Проект "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ"
статья на тему

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле – это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.  Важная роль в решении этой  задачи  отводится новым информационным технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attest_rabota.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕСУРСОВ И   ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ  ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..  3

Глава І Теоретические основы использования ИКТ

  1. Этапы и критерии отбора материала для работы с помощью ИКТ…….  6
  2.  Электронные ресурсы и виды уроков с использованием ИКТ………     9
  3.  Требования к организации уроков с использованием ИКТ…………… 30
  4.  Формы работы с ИКТ…………………………………………………….. 39

Глава ІІ. Характеристика информационно- образовательных ресурсов и ИКТ -технологий в школьной географии

  1. Современные электронные учебники и пособия………………………….. 46
  2. Географические ресурсы в сети Интернет………………………………… 49

Глава ІІІ Опыт использования информационно- образовательных ресурсов и ИКТ – технологий на различных этапах урока

3.1 Фрагменты уроков географии с использованием ИКТ-технологий при изучении нового материала…………………………………………………….   51

3.2 Фрагменты уроков географии с использовании ИКТ- технологий при закреплении и обобщении изученного материала……………………………   56

3.3 Фрагменты уроков географии с использованием ИКТ -технологий при контроле знаний учащихся……………………………………………………… 59

Вывод …………………………………………………………………………….  64

Заключение ………………………………………………………………………  66

Литература ……………………………………………………………………….  68

Приложение ……………………………………………………………………… 72

Введение

Нельзя  представить себе по – настоящему образованного, культурного человека, не знающего основ географии. География расширяет общий кругозор  человека, воспитывает его в духе гуманизма и патриотизма. Изучение географии  прививает любовь к Родине, к родным местам, к природе, доброжелательное отношение к людям, другим странам и народам.

Одна из задач школьной географии на современном этапе состоит не только в том, чтобы дать учащимся основные базовые понятия, но и научить грамотно работать с разнообразными носителями информации.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле – это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.  Важная роль в решении этой  задачи  отводится новым информационным технологиям.

Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Процесс этот начался не так давно, однако темпы его распространения невероятно стремительны. Все больше учащихся обращают свое  внимание на компьютерные технологии. Для современного поколения компьютер не просто игрушка, а необходимая реальность. Он становится частью  жизни современной молодежи. Поэтому совершенно естественно, что компьютеры становятся одним из главных средств обучения. В этом отношении иные преподаватели отстают от своих учеников. Для некоторой категории учащихся компьютер – это такая же обыденная вещь, как, например, телевизор. А вот некоторые учителя даже не знают, с какой стороны подойти к монитору. Учитель просто обязан быть на один шаг впереди ученика или хотя бы на одном уровне с ним, тогда авторитет учителя не будет падать. Нашим ученикам жить в будущем, а будущее- это компьютерные технологии и учащиеся должны уметь их применять в жизненных ситуациях. Тем более, что компьютер, действительно, является отличным помощником для учителя. Для определенных школьных предметов использование компьютера на уроке минимально. Но есть предметы, где компьютер можно использовать на каждом уроке. К таким предметам и относится урок географии. На уроках географии очень много заданий, связанных с привлечением большого массива  современной информации, карт. Поэтому облегчить данную работу или сделать ее более точной и помогут компьютерные технологии. В таких условиях преподаватель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс в преподавании географии. ИКТ основаны на сочетании информационных и вычислительных возможностей компьютеров, средств звукового и визуального  представления информации. Учитель все яснее начинает осознавать , какие возможности дает компьютер для повышения эффективности учебного процесса, освобождая и учителя, и ученика от многих рутинных операций, и расширяет возможности для реализации творческих замыслов.

Задача учителя – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать  и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовывать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

ЮНЕСКО в программе «Образование: сокрытое сокровище» называет следующие общечеловеческие области знаний, которые будут наиболее актуальны в 21 веке: философия, история, иностранный язык, информатика и география. Обновленный стандарт школьной географии определяет основную цель изучения географии как « применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности разнообразных методов, знаний и умений, а также географической информации». Развить ее можно  при практическом применении ИКТ.

Следовательно, одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение ИКТ.

Сущность нашей проблемы состоит в несоответствии  между необходимостью  использования  электронных ресурсов и  технологий и ограниченным научно – методологическим внедрением  его в школьной географии.

