Главные вкладки

    Деятельностный метод обучения как механизм реализации стандартов второго поколения
    статья по теме

    Васина Елена Александровна

     

    Дидактическая система деятельностного метода

    обучения  «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС

    второго поколения 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактическая система деятельностного метода

    обучения  «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОС

    второго поколения

    Содержание

    Тема: «Как обучать: реализация ФГОС средствами новой

    дидактической системы «Школа 2000…»

    1.

    Сегодня мы представляем вам один из вариантов перехода к ФГОС второго поколения − дидактическую систему деятельностного метода обучения «Школа 2000...» (автор Л.Г. Петерсон)

    2.

    Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что впервые новые цели образования − формирование умения учиться, духовно- нравственное развитие личности учащихся − не просто декларируются, а делается акцент на результаты образования, их соответствие поставленных целей.

    Таким образом, объектом формализованного контроля и аттестации учителей, школ, региональных систем образования становятся не столько предметные ЗУН, но и, прежде всего, личностные и метапредметные (универсальные) результаты образования и умение учиться в целом. А поскольку любая система деятельности работает на те цели, которые контролируются, то это означает, что предстоит не формальный, а реальный переход к новой школе.

    Итак, от системы образования сегодня требуется, чтобы она формировала у детей не просто ЗУН, а культуру саморазвития. Именно по этим критериям и будет в ближайшем будущем контролироваться система работы учителя, школы, региона. Поэтому каждый учитель, методист, управленец сегодня должен переосмыслить свой педагогический опыт и заново ответить для себя на вопросы:

    1. Как учить?
    2. С помощью чего учить?
    3. Как проверить соответствие результатов поставленным целям?
    4. Как освоить новый метод обучения?

    Как освоить новый педагогический инструментарий?

    3.

    Дидактическая система деятельностного метода обучения, которая уже более 30 лет создается в с позиций новых требований и доказала свой авторитет, сегодня предлагает четкий, эффективный, апробированный многолетней практикой ответ на поставленные ФГОС вопросы:

    1. «Как учить?» − технология деятельностного метода обучения «Школа 2000...» (ТДМ) и надпредметный курс «Мир деятельности».

    2. «Как создать соответствующую новому способу обучения образовательную среду?» − принципиально новые дидактические принципы деятельностного метода обучения «Школа 2000...».

    3. «С помощью чего учить?» − открытый УМК «Школа 2000...» (одним из его вариантов является система учебников «Перспектива»).

    4. «Как проверить соответствие результатов поставленным целям?» система современных измерителей качества образовательного процесса в соответствии с ФГОС (ЗУН, психическое развитие, УУД).

    5. «Как освоить деятельностный метод обучения?» система курсов повышения квалификации (очная и заочная) по дидактической системе «Школа 2000...».

    6. «Как построить методическую работу в школе на этапе перехода к ФГОС?» система методической поддержки учителей при освоении ими деятельностного метода обучения “Школа 2000...”.

    7. «Как построить региональную систему качественной подготовки учителей к реализации ФГОС?» − сетевой механизм трансляции деятельностного метода обучения “Школа 2000...” в массовую практику.

    4.

    «КАК УЧИТЬ?»

    Концептуальная идея формирования УУД заключается в следующем: умение выполнять УУД формируется тем же способом, что и любое умение.

    Рассмотреть пример формирования умения переходить через дорогу, затем пример формирования какого-либо надпредметного умения (ставить цель, выполнять самоконтроль)

    5

    Используя общие методологические законы, Л.Г. Петерсон построила способ обучения,  когда ученик не просто воспринимает готовое знание, которое объясняет учитель, а сам его строит (открывает). Этот способ обучения получил название Технология деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ). ТДМ позволяет на каждом уроке, независимо от изучаемого предмета и изучаемой темы, создать условия, при которых учащиеся выполняют весь комплекс УУД, предусмотренных ФГОС.

    Например, на каждом уроке введения нового знания ученики сами формулируют проблему, ставят цель, строят и реализуют свой собственный проект, выполняют самоконтроль и самооценку собственных действий и т.д. − то есть тренируют весь комплекс умений, определенных ФГОС.

