Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
методическая разработка по теме

Грибкова Елена Григорьевна

Творческий отчет учителя по теме "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayuschie_tehnologii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследования психического здоровья учащихся показывают, что в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья, но уже к концу 1-го класса их число увеличивается до 60-70 %. Это свидетельствует о том, что школа является зоной риска.

ФОТО первоклассников.

Состояние здоровья школьников требует внимания со стороны учителей.

На психическое здоровье учащихся влияют следующие факторы:

  1. морально – психологический климат в классе;
  2. стиль педагогического руководства;
  3. создание ситуации успеха на уроке;
  4. снятие тревожности у учащихся на уроке;
  5. учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. 

Как же помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?  

Здоровьесберегающие технологии – это система работы  образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников- взрослых и детей. Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учетом особенностей  контингента учащихся.

Каковы же принципы здоровьесберегающей педагогики, которыми я руководствуюсь в своей работе?

  1. Наглядность - предназначена для связи чувственного восприятия с мышлением, способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. ПРИМЕР.
  2. Систематичность и  последовательность – система подготовительных, подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, а, опираясь на него, приступить к изучению последующего, более сложного, материала. Например, ___ (своими словами).
  3. Организация  повторения. В результате повторения вырабатываются динамические стереотипы, облегчающие процесс усвоения ЗУН учащимися НУВ. Например, на каждом уроке русского языка я использую упражнения на правописание безударных гласных, так как данная тема является камнем преткновения в 1 по 11 класс. Но повторение должно быть не надуманным, а логично включаться в содержание урока. ФОТО С УРОКА.
  4. Индивидуализация процесса обучения – опора на природные данные ребёнка, отсутствие чрезмерных требований. Пример индивидуального подхода, например, тетрадь индивидуальных заданий Черноусова.
  5. Принцип активного обучения – обучение в парах, группах (фото с классного часа), игровые технологии.

В своей работе,  при организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики  я использую следующие рациональные факторы урока:

  1. Обеспечиваю необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их психолого-возрастных особенностей. То есть моя основная задача – создать детям комфортные условия для обучения.
  2. Планирую урок таким образом, чтобы плотность урока была не менее 60% и не более 75-80 %.
  3. средняя продолжительность одного вида деятельности не более 10 минут, рационально использовать от 4 до 5 видов учебной деятельности; частота чередования видов деятельности не позднее через 7 – 10 минут.
  4. Отсутствие однообразных методов обучения. Еще Выготский сказал: «Лень и утомление ребенка – сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранного метода работы с данным ребенком».  
  5. Рациональное применение  технических средств обучения (уместность, целесообразность, соблюдение требований гигиены зрения).
  6. Стараюсь создавать доброжелательный психологический климат. Преобладание положительных эмоций.  
  7. Строю работу таким образом, чтобы момент  утомления (по снижению учебной активности) наступал не ранее, чем в конце урока.
  8. Наличие эмоциональных разрядок на уроке (количество 2 – 3). Это не только физминутки и гимнастика для глаз, но и эмоциональные энергизаторы, уместные шутки. ФОТО.
  9. Осуществление опоры на ранее полученные знания. То есть изучение любого нового материала начинаю с определения границы между известным и неизвестным (что мы знаем, что мы не знаем, что должны узнать, каким образом это сделать). ФОТО.
  10. Активизация мыслительной деятельности. ПОКАЗАТЬ НЕСКОЛЬКО ПРИЕМОВ.
  11. Использование рациональных приемов мышления, запоминания. Например, при изучении написания словарных слов  мной используется ассоциативное восприятие (пример); при заучивании наизусть – знаковое мысленное рисование (пример).
  12. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье (НОТ, памятки). Здесь необходимо сказать, что ничто так не помогает ребенку учиться, как рациональный режим дня, четкие инструкции и алгоритмы для самостоятельной деятельности. Считаю важны научить детей приемам самоорганизации, рациональному выполнению домашних заданий и пр. Для этого мной используются разнообразные памятки «Секреты успешной учебы». ПРИМЕР.
  13. Тщательная диагностика, прогнозирование планирование и контроль каждого урока. Урок не будет носить в себе стрессовый характер, не будет сложным и скучным для учеников, если учитель сам следует правилам самоорганизации и в системе готовится к урокам, основываясь на анализе предыдущего урока, на анализе содержания материала. То есть заранее предусматривает сложности и коллизии.

Можно предположить, что при выполнении описанных выше рекомендаций, урок будет соответствовать условиям здоровьесберегающей педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....