Анализ обозначенной проблемы определил цель нашей исследовательско-педагогической деятельности  как формирование географических знаний и умений посредством информационно- коммуникативных ресурсов  и технологий.

В связи с этим определяются задачи:

  1. Обобщить и сопоставить научный методологический и практический  опыт использования информационно- коммуникативных ресурсов и технологий.
  2. Выявить и сопоставить информационно-коммуникативные ресурсы и технологии в наибольшей степени, соответствующей географическому содержанию.
  3. Разработать и экспериментально проверить в практической деятельности уроки с использованием информационно- коммуникативных ресурсов и технологий.


Глава І. Теоретическая часть

1.1. Этапы и критерии отбора материала для работы с помощью ИКТ.

Большинство представителей юного поколения воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своего досуга. Деятельность, связанная с использованием компьютера, вызывает интерес и положительные эмоции. И если удается эту деятельность направить в русло познания и творчества, то то рост мотивации к обучению обеспечен.

 Целесообразность применения информационной технологии в обучении географии не вызывает сомнений, но эффективность этого технического средства значительно повышается,  если его использование будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении всего курса.

По мнению ряда авторов, под информационной технологией обучения следует понимать  такую технологию, при которой учащиеся должны работать с мощным специализированным потоком учебной информации, получаемой с помощью компьютерной технологии и ППС.

К сожалению, при разработке традиционного курса географии не предполагалось использование информационной технологии, в связи с чем необходимо было разработать критерии отбора учебных тем, которые целесообразнее  изучать с применением  информационных технологии, то есть провести подготовительный этап.

Критерии  отбора содержания, на наш взгляд, можно свести  к следующим положениям:

  1. отбираемое содержание должно способствовать созданию потока информации;
  2. отбираемый материал должен быть адаптирован для учащихся соответствующего возраста;
  3. отбираемый материал должен включать разнообразные формы наглядности;
  4. отбираемое практическое содержание должно способствовать построению  моделей объектов разного рода и выявлению закономерностей их функционирования;
  5. конструкция содержания должна способствовать классификации и  систематизации потока информации, предъявляемой учащимся.

Программное обеспечение учебного назначения активно разрабатывается. Хотя проблемы методики- один из основных факторов, препятствующих проникновению ИКТ в предметное обучение. Поэтому выработка серьезного подхода к методике использования ИКТ, изучение и анализ существующего опыта – это первый этап их внедрения.

На втором этапе важно минимизировать временные и моральные затраты  учителя. Поэтому предпочтительно начать использование ИКТ на факультативных занятиях с небольшой группой заинтересованных  и относительно хорошо подготовленных учащихся. Используемый программный продукт должен обеспечивать активную и в основном автономную работу школьников. «В основном автономную» - потому, что  диалоги «учитель- ученик» должны иметь место (иначе это уже не аудиторные занятия, а самоподготовка), но интенсивность их должна быть такой, чтобы учитель не сбивался с ног. Активность же работы необходима, чтобы ученик не потерял интереса и с удовольствием пришел на такие занятия в следующий раз.

Третьим  может быть этап использования компьютера для сопровождения изложения нового материала. Ответственности здесь больше, это уже «штатные»уроки и учитель выступает «соло». Но, с другой стороны, это легче, чем организовать индивидуальную работу целого класса. В последнее время появляются библиотеки электронных наглядных пособий, предназначенные именно для сопровождения изложения нового материала. Они содержат справочные таблицы и формулы, иллюстрации и фотографии, анимации, видео и интерактивные модели. Последние при изложении нового материала  играют такую же роль как традиционные пособия и карты, однако, позволяют показать природные процессы и явления в динамике, более наглядно.

Четвертый этап – выходы в компьютерный класс на занятия, посвященные закреплению разобранного на традиционных уроках материалу: тренажеру навыков, решению задач, а также, возможно контролю знаний. Основным типом пособий здесь должны быть снова обучающие сценарии, интерактивные тренажеры и тесты. Компьютерные контрольные работы и тесты. Компьютерные контрольные работы и тесты  нежелательно проводить прежде, чем учащимся будет предоставлен опыт более свободной, чем режим  контроля, работы с компьютерами на уроках географии: стрессовая ситуация может повлиять на объективность оценки знаний, исказить картину. Изучение новой темы при индивидуальной работе учащихся за компьютером также возможно на третьем этапе.

