Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как один из путей повышения мотивации учения"
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Обобщение опыта написано для районного конкурса "Учитель года 2011" как один из этапов конкурсной программы. В работе отражена практическая направленность, актуальность в связи со стандартами второго поколения, результаты обученности по итогам выпуска из начальной школы, отработке навыков, развитых в проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_potorochinoy_eleny_borisovny.docx108.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Бор Афанасьевского района Кировской области

                                                                              Автор: Поторочина

                                                                            Елена Борисовна,

                                                                              учитель начальных

                                                                        классов первой

                                                                              квалификационной

                                                                категории

п. Бор

2011 год

Содержание

  1. Актуальность  и  целесообразность……………………………..…………3
  2. Пути формирования мотивации учения у младших школьников………..6
  3. Теория  проектной деятельности в начальной школе ……………………...8
  1. Типология проектов…………..…………………………………………..10
  2.  План работы над проектом…..……………………………………….….10
  3. . Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?.....................................................................................................11

3.4. Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?..................................................................................................14

3.5. Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом…….15

4. Характеристика познавательной деятельности класса……………………..15

5. Внеурочная деятельность по предмету……………………………………...18

6. Проблемы и творческие перспективы…………………………………...…..20

7. Список используемой литературы…………………………………………...23

8. Приложения………………………………………………..…………….........24

1.Актуальность и целесообразность

 «Начальная школа - это, прежде всего, творческий труд одного учителя. Я всегда считал необходимым стать в какой — то мере ребенком, иметь доступ в сказочный дворец, имя которому  - Детство. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

                                               В. А. Сухомлинский…

     Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

Получение знаний – теоретических по сути и энциклопедических по широте – долгое время считалось главной целью образования. Теперь получение знаний рассматривается скорее как средство для решения задач, связанных с развитием личности, ее социальной адаптацией, приобщением к ценностям культуры и пр. Иными словами, ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностно-ориентированным              подходом к образованию. Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой подход, является метод проектов, который имеет место в новом ФГОСе.

Главным в новом стандарте является личностный результат обучения, воспитания ребенка. Одна из приоритетных задач – сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что в новом стандарте меняется оценка качества образования. Кроме того, новый ФГОС предполагает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Предусматривается качественно новое ресурсное обеспечение исполнения ФГОСа.

В последнее десятилетие, в связи с широким применением информационных технологий (ИКТ), проектная деятельность стала более насыщенной и эффективной. Это связано со следующими моментами:

− переместился акцент с внеурочной и факультативной проектной деятельности в классно-урочную;

− количество учителей, имеющих представление о возможностях компьютера в обучении, резко увеличилось, что оказалось благоприятным для активного внедрения проектной методики и информационных технологий в образовательный процесс.

Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий (то есть    системы    приемов    деятельности      с   привлечением      всех   возможностей компьютера) в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.

Цели моей профессиональной деятельности:

  1. формирование целостной системы
  2. универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих

                   современное качество содержания образования.

Анализируя свою деятельность как учителя начальной школы, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих достижение намеченных федеральными стандартами результатов, а значит и переход обучающихся на следующую ступень образования:

  1. низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  2. неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  3. разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  4. отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.  

Целью моей работы являлось создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках технологии, окружающего мира, литературного чтения, а также во внеурочной деятельности.

Исходя из цели, были поставлены  следующие задачи:

1. Вовлечь детей в проектную деятельность

2. Научить представлять продукты проектов

3. Научить учащихся использовать средства ИКТ для поиска, обработки и представления информации.

Для этого надо было провести

  1.  Отбор учебного материала по актуальным темам программы.
  2. Составление циклограммы работы над индивидуальными и групповыми       проектами и их реализация.
  3. Разработку форм фиксации промежуточных и конечных продуктов проектной деятельности.
  4. Составление методических рекомендаций по организации занятий курса и использованию средств ИКТ в проектной деятельности

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно- ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

В систему работы входят: организация проектной деятельности, направленной на

  1. получение результата (продукта), в ходе которой идет усвоение новых знаний и действий;
  2. оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методом проектов;
  3. использование современных ИКТ на уроках и во внеурочное время.

