Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе как условие формирование коммуникативных УУД
презентация по теме

Тромбач Лариса Григорьевна

. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

  Важнейшая задача современной с-мы образования – формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon obobshchenie_opyta.ppt1.38 МБ
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе как условие формирования коммуникативных УУД Презентацию выполнила учитель МОУ СОШ №30 г.Волжского Тромбач Л.Г.

Слайд 2

Задача с-мы образования Важнейшая задача современной с-мы образования – формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствова-нию

Слайд 3

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.П.Гальперин) авторами: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.П.Володарской

Слайд 4

Концепция необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

Слайд 5

Цели развития начального образования Формирование умения учиться Включение содержания обучения в контекст решения жизненных задач Признание ведущей роли учебного сотрудничества

Слайд 6

Понятие УУД В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Слайд 7

Виды УУД Личност- ные действия Регулятив- ные действия Познава- тельные действия Коммуника- тивные действия

Слайд 8

Личностные действия (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся) Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания

Слайд 9

Регулятивные действия ( обеспечивают уч-ся организацию их учебной деятельности) Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном Коррекция Оценка Саморегуляция

Слайд 10

Познавательные универсальные действия Общеучебные универсальные действия Логические универсальные действия Постановка и решение проблемы

Слайд 11

Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра Владение диалогической и монологической формами речи

Слайд 12

Коммуника- ция как- взаимодействие сотрудничество условие интериоризации

Слайд 13

Основные составляющие совместного действия Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; -Обмен способами действия; Взаимопонимание; Коммуникация, обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопомощи; Планирование общих способов работы; Рефлексия.

Слайд 14

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обеспечивает усвоение обобщённых способов решения задач

Слайд 15

Правила групповой работы нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); -- Совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; Не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

Слайд 16

Литературное чтение Традиционно первое место в ряду школьных предметов, практикующих обмен мнениями, дискуссию, диалог и т. д., занимает «Литературное чтение» . Уроки литературы, организованные в форме диалога или дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника

Слайд 17

Русский язык Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляет учебный предмет русский язык. На страницах учебника часто встречаются такие задания, как «подготовь рассказ…», «опиши устно…», «объясни…». Эти задания имеют чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому-то

Слайд 18

Математика Преимущества уроков математики по сравнению с остальными определяются возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане, совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе

Слайд 19

Окружающий мир Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий предоставляют уроки окружающего мира. На этих уроках целесообразно практиковать выполнение различных заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы, когда они должны разносторонне проанализировать имеющуюся информацию, выработать общее мнение и донести его до слушателей.

Слайд 20

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д

Слайд 21

Элементы ведения групповой работы постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); раздача дидактического материала; планирование работы в группе; индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения); сообщение о результатах работы группы; общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Слайд 22

Виды групповой работы Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами

Слайд 23

Методы обучения В группе Кооперативное обучение Групповая дискуссия Мозговой штурм

Слайд 24

Кооперативное обучение Это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.

Слайд 25

В 1-2 классе делю детей на пары или тройки. В 3-4 классе лучше делить класс на группы по четыре человека. Желательно поместить в одну группу разнополых детей с разной успеваемостью. Надо дать детям почувствовать личную ответственность за то, как группа работает, и распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания

Слайд 26

Роли чтец читает вслух; секретарь - записывает что-то от лица группы; докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист следит за временем

Слайд 27

Мозговой штурм Мозговой штурм или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд. (Позже мы сможем оценить, какие из идей наиболее приемлемы). Во время мозгового штурма не обсуждается, какая идея плохая, какая хорошая. Записываются все предложенные идеи, стараться, чтобы их было как можно больше. Оценку идей делать позже, после мозгового штурма.



Предварительный просмотр:

Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

     Выступление на ШМО.

Учитель: Тромбач Л.Г.

1. Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

  Важнейшая задача современной с-мы образования – формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом ЗУН рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется  многообразием и характером видов универсальных действий.

  Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

  - необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

- задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребёнка, складывается система представлений о моральных  нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как актуальная задача воспитания ребёнка уже на первых ступенях его включения в институты социализации;

 - необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению, неудовлетворительным государственным и социальным контролем  за ходом и динамикой  психического развития детей. В связи со стихийностью и  зачастую непргнозируемостью результатов развития детей со всей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы УУД, обеспечивающих умение  учиться.

     - возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении кол-ва детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Всё чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Всё это придаёт особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям. уметь слушать и слышать партнёра, свободно, чётко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

   Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, что находит отражение в переходе от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся в выборе содержания и методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных УУД.

  6. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, ВКЛЮЧАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭТОГО ПРОЦЕССА, Т.Е. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ууд КАК ОБОБЩЁННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОТКРЫВАЮТ УЧАЩИМСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ШИРОКОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАК В РВЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ, ТАК И В СТРОЕНИИ САМОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВКЛЮЧАЮЩЕЙ ОСОЗНАНИЕ ЕЁ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ И ОПЕРАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех  компонентов учебной деятельности, включая:

  1. познавательные и учебные мотивы;
  2. учебную цель;
  3. учебную задачу;

учебные действия и операции ( ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

13.Коммуникация как кооперация.

    Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнёра по деятельности.

 На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. Хотя учебная деятельность по своему характеру ( при традиционном обучении) остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё ( на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке) нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль. В этот период также происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретённых в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

   Естественно, что в условиях специально организуемого сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. Так, в число основных составляющих организации совместного действия входят:

  1. Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.
  2. Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.
  3. Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности ( путём взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность).
  4. Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
  5. Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем ( планов работы).
  6.  Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.

    Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность обучающего и обучаемых обеспечивает усвоение обобщённых способов решения задач.

  Однако в рамках сложившейся с-мы обучения главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи ( приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах ( конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать своё предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение  друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе как условие формирование коммуникативных УУД

. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.  Важнейшая задача современной с-мы об...

Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД

Краткое описание педагогического опыта по теме "Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД"...

Сотрудничество в учебно-воспитательном процессе как условие формирования коммуникативных УУД .Презентация

Данный материал можно использовать с 1 по 4 класс, где учитель работает по ФГОС НОО, с ним можно выступить на педагогичеком совете, на родительском собрании, на методическом объединении...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.

В этой статье я  описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...

Организация проектной деятельности как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

В условиях  реализации Федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуально звучит проблема: как научить школьника учиться и применить полученные знания, умения и навыки в ...

Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...