Пятый этап связан с использованием интерактивных моделей  при индивидуальной работе учащихся в компьютерном классе. Начинать использование моделей можно, внедряя их в  традиционный практикум. Сначала подготовить методическое сопровождение всего одной практической работы, обкатать  ее на нескольких группах учащихся, сделать выводы о степени успешности методики, откорректировать ее, а затем расширять компьютерную компоненту.

Очевидно, что успешность использования информационной технологии во многом зависит от того, насколько свободно учащиеся владеют компьютером. Систематическое применение компьютера в учебном процессе является первоочередной задачей эффективного использования ПЭВМ в обучении географии.

1.2Электронные ресурсы и виды уроков с использованием ИКТ

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.

Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.

Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.

•        Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.

•        ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.

Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.

В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.

В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.

•        Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.

•        Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.

Английское слово multimedia в переводе означает «много способов». В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Сегодня термин «мультимедиа» применяется достаточно широко, поэтому важно понимать, к чему именно он относится. Например, хорошо известный мультимедиа плеер называется мультимедийным потому, что он может по очереди воспроизводить фотографии, видеофильмы, звукозаписи, текст. Но при этом каждый воспроизводимый в данный момент продукт является «одномедийным» («двухмедийным» можно назвать только озвученный видеофильм).

То же самое можно сказать про «мультимедиа коллекцию»: в совокупности коллекция мультимедийна, но каждый отдельно используемый её элемент не является мультимедийным.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, речь идет не о бессмысленном смешении, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Такую связную совокупность объектов справедливо называть «сценой». Использование театрального термина вполне оправдано, поскольку чаще всего в мультимедиа ЭОР представляются фрагменты реальной или воображаемой действительности.

Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

Электронные образовательные ресурсы: современные возможности

Информационные (электронные) образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы:

•        Электронные средства обучения.

•        Инструментальные и прикладные программы.

•        Информационные ресурсы Интернета

Электронные средства обучения

Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования.

Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов. Для повседневной практической деятельности преподавателя наиболее значимыми являются такие возможности электронных средств обучения, как:

– адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся;

– тиражирование и размещение материалов в сети.

Инструментальные программы

Инструментальными называются программы, позволяющие преподавателю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов. Наиболее распространенной разновидностью инструментальных программ являются программы-оболочки, позволяющие преподавателю, имеющему навыки пользователя ПК, вводить в заданный формат собственный учебный материал. Оболочки могут быть ориентированы на универсальное предметное содержание или на определенную область знания (например, математику или иностранный язык). Независимо от объема учебного курса и типа учебных заданий инструментальные программы состоят из двух блоков — рабочего блока преподавателя и блока студента. Работа с инструментальными средствами возможна как в автономном режиме, так и в сети (в режиме online) — в последнем случае все материалы создаются и размещаются на веб-сайтах.

Одной из важнейших особенностей современных средств обучения является тенденция к унификации ресурсов. Наибольшую ценность для широкого использования представляют ресурсы, которые требуют от преподавателя минимальных навыков работы на компьютере и максимально унифицируют работу учащихся. Инструментальные средства также успешно используются для размещения учебных материалов в сети и их постоянного обновления.

Информационные ресурсы Интернета

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить:

• веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения, образовательным ресурсам и т.п.;

• веб-сайты — информационные представительства учебных заведений, образовательных организаций, издательств, производителей компьютерных средств обучения и др.;

• электронные рассылки по проблемам образования;

• информационные и справочные порталы;

• ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных.

Четкую границу между веб-сайтами и порталами провести достаточно сложно. Согласно «Основным положениям концепции создания системы образовательных порталов» А. Д. Иванникова и А. Н. Тихонова, порталом называется «комплекс узлов, подключенных к Интернет по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом и предоставляющий единый с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на определенную аудиторию». Веб-сайт же обычно определяют более широко — как информацию, оформленную определенным образом (в протоколе http) и доступную всем пользователям сети Интернет.

С точки зрения пользователя порталы и веб-сайты отличаются друг от друга по таким параметрам, как количество и разнообразие предоставляемых ресурсов и услуг. Порталы объединяют огромное количество ресурсов разного формата — электронные книги, статьи, словари, справочные материалы, базы данных, аудио- и видеофайлы, форумы для обсуждения определенных проблем и т.д. Кроме того, порталы предоставляют пользователям такие возможности, как тематический поиск по веб-сайтам, посвященным сходным проблемам, консультации специалистов в определенной области и т.д. Примеры российских образовательных порталов: «Российское образование» и «Грамота.Ру».

