Из опыта работы
презентация по теме

Статья об опыте работы учителя начальных классов по применению ИКТ на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_holmanovoy_m.n..doc71 КБ
Office presentation icon opyt_raboty-2_holmanovoy_m.n..ppt2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 3

с. Китаевского Новоселицкого района

 Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках

 в начальной школе

                                                                  Опыт работы

                                                                         Холмановой Марины

                                                                          Николаевны, учителя                          

                                                                        начальных   классов

2012 год

Содержание:

1.Введение…………………………………………………………………..3-4

2. Проблема опыта………...………………………………………………4

3. Актуальность ………………………………………………………….. 4-5

4. Гипотеза…………………………………………………………………..5

5. Цель опыта……………………………………………………………….5

6. Основные задачи…………………………………………………………5-6

7. Система работы………………………………………………………….6-9

7.1. Формы и методы использования ИКТ на уроках  в начальной школе.

                 А. Презентация как форма ИКТ.

Б. Фрагменты уроков с использованием ИКТ.

8. Результативность обучения как следствие использования ИКТ….9

9. Заключение……………..…………………………………………………10

10. Список литературы …………………………………………………….11

Приложение №1

1.Введение.

Хочу поделиться я всем, что имею,

Что нравится мне, что люблю, что умею.

«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни» (К.Д.Ушинский)

        Работаю учителем начальных классов в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 с. Китаевского Новоселицкого района. Стаж моей педагогической деятельности  небольшой – 4,5 года.  4 года я работала по традиционной программе «Школа России». В данный момент  веду обучение по учебно-методическому комплексу  «Перспективная начальная школа».

        « Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – говорил И.Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизни, в учебной деятельности, в любых ситуациях.

В.А.Сухомлинский писал: «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха в учении»

Как же построить работу на уроке, чтобы доставить ребёнку эту радость успеха, чтобы ему интересно было учиться, как повысить мотивацию к учению?

        За последнее время, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования. В Федеральных  государственных образовательных стандартах второго поколения подчёркивается необходимость создания качественно новой развивающей модели массовой начальной школы.

        В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей,

- развитие творческого потенциала.

Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебный действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В рамках модернизации системы образовательных стандартов основным направлением  в работе учителя является использование современных образовательных технологий и ведущих методов обучения:

- проектная деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- системно-деятельностный подход, учитывая экзистенциальный мир ребёнка (мир чувств).

2. Проблема опыта.

Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через применение информационно-коммуникационных технологий предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

3. Актуальность

Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.

В условиях компьютеризации образования в учебном процессе появляется ещё один участник – компьютер. Формирование учебной деятельности соответственно представляет следующие взаимосвязи:

Компьютер и его средства

Учитель – субъект деятельности обучения

Учебник – субъект деятельности учения

Используемые в учебной деятельности информационные технологии можно рассматривать как инструмент исследования, как источник получения дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом скорость подачи качественного материала в рамках одного урока увеличивается. Такие умения как умения вести поиск информации, систематизировать и анализировать её, могут помочь в дальнейшем ученикам школы самоутвердиться в жизни, т.е. повысить свой интеллектуальный уровень, самостоятельно добывая знания.

4.  Гипотеза

        Правильное использование ИКТ  на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, повысит его эффективность и улучшит качество знаний учащихся, сформирует у них навыки научно-исследовательской работы, усилит мотивацию к учёбе. Как и всякое новое дело, на начальном этапе оно потребует значительных усилий учителя с одной стороны, с другой стороны поможет современному учителю в его работе.

        5. Цель опыта

- определить возможности использования  информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе;

- добиться повышение качества образования младших школьников и повышения мотивации к обучению в школе.

        6. Основные задачи.

        Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. С помощью MS Word разрабатываю проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению. Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию в обучении.

        7. Система работы в данном направлении.

7.1. Формы и методы использования ИКТ на уроках  в начальной школе

        Как показала практика,  использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время на уроках.

 Современные возможности компьютера  способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это не игровой автомат и устройство для путешествия по виртуальным мирам, а инструмент для решения задач, нахождения нужной информации. Большое количество компьютерных программ для младших школьников ориентированы на развитие внимания, мышления, памяти младших школьников на основе заданий, явно выделяющих процессы обработки информации человеком, формирование осознанного и ценностного отношения к собственной деятельности по переработке информации.

Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, восприятие и память.

Применяя в педагогической деятельности информационно-коммуникационные технологии, на уроках использую следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы и тренажёры, тесты.

А. Презентация как форма ИКТ

При использовании ИКТ  применяю следующие составляющие учебной деятельности:

- Познавательная деятельность и деятельность по организации целеполагания, контролирующая деятельность. Для этого используются презентации, информационно-обучающие программы.

-  Отработка конкретного алгоритма (сложения, вычитания) для создания определённого навыка. Для этого использую тренажёры Кирилла и Мефодия из коллекции ЦОР.

- Исследовательская или творческая деятельность (поиск информации).

Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате.

Внедрение ИКТ в учебный процесс рассматривается:

- не как цель, а как способ постижения мира учащимися;

- как источник дополнительной информации по предметам;

- как способ самообразования учителя и учащегося.

Использование ИКТ на уроках   позволяет:

  1. повысить качество усвоения материала;
  2. построить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;
  3. осуществлять дифференцированный подход к обучению;
  4. размещать на слайде большой объём информации, но выводить её постепенно, не перегружая восприятие ученика и существенно экономя время
  1. Наглядно представлять материал;
  2. Регулировать объём и скорость содержания;
  3. Повышать познавательную активность учащихся.