Проектная деятельность с использованием ИКТ дает возможность формировать активную учебно-познавательную деятельность учащихся в условиях увеличивающейся информатизации общества.

Новизна опыта заключается в применении метода проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения в рамках перехода на стандарты второго поколения; расширении зоны ближайшего и актуального развития в процессе самостоятельного исследования проблемы; в выходе проектов учащихся за рамки учебной деятельности и их применении в образовательной деятельности другими участниками педагогического процесса.

2.Пути формирования мотивации учения у младших школьников.

Актуальность исследования формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловливается тем, что для значительной части школьников предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и из-за отсутствия интереса к его достижению.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.

Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Мотивы учебной деятельности должны соответствовать её цели и содержанию, т.е. быть ей адекватными. Из определения учебной деятельности следует, что это должны быть мотивы приобретения обобщённых способов действий по приобретению знаний, умений. Обучение

с первого класса должно быть направлено не только на формирование у учащихся базовых знаний и умений, но и положительных мотивов учения. Эффективность учебного процесса прямым образом зависит от того, какие мотивы учащихся являются смыслообразующими.

 В психолого – педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии. Термины «учебная мотивация», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле.

Мотивация – это довольно общее, широкое понятие. В настоящее время как психическое явление она трактуется по-разному. В современной психологии слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.

  1. А что же такое «учебный мотив» как структурный компонент «учебной мотивации»? По определению Л.И.Божович, «Мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, её основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьёй, так и самой школой»[ Божович Л,И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: педагогика, 1968. с. 249]. А.К.Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней»[ Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990].

Среди основных задач, стоящих перед школой наиболее важной и сложной является задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективным.

Когда ребёнок впервые приходит в 1класс, то в его мотивационной сфере, как правило, отсутствуют ещё мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий, на научно-теоретическое осмысление наблюдаемых явлений. Ведущие мотивы в этот период школьного детства связаны с желанием ребёнка занять общественно значимую и общественно оцениваемую позицию. Однако такая мотивация, определяемая главным образом новой социальной позицией  ребёнка, очевидно, не может поддерживать в течение длительного времени его учебную работу и постепенно теряет своё значение.

Поэтому формирование уже в начальных классов мотивов, придающих дальнейшей учёбе ребёнка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей, является крайне необходимым, без чего дальнейшая учёба школьника может оказаться просто невозможной. Как показывает опыт, при стихийном формировании мотивационной сферы деятельности учащихся у многих из них не формируются необходимые для эффективного обучения мотивы. Следовательно, школа и учителя должны взять на себя управление процессом формирования мотивационной сферы деятельности учащихся.

3.Теоретическая основа опыта работы.

Проектная работа в школе

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 5-12.)

Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

• общенаучную;

• информационную;

• познавательную;

• коммуникативную;

• ценностно-смысловую;

• социальную;

• стремления личностного самосовершенствования.

Преимущества проектной деятельности в школе налицо:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.

Какие же общеучебные умения и навыки развивает проектная деятельность у школьников? На мой взгляд следующие.

Рефлексивные умения:

• Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

• Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

• Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

• Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

• Умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста)

• Умение находить несколько вариантов решения проблемы

• Умение выдвигать гипотезы

• Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

• Навыки коллективного планирования

• Умение взаимодействоать с любым партнером

• Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач

• Навыки делового партнерского общения

• Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские умения и навыки:

• Умение проектировать процесс (изделие)

• Умение планировать деятельность, время, ресурсы

• Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

• Навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные умения:

• Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.