Портал «Российское образование» является составной частью федерального образовательного портала и содержит информацию, структурированную по различным дисциплинам (точные, естественные, гуманитарные науки), по форматам информационных ресурсов (периодические издания, электронные библиотеки, сайты вузов) и др.

Главными особенностями использования электронных ресурсов является максимальное приближение их к реалиям социально-бытовых условий жизни человека по основным направлениям деятельности. Именно в силу данного положения практическая значимость применения ИКТ-ресурсов и технологий может широко применяться на уроках географии в качестве отработки умений и навыков географического содержания. Рассмотрим параметры и условия их основного применения:

 Виртуальная реальность

Замечательный вопрос, ответ на него очень короткий: нет. И такой ответ заставляет задуматься о главном отличии компьютерных продуктов – интерактивности.

В кино можно «обмануть» зрение и слух, но мы все равно понимаем условность происходящего. Причина в том, что в кино всё заранее определено, а в реальном мире мы можем взаимодействовать с объектами, влиять на процессы по своему усмотрению.

Например, в зале музея можно подойти к интересующему экспонату, на городской площади осмотреть памятник со всех сторон. Вариант конструктивного взаимодействия – смешивание химических реактивов или сборка электрической схемы. А простейший пример влияния на процессы – детская забава: перекрыть камешками весенний ручеек.

С помощью компьютера все эти и многие другие действия можно имитировать, а на дисплее отображать те же результаты действий человека, что и в реальной действительности.

Вот тогда можно говорить о виртуальной реальности – адекватном представлении фрагмента реального мира.

 Интерактивность – это возможность взаимодействия?

Совершенно верно, перевод английского interactive – взаимодействие.

Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить.

Достаточно часто используют словосочетание «интерактивный режим работы». Однако, как и с определением «мультимедийный», нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.

Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь» пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности – разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в школьном учебнике.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно - деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами – содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов, но есть и другие новые педагогические инструменты, которые создают ему (интерактиву) среду применения.

Новые педагогические инструменты, используемые в ЭОР:

•        интерактив;

•        мультимедиа;

•        моделинг;

•        коммуникативность;

•        производительность.

Об интерактиве и мультимедиа мы уже говорили. Если к ним добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

ЭОР нового поколения

ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.

Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.

Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).

Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.

В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.

Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.

ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.

Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.

Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.

В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.

В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.

Содержание открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС)

По каждому учебному предмету организован соответствующий ресурс – открытая образовательная модульная мультимедиа система. Например, ОМС по географии, ОМС по математике и т.д.

В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ).

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

•        модуль получения информации (И-тип);

•        модуль практических занятий (П-тип);

•        модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный

Преимущества  ОМС.

К основным преимуществам открытых образовательных модульных мультимедиа систем относятся:

•        отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов – интерактива, мультимедиа, моделинга сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе – узкополосных;

•        возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося: благодаря наличию вариативов исполнения электронных учебных модулей, в ОМС возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету;

•        неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Исключительно важным свойством разработанной архитектуры является её открытость. Это относится, прежде всего, к совокупному контенту ОМС, открытому для расширений как по оси тематических элементов (например, открыты новые знания по предмету), так и по оси вариативов (например, родилась новая методическая идея или появилась более эффективная мультимедиа технология для представления учебных объектов).

Клиентское программное обеспечение ОМС само построено по модульному принципу, позволяющему неограниченно расширять, например, возможности плеера.

В целом архитектура «клиент – сервер» определяет возможность многоплатформенного использования системы. При этом переход на другую платформу (например, от Windows к Linux) не требует никаких изменений в электронных учебных модулях.

В сумме указанные преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения.

Способы получения электронных учебных модулей?

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!)

Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Если Вы захотите получить ЭУМ на домашний или любой другой компьютер, то заплатите только за соответствующий трафик (объем одного ЭУМ – от 100 К до 10 Мбайт, в зависимости от качества мультимедиа и уровня интерактивности).

Хранилище избранных ЭУМ можно организовать на любом компьютере: сервере глобальной или локальной сети, отдельном компьютере в классе, библиотеке, Интернет-кафе, дома и т.д. Загрузить ЭУМ можно через Интернет, с локального сервера, с компакт-диска или другого носителя.

Важно только помнить, что для использования ЭУМ на данном компьютере нужно еще загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС.

Инновационные качества ЭОР.

Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

•        получение информации;

•        практические занятия;

•        аттестация (контроль учебных достижений).

Заметим, что книга обеспечивает только получение информации.

2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.

3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

4. Возможность ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской как урочной , так и внеурочной деятельности. Который позволяет выстроить единую систему образовательной парадигмы обучения.

Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленных источников. В конце концов, книги выписывали и в XVIII веке. Хотя шли они по России не минуты, а месяцы, на образовательных результатах это не сказывалось.

Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (в Интернет-кафе, в библиотеке, у приятеля в гостях, в итоге – вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей.

Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, о которых говорилось выше.

Что нового дают ЭОР учащемуся?

Прежде всего – возможность действительно научиться.

Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.

Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?

Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.

Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.

Древняя китайская пословица гласит:

«Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,

Дай мне попробовать, и я научусь».

Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.

Что дают ЭОР учителю?

Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:

  1. конспекты не писать;
  2. сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
  3. экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
  4. решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны**, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
  5. вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.

Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.

Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.

** Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.

Зачем нужны новые педагогические технологии?

На самом деле методики преподавания и соответствующие технологии развиваются непрерывно, но в современных условиях назрели существенные перемены, вызванные необходимостью решения остро актуальных задач.

Педагоги, методисты говорят о проблемном подходе, деятельностных формах, компетентностях. Издатели придумывают специальные рабочие тетради, учебно-методические комплекты и т.д. В целом у нас, как и во всем мире, заменяют термин «обучение» (репродуктивное, в центре которого – учитель, передающий свои знания) на «учение» (в центре которого – достаточно самостоятельный ученик).

В то же время, электронные образовательные ресурсы, которые вполне соответствуют парадигме «учения», не очень-то приживаются в классе. И дело не в недостатке школьных компьютеров, в развитых зарубежных странах их существенно больше, но результаты те же.

Проблема в том, что самое ценное для образования время – время общения с Учителем нельзя отнимать, занимая работой с машиной. Никому ведь не приходит в голову весь урок читать учебник.

В традиционной схеме урока преподаватель и сам вынужден сокращать время общения (интерактива) с учащимися – необходим хотя бы выборочный опрос и изложение нового материала. В обоих случаях превалирует одностороннее вещание.

Таким образом, первая задача новых педагогических технологий – увеличение времени общения с учениками в классе. Иными словами – рост творческого компонента в деятельности учителя, переход от вещания к дискуссии.

Ключом к решению первой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы. И это – вторая задача новых педагогических технологий.

 Для чего нужно что-то изменять на уроке?

Для того чтобы увеличить образовательную и воспитательную эффективность труда преподавателя за счёт грамотного применения ЭОР в учебном процессе.

Попробуем привести модельный пример изменения педагогических технологий. Разумеется, в самых общих чертах, поскольку разработка частных методик, опытная проверка основных положений ещё предстоит. При этом основная задача заключается в том, чтобы педагогический корпус стал не просто сторонником, но создателем новых методик и технологий, способов и средств обучения.

Возьмём тематический элемент, который предстоит изучить. Заметьте, мы не оговариваем предметную область, поскольку есть серьёзные основания предполагать, что компьютер (точнее, ЭОР), представляющий некоторый фрагмент реального или воображаемого мира, выполняет тем самым определённую функцию интеграции предметных областей, и учебная деятельность становится метапредметной***.

Представим следующую технологическую последовательность:

•        новый материал начинаем изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей в качестве домашнего задания;

•        выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости – достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса имеем гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса;

•        вместо одностороннего изложения учебного материала организуем ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, формулируем общие выводы;

•        если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей.

В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Понятно, что подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества – повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции налицо.

Хорошо известно, что ни один учитель не посоветует учебник, не просмотрев его предварительно сам. Такого подхода вполне вероятно ожидать и в отношении электронных образовательных ресурсов. Однако, главная надежда – на творческий подход учителя, который самостоятельно опробует различные варианты и в итоге сам решит – при каких условиях он недостаточно активен и востребован в классе. Тогда разумно перенести соответствующую учебную работу в разряд самостоятельной. (Основные примеры использования данных типов уроков мы привели в третьей главе).

Помимо отдельных типов уроков, в практике мы используем и различные виды уроков с использование ИКТ-ресурсов и технологий.

Виды уроков с использованием информационных технологий.

Условно уроки с использованием компьютера можно разделить на несколько групп: «уроки-презентации», «исследовательские уроки», «виртуальные экскурсии», проектные, тестирование и другие. Необходимо представить некоторые типы уроков, которые широко используются в учебном процессе.

Уроки-презентации

Презентация урока создаётся в программе Power Point. Тема урока представлена на слайдах, в которых крепко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что даёт возможность учащимся в течении лекции учителя сконцентрировать на них внимание. Лекция учителя сопровождается видеорядом.  Который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.

Уроки-исследования  

Неограниченные возможности компьютер открывает для исследовательской работы. Интересные уроки, на которых дети самостоятельно ведут поиск, отбирают материал по заданию учителя. На этих уроках используются ресурсы  Интернет, Медиатеки.

Виртуальные экскурсии

Посетить  многие музеи мира можно, не выходя из класса. Чтобы организовать урок с посещением виртуального музея, необходимо составить маршрут или сформулировать запрос поиска информации для учащихся.

Важным является организация работы с полученной информацией. Необходимо чтобы результатом виртуальной экскурсией стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, ответы на вопросы и другое.

Проектная деятельность

Современный учащийся должен не только использовать существующие информационные ресурсы, но и научиться создавать собственные информационные ресурсы. Учащиеся должны научиться самостоятельно представлять, структурировать и выражать свои знания. Проект компьютерного урока, который учащиеся должны подготовить сами, позволяет закрепить и углубить знания, повысить уровень овладения умениями и навыками: главным из которых будет способность привлечь и организовать подробную информацию (исследовательский метод работы), а также способность критически осмыслить информацию (аналитический метод работы), отработать речевые навыки.

Тестирование

Необходимо распределить тестовые задания по дисциплинам и темам дисциплин: при создании новой группы вопросов осуществляется иерархическая группировка вопросов по дисциплине, разделу, теме.

Задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трёх списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке.

Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебном процессом. Компьютер позволяет проверить все ответы, а во многих случаях он не только фиксирует ошибку, но довольно точно определяет её характер, что помогает вовремя устранить причину, обуславливающую её появление.

Применение компьютерной техники делает урок привлекательным и по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи, состоит в том, что при необходимости в процессе обучения, учащийся может самостоятельно вернуться к этой части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя. Кроме этого, активнее работает первая сигнальная система. Наиболее важную информацию на слайде можно санимировать. Анимация -очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда   привлечёт внимание учащегося, и он,  в  свою очередь, на анимированной информации заострит своё внимание. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний.

1.3.Требования к организации уроков с использованием ИКТ.

Санитарно- гигиенические требования к организации уроков с использованием ИКТ.

1. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (приложение 4 и приложение 5 настоящих санитарных правил).

2. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах - 10-15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25-35см у обучающихся 1-4 классов и не менее 30-45 см - у обучающихся 5-11 классов.

      3. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Таблица 5.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках




Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

       После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

Приложение 5

к СанПиН 2.4.2.2821-10

4. Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.

  1. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.

  1. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз

  1. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.

5. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения:

  1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

  1. 2.И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

  1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Нормы САНПИНА

 Интерактивная доска – это проекционный экран, оснащенный приемниками-передатчиками ультразвуковых и инфракрасных сигналов. Сигналы эти не представляют опасности для здоровья.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения.

Классы

Длительность просмотра (мин.)

диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1-2

7-15

15-20

15

3-4

15-20

15-20

20

5-7

20-25

20-25

20-25

8-11

-

25-30

25-30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

Организационно- методические требования к презентации

1. Презентация к уроку используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда.

2. Требования к содержанию мультимедийной презентации:

–        соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

–        соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

–        отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

–        лаконичность текста на слайде;

–        завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

–        объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

–        сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

–        расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

–        наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

–        информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

3. Требования к визуальному и звуковому ряду:

–        использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);

–        соответствие изображений содержанию;

–        соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

–        качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

–        качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

–        обоснованность и рациональность использования графических объектов.

4. Требования к тексту:

–        читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

–        кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;

–        отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;

–        использование шрифтов без засечек (их легче читать) и не более 3-х вариантов шрифта;

–        длина строки не более 36 знаков;

–        расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацев – 2 интервала;

–        подчеркивание используется лишь в гиперссылках.