В свою очередь, ученик в учебном процессе при использовании ИКТ:

  1. За урок может усвоить большой объём информации;
  2.  Развивает  мышление, память, внимание, восприятие;
  3.  Активно участвует  в уроке.

Использование ИКТ на уроках имеет свои преимущества, а именно:

 -  Эффективность обучения;

  1. Индивидуализация обучения;
  2. Повышенная мотивация обучения;
  3. Активизация познавательной деятельности учащихся;
  4. Эффект обратной связи;
  5. Повышение интереса к изучаемому предмету.

Б. Фрагменты уроков с использованием ИКТ.

    - Урок математики.

На уроках математики может осуществляться демонстрация числовых выражений, задач, цепочек для устного счёта; могут быть организованы математические разминки и самопроверка.

    - Урок  русского языка.

Программа по русскому языку уделяет большое внимание области «Фонетика». В связи с этим предлагаю ребятам игру, с помощью которой закрепляются сведения о гласных и согласных звуках и буквах.

    - Урок окружающего мира.

На уроках ОМ можно путешествовать по всем природным зонам России  и всего мира. Увидеть разнообразие животных и растения, услышать звуки природы с помощью Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.

    - Проект 1 класса.

Применяя ИКТ в проектной деятельности, создаём исследовательские проекты. Например, исследовательский проект 1 класса  «Сколько весит здоровье ученика?»

Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

активизации познавательной деятельности;

повышению качественной успеваемости школьников;

достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

 повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников,

формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Выделю основные возможности ИКТ, которые помогают учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала:

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.); создание презентации на определенную тему по учебному материалу;

поиск и использование Интернет-ресурсов при подготовке урока, внеклассного мероприятия, для самообразования;

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;  создание текстовых работ.

  1. Результативность обучения как следствие использования ИКТ

Такая работа способствует повышению мотивации детей, им интересно учиться, всё это, безусловно, влияет на качество знаний, на успешность обучения. На представленной гистограмме (слайд 34)  динамики успешности виден значительный рост качества знаний моих учащихся в 3-4  классах, в которых регулярно  проводились уроки окружающего мира с использованием ИКТ.

        Итогом работы выступают: научно-исследовательские проекты учащихся, участие детей в олимпиадах, поэтическая тетрадь учащихся, информационные тесты по русскому языку. Взрослые и дети, как малыши, каждый урок ждут чуда и доказывают, что им не нужно ничего готового, им нужно, чтобы учитель принимал участие в их спорах, удивлялся, огорчался и увлекался вместе с ними. Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно.

  1. . Заключение

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления;

- эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

- развитие коммуникативных способностей;  

- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

-формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

 Применение новых информационных технологий  раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка.

 Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени,  необходимость. ИКТ позволяет показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые на уроке, показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учитель имеет возможность использовать и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни. К.Д.Ушинский Холманова Марина Николаевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ СОШ №3 с. Китаевского Новоселицкого района

Слайд 2

Главной целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка, его интеллекта. Привитие элементарных навыков культуры поведения; научить учиться младшего школьника. Моё педагогическое кредо- не позволять развитию ленивого ума. Слова В.А. Сухомлинского: «Урок-первая искра, зажигающая факел любознательности» для меня, как памятка при организации учебного процесса.

Слайд 3

Цели: формирование знаний, умений и навыков в областях языкознания, математики, окружающего мира ; создание условий для познавательного и личностного развития обучающихся с учётом дарования. В обучении одарённых применяю четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ: ускорение, углубление; обогащение; постановка проблемы Руководствуюсь следующими принципами: принцип развивающего и воспитывающего обучения; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип учёта возрастных возможностей. Свою педагогическую деятельность строю на принципах развивающего обучения и теории личностного обучения. Создаю условия, обеспечивающие выявлению и развитию одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей. Успешно использую альтернативную технологию обучения детей с признаками одарённости (Матюшкин А.М.).

Слайд 4

Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успеха. В.А.Сухомлинский

Слайд 5

Ученик – субъект деятельности учения Компьютер – средство обучения Учитель – субъект деятельности обучения Актуальность

Слайд 6

ФОРМЫ использования ИКТ на уроках Информационно-обучающие программы тесты тренажёры презентация интернет Разработка И использование собственных программ

Слайд 7

Технологические приёмы, используемые при проведении мультимедийного урока «Листание» Опорный конспект Лови ошибку! Анимированная указка Мозаика (сборка) «Копилка»

Слайд 8

Н а й д и с п р я т а н н ое с л о в о Будь внимательным! з а д а а ч 21 5 42 94 9 77 11 × 7 42 : 2 92 - 87 56 + 38 63 : 7 6 × 7 з а д а ч а

Слайд 9

Игра «Чудо-дерево» 8 72 : 8 4 × 8 10 : 10 5 × 7 3 6 × 7 48 : 6 48 1 7 0 × 4 63 :9 6 × 4 32 42 24 9 × 4 24 : 8 35 9 10 36 1 × 10 0 4

Слайд 10

Приём «мозаика» Собери бусы гласные согласные И Ж К Э А У О М П Р С В

Слайд 11

1. 2. 3. 4. 5. Грибы.

Слайд 12

Результативность обучения как следствие использования ИКТ

Слайд 13

Участие в олимпиадах и конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...