Формирование рефлексивных способностей младших школьников в рамках ФГОС.
статья по теме

Шнайдер Надежда Михайловна

В статье раскрыта методика поэтапного формирования рефлексивных способностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_refleksivnyh_sposobnostey.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шнайдер Надежда Михайловна

учитель начальных классов высшей категории

МОУ Балайская СОШ Уярского района Красноярского края

Формирование рефлексивных способностей младших школьников.

        На современном этапе развития образования большое внимание уделяется не столько сумме научных знаний, которые учащиеся приобретают в школе, сколько формированию у них информационной, деятельностной и  коммуникативной  компетенций.   Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.  Опираясь на современные тенденции развития образования, целью своей педагогической деятельности ставлю становление основ учебной деятельности младших школьников.   Я работаю в начальных классах, поэтому можно говорить только об основах учебной деятельности.  Исходя из цели, строю свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы она была направлена на формирование у младших школьников  умений, входящих в состав учебной деятельности: постановка  цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.

        Для формирования деятельностной компетенции я строю изучение учебного материала таким образом, чтобы в ходе его усвоения учащиеся смогли «пережить» все этапы деятельности: постановка  цели деятельности, планирование своих действий по реализации поставленной цели, сама деятельность и рефлексия по поводу полученного результата.  

        Весь учебный материал делю на блоки – темы. Первые уроки в теме  посвящены постановке учебной задачи и изучению нового способа действия. Здесь учебный процесс  выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно или совместно с учителем (в зависимости от сложности изучаемого материала) отделили известное от неизвестного, выявили проблему, поставили перед собой учебную задачу, зафиксировали её, «открыли» новый способ действия, замоделировали его (построили алгоритм «нового» способа действия).

Далее на последующих уроках закрепления (решения частных задач) происходит уточнение полученных знаний, применение их в ходе решения различных практических задач.

Третьим и последним звеном в теме являются уроки контроля, оценки и индивидуальной работы. К этим урокам я отношусь особенно серьёзно, поскольку именно здесь индивидуально выявляются и решаются  проблемы каждого ученика.   На мой взгляд,  рефлексивные способности очень важны для формирования учебной деятельности, поскольку только после рефлексии собственных действий у детей появляется возможность выделения собственных дефицитов, что является основой для построения программы действий по их ликвидации. Умение проводить собственную рефлексию (содержательную самооценку) формируется достаточно длительное время. Я строю формирование рефлексии поэтапно в совместной деятельности с  учеником.

        1 этап формирования рефлексивных способностей начинаю в 1 классе в период обучения грамоте. Основной целью своей деятельности  на данном этапе ставлю разведение эмоциональной и содержательной оценок своей работы. На данном этапе работы  я использую  «волшебные линеечки», напоминающие ребёнку измерительный прибор (инструмент самооценки, предложенный Т. Дембо и С. Рубинштейном),    на которых ребёнок сам оценивает свою работу.  В первом классе я предлагаю своим ученикам две линеечки, на которых оценивается правильность выполненной работы (по общему количеству допущенных ошибок) и красота. С помощью этих «волшебных линеечек» можно измерить всё, что угодно. Перед началом измерения объясняю первоклассникам, что на самом верху «линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все слова написал правильно, в самом низу  этой «линеечки» - тот, кто все слова написал с ошибками. Таким образом, ребёнок ставит крестик на условной шкале в соответствии с тем местом, которое занимает данный результат между самым лучшим и самым худшим результатом по выбранному критерию. Проверяя работу учащегося,  я ставлю свой крестик на той же «линеечке». Несоответствие оценки ученика и моей оценки на «линеечке» потом становится темой для диалога с учеником.  Такая форма оценивания удобна для письменных работ учащихся. Для  первоклассника, учащегося писать, эти параметры оценки своей работы (правильность и красота) очень важны.  По этому я веду достаточно долгую и кропотливую работу не только над тем, чтобы дети достаточно точно определили для себя важность обоих параметров, но и не путали содержательную оценку с эмоциональной. Поскольку за время своей работы с детьми заметила, что для детей 6-7 лет эмоциональная окрашенность деятельности оказывает сильное влияние на саму деятельность, и первоклассник может в параметре правильности или красоты оценить на самом деле своё настроение.  