5. Требования к дизайну:

–        использование единого стиля оформления;

–        соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

–        использование для фона слайда психологически комфортного тона;

–        фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

–        использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

–        соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

–        целесообразность использования анимационных эффектов.

6. Требования к качеству навигации:

–        работоспособность элементов навигации;

–        качество интерфейса;

–        целесообразность и рациональность использования навигации.

7. Требования к эффективности использования презентации:

–        обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;

–        педагогическая целесообразность использования презентации;

–        учет требований СанПиНов к использованию технических средств (длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);

–        адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;

–        творческий, оригинальный подход к созданию презентации.

8. Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).

9. Качество методического сопровождения: указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока.

10. На титульном слайде указываются данные автора (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки. Возможен вариант использования колонтитулов. Иное размещение данных автора допустимо в случае, если оно мешает восприятию материала на титуле.

11. На последнем слайде указывается перечень используемых источников, активные и точные ссылки на все графические объекты. На завершающем слайде можно еще раз указать информацию об авторе презентации (слайд № 1) с фотографией и контактной информацией об авторе (почта, телефон).

12. Мультимедийная презентация с методическим сопровождением и приложениями загружается одним заархивированным файлом.

Критерии оценивания презентации

Содержание - информация структурирована в отдельные логи¬ческие блоки; на одном слайде содержатся приблизительно в рав¬ных долях различные виды информации (текст, графика).

Дизайн - единый стиль оформления презентации (цвет или за¬ливка фона; размер, тип и цвет текста и заголовков); выбрано пра¬вильное сочетание цветов фона и текста, элементы оформления соответствуют стилю, гармоничное расположение элементов на слайде.

Навигация - наличие ссылок, позволяющих переходить на лю¬бой слайд и в начало (содержание) презентации.

Анимация - умеренное и грамотное использование анимации объектов, которая не отвлекает от основного содержания, анимация при смене слайдов.

Оценочный протокол

Фамилия участников

Оценивание презентации участниками

Общая сумма (максимум 15 баллов)

Содержание (5 балла)

Дизайн
(5 балла)

Навигация (2 балл)

Анимация (3 балла)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания презентаций учащихся

 

Оценка

5

4

3

2

Содержание

   Работа полностью завершена 

   Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

   Не все важнейшие компоненты работы выполнены

   Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

   Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

   Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

   Работа демонстрирует понимание, но неполное

   Работа демонстрирует минимальное понимание

   Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

   Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно.

   Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 

   Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

   Ученик предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии)

   Ученик в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы

   Ученик иногда предлагает свою интерпретацию

   Интерпретация ограничена или беспочвенна

   Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс

   Почти везде выбирается более эффективный процесс

   Ученику нужна помощь в выборе эффективного процесса

   Ученик может работать только под руководством учителя

Дизайн

   Дизайн логичен и очевиден 

   Дизайн есть 

   Дизайн случайный

   Дизайн не ясен

   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание.

   Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. 

   Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию.

   Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него.

   Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

   Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

   Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

   Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Графика

   Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание

   Графика соответствует содержанию

   Графика мало соответствует содержанию

   Графика не соответствует содержанию

Грамотность

   Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

   Минимальное количество ошибок 

   Есть ошибки, мешающие восприятию

   Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 

1.4. Формы работы с ИКТ.

В своей педагогической деятельности выделяем три основные формы работы с ИКТ на уроках географии:

1. Во-первых, непосредственное применение в учебном процессе.

2. Во-вторых, это применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся по географии внешкольных занятий.

3. И, в-третьих, это применение информационных технологий для обеспечения контроля знаний.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. Если раньше стояла проблема обеспечения учебного процесса географическими картами, то, например, с использованием интерактивной доски и комплекта интерактивных ресурсов стало возможным карту вывести на экран. Особенно это касается курса экономической географии, где данные об экономическом состоянии стран меняются постоянно.

Собирая нужные материалы (статьи, фотографии, рисунки) по конкретным темам в папки, мы используем их для составления компьютерных сценариев уроков, для контроля знаний учащихся, подготовки к ГИА и ЕГЭ, выполненных  в программе Power Point. Презентации с помощью данной программы можно изменять и дополнять.

Вот пример использования программы Power Point при изучении темы «Урбанизация». В ходе урока ученики должны получить представление о разных городах нашей страны, их функциях и проблемах. Программа помогла нам в нужной последовательности составить план урока, используя материал учебника, ресурсы Интернет, мультимедийное пособие - виртуальная школа «Кирилла и Мефодия». Программа позволяет не повторять заданные вопросы учащимся, они выделены на слайдах, что экономит время урока. Кроме этого, она позволяет слабым учащимся увидеть ответ на экране, прочитать, записать. А это психологически облегчает процесс усвоения учебного материала. Фото городов на слайдах позволяет получить представление о конкретных городах.  Да и сам процесс работы на уроке ускоряется. Учащиеся быстрее ориентируются в тексте, с интересом ищут ответы, анализируют, высказывают свои мнения.

В результате у ребят формируются верные географические представления. Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования признано внедрение в учебный процесс мультимедийных электронных учебников. Мультимедийные учебники для 6-10 классов или в суд позволяют существенно экономить время, как на уроке, так и во время подготовки к нему. На уроках географии мы используем электронную энциклопедию и коллекцию мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения интересным и эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы.

Но помимо электронных образовательных ресурсов нами создана и собрана достаточно большая коллекция-копилка по различным темам и различным разделам школьной программы.

Вторая форма работы – применение ИКТ для организации самостоятельной работы учащихся на уроках географии. Трудность работы со статистическим материалом заключается в его быстром устаревании, сложности усвоения. Для решения этой проблемы удобнее использовать технологии учебных проектов. Например, по теме «Страны-малютки» проект содержит несколько интересных картосхем, диаграмм, пирамид, дополняющих и углубляющих информацию учебника. Данный материал учащиеся собирали в сети интернет в ежедневной прессе. Продуктом этого проекта является презентация, которой можно пользоваться при объяснении темы «Страны Европы». При работе над созданием презентации учащиеся использовали программу Power Point. Таким образом, внедрение в учебный процесс современных ИКТ, обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

В наших планах – возможность проводить уроки с использованием интернет, то есть, с непосредственным выходом в сеть, это позволит расширить кругозор учащихся и повысить их интерес к географии.

Большое внимание в своей педагогической деятельности мы уделяем учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися:

а)в учебном процессе;

б)во внеурочное время.

Исследовательский метод выступает как обязательный при реализации краеведческого принципа обучения географии, не менее актуален он при изучении региональной географии.

Этапами исследовательской деятельности являются:

•        Знакомство со статистическими данными переписи населения

•        Обсуждение социальных проблем

•        Социологический опрос населения по данной проблеме

•        Обработка полученных данных и их анализ. Построение графиков в программе Excel

•        Составление компьютерной презентации

•        Представление результатов исследования работы на конференции

Третья форма – это применение информационных технологий для обеспечения контроля знаний. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяются на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. Уроки, где осуществляется  контроль знаний, с использованием ИКТ организуют на основе работы со специализированными обучающими программными средствами, электронными учебниками и пособиями, энциклопедиями, словарями, атласами.

Выделим возможные виды работ контроля знаний с применением ИКТ на различных этапах изучения географии:

Тестирование

Тесты помогают учителю выяснить уровень подготовки учащихся. На уроках географии акцентируется внимание учащихся на результаты обучения, целенаправленно формируем их. При этом считаем тестовый контроль как обучающий и корректирующий. Применение тестов позволяет выявить типичные ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути преодоления возникающих проблем.

Используем тестовые задания следующим образом:

1) индивидуальная работа учащегося с компьютером и полная обработка ответов компьютерной программой;

 2) выведение тестовых заданий на экран мультимедийного проектора (весь классом одновременно решает тесты в личных тетрадях, а ответы обрабатывает либо учитель, либо учащимися).

Пользуемся готовыми CD-дисками (электронные учебные пособия), где имеются тестовые задания. Например, диск «Энциклопедия Байкала», «Экономическая и социальная география мира 10 класс». В диске «Экономическая и социальная география мира 10 класс» тесты представлены по всем темам, можно выбирать уровень сложности, решение теста возможно за определенное время (5 минут) и сразу же компьютер выдает ученику оценку за знания.

Также разрабатываются тестовые задания с помощью программ Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel. Программа Microsoft Excel удобна тем, что учащиеся по окончании решения теста получают оценку компьютера, а не учителя. Такие задания дают возможность каждому ребенку работать в своем темпе и не подстраиваться под темп работы класса.