РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Публикация в сборнике научных статей. Обобщение моего опыта работы по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_kreativnyh_sposobnostey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие креативных способностей младших школьников

урманова Майя Айсяевна, учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №20 г.Альметьевск Рт

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Развитие креативных способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. П. Блонский говорил: «Раз в жизни мы бываем творцами, именно в детстве и юношестве».

Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно усвоенных знаниях. Структура креативного урока существенно отличается от традиционного урока. Логика построения творчества обусловлена целью сделать процесс обучения подлинно развивающим и направлена на подъем творческого потенциала ребенка.

Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный интерес, активизирует познающую личность, формирует ее. Одной из важнейших целей можно считать необходимость возбуждения у учеников эмоционального отношения к заданиям, а затем, когда эмоции уже действуют, стараться оберегать их от посторонних помех и собственного вмешательства.  Что же является толчком к эмоциям? Это мотивация (удивить, преподнести сюрприз). Еще Сократ говорил: «Удивление – есть начало всякой мудрости».  Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания – все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.

Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в  работу являлся  акт удивления или как его называют «эффект чуда».  Так на уроках эвристики создадим такую ситуацию: записываем слова АРГОН (РОЗА) ГРОЗА и предлагаем понять, как получилось слово РОЗА. Поняв закономерность, дети уже без труда заканчивают задание: АТЛЕТ (________) НОРМА

Одним из важнейших элементов структуры современного креативного урока является творческая деятельность учащихся с системой натуральных объектов – головоломок, в конструкции которых всегда реализована остроумная изобретательская идея. Головоломки представляют для школьника проблему, решение которой требует от него нетрадиционного поворота мысли. Они выполнены из безопасных для здоровья детей материалов (дерево, бумага, металл, пластмасса).  Система головоломок  является новым дидактическим средством в системе креативного образования. Главная его функция – развитие творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления. Кроме того, данная система пробуждает наблюдательность любознательность, интерес ребенка к исследовательской деятельности. В решении головоломок удовлетворяется и извечная потребность в игре. «Игра + Учение = Образование».  Возможно, это должно стать девизом современного креативного урока в начальном звене. Игра превращается в своеобразную подготовку к творческой деятельности, обеспечивая развитие креативных качеств личности младшего школьника. Не менее важна еще одна основная функция головоломок – их способность побуждать интерес к изучаемому материалу. Так, Льюис Кэрролл, автор книг «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», был одним из поклонников головоломок. Он считал очень полезным занятие оригами. Так, листок бумаги, согнутый вдоль унылых геометрических линий, вдруг превращается в удивительную фигуру. Очень любят школьники  головоломки со спичками. Например, как изображенную крышу повернуть в другую сторону, переложив только одну спичку.  Или, из двух треугольников, сложенных из девяти спичек, сложить пять одинаковых треугольников. Количество спичек менять нельзя. Разрешается переложить только три спички.

Не только на уроках эвристики, но и на уроках чтения, русского языка, математики можно применять головоломки такого вида: дописать линии букв русского алфавита и узнать, что написано. Или: выбрать из буквенных знаков буквы русского алфавита и прочитать загадку. 

Деятельность с применением головоломок позволяет использовать дополнительные резервы повышения продуктивности мышления.

Как и головоломки, интеллектуальная разминка позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность на уроке. Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений.  Психологическая ценность данного компонента урока для учащихся заключается в том, что закрепляются  способы и правила умственной работы, выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления.

Что же включает в себя интеллектуальная разминка? Это и тренировка памяти – зрительной и слуховой, и  логически – поисковые задания, и нестандартные задачи, и, даже,  веселые переменки.

Рассмотрим некоторые задания, которые можно использовать на уроках эвристики. Занятие начинаем с разминки. Задаем детям вопросы, на которые они должны отвечать очень быстро.  Например:

- Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?

- Растянулась, как гармошка, чудо – печка под окошком.

- Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался?

- У какого растения вместо листьев колючки?  и др.

А вот какого вида задания я использую для развития слуховой памяти.

Медленно читаем слова: ПАЛЬТО, КАРТИНА, ДВЕРЬ, БРЮКИ, ОГУРЕЦ, НОСКИ, СТЕНА, СВИТЕР, КОШКА, ВАРЕЖКИ.

Затем предлагаю ответить на следующие вопросы:

а) Сколько слов прозвучало?

б) Записать второе слово.

в) Какие слова начинались с гласной?

г) Названия каких предметов употреблены во множественном числе?

д) Сколько и какие предметы одежды упоминались?

Очень нравятся детям логически – поисковые задания, в которых перемежаются задания из области математики и русского языка, чтения и музыки. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций.  Какие же это задания? Вот некоторые из них.

Закончить крылатые выражения, встречающиеся во многих сказках:

Поди туда – не знаю куда, -----------------------------------------------------

Скоро сказка сказывается, -----------------------------------------------------

Я там был, мед-пиво пил, ------------------------------------------------------

Жили – были ---------------------------------------------------------------------- и др.

 Или: Катя – сестра Вовы. Оля  - подруга Кати. Ваня – брат Оли. Миша – брат Вани. Кто брат Кати?  Подчеркни

ВОВА   ВАНЯ   МИША   СЕРЕЖА  ИГОРЬ  ОЛЕГ

Огромную роль в развитии креативного мышления играют нестандартные задачи, т.е. задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Они воспитывают в детях любовь к красоте рассуждений. И обсуждение должно быть обязательно коллективным.  Приведем пример нескольких задач:

В первом зале музея 35 картин, а во втором 39. Из первого зала во второй перевесили 4 картины, а из второго 5 картин сняли совсем. Сколько картин стало в каждом зале после этого?

На сковороде помещается 2 кусочка хлеба. На поджаривание кусочка с одной стороны требуется 1 минута.  Как поджарить за 3 минуты три кусочка хлеба с обеих сторон?

Во сколько раз лестница на 4 этаж в школе длиннее лестницы на 2 этаж?

Главная цель работы учителя с детьми – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

Детское творчество неисчерпаемо. В нем присутствует порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Успех в творчестве всегда достигается на основе увлеченности.  Любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.

Список используемой литературы

  1. О. Холодова «Юным умникам и умницам». Москва, РОСТ книга 2007 г.
  2. Р.Т. Чуракова «Дидактическая система Занкова». Корпорация «Федоров», Самара 2004 г.
  3. Н.Я. Чутко «Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников». Корпорация «Федоров», Самара 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литераткрного чтения

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мыш...

Метод проектов как средство развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка.

Проблема развития креативных способностей младших школьников на уроках иностранного языка, является одной из самых актуальных. Данные психолого - педагогических исследований свидетельствует о том, ...

Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процеесе

Креативность – способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.  Творческая личность умеет искать и наход...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В своём педагогическом проекте я исследую социально-педагогические условия развития креативности через использование различных методов и приемов обучения, направленных на развитие ...