    Система работы по ТДМ описана в книгах  Л.Г. Петерсон, Ю.А. Агапова, М.А. Кубышевой,  и др.

    6

    Но проведение уроков по ТДМ при всей новизне подхода (это сегодня не сделано ни в одной системе) обеспечивают системное прохождение лишь 1 шага формирования УУД.

    Прохождение 2-го шага формирования УУД − мотивация и знакомство со способами выполнения изучаемого УУД, − планируется осуществлять в рамках надпредметного курса «Мир деятельности (МИД)».

    Данный курс содержит 4 содержательно-методические линии, полностью соответствующие видам УУД: организационно- рефлексивную (формирование регулятивных УУД), коммуникативную (коммуникативные УУД), познавательную (познавательные УУД) и ценностную (личностные УУД).

    7

    Таким образом, ДСДМ «Школа 2000...» дает следующий ответ на вопрос о том, как сформировать УУД и умение учиться в целом:

    На уроках по ТДМ учащиеся приобретают первичный опыт выполнения всего комплекса УУД,

    затем на основе этого опыта на уроках по курсу «Мир деятельности» дети получают знания о способах выполнения этих УУД,

    эти знания они применяют на предметных уроках в ТДМ, осуществляют самоконтроль и коррекцию своего умения выполнять УУД,

    и, наконец, на уроках по МИДу осуществляется системный контроль метапредметных умений и способностей.

    8

    Таким образом, принципиальная новизна подхода заключается, во-первых, в том, что:

    Во-первых, предложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях (что тоже важно, и в учебниках «Школы 2000...»  это тоже сделано), НО ГЛАВНОЕ −  позволяет выполнять весь комплекс УУД на каждом уроке.

    Во-вторых, предложен обеспечивается прохождение учащимися, не только первого этапа формирования УУД (то есть первичного опыт выполнения УУД), но и системное прохождение всех 4 этапов формирования УУД на основе надпредметного курса «Мир деятельности».

    9.

    «КАК СОЗДАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ НОВОМУ СПОСОБУ ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ?»

    Ответ на этот вопрос − система дидактических принципов деятельностного метода обучения: принципы деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.

    Данные принципы синтезируют не конфликтующие между собой идеи из новых концепций развивающего образования (П.Я. Гальперина Л.В. Занкова,         В.В. Давыдова и др.) с позиций преемственности с традиционной школой.

    На основе данной системы дидактических принципов можно построить единый учебно-воспитательный, развивающий и здоровьесберегающий процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

    10.

    ДСДМ «Школа 2000...» позволяет учителю:

    1. СИСТЕМНО, НАДЕЖНО, КАЧЕСТВЕННО обеспечивать результаты ФГОС;
    2. систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования;
    3. каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;
    4. переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном для себя уровне, в соответствии со своими возможностями;
    5. уже на первых этапах перехода достигать видимые  результаты в качестве образования (ЗУН, познавательные процессы, здоровье детей), которые мотивируют к дальнейшему развитию;
    6. вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.

    11.

    «С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО УЧИТЬ?»

    ДСДМ «Школа 2000...» и описанный выше подход формирования УУД во всей полноте (технологический уровень) реализована в непрерывном УМК по математике «Учусь учиться» для дошкольников, начальной и средней школы. В него входят: учебники, методические материалы, сценарии уроков, эталоны, демонстрационные и раздаточные материалы, самостоятельные и контрольные работы, электронные приложения к учебникам и т.д.

    12.

    Последние 10 лет  ДСДМ «Школа 2000...» используется в условиях открытого УМК «Школа 2000...» , в который входят:

    1. Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…».

    2. Непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы «Учусь учиться».

    3. Курсы Федерального перечня по другим учебным предметам (по выбору образовательных учреждений) при их использовании на основе базового уровня ДСДМ «Школа 2000…».  

    13.

    Нормативной базой для такого использования являются:

    1) Закон РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 23, ст.55, п. 4);

    2) Заключение РАО (от 14 июля 2007 года).

    В частности, в заключении РАО от 14.07.2007 сказано: «Авторскому коллективу Ассоциации  «Школа 2000…» удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования».

    «Обеспечена возможность использования курса математики «Учусь учиться» с широким спектром учебников Федерального перечня без акцентировки на комплектность на основе системы дидактических принципов «Школа 2000...»  и адекватной ей структуры урока».

    ДСДМ «Школа 2000...» получила Премию Президента РФ в области образования за 2002 год, имеет лицензию Государственной СЭС о здоровьесберегающем характере программы «Школа 2000...».  

    14.

    Таким образом, курс математики «Учусь учиться» Л.Г. Петерсон в настоящее время может использоваться как открытый УМК «Школа 2000...» (загрифовано соответствие ДСДМ ФГОС, предметная линия по математике, имеется заключение РАО о совместимости с другими завершенными предметными линиями на основе ДСДМ).

    Использование данного курса с учебниками других систем и предметных линий   называется Открытый УМК «Школа 2000...»

    15.

    «Как проверить соответствие результатов поставленным целям?»

    Новый стандарт требует, чтобы предметом итогового контроля были не только знания по предметам − русскому языку, математике и т.д., но и личностные, и метапредметные результаты образования.

    В ДСДМ «Школа 2000...» предложена система комплексного мониторинга:

    1) мониторинг ЗУН на основе ИКТ, что позволяет выявить проблемы каждого ребенка  и построить индивидуальную траекторию его развития;

    2) мониторинг психического развития;

    3) мониторинг универсальных учебных действий.

    Функциями комплексного мониторинга, предложенного в ДСДМ «Школа 2000...», являются:

    1) диагностика результатов обучения;

    2) коррекция затруднений;

    3) контроль;

    4) мотивация к учению,

    При этом мотивационной функции уделяется особое внимание.  

    16.

    Результаты обучения, которые сегодня измеряются, демонстрируют высокие результаты обучения по дидактической системе Л.Г. Петерсон по самым разным параметрам:

    ЗУН, причем не только в начальной школе, но и наиболее выражено в отсроченном варианте: в старшей школе и ЕГЭ;

    психическое развитие, в том числе развитие мотивации и познавательных процессов;

    – развитие творческих способностей.

    17.

    «Как освоить деятельностный метод обучения?»

    В Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО построена траектория саморазвития учителя при освоении деятельностного метода обучения и система его подготовки и методической поддержки − очная и заочная, в школе, в региональной системе повышения квалификации, в Академическом Центре в Москве.

    18.

    Итак, ДСДМ «Школа 2000...»  дает сегодня комплексный ответ на вопрос о том, как обеспечить высокую результативность в реализации ФГОС, а именно:

    1. новый способ обучения − технологию деятельностного метода «Школа 2000...»;
    2. новую систему дидактических принципов, позволяющих создать образовательную среду, адекватную требованиям ФГОС;
    3. методическое обеспечение по всему учебному плану ФГОС в соответствии с Законом «Об образовании», имеющее высокую результативность и позволяющее сочетать вариативность образования, свободу выбора учителем  завершенных предметных линий и системность его работы;
    4. систему комплексного мониторинга результатов обучения;
    5. многоуровневую систему подготовки учителя.

    А главное, что сам процесс освоения нового метода позволяет профессионально расти учителю в своем темпе, по своей траектории саморазвития.

    «Уча, учись» − каждый из нас должен сегодня занять позицию ученика, мы должны сами освоить культуру саморазвития, чтобы передать ее нашим детям, научить их созиданию и построить вместе с ними наше достойное будущее.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система Л.В. Занкова на этапе реализации стандарта второго поколения

    Статья,в которой даётся краткое описание Системы развивающего обучения Л.В. Занкова на этапе реализации ФГОС....

    Компетентностный подход в контексте реализации Стандартов второго поколения

    Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие...

    Обеспечение ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе

    Обеспечение  ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе...

    статья "Внеурочная проектная деятельность младших школьников,как путь реализации стандартов второго поколения

    Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....

    статья "Реализация стандартов второго поколения. Исследовательская деятельность на уроках в начальной школе.

    Статья  в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям....

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

    Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

    Программа саморазвития педагога: «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ».

    В период  перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения в соответствии с идеологией нового стандарта, что нужно изменить в р...