 

            правильность                        красота        

        На 2 этапе формирования рефлексивных способностей у детей происходит становление содержательной самооценки. Целью своей деятельности  на данном  этапе  ставлю организацию  выделения способа действия, а затем и критериев оценки сформированности этого способа.   Этот этап начинается в конце 1 класса после периода обучения грамоте и продолжается  до конца 4 класса. Теперь важным является не общее оценивание своих действий по параметру «правильность» (т.е. по количеству допущенных ошибок), а оценивание своих умений по количеству правильно выполненных операций, входящих в способ действия.  

        Показываю разворачивание этого этапа на примере темы «Умножение многозначных чисел». Последовательность изучения этой темы представлена системой знаний и умений, позволяющих поставить и решить задачу на конструирование способа письменного умножения многозначных чисел. Способ умножения многозначных чисел строится на способе умножения многозначного числа на однозначное число, который состоит из следующих операций:

  1. Правильно записать числа для умножения с учётом поразрядности.
  2. «Прикидка» - определение переполненных разрядов.
  3. Определение количества цифр  в   произведении.
  4. Нахождение произведения однозначных чисел, т.е. табличное умножение.
  5. Нахождение суммы произведений в каждом разряде.

Эти выделенные операции (отдельные «шаги») и станут критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию (отдельный «шаг»).

                       

     1          2           3           4             5        

Оценив свои действия по данным «линеечкам», ребёнок увидит, как   овладел способом, какие действия он уже умеет делать, а какие ещё вызывают затруднения.

Далее при умножении уже многозначных чисел на двузначные и трёхзначные числа способ расширится, к известным уже ранее операциям добавится ещё одна операция.

  1. Нахождение суммы неполных произведений.

Теперь при нахождении произведения многозначного числа и двузначного (или трёхзначного) ребёнок рисует шкалу, на которой показаны все «шаги», и, выполняя каждый «шаг», делает пометку на шкале. Этим он, во-первых, каждый раз восстанавливает способ действия, а, во-вторых, далее проводя рефлексию собственных действий, сможет, опираясь на способ, точно выделить свои трудности.  В момент самооценки на данном этапе я не вмешиваюсь. Разговор по этому поводу состоится после проведения диагностической работы, которая составляется таким образом, что каждое задание направлено на проверку усвоения каждого шага способа.

После усвоения способа действия организовывается целостная рефлексия по поводу усвоения способа действия. Учащимся даются диагностические  работы, составленные в виде тестов или самостоятельных работ таким образом, чтобы ребёнок мог, выполняя данные ему задания,  чётко определиться по шагам алгоритма и ещё раз проверить себя по поводу выполнения всех шагов и произвести оценку своих действий. Эта самооценка после диагностической, самостоятельной и проверочной работы заносится в рефлексивную табличку. Например, таблица «Мои достижения по теме: «Умножение многозначных чисел» (4 класс):

                

                               Дата или номер урока по теме.

       умения

Диагн.

работа

Самост.

работа

Провер.

работа

1

Запись действия умножения в столбик.

+

+

+

2

Определение количества цифр в произведении.

?

+

+

2

Нахождение  одного неполного произведения.

+

+

+

3

Нахождение более одного неполного произведения.

?

+

+

4

Запись неполных произведений.

?

+

+

5

Сложение неполных произведений.

+

+

+

6

Умножение многозначных чисел, оканчивающихся на ноль.

?

?

+

Заполняя данную таблицу, ребёнок имеет возможность увидеть своё продвижение в теме. Вчера я ещё не мог разобраться, как найти неполное произведение, а сегодня я это понял! И т.д. О том, как заполнять данную таблицу, дети договариваются сами, но так, чтобы знаки, которыми они будут пользоваться, были одинаковыми, для того, чтобы учитель и ученик могли понять друг друга. Это могут быть значки: +, -, ? или дети будут закрашивать клеточки на столько, на сколько посчитают нужным.