• Умение вести дискуссию

• Умение отстаивать свою точку зрения

• Умение находить компромисс

• Навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные умения и навыки:

• Навыки монологической речи

• Умение уверенно держать себя во время выступления

• Артистические умения

• Умение использовать различные средства наглядности при выступлении

• Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Однако, без сомнения, в ходе проектной деятельности могут возникнуть определенные проблемы:

1. Работа над проектом объемная, кропотливая, поэтому возникает проблема перегрузки учащихся.

2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать, провести исследования), могут бросить работу над проектом.

3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся среднего звена.

4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в ментора, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.

5. Возрастает нагрузка на учителя.

Как же их разрешить? Предлагаю такой вариант:

1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.

2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.

3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.

4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.

5. Привлечь для работы над проектом родителей, консультантов.

            В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

         Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, "портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

        Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

  1. обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;  
  2. развитию творческих способностей и активности учащихся;  
  3. формированию проектного мировоззрения и мышления,
  4. обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;  
  5. формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.  

           Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят.  Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Типология проектов

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

  1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
  2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
  4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
  5. Количество участников проекта.
  6. Количество участников проекта.
  7. Продолжительность проекта.

План работы над проектом

  1. Предварительная подготовка учителя: (подготовительный этап)
  2. Определить тему проекта.
  3. Продумать ключевые понятия темы.
  4. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  5. Представить возможные итоговые работы.
  6. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
  7. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

Первый этап (проектировочный)

  1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме
  2. Вопросы выносятся на доску.
  3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.  
  4. Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
  5. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.
  6. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
  7. Правильно будет вывесить график отчета по этапам.
  8. Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Если это сайт, презентация, публикация - обговорить структуру; Если реальная модель, как она может быть представлена (рисунок, описание модели, макет).
  9. Предлагается объединиться по творческим группам, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.

Второй этап (практический)

Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.

Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.

Заключительный этап

  1. Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
  2. Оглашается последовательность выступлений групп.
  3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении.

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

•    необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

•    специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

•    проблемное введение в тему урока;

•    постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•   совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•    выдвижение идеи (мозговой штурм);

•    постановку вопроса (поиск гипотезы);

•    формулировку предположения (гипотезы);

•    обоснованный выбор способа выполнения задания;

•    составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•    поиск дополнительной литературы;

•    подготовку доклада (сообщения);

•    самоанализ и самооценку, рефлексию;

•    поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

• оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

• классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•   определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•   доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Например:

1. Выделение признаков.

а) Какую форму имеет фигура?  Почему эта фигура является треугольником?

б) Назовите признаки числа 27.

в) Назовите признаки весны.

г) Назовите признаки слова «карандаш».

2. Сравнение двух и более предметов.

а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются?

б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50?

в) Назовите общие признаки кошки и собаки.

3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.

4. Классификация.

а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа.

б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10?

в) Назови каждую группу одним словом:

Татьяна, Ольга, Анна, Юлия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота.

2, 4, 6, 8.

г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом:

грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5, … .

5. Родо-видовые отношения.

а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи.

б) Чего больше: ежей или животных?

в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери».

г) Закончи предложение:

Хлебница – эта посуда для … .

Глагол – это часть речи, которая … .

Четное число – это число, которое … .

д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным.

Щенок – это маленькая собака.

Щенок – это детеныш собаки.

6. Простейшие умозаключения.

Закончи предложение:

Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, …

На уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.

Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.

Например, примерное планирование консультативных занятий в проектной группе.  

Как работать в команде? Ролевая игра «Необыкновенный аквариум». Распределение ролей в группе.

От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

 

Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор метода (методики) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обсуждение результатов исследования.
  7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Как обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом?

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Например, на уроке русского языка в 4 классе погружение в проект «Справочник по проверке слов с непроверяемым написанием» и постановку задач можно организовать следующим образом.

В начале урока проводится словарная работа со словами с безударными гласными в корне.

- На какие две группы можно разделить безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые).

- Как мы проверяем в слове написание проверяемой безударной гласной? (Подбираем однокоренное слово или форму слова с ударной гласной.)

- А можем ли мы проверить непроверяемые безударные гласные?

Постановка целей.

- Знакомство с этимологическими словарями русского языка позволит вам узнать историю русских и заимствованных слов, найти способ проверки слов с непроверяемым написанием, а составленные словари-справочники окажут помощь вашим друзьям.

Кроме того, вы научитесь:

1) работать с научной литературой,

2) проводить исследования;

3) кратко излагать свои мысли устно и письменно;

4) составлять словари-справочники.

Результаты ваших исследований, а также изготовленные вами справочники мы поместим в школьной библиотеке.

Таким образом, социальная значимость работы повышает интерес к результату проекта.

4 Характеристика познавательной деятельности класса

В начале в 2002-2003 учебного года в классе обучалось 11 человек. Третий год обучения в школе. Дети отличались отсутствием интереса к учебе, не желанием работать, низким объемом знаний. Первая диагностическая работа была проведена в конце сентября после повторения за предыдущий год. Адаптационный период в начале года был завершен. Думаю, поэтому можно считать, что на результат работ не влияли посторонние факторы. Работы проводились по русскому языку и математике. Результаты были получены следующие:

-  Русский    язык: 

  средний   уровень   по   классу   -   низкий   51,85%;    на репродуктивном уровне находились 6 человек, конструктивный — 4 человек,  творческий — ни одного. Или

  1. критический - 2 человека
  2. низкий - 4 человека
  3. допустимый - 4 человека
  4. оптимальный - нет
  5. высокий - нет.

- Математика.

Средний уровень по классу - допустимый - 72,5%.С репродуктивным уровнем справились -11 человек,  конструктивный уровень - 5 человек, творческий - 3 человека.

  1. Критический - 1 человек
  2. Низкий - 1 человек
  3. Допустимый - 6 человек
  4. Оптимальный - 3 человека
  5. Высокий – нет.

Заметный «рост» по обоим предметам можно отследить у 6 учащихся.

К концу учебного года были получены следующие результаты:

ФИ уч-ся

По русскому языку

По математике

Ворожцов Вова

Конструктивный

Творческий

Крутиков   Олег

Конструктивный

Творческий

Сидорова Анжела

Конструктивный

Конструктивный

Мошкина Ксения

Творческий

Творческий

Сабурова Аня

Творческий

Творческий

Лепихин Максим

Репродуктивный

Конструктивный

Четвертый год обучения в школе.       Итоговая диагностическая работа.

     Результаты следующие.

Результаты

По русскому языку

По математике

Ворожцов Вова

Творческий

Творческий

Крутикова Олег

Творческий

Творческий

Сидорова Анжела

Конструктивный

творческий

Мошкина Ксения

Творческий

Творческий

Сабурова Аня

Творческий

Творческий

Лепихин Максим

Конструктивный

Конструктивный

Таким образом, за два  учебных года можно проследить следующий «рост».

Таблица «Уровни обученности»

Русский язык

Математика

2002

2004

2002

2004

Ворожцов В.

Репродуктивный

Творческий

Репродуктивный

Творческий

Крутиков О.

Репродуктивный

Творческий

Репродуктивный

Творческий

Лепихин М.

Репродуктивный

Конструктивный

Репродуктивный

Конструктивный

Мошкина К.

Конструктивный

Творческий

Конструктивный

Творческий

Сидорова А.

Репродуктивный

Конструктивный

Репродуктивный

Творческий

Сабурова А.

Конструктивный

Творческий

Конструктивный

Творческий

Процентный «рост» можно отследить по таблицам: «Уровень обученности по русскому языку в 2002 - 2004 уч.г.», «Уровень обученности по математике в 2002 - 2004 уч.г.», и на графиках к этим таблицам (см. Приложение 2). Начальную школу на «отлично» по всем предметам окончили двое, трое – на «4» и «5», четверо с преобладанием оценки «4». Обученность по классу – 100%.

