Мастер - класс "Технологии альтернативного образования"
материал по теме
Учителем предложен материал ( анкеты, тесты, фрагмент задания по математике) для проведения мастер - класса среди учителей начальных классов по теме "Технологии альтернативного образования".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 30.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС
по теме: « Технологии альтернативного
образования»
Учителя высшей категории
Чернышевой М.Н.
Концепция модернизации российского образования относит способность человека к ответственному выбору жизненного пути наряду с осознанием роли и места образования в становлении личности , мобильностью и творчеством - к важнейшим характеристикам качества современного образования.
В этих условиях первостепенное значение приобретают социализирующие компетенции младшего школьника. Я ориентируюсь на формирование следующих ключевых компетенций у младших школьников :
- способность соотносить имеющиеся возможности (ресурсы) и требования тех или иных жизненных ситуаций ;
- готовность избирать те сферы применения своих сил , в которых достижение успеха представляется наиболее вероятным;
- способность действовать в конфликтной ситуации : находить пути решения проблем имеющимися средствами;
- умение анализировать сущность и выделять существенное и несущественное в предлагаемых вариантах действий ;
- дивергентность мышления , направленную на мысленное проигрывание нескольких вариантов развития событий;
- способность диверсифицировать собственную деятельность , выделять в ней различные варианты развития событий ;
- умение устанавливать причинно-следственные связи применительно к категориям собственной деятельности.
Обобщенно эти компетенции характеризуются как способность младшего школьника действовать в быстро меняющихся условиях бытия.
Определение. Ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент (этап) образовательного процесса, когда обучающиеся поставлены перед необходимостью отдать предпочтение одной из альтернатив.
Составьте определение ситуации выбора , используя слова-подсказки из списка* : *) можно менять формы слова, падежи и др. |
|
1 . С помощью каких средств создаются ситуации выбора ?
Выберите 5 педагогических средства, являющихся, с Вашей точки зрения, наиболее эффективными при создании ситуаций выбора с точки зрения личности обучающегося :
- анализ и оценка решений, ответов, текстов самим учеником;
- включение обучающихся в различные формы досуговой деятельности (кружки, секции, клубные объединения);
- выбор обучающимися формы представления результата учебного процесса по итогам учебного года (творческий отчет, выставка….);
- выполнение решения учебных задач несколькими способами;
- дифференциация и индивидуализация учебных заданий;
- дифференциация и индивидуализация при оценке обученности;
- задания на конструирование нового объекта из предложенных элементов;
- индивидуальное и групповое консультирование (учителем, более подготовленными обучающимися);
- использование современной образовательной технологии проблемного обучения;
- использование современной образовательной технологии моделирующего (игрового) обучения;
- использование альтернативных систем оценки фактической обученности;
- насыщение образования исследовательскими заданиями;
- ориентация учебного процесса на формирование опыта межличностного взаимодействия; обучение такому взаимодействию;
- полноценное использование современных УМК, основанных на компетентностном подходе;
- работа в группах, парах сменного состава…;
- развитие у обучающихся опыта рефлексии, самоанализа и самооценки;
- разработка и презентация (группой, всем классом) учебного проекта;
- разработка и презентация портфолио обучающихся, класса, группы…;
- тесты с выбором ответа из нескольких альтернатив;
- тесты-дополнения;
2. Каждой группе предлагается задача по математике:
Выберите:
-самый рациональный способ решения задачи,
-самый подробный ,
-самый оригинальный.
Когда в магазине продали 2 ящика яблок по 10 кг в каждом ,то осталось продать в 3 раза больше, чем уже продали. Сколько кг яблок привезли в магазин?
1 способ :
1)10 . 2 = 20 (кг)- продали
2) 20 .3 = 60 (кг)-осталось продать
3)20+ 60 = 80( кг)
2способ: 3 способ:
1)2. 3 = 6 ( ящ)-осталось продать 1) 2. 3 = 6 ( ящ)-осталось продать
2) 2+6 = 8 (ящ) -всего 2) 6 .10= 60( кг)-осталось продать
3)8 . 10= 80( кг) 3) 2 .10= 20 ( кг)-продали
4) 60+20=80(кг)
4 способ: 5 способ:
1)1+ 3 = 4 (мерки) – привезли 1) 10 . 2 = 20 (кг)- продали
2)2 . 4= 8 (ящ) 2) 1+ 3 = 4 (мерки) - привезли
3) 8 . 10= 80 (кг) 3) 4 . 20 = 80 ( кг)
3.Каждая группа должна обосновать, защитить, аргументировать свой выбор.
КАКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ ВЫ ВИДИТЕ В ПРАКТИКЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЫБОРА ? Выберите 3 утверждения, которые в большей мере соответствуют Вашему мнению .
Включение богатого альтернативами социального опыта в образовательную деятельность. |
Освоение учебно-логических компетенций на актуальном уровне (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, абстрагирование и др.). |
Опыт формирования индивидуальной образовательной траектории на основе выбора компонентов. |
Развитие информационной компетентности. Формирование представлений о знании как результате реализации индивидуального выбора способов обработки и усвоения информации. |
Представления о жизни как игре , в которой удачность выбора является залогом победы. |
Освоение проектировочной , творческой деятельности. Признание социальной значимости в качестве критерия успешности собственной жизнедеятельности. |
Формирование представлений о целостности образования, с одной стороны, и о различных возможных тактиках его получения, с другой. |
Опыт проектирования содержания собственной жизнедеятельности. |
Развитие мышления через развитие его самостоятельности, гибкости . |
Освоение навыков кооперации , группового взаимодействия , способности принимать решения и нести ответственность за их реализацию. Опыт освоения различных социальных ролей. Опыт соотнесения индивидуальной и групповой оценок деятельности. |
Опыт многообразного представления результатов деятельности в соответствии с предъявляемыми критериями. Опыт рефлексивной деятельности. |
Признание конкуренции в качестве формы учебной деятельности. Развитие мотивации познавательной деятельности. |
Опыт выбора оптимальных средств творческого самовыражения. |
Способность к анализу собственной деятельности. Опыт выбора форм предъявления результатов деятельности. Опыт предъявления к оценке не форм , а сущностей освоенного содержания , т.е. не ЗУНов , а компетенций. |
Опыт получения и учета психолого-педагогического и общественного мнения о значимости деятельности. |
4. АНКЕТА УЧИТЕЛЯ
Инструкция : выберите 10 суждений, которые характерны для Вас в наибольшей степени.