        По окончанию темы, после итоговой контрольной работы учащиеся работают с «Дневником достижений», куда занесены все умения, которым должны научиться учащиеся за год. Для каждого года обучения составляются свои «Дневнички успехов». Данный «Дневник достижений» составлен для учащихся 4 класса на основе стандартов 1998 года и требований программы. Заполняя этот дневник, ребёнок видит своё продвижение и проблемы, над которыми ему нужно ещё работать и дальше, ставит цели  и планирует свою работу по ликвидации своих дефицитов. В настоящее момент я веду только уроки русского языка, математики и литературного чтения в начальных классах, по этому дневник достижений представлен только по этим предметам для учащихся 4 класса.

ДНЕВНИК ДОСТИЖЕНИЙ

           Мои умения по математике.

Я умею                                  месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Читать и  записывать многозначные числа.

2

Сравнивать многозначные числа.

3

Решать простые уравнения.

4

Складывать (устно) числа до 100.

5

Вычитать (устно) числа до 100.

6

Знаю таблицу  умножения.

7

Знаю таблицу деления..

8

Делить числа  с остатком.

9

Умножать и делить числа  на 10, 100, 1000

10

Складывать («в столбик») многозначные числа.

11

Вычитать («в столбик») многозначные числа.

12

Умножать («в столбик») многозначные числа.

13

Делить («в столбик») многозначные числа.

14

Знаю порядок выполнения  действий.

15

Решать простые задачи.

16

Решать составные задачи.

17

Решать задачи на движение.

18

Записывать условия задач в виде схемы или таблицы.

19

Измерять отрезки разними измерительными приборами.

20

Находить периметр прямоугольника.

21

Находить площадь прямоугольника.

22

Строить геометрические фигуры.

23

Сравнивать и преобразовывать единицы длины.

24

Сравнивать и преобразовывать единицы времени.

25

Сравнивать и преобразовывать единицы массы.

26

Сравнивать и преобразовывать единицы площади.

27

Работать с логическими рядами чисел (продолжать ряды, упорядочивать числа по возрастанию или убыванию).

Мои умения по русскому языку.

                 месяцы

Я умею

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Списывать текст.

2

Выполнять звукобуквенный разбор слова.

3

Разбирать слово по составу.

4

Разбирать слово как часть речи.

5

Разбирать предложение.

6

Писать изложения.

7

Писать сочинения.

8

Писать под диктовку без ошибок:

Пропуск, замена букв.

Перенос слова.

Оформление предложения на письме.

Большая буква в именах собственных.

Буквосочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Ь – показатель мягкости.

Буквосочетания: К, чн, щн, нщ

Слитно-раздельные написания.

Разделительный мягкий знак.

Разделительный твёрдый знак.

Проверяемый безударный гласный в корне

Непроверяемый безударный гласный в корне

Парный согласный.

Непроизносимый согласный.

Удвоенный согласный.

Правописание приставок.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Мягкий знак на конце глаголов 2 лица ед.ч.

Соединительные гласные в сложных словах.

Безударные падежные окончания существительных.

Безударные окончания прилагательных.

Безударные окончания глаголов.

Запятая при однородных членах предложения.

Запятая в сложном предложении.

9

Выполнять работу над своими ошибками.

Мои умения по чтению.

Я умею

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Читать (вслух)

по слогам

Читать (вслух)

по слогам и целыми словами

Читать (вслух) целыми словами.

2

Скорость чтения вслух.

3

Скорость чтения  про себя.

4

Правильность чтения.

5

Выразительность чтения.

6

Осознанность чтения.

7

Чтение наизусть.

Мои общие учебные умения.

             Я умею                                          месяцы

9

10

11

12

1

2

3

4

5

1

Озаглавливать текст.

2

Пересказывать текст (устно или письменно).

3

Отвечать на вопросы к тексту.

4

Составлять  вопросы к тексту.

5

Составлять план текста.