Выпуск 2004 – 2008 годов. Дети этого выпуска отличались разбросом готовности к школе от высокого уровня готовности до сомнительной зрелости. Четверо не посещали детский сад. Трое со сложной семейной обстановкой. У 50%  - низкая мотивация к учению. Первый класс по Уставу школы – безоценочное обучение. Как формировать мотивацию? На «линейке роста» дети наглядно видели, как повышается их уровень обученности, появлялось желание «вырасти» еще (столбчатая диаграмма результатов) Четвертый  класс окончили с такими результатами: отличников -20%, на «4» и «5» - 30%, 20 % – с преобладанием «4». Обученность по классу – 100%.

2008 год. Новый набор. Готовилась задолго до начала учебного года, обдумывая, как мотивировать детей на обучение. В классе 7 человек. Трое не посещали детский сад. Родители не готовили детей к школе. Одного ученика в октябре пришлось направить на медико - психолого – педагогическую комиссию в г. Киров. Еще одного – в феврале. У детей отсутствовали базовые навыки работы с инструментами, был низкий уровень развития познавательных процессов, значительно более низкий, чем требовалось по возрасту. У четверых поступивших в школу – высокий уровень готовности к школе. Двое детей читали. Весь первый класс мы «строили» Дом наших успехов, «кирпичики» использовали разного цвета. Разноцветные «кирпичи» получали за выполнение диагностических работ. Большей ценностью обладал «кирпич» красного цвета. Прием вводился на период снижения мотивации к успеху. Большую часть года дети учились не ради «кирпичика». Очень радовал факт увлеченности детей знаниями: 30% детей черпали информацию в энциклопедиях. На многих уроках дети могли вести разговор на разные темы, дополняя рассказ учителя интересными фактами из литературы. 20% детей пользовались электронными энциклопедиями. Участвовали в различных интеллектуальных конкурсах. Завели портфолио, где отслеживаем  достижения учащихся. Второй класс окончили с такими результатами:

Отличников – 30%, с «4» по одному предметом с преобладанием «5» - 30%. Обученность – 100%.

Какие бы приемы и методики я не использовала в своей работе, всегда помню, что каждый человек неповторим в сочетании духовных, умственных и физических качеств. Работая с применением проектной деятельности, убеждаешься в этом ежедневно. Часто, объясняя новый материал на уроке, вставал вопрос «Как быть?», т.к. одни уже поняли, о чем идет речь, другие - близки к этому, а третьи находятся в начале пути. Работая над проектом, такой вопрос не возникает, так как каждый работает в силу своих возможностей и способностей. Таким образом осуществляется как индивидуальный, так и дифференцированный подход в обучении.

Безусловно, подготовка к урокам стала более длительной и трудоемкой. Но конечный результат, когда видишь, что ребенок работает спокойно, не нервничает, самостоятельно справляется с заданиями своего уровня, а временами пытается выполнить более сложные, несомненно, радует. Познавательный интерес большинства учащихся повысился настолько, что на уроках окружающего мира мы пытаемся освоить выполнение таких работ как рефераты и доклады с использованием мультимедийной презентации. Дети самостоятельно находят материал по заданной теме, оформляют результаты поиска на доступном им уровне, представляют одноклассникам. Они реализуют свои индивидуальные способности: манеру говорить, вступать в контакт, обобщать, растут их самоуважение и самооценка, формируется эмпатия.

5.Внеурочная деятельность по предмету

По инициативе детей в декабре 2008 года работали над проектом «Кормушка». В работу включились родители, бабушки, дедушки. На мастер – классе провели презентацию получившихся работ. Ребята с воодушевлением рассказывали, как они нашли именно такую форму кормушки, как изготавливали, с какими трудностями столкнулись. Кормушки развесили в школьном саду. Каждый день в созданную «столовую» прилетают гости отведать корма, положенного заботливыми руками. Так проект стал ступенькой в воспитании ответственности, развитию заботы, охране окружающей среды.

Весной 2009 года осуществили новый проект – «Расцвели в саду у нас цветочки». В ходе работы над проектом выращивали цветочную рассаду для клумб школьного сада. Рассада выращивалась в разных условиях. Второклассники вели наблюдения, измеряли высоту побегов, сравнивали, выдвигали гипотезы, прогнозировали результат. Таким образом, проект перешел в исследовательскую работу. Красочность осенних клумб радовала не только нас, но и всех учащихся и гостей школы.

В 2009 -2010 к юбилею Победы изучали боевые страницы истории страны. Совместный с библиотекой проект «Дети в годы войны» никого не оставил равнодушным. Мы прочитали книги о пионерах героях, разучивали песни того времени. Родные и близкие помогали нам в сохранении семейных воспоминаний. Бабушки и прабабушки со слезами рассказывали, как жилось им в то время, какие были трудности. Но главным во всех рассказах было одно – ни один не сомневался в победе нашего народа над врагом. Итоговым стало наше выступление на смотре строя и песни, посвященном шестидесяти пятилетию Победы. Дети с гордостью надели самые настоящие красные галстуки, бережно хранимые в семьях. Выступление было четким, шаг размеренным. Мы посвятили свое выступление самым юным участникам Великой Отечественной войны.

В 2010 – 2011 году работали над краеведческим материалом по истории поселка. Мы познакомились с мамой и сестрой воина – интернационалиста Бердникова Сергея Ильича, который служил в Афганистане в начале 80-х годов прошлого века. Узнали, как проходила его служба, прочитали материал о нем в газете г. Инта. Параллельно оформляем материал  о Бочкове Валерии, выпускнике нашей школе, служившем в подразделении Альфа, сейчас находящемся в отставке. Беседовали с его одноклассниками и земляками, живущими в поселке Бор и деревне Минькино.

В октябре – ноябре 2011 года работали над проектом «Книга рецептов для любимой мамочки», одновременно отрабатывали навыки ИКТ –компетенции в работе с текстом, учились распечатывать «книжный» формат.

6.Проблемы и творческие перспективы

Учитель  должен быть саморазвивающейся личностью. Поэтому постоянно строю работу по самообразованию. В 2007  - 2008  учебных годах работала над темой «Диагностика и мониторинг качества образования», т. к. считаю, что работа по данной методике позволяет более эффективно осуществлять индивидуальный и личностно – ориентированный подход в обучении. Одновременно продолжала работу над темой «Влияние психологической готовности детей на успешность обучения в школе». Работа рассчитана на обобщение опыта психологической диагностики последних лет. В работе отразила позиции выдающихся психологов. В 2008  - 2009 учебном году продолжала работу над темой «Диагностика и мониторинг качества образования», корректировала наработанный материал, содержание  диагностических работ, исходя из возможностей  класса, каждого ученика.

В 2009 – 2010 учебном году завершила исследовательскую работу по теме «Влияние психологической готовности детей на успешность обучения в школе». В предыдущих учебных годах обработан материал по готовности детей к школе в 2003-2007 годах. Составлена сводная таблица данных. Проведен статистический анализ полученных данных.

В 2010 – 2011 году   начала разрабатывать новую тему.  Самообразовательная работа по теме  «Компетентностный подход к обучению в рамках новой школы» актуальна, т.к. к современному уроку в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно – ориентированным. Опыт работы показывает, что одним из вариантов реализации многоцелевой направленности урока является личностно – ориентированный подход совместно с информационно – коммуникативными технологиями.

Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. Подведение итогов мониторингов показывает, что в классах, где учителя применяют личностно – ориентированный  компетентностный подход в обучении, наблюдается резкий рост качества обученности. Школьники принимают активное участие в исследовательской деятельности, различных интеллектуальных проектах, нередко занимая в них призовые места. Одним из методов реализации личностно – ориентированного подхода является метапредметный подход к обучению, развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии, формирующий навыки самостоятельной работы, воспитывающий инициативность и творческое отношение к делу. Считаю, что метод проектов позволяет развивать «надпредметные» навыки. Для организации проектной деятельности учащихся начальных классов обладают широкими возможностями все учебные предметы. В организации работы младших школьников над проектами присутствуют традиционные этапы проектной деятельности: погружение в проект (установка), организация деятельности (последовательность и продолжительность работы), осуществление деятельности (консультации и помощь), презентация (в т. ч. и с использованием мультимедийного оборудования).

Обучение полезно, когда ученики сами создают что-то для других. Очень важно, чтобы ученики выражали свои мысли, обменивались различными идеями, не являлись пассивными потребителями. Таким образом, с применением проектной деятельности в обучении ученики дети «учатся учиться» самостоятельно.

Список используемой литературы:

  1. Божович Л,И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: педагогика, 1968. с. 249
  2. В.М. Лизинский. Практическое воспитание в школе. Часть 1./ М.:Центр “Педагогический поиск”, 2002
  3. В.М. Лизинский. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. Часть 2./ М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004
  4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990
  5. Пособие для проведения занятия “Социальное проектирование” / Кондратьева О.Г. – Байкальск, 2005.
  6. Теория и практика проектной деятельности (Дайджест по материалам печати). Выпуск 1. – Авторская Экспериментальная Школа Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
  7. Теория и практика проектной деятельности (Дайджест по материалам печати). Выпуск 2. – Авторская Экспериментальная Школа Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
  8. Теория и практика проектной деятельности (Дайджест по материалам печати). Выпуск 3. – Авторская Экспериментальная Школа Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
  9. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./ Сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007г. – 96с.
  10. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7.
  11. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, 2004, № 1.
  12. Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно ориентированного образования на уроках литературы. circ.mgpu.ru/INTEL/Materials/Kokhanova.html
  13.  http://ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html
  14. Теория и практика проектной деятельности (Дайджест по материалам печати). Выпуск 4. – Авторская Экспериментальная Школа Министерства Образования РФ “Школа возраста”.
  15. Тренинг-центр “Голубка”: http://golubka.org/
  16. Управление проетом / Фил Бэгьюли. – Пер. с англ. В. Петрашек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.                                

Приложение 1

Таблица 1

Уровень обученности по русскому языку в 2002 - 2004 учебных годах. Русский язык

Дата ф.и.

2002

2003

2004

Сентяб рь

Октябр ь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Май

Ворожцов В

56,25

56,25

58

63.75

65

68,42

75

70

73,25

68,75

68,42

88

90

Крутиков О.

56,25

62,5

62,5

73,75

77,25

86

83

85

84,11

83.36

90

85

Лепихин М.

37.5

38,88

43,75

47,6

53,16

53,75

56

50

50

58,88

63,16

67,5

53

Мошкина К.

75

72,5

93,75

93,75

100

100

97,5

100

90

92,35

100

97,5

100

Сабурова А

68,75

68,75

88,25

93,75

90

84,45

100

95

90

98,25

93,75

97,5

100

Сидорова Ан

55

70

68,75

75

74,2

72,5

67,5

75

75

74,25

75

70

Среднее по классу

51,85

55,85

53,75

54,5

56,75

660

61,75

58,9

57,5

58,5

60

59,6

64,5

Таблица 2.

Уровень обученности по математике в 2002 - 2004 учебных годах. Математика

Дата ф.и.

