Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
статья (4 класс) по теме

В данном материале помещены здоровьесберегающие технологии, которые применяю в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon atttt....._zdoroveschie_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в начальной школе.

     Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе уделяется в настоящее время большое значение.

    В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

   1.создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

   2.творческий характер образовательного процесса.

   3.обеспечение мотивации образовательной деятельности.

   4.принцип целостности.

   5.осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

   6.рациональная организация двигательной активности.

   7.обеспечение адекватного восстановления сил.

   8.обеспечение прочного запоминания.

   9.комплексная система закаливания детей.

 В течение урока ученик может активно работать 15-20 минут. Далее он начинает утомляться, отвлекаться, снижается его работоспособность

Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, мышцы работающей руки

     Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность, являясь корригирующей гимнастикой, предупреждает появление сколиоза.

     Дети очень любят  физкультминутки. Например, «Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой. «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую.

     Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:                     

«Ветер дует нам в лицо,           «Раз, два – выше голова,                    

  Закачалось деревцо,                 Три, четыре – руки шире,                

  Деревцо все выше, выше,        Пять, шесть – всем присесть,        

  А ребята – тише, тише»           Семь, восемь – встать попросим,    

                                                     Девять, десять – тихо сесть»              

               «Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!

               Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,

               Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»

      На уроках  использую игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др. («Мои первые прописи», О.В.Узорова, Е.А.Нефедова,)

  1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать.

  1. Идет по парте человечек, переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!

  1. Мы пришли смотреть балет, гаснет в зале верхний свет.

Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!

  1. Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

    Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они  служат профилактикой нарушения зрения.

                   Это следующие упражнения:

1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;

2) горизонтальное вправо – влево;

3) вращение глазами по часовой стрелке и против;

4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;

5) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

     Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз;

2) потягивание ушной раковины вверх;

3) потягивание ушной раковины к наружи;

4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

    Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой.

    Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение мною элементов здоровьесберегающих технологий, направленных на расширение зрительно-пространственной активности, которые были разработаны В.Ф.Базарным. Я хочу познакомить  с некоторыми из этих приёмов:

1. Использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана размером 1 на 2 м изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте ( над доской, на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданному направлению (обязательно стоя). При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки учитель прикрепляет изображение жёлтого листочка и предлагает проследить глазами , как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. А по ходу задания дети читают на плакате короткое стихотворение об осени

2. «Весёлые человечки». На карточках, которые я показываю детям, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2см. Дети повторяют движения человечка.

3.Бумажные офтальмотренажёры.  Например, на доске расставлены:

     1) Пирамидки. Задания: найди глазами две одинаковые пирамидки; сосчитай, сколько во всех пирамидках колец красных, чёрных, зелёных и т.д.; сколько у пирамидок колпачков красных, зелёных, жёлтых и т. д.; сколько всего колец у всех пирамидок? Сколько всего колпачков? Как быстрее сосчитать? Сложи пирамидки друг на друга в две группы. В первой группе пирамидок в 2 раза  больше, чем во  второй. Сколько пирамидок во второй группе?

     3) Коврик . Задания: составь узор по своему замыслу ( каждый ученик закрепляет только одну деталь на коврике) После составления узора варианты заданий различны: сколько всего фигур на коврике? Сколько кругов? Сколько четырёхугольников? Сколько треугольников? И т.д.

      Можно проводить мимические упражнения. Например, на карточках нарисованы лица клоунов с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, испуганные. Дети их копируют.

      Большое оздоровительное значении в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

     Я считаю, что внедрение в практику работы данных приёмов здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс для ребёнка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное - сохраняет здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Методические рекомендации для учителя...

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"

В работе описываются теоретические основы здоровьесберегающих технологий обучения , раскрываются цели и задачи,а также принципы, средства и методы здоровьесберегающих технологий, даны рекомендации по ...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Выступление на ММО.

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее....

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Одним из приоритетных направлений национальной образовательной  президентской инициативы «Наша новая школа» является сохранение и укрепление здоровья шк...

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Рассматриваются способы использования здоровьесберегающих технологий и методик В.Ф. Базарного в начальной школе. Организация урока, физкультминутки, формирование психомоторной сферы ребенка....