Урок по курсу "Гражданское образование"
презентация для интерактивной доски по теме

Федотова Елена Владимировна

Время властвует над человеком. Оно хочет, чтобы человек берёг его, дорожил им. И есть у времени верный помощник – память, которая помогает сохранить те следы, которые оставляет время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na__uchitel_goda.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок граждановедения в 3 классе.

Тема: Сохраняя прошлое.

Задачи урока: Развивая у детей представление о времени, предоставить им возможность понять в образной форме связь времён (прошлого, настоящего и будущего), их взаимность, невозможность человеку жить без опоры на прошлое.

                           Формировать у детей умение ориентироваться в историческом времени.

                            Воспитывать внимательное отношение к культурному прошлому человечества.

Оборудование: «Лента времени», свернутая в спираль. Фотографии  и репродукции видов города Саранска. Цветные карандаши, фломастеры

Ход урока.

  1. Организация урока (улыбнулись, настроились на урок, у нас всё получится).

  1. Введение в тему урока.

- Прочитайте тему урока.

-  Попробуйте из предложенного отрывка стихотворения определить знакомые для вас понятия, ответить на вопрос “О чём пойдёт речь на уроке?».

Узнавая истории строки

Погружаемся вместе во время,

Хоть герои давно уже смолкли,

Но узнать их судьбу – наше бремя!

Лента времени – это дорога,

Где события лишь остановки,

Где историков мудрое племя

Ищет истину каждой эпохи.

- О чём пойдёт речь на уроке?

 - Речь сегодня пойдёт о связи  времён, расширим представление о категории «время», полученного вами  в прошлом году, научимся ориентироваться в историческом времени.

3. Представление о категории «время».

- Подберите однокоренные слова к слову «время».

- (Подберите слова подходящие по смыслу к слову «время» и отвечающие на вопрос «какое?».) Какое может быть

время?

- Что делает время (какие действия совершает)?

- Назовите пословицы со словом «время».

- Время надо беречь.

4. Работа с пословицами о времени.

- Прочитайте пословицы, данные в учебнике на странице 9 и на слайде.

(1. Время хороший учитель. Арабская

2.  Птица помнит гнездо, человек помнит время. Вьетнамская)

- О чём говорит первая из них?

- Какая из русских  пословиц со слайда больше всего соответствует ей по смыслу?  

- Объясните смысл вьетнамской пословицы.

- Выделите ключевые слова в каждой пословице.

- Время властвует над человеком. Оно хочет, чтобы человек берёг его, дорожил им. И есть у времени верный помощник – память, которая помогает сохранить те следы, которые оставляет время.

- Каким народам принадлежат пословицы, данные в учебнике?

- О чём это говорит?

- Люди разных национальностей чтят и берегут веками накопленный опыт предков. То есть, стараются сохранить прошлое.

- Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собою, как неразрывно связаны между собой отцы и дети, предки и потомки; время, память о прошлом помогают человеку жить, не совершая ошибок, понимая свою ответственность перед временем.

-  Помнить умеют земля, деревья, люди.

-  Что может помнить земля?

 

- Что может помнить дерево?

- Человек же помнит по-особому. Он помнит не только о том, что случилось лично с ним, он может помнить и то, что происходило с людьми, с человечеством и в далёкие-далёкие времена и в недавнем прошлом. Память человека о пошлом называется «историей».

 

5. Работа по тексту Анатолия Васильевича Митяева «Старина» (учебник стр. 10)

- Прочитаем отрывок из текста А. В. Митяева «Красная строка».

-  Что такое старина? Как вы понимаете значение этого слова?

- На слайде даны 4 значения слова «старина» из Словаря русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Прочитайте их самостоятельно.

- Какое значение слова является главным для писателя?

- С чем сравнивает автор старину?

- Какие круги он видит в дереве?

- Зачем эти круги нужны дереву, в чём их сила?

- На какое слово похоже слово «сердцевина»?

- Зачем нужно человеку сердце?

- Зачем нужна дереву сердцевина?

- Как дереву нужна сердцевина, так и людям нужна старина, память о прошлом. Вот почему надо беречь свою старину, прошлое, свою историю, своих родителей, дорожить теми, чем род ты продолжаешь. Человек не должен быть хуже своих предков.

6. Выполнение группах коммуникативного задания. (Физкультминутка.)

- Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что ваши руки – вокруг ствола дерева, вы еле-еле обхватываете его. Пусть капитаны команд будут сердцевиной дерева, другие – его живым кругом. Посмотрим вверх. Увидим листья, ветви, птиц, облака в небе. Потянулись вверх к солнышку.

- Проверим, какое дерево получилось самым прочным? Ваша цель была не расцепить рук. (Вы должны были помнить, что надо держаться за руки.)

- Будущее строится - опираясь на прошлое. Всё, что происходит в настоящем, станет когда-нибудь прошлым.

7. Знакомство учащихся с лентой времени.

- У меня в руках свёрнутая лента. Как в дереве есть кольца, отмечающие прожитый каждым из них год, так и у этой «ленты»  есть такие кольца.

- Что написано на полоске бумаги, которую я держу в руках?

- Это «лента времени», на ней разные даты.

- Чем больше на «ленте» дат, тем она толще и прочнее, потому что прошлое, память о нём делает настоящее сильнее и прочнее.

- Кто может эти даты прочитать?

- Найдите год, в котором мы сейчас живём.

- Это наше настоящее. Наше время.

- Те даты, что написаны слева от него, - это наше прошлое, те, что справа, - будущее.

- Остановимся на датах прошлого.

- О каких исторических фактах сообщают эти даты?

 

 8. «Путешествие во времени».

Старый город Саранск.

-  Я предлагаю вам совершить «путешествие во времени»  в мир истории народов мордовского края, и  на примере родного нам города Саранска посмотреть взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

  - В 1641 году закончилось сооружение наиболее крупного города-крепости – Саранска. В крепости было много церквей.  Около 300. И располагались они всего на нескольких улицах.

- На слайдах, которые вы сейчас увидите старый Саранск и современный Саранск. Будьте внимательны.

- Путешествие по улицам старого Саранска.

Путешествие по современному Саранску.

- Мы совершили экскурсию по старому Саранску, а теперь  побываем в современном.  2010 год.

-Мордовский народ старается сохранить и преумножить опыт, накопленный нашими предками.

-Изменился город?

- А как?

- Дома стали выше, появились заводы, вокзалы, аэропорт, учебные заведения, спортивные сооружения, новые улицы, парки и скверы.

- 4-й год подряд наш город занимает 2-е место в номинации «Самый благоустроенный город России».    

- Но создавая новое, мордовский народ бережёт свою старину, прошлое, свою историю, дорожит памятью своих предков.

- Что же помогает сохранить память о прошлом?

- В Саранске сохранилось здание (1693 г), которому более 300 лет. Это Иоанно-Богословская церковь на улице Демократической.

 -Что ещё помогает сохранить память о прошлом?

- В каких музеях вы бывали?

-Посмотрите внимательно на слайд. Подумайте, что ещё помогает сохранить память о прошлом?  

- Какие памятники вы видели?

- Чем прославились люди, которым создают памятники?

- Мордовский народ помнит о прошлом, творит  настоящее, думает о будущем.

 Саранск в будущем.

- Может быть,  вы знаете, что изменится в Саранске в будущем?

- В столице Мордовии предполагаются строительство множества крупных объектов и масштабная реконструкция старых.

- В текущем году планируется завершить строительство Национального театра оперы и балета.

- Появятся новые спортивные объекты. По-прежнему столица Мордовии останется столицей спорта - будет построен огромный футбольный стадион и стадиона водных видов спорта.

- Вывод: Саранск хорошеет,  строится.

И вы растёте вместе с этим городом.

- Возвращаемся к ленте времени. А кто из вас знает, что это за дата - 2012?

- Праздник 1000-летия единения мордовского народа с народами государства Российского кардинально преобразит облик Саранска.

-2012 год для народа Мордовии станет годом празднования тысячелетия единения с народами России. Многонациональное единство нашей земли, насчитывающее десятки славных веков, само по себе грандиозное историческое событие!  В честь юбилея в центральной части Саранска будет создан новый архитектурный ансамбль - площадь Тысячелетия.

 - Она появится рядом с новым зданием Республиканской библиотеки имени А.С. Пушкина. Старое здание библиотеки снесут. Эта площадь раскинется вплоть до Дворца спорта и займет место, где сейчас находится стадион «Светотехника». Стадиона не будет, а сам Дворец спорта реконструируют.

На площадь Тысячелетия своим центральным фасадом выходит первый корпус Мордовского университета, который находится в аварийном состоянии. Принято решение, что первый корпус построят заново, он будет больше старого и выше на 1-2 этажа.

- Новая площадь станет одним из красивейших мест города с фонтанами, цветочными клумбами и монументом или стелой, символизирующей 1000-летнее единение народов.

9. Проектирование (групповая работа).

Администрация города Саранска объявила конкурс на лучший проект площади Тысячелетия. Я предлагаю вам принять участие в этом конкурсе и прямо сейчас создать свою площадь Тысячелетия единения мордовского народа с Русью.

     

10. Защита проектов.

- Дома вы можете доработать свои проекты и отправить их на сайт Дирекции администрации города Саранска.

11. Выводы о взаимосвязи времён.

- Мы спроектировали площадь Тысячелетия. Мы  думали о будущем. А для этого каждому из нас, необходимо сохранять прошлое, творить настоящее, думать о будущем.

- Но на «ленте времени» указан ещё один год – 2018. Что это за дата? Кто догадался?

- Посчитайте, в каком году вы окончите школу.

- Это ваша личная дата.  Я предлагаю вам составить свою «ленту времени», включив туда и этот год.

12. Работа в тетради. (самостоятельная работа с последующей проверкой)

- А о каких событиях прошлого знаете вы?

- Занесите их в свою «ленту времени» в тетради на странице 6.

- Впишите сегодняшний  год.

- Год своего рождения.

- Год, когда вы поступили в школу.

- Год, когда вы окончите школу.

- Можно вписать наиболее значимые для вас или вашей семьи даты.

Проверка:

- Назовите своё прошлое.

- Назовите своё  будущее.

- Работу над «лентой времени» вы продолжите дома, узнав у взрослых и написав на ней с их помощью годы рождения ваших родных, других памятных семейных дат.

13. Выставление оценок.

14. Итог урока.

-  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-  Что вам больше всего запомнилось?

-  Вы молодцы! Скажите себе: Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия.

- Спасибо за урок.

Слайд 1. (урок гражд. образ.)

Слад 2. (Просмотр презентации под музыку «Время вперёд» (комп.Григорий Мих. Свиридов)

Слайд 3. (тема урока «Сохраняя прошлое»)

Ответы детей.

Слайд 4. (время)

временный, одновременный, времечко, времянка

настоящее, будущее, быстрое, медленное

идёт, бежит, торопится, течёт

Делу время - потехе час.

Слайд 5.

Время бежит как вода. Русская пословица.

Каков век, таков и человек. Русская пословица.

Время разум даёт. Русская пословица.

Время разум даёт.

время, предков, время

Арабскому, вьетнамскому, русскому.

Ответы детей

(Земля хранит память о том, что росло на ней, какие жили животные, какие дома строили люди, какие вещи они умели изготавливать.)

(Дерево помнит, сколько лет прожило на свете, каждый прожитый год – это ещё одно годичное кольцо в его стволе.)

читает 1 ученик

ответы детей

Слайд 6.

Старина-

1)давнее, давно минувшее время;

2)старые обычаи, обряды;

3)далёкое прошлое в чьей-нибудь жизни;

4)старинные предметы.

(Ожегов С. И. Словарь русского языка)

Давнее, давно минувшее время.

С сердцевиной дерева. С кругами дерева.

Неживые внутренние и один живой, самый поздний.

Один большой круг не удержит веток, листьев и сомнётся как бумажный.

сердце

ответы детей

ответы детей

Оцениваю работу групп.

 (Команда, работающая неслаженно, расцепила руки.)

(полоска разворачивается).

2010

Слайд 7.

862 – Образование русского государства;

1147 – основание города Москвы;

 1641 – основание города Саранска;

2007 – год вашего поступления в школу.

Слайд 8. (город-крепость)

Слайд 9. Старый Саранск

Слайд 10. Современный Саранск

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слайд 11.  (старинные здания, церкви)

Слайд 12. (музеи)

Ответы детей

Слайд 13. (памятники)

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Слайд 14.

Слайд 15.

Ответы детей.

Слайд 16.

Слайд 17.

Защита проектов детьми.

Ответы детей.

Слайд 18.

Ответы детей.

Слайд 19.

Слайд 20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Образование слов спомощью приставок.

примерный учебный материал к уроку по теме "Образование слов спомощью приставок"....

Презентация к уроку по гражданскому образованию "В горах Кавказа"

Презентация   к учебникууроку по гражданскому образованию Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Жар-птица. 3 класс....

Конспект урока по гражданскому образованию 3 класс "Без праздника нет народа"

Закрепить знания учащихся о праздниках государственных, народных, религиозных, профессиональных, семейных. Познакомить с праздником Рождества, с Российскими традициями и обычаями, связанными с Рождест...

Анализ урока в развивающем образовании

Данный материал поможет проанализировать урок...

Урок 75 л. образования Краснодарского края

Урок разработан к 75 -летию  образования Краснодарского края....

Презентация к Уроку - 75 л. образования Краснодарского края

В презентации представлены слайды "Путешествие по Краснодарскому краю"...

Педагогические условия формирования нравственной самооценки младших школьников на уроках начального литературного образования

Самооценка является главной сущностной характеристикой личности, от уровня уровня развития которой зависит активность личности, её участие в учебной деятельности, деятельности коллектива и стремления ...