2002

2003

2004

Сентяб рь

Октябр ь

Ноябр ь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

май

Сентябрь

Октябрь

Февраль

Март

Май

Ворожцов

62.5

91,75

90

97,5

90

85

88,45

85

79

87

82

90.7

85,2

Крутиков

75

90,75

90

90

93,75

83,3

88,25

87,5

82

86,6

85

85

85

Лепихин

58,75

63,75

67,5

73.5

75

70

75

75,18

80

68,88

77,8

73,7

Мошкина

87,5

90

100

100

100

85

85.75

87,25

96,75

97,5

100

100

100

Сабурова

81,25

90

90

90

90

95

85

85

85,25

90,7

94,75

95

100

Сидорова

73,25

71,75

75

75

75

76,7

75

7,5

77,25

74

77,5

78,7

87,5

Среднее по классу

72,5  

80

77,5

79,2

81

79,4

74,3

79,35

73,35

75,7

70,75

71,7

78

Обученность на момент окончания начальной школы. 2004 год

Дата ф.и.

2005

2006

2007

Сентяб рь

Октябр ь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Май

Братчиков А

56,25

56,25

58

63.75

65

68,42

75

70

73,25

68,75

68,42

88

90

Крутикова О

68,75

68,75

88,25

93,75

90

84,45

100

95

90

98,25

93,75

97,5

100

Кудашева Н

75

72,5

93,75

93,75

100

100

97,5

100

90

92,35

100

97,5

100

 Сидорова М.        

56,25

62,5

62,5

73,75

77,25

86

83

85

84,11

83.36

90

85

Поносова Н.

55

70

68,7

75

74,2

72,5

67,5

75

75

74,25

75

70

Шмырина Н

37.5

38,88

43,75

47,6

53,16

53,75

56

50

50

58,88

63,16

67,5

53

Среднее по классу

561,85

55,85

53,75

54,5

56,75

60

61,75

58,9

57,5

58,5

60

59,6

64,5

Обученность на момент окончания начальной школы. 2008 год

Дата ф.и.

2009

2010

Сентяб рь

Октябр ь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Сентябрь

Октябрь

Власенко К

56,25

56,25

58

63.75

65

68,42

75

70

73,25

Иванова И

56,25

62,5

62,5

73,75

77,25

86

83

85

84,11

Коршунов В

37.5

38,88

43,75

47,6

53,16

53,75

56

50

50

Коршунов С

75

72,5

93,75

93,75

100

100

97,5

100

90

Сидоров А

68,75

68,75

88,25

93,75

90

84,45

100

95

90

Трушников Р

55

70

68,75

75

74,2

72,5

67,5

75

Среднее по классу

51,85

55,85

53,75

54,5

56,75

60

61,75

58,9

57,5

Русский язык.

Обученность на конец года. 2класс. 2010 год.

     Приложение

Памятка начинающему исследователю

  1. Выбери тему исследования
  2. Подумай на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  4. Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы  
  6. Сделай выводы.
  7. Оформи результаты своей работы.

План доклада: (доклад в сопровождении презентации)

  1. Введение.
  2. Основные требования к проекту.
  3. Процесс реализации и жизненный цикл проекта.
  4. Алгоритм создания проекта.
  5. Ошибки и причины неудачи реализации проекта.
  6. Требования к оформлению проекта.
  7. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

Из опыта работы "Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника"

Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах – один из способов повышения мотивации младшего школьника...

Выступление из опыта работы по теме самообразования «Повышение мотивации учения у слабоуспевающих»

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс пробл...

Организация внеурочной деятельности – как один из путей повышения качества образования

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.Организация  учебно – воспитательного процесса в...

Методические рекомендации "ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОЗДАНИЯ МОТИВАЦИИ для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста"

  Для формирования полноценной учебной деятельности и содержательной мотивации необходимо строить ее особым образом, выделяя структурные компоненты и раскрывая содержание каждого из них....


 

Комментарии

ЦОПА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Ваше обобщение опыта,уважаемая Елена Борисовна,подтолкнуло меня попробовать проектную деятельность со своими учениками...мы ее используем,но не в таких масштабах,лишь элементы...Спасибо Вам за "отправную точку"!