- В моих методических разработках значительное место занимают схемы, таблицы, диаграммы.
- В своей работе самым важным считаю четкое выполнение правил и инструкций.
- Веду дневник, в котором фиксирую самые важные события в моей жизни.
- Верю : кто владеет информацией, - тот владеет миром».
- Если есть проблемы , - значит есть простор для развития и совершенствования.
- Каждый учитель нуждается в оценке своего труда.
- Люблю придумывать несуществующее, например – проект школы 21 века или необычный урок.
- Ничто так не украшает человека , как способность спорить и отстаивать свою точку зрения.
- Отрицательно отношусь к тем коллегам , которые невнимательно и неаккуратно относятся к созданию своего портфолио.
- Очень часто бываю несогласна с тем или иным решением руководства.
- После каждого урока проигрываю его в уме и думаю : «а можно было еще и такое-то сделать…».
- При чтении книги стараюсь запомнить основную идею, понять общую канву изложения.
- При возникновении разногласий в коллективе стараюсь согласовать позиции, прийти к консенсусу.
- Придерживаюсь мнения, что истина рождается в споре.
- Сомневаюсь, что все законы необходимо выполнять в полной мере.
- Стремлюсь к тому , чтобы адекватно оценивать свой вклад в развитие педагогического коллектива.
- Стремлюсь поделиться своими идеями и находками с коллегами.
- Уважаю людей, которые могут мыслить нестандартно, творчески.
- Чтобы развиваться , необходимо постоянно сравнивать прошлое и настоящее , цели и фактические результаты.
- Я, как правило, стараюсь увидеть причину и последствия каждого своего действия.
КЛЮЧ для обработки анкеты:
1.Идейный вдохновитель, источник идей, выдумщик, стремится к прогнозированию, предположению того, что может произойти ; этот человек мыслит абстрактными категориями поэтому ему легко удается «придумывание», конструирование, моделирование, ведь он не увязает в частностях, в деталях. Неисправимый оптимист.
- При чтении книги стараюсь запомнить основную идею, понять общую канву изложения.
- Люблю придумывать несуществующее, например – проект школы 21 века или необычный урок.
- Уважаю людей, которые могут мыслить нестандартно, творчески.
- После каждого урока проигрываю его в уме и думаю : «а можно было еще и такое-то сделать…».
- Стремлюсь поделиться своими идеями и находками к коллегами.
2.Организатор-секретарь, хороший исполнитель, способен четко исполнять алгоритмы и правила, следовать инструкциям. Выступает координатором там , где необходимы согласования и консенсус. Секретарь, - человек , который четко и адекватно фиксирует хорд событий, практически на них не влияя. Владеет массой информации, является источником знаний, которые ему преподнесли (дали). Секретарь необходим в любом коллективе так же как Повесть временных лет в истории России. Без секретаря потомки никогда не узнают о великих деяниях нашего коллектива. Его важнейшая ценность – непоколебимая вера в силу закона. Для этого человека порядок – мерило жизни.
- В своей работе самым важным четкое выполнение правил и инструкций.
- Отрицательно отношусь к тем коллегам , которые невнимательно и неаккуратно относятся к созданию своего портфолио.
- Веду дневник, в котором фиксирую самые важные события в моей жизни.
- При возникновении разногласий в коллективе стараюсь согласовать позиции, прийти к консенсусу.
- Верю : кто владеет информацией, - тот владеет миром».
3.Буддирующий (расшатывающий) элемент в коллективе, немного анархист (т.е. не признает законов), любит спорить , всегда выражает несогласие, ищет и озвучивает противоречия, критически относится ко всему окружающему. Ничему и никому не верит абсолютно. В несогласии видит гармонию, а в проблемах – источник вдохновения и роста.
- Очень часто бываю несогласна с тем или иным решением руководства.
- Сомневаюсь, что все законы необходимо выполнять в полной мере.
- Придерживаюсь мнения, что истина рождается в споре.
- Если есть проблемы , - значит есть простор для развития и совершенствования.
- Ничто так не украшает человека , как способность спорить и отстаивать свою точку зрения.
4.Аналитик , человек , который соотносит цели и фактические результаты, дает суждение об эффективности деятельности. Любит сравнивать, сопоставлять, классифицировать. В установлении причинно-следственных связей видит глубокий смысл, связывая его с личными жизненными успехами и развитием всего коллектива.
- Чтобы развиваться , необходимо постоянно сравнивать прошлое и настоящее , цели и фактические результаты.
- В моих методических разработках значительное место занимают схемы, таблицы, диаграммы.
- Каждый учитель нуждается в оценке своего труда.
- Я, как правило, стараюсь увидеть причину и последствия каждого своего действия.
- Стремлюсь к тому , чтобы адекватно оценивать свой вклад в развитие педагогического коллектива.