Проектная деятельность
план-конспект урока (1 класс) по теме

Данилова Татьяна Емельяновна

Проектная деятельность в УМК "Планета Знаний".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в УМК «Планета Знаний».

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Проектная деятельность внедрялась в практику школы с конца 90-х годов и использовалась наиболее активно как правило в образовательной области «технология».

В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология во всех профессиональных областях, в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.

Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

  1. направленность на достижение конкретных целей;
  2. координированное выполнение взаимосвязанных действий;
  3. ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом;
  4. в определённой степени неповторимость и уникальность.

Программа УМК «Планета знаний» располагает возможностями для создания проектов учащимися с 1-го класса, предлагая для реализации темы, учитывающие возрастные особенности.

В младшем школьном возрасте это особенно важно, т.к. обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и полезным.

Цели проектной деятельности:

  1. Успешность, альтернативная учебной.
  2. Общеучебные организационные умения.
  3. Общеучебные умения поиска сведений.
  4. Творческие общеучебные умения.
  5. Применение полученных знаний.
  6. Привлечение родителей.

Как известно, проектная деятельность состоит из трех этапов:

1 этап – организационно-подготовительный. На этом этапе определяется актуальная тема для разработки, создаются творческие группы, подбирается литература, собирается информация.

2 этап – собственно, исследовательский. Систематизирует собранную информацию, обсуждают ее, оформляют проекты уроков.

Важное место в программе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Наряду с активным использованием элементов опережающего обучения вводятся так же и элементы исследовательской деятельности в процессе обучения.

Учитель консультирует учеников по содержанию проекта, помогает в систематизации и обобщении материалов.

3 этап – итоговый.

На последнем этапе оформляются материалы для устной презентации. Преподаватель помогает в разработке отчета о работе, участвует в анализе проделанной работы, оценивает вклад каждого ученика. Защита проекта или презентация проходит на итоговом занятии.

Источниками добываемой информации служат:

  1. книги;
  2. фильмы;
  3. беседы со взрослыми;
  4. наблюдения.

В ходе работы над проектом учителю следует:

  1. помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;
  2. способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;
  3. поощрять творческие проявления учащегося к творческому поиску;
  4. избегать негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.



Предварительный просмотр:

Метод проектов как фактор эффективного эстетического воспитания школьников

Новые социально-экономические условия и тенденции развития общества требуют существенного совершенствования образования в нашей стране, создания возможностей для реализации и развития прогрессивных технологий.  

На вооружении современного учителя появляется проект, как метод обучения, и в то же время – самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетья в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи  предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Суть метода проектов состоит в том, что ученик самостоятельно ставит цели и задачи, проводит анализ, решает нестандартные задачи, экспериментирует, на основе опытной, лабораторной, практической работы выводит новые для него положения, изучает первоисточники, специальную литературу и на этой основе составляет доклады и рефераты, содержащие свои выводы, обобщения, решения. Учитель – организатор. Ученики должны работать самостоятельно.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяют педагогу не столько учить, сколько помогать школьнику учиться, направлять его познавательную и творческую деятельность. Поэтому одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе обучения сегодня и является метод проектов.

Отличие метода проектов от других заключается в том, что он сочетается с самим обучением и сам по себе является учебным процессом, а не выступает лишь средством подачи знаний и умений. Метод проектов - это способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Направление работы учителя зависит, в том числе, и от выбранного учащимся типа проектной деятельности.

Определим типологические признаки проектов:

-доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и другие;

-предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;

- характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

- характер контактов (среди участников одной школы, класса, города» региона, страны, разных стран мира);

- количество участников проекта;

- продолжительность выполнения проекта.

В целях эффективного эстетического воспитания школьников, выяснили, что:

  1. метод проектов является эффективным методов обучения и воспитания, так как школьники сами выбирают интересующую их тему работы и самостоятельно проводят исследования по интересующим их вопросам;
  2. существуют различные виды и типы проектов, которые позволяют применить личностный подход к процессу воспитания каждого школьника;
  3. работа над проектом всегда предусматривает развитие коммуникативных качеств, а значит, и культуры межличностного общения школьников;
  4. результаты проектной деятельности должны быть материальны, то есть, как-то оформлены. Следовательно, на этом этапе также развиваются эстетические качества детей;
  5. в процессе работы над проектом у учащихся развиваются все виды мышления, а также творческие способности.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  1. формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;
  2.  формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
  3. развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
  4. вооружение учащихся знаниями, а  также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
  5. развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
  6. развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Соединив задачи эстетического воспитания школьников со структурой метода проекта можно выделить следующие условия для эффективного эстетического воспитания школьников:

  1. развитие кругозора учащихся средствами мировой культуры и искусства;
  2. помощь в проведении  уроков профессионалов из той или иной области искусства;
  3. формирование  и развитие культуры общения учащихся в процессе групповой работы;
  4. индивидуальный подход к творческой и исследовательской деятельности каждого учащегося;
  5. воспитание в учащихся потребности в создании предметов искусства на занятиях, дома, в быту и их ориентация на выполнения и оформления работ в соответствии с законами красоты и гармонии окружающего мира;
  6. создание обстановки, благоприятствующей формированию эстетических качеств с помощью аудио, видео и других видов техники;
  7. наличие творческого компонента обучения;
  8. наличие длительного отрезка времени и возможность практической созидательной деятельности учащихся.

Введение в образовательные области « метода проекта» дает возможность учителю целенаправленно и эффективно осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Еще К.С.Станиславский говорил: «Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к  небу, - эстетическое чувство …совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука,  лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не  трогает души; война, не облагороженная эстетическим  чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...