях ГПД"
статья (2 класс)

Дмитриева Ольга Вячеславовна

Основной целью проектной  деятельности в условиях ГПД будет являться создание условий для личностного роста школьников,мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей младших школьников в проектной деятельности»

Л. Н. Толстой сказал вот такую замечательную фразу: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». И эти слова как никогда очень актуальны в настоящее время.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, в период осуществления перехода на стандарты нового поколения, особенно важным является создание адаптивной образовательной среды для обеспечения оптимального уровня развития творческих способностей каждого ученика, его задатков, способностей, творческого потенциала.

Таким образом, цель данного исследования обосновать условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста в проектной деятельности в группе продленного дня.

Данная цель достигалась через решение следующих задач:

1 задача: Уточнить сущностные характеристики развития творческих способностей младших школьников.

Обратимся к анализу понятию творческие способности-это способности , связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Для развития  творческих способностей необходим комплекс условий, благоприятствующих творчеству. Такой комплекс весьма многообразен.

Условия творческого  развития :

А) Свободная атмосфера в школе и классе.

Б) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям,   здоровью, к его способностям.

В) Поощрение высказывания оригинальных идей.

Г) Использование личного примера творческого подхода к решению проблемы

Этапы развития творческих способностей младших школьников:

  1. Подготовительный этап.

 Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.

  1. Основной.

Применение освоенных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствие с индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями)

  1. Завершающий.

 Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля)

2 задача: Выявить специфику организации проектной деятельности в условиях ГПД.

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что  занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная  обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому   ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого,  воспитатель и дети не ограничены жесткими временными  рамками учебного часа.  Появляется возможность:

- использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД  для работы над проектом;

( во время прогулок организовать  народные игры, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;)

- привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

- сотрудничать с библиотеками, музеями,

- организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

- тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

Проектная  деятельность  заинтересовывает  учащихся,  если  они  знают, что  их  проект  будет  востребован.  Выбирая  тему  проекта  и  выполняя  его, школьники учатся находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость. 

Эта творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы:

Этап 1. Разработка проектного задания.

Деятельность  учащихся:  вхождение  в  проблему, принятие задачи; объединение в рабочие группы.

Этап 2. Разработка проекта.

Деятельность учащихся: самостоятельная работа с информацией индивидуально, в группах и парах, анализ и синтез идеи.

Этап 3. Оценка результатов.

Деятельность  учащихся:  подготовка  продукта  деятельности  к  презентации; участие в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.

Деятельность учащихся: представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности, т.е. выступление перед одноклассниками и жюри; самооценка своей работы путём коллективного обсуждения.

Таким образом, проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание  качественно  новых  ценностей,  важных  для  формирования  таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность,создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей. Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что  занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная  обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому   ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого,  воспитатель и дети не ограничены жесткими временными  рамками учебного часа.  Появляется возможность:

- использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

- во время прогулок организовать  народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

- привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

- сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром,  общественными организациями;

- организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

- тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что  занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная  обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому   ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого,  воспитатель и дети не ограничены жесткими временными  рамками учебного часа.  Появляется возможность:

- использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

- во время прогулок организовать  народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

- привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

- сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром,  общественными организациями;

- организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

- тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной  целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем  создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей.

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что  занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная  обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому   ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого,  воспитатель и дети не ограничены жесткими временными  рамками учебного часа.  Появляется возможность:

- использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

- во время прогулок организовать  народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

- привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

- сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром,  общественными организациями;

- организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

- тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

 


Проект «Блокада»

Внеурочное мероприятие «Начало блокады»

Рассказ, презентация,

«Минута молчания»

Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне.

Просмотр документального фильма «Дорога жизни».

Просмотр иллюстраций, открыток, медалей, орденов военных лет, фотографий о жизни блокадного Ленинграда.

Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне.

Выставка книг поэтов и писателей, посвятивших свои произведения героизму жителей блокадного Ленинграда.

(Алексеев С.  «Рассказы об обороне Ленинграда»

Богданов Н. «Бессмертный горнист»

Бондаренко И. «В осаждённом городе»

Воскобойников В. «Девятьсот дней мужества»).

Рассматривание детской художественной  литературы, иллюстраций «Пискаревское мемориальное кладбище», «Разорванное кольцо блокады» и т.д. на фоне прослушивания музыки военных лет;

-составление рассказов по картинкам;

Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне.

Конкурс чтецов.

(Маршак С. «Почта военная», «Ленинградское кольцо. Дворец пионеров в Ленинграде».)

Чтение и разучивание стихотворений, работа с пословицами и поговорками о героизме, славе, смелости.

Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне.

Уроки мужества.

Классный час «Я говорю с тобой из Ленинграда…»

Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне

Конкурс рисунков.

Рисование на тему: «Улицы блокадного города».

Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне

Презентация «Военная техника»          

Лепка на тему: «Военная техника».

Формирование патриотического чувства ребят к своей Отчизне

Открытое внеклассное мероприятие

Показ рисунков, творческих работ, презентации, чтение стихотворений, дополнительно готовят творческие номера, учат отрывки из книги («Дневник Т. Савичевой»)

Творческий отчет

Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников в условиях проектной деятельности.

1.Включать в обучение самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, задания творческого характера, являющиеся инструментами познания, что способствует развитию творческих способностей в условиях проектной деятельности.

2.Создавать ситуации требующие использование различные видов решений.

3. Необходимо предоставить большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д.

4.На уроках необходимо включать: нестандартные задачи, ребусы кроссворды, составление дерева рассуждений и т.д

Творческие способности учащихся важно и необходимо развивать.

Учащимся  следует давать такие задания, которые направлены на развитие творческих способностей, так как это формирует личность, позволяет ей творчески развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Мастер-класс "Развитие творческих способностей младших школьников через проектную деятельность"

Японская мудрость издревле гласит:"Великий квадрат не имеет пределов".Попробуй простую фигурку сложить,И вмиг увлечёт интересное дело.И в сказочном царстве фигурок бумажныхНаучишься добрым, уверенным ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в проектно-исследовательской деятельности

Основные задачи образования на сегодняшний день – это не просто научить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способ...

Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности»

Выступление на краевом фестивале "Талант" «Развитие творческих способностей младших школьников средствами проектной деятельности» Рапссматриваются вопросы развития тво...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...