6

Строить своё высказывание (монолог)  на заданную тему (строить монолог).

7

Участвовать в диалоге.

8

Аргументировать (доказывать) свою точку зрения.

9

Строить схемы.

10

Заполнять таблицы.

11

Пользоваться словарями.

12

Работать со справочниками (атласами, энциклопедиями)

13

Подбирать литературу по теме.

14

Работать с планами,  географической и исторической картой.

15

Оценивать свою работу.

16

Работать в группе (договариваться, распределять работу).

        Таким образом, мои ученики постоянно вынуждены рефлексировать по поводу своей деятельности. Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении дала свои ощутимые результаты.  В диаграмме, представленной ниже, показана динамика формирования рефлексивной самооценки своих действий у моих учащихся на протяжении 4 лет обучения.  При диагностике данной способности бралось за основу совпадение оценки своих действий учеником и оценки этих же действий учителем. Если рефлексивные оценки совпадали, то считалось, что данная способность у ученика сформирована. Если не совпадали, то рассматривался род несовпадений. Если ученик всегда занижает или завышает оценку своих действий, то способность считалась несформированной.  Некоторое повышение процента несформированности рефлексивных способностей в 4 классе произошло из-за прихода в класс нового ученика, которому было сложно включиться в данный процесс обучения.

Результаты своей деятельности я отслеживаю,  заполняя мониторинговые таблицы на класс и  на каждого ребёнка, где помещены все умения по предметам, которыми должен овладеть ученик  начальных классов,  а также общеучебные умения и навыки. Заполнение их после различного вида диагностических, проверочных и контрольных работ, помогает чётко проследить продвижение и проблемы  каждого ученика в отдельности и класса в целом. Исходя из этого, намечаю и провожу как индивидуальную коррекционную работу с отдельными учащимися, так и с классом в целом.

В конце 4 класса я смогла убедиться, что рефлексивные способности стали проявляться у большинства детей, хотя с небольшой группой ребятишек ещё приходится работать совместно. Могу отметить, что мои нынешние выпускники сильно отличаются от тех, которых выпускала ранее тем, что они более осознанно относятся к процессу обучения, т.к. большинство из них понимает, на  что направлена их деятельность в данный момент.  Они, «пережив» все этапы учебной деятельности совместно с учителем, к четвёртому классу  начинают пробовать осуществлять эту деятельность самостоятельно.  Это проявилось в активном участии моих учеников в научно-исследовательской и проектной деятельности. Участие моих учеников в школьных олимпиадах всегда приносит призовые места. Я думаю, что систематическая работа над формированием рефлексии не только помогает «выращивать» самостоятельность в ребёнке, но и способствует сохранению его психологического здоровья. Моим ученикам не знаком страх перед контрольными работами. Дети не боятся высказывать своё мнение, даже если оно потом будет ошибочным. Учащиеся открыты взрослому и активно включаются в совместную деятельность с ним.  Несомненно, эту работу нужно также систематически проводить и дальше в средних и старших классах, поскольку в начальной школе закладывается только основа детской самостоятельности, основное её формирование и становление происходит в средней и старшей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Карта познания" как средство формирования ключевых компетенций младшего школьника в рамках ФГОС.

Составление "Карты познания" является эффективным приемом по формированию и развитию критического мышления ,активизации познавательного процесса, формирования навыков самоанализа и самоконтроля.В данн...

\'\'Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС\'\'

Инновационные технологии в формировании познавательной активности младших школьников в рамках ФГОС...

Проектная деятельность как средство развития рефлексивных способностей младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения

Проблема развития рефлексии и ее роли в становлении самостоятельной позиции человека в деятельности, в том числе учебной деятельности школьников, является одной из сложных, многогранных и активно разр...

Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в рамках ФГОС

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам....

Формирование исследовательской компетенции младших школьников в рамках ФГОС. Опыт работы.

Главная цель современного образования – это учить учиться и пользоваться полученными знаниями.  Задача образования: в информационном обществе – воспитать ученика, обладающ...

Статья «Развитие творческих способностей младших школьников в рамках ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить....