мастер -класс на высшую категорию
методическая разработка на тему

Презентация и текстовый документ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prez_refleksiya_na_uroke.ppt2.83 МБ
Файл refleksiya_-_kommentariy.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. (из ФГОС)

Слайд 2

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

Слайд 3

Слайд 4

Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений . Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым и при этом понятым. Темно-синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых. Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Коричневый – не хватает физического отдыха, вы ищете покоя. Вам нужен домашний уют, теплота и комфорт.

Слайд 5

МАСТЕР-КЛАСС проводит учитель начальных классов Моу «Дуплятская сош им. В.А. Кумскова» Алтынова Ирина Яковлевна ТЕМА: Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе

Слайд 6

Цель мастер-класса Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Слайд 7

Что такое рефлексия? Обращение назад Размышление о внутреннем состоянии Самопознание Самоанализ

Слайд 8

Классификация приёмов рефлексии: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 9

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 10

Веселый мишка Грустный мишка Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 11

Маятник настроения

Слайд 12

Слайд 13

2. Рефлексия деятельности

Слайд 14

"Лесенка успеха"

Слайд 15

Дерево успеха

Слайд 16

3. Рефлексия содержания учебного материала.

Слайд 17

Приемы рефлексии содержания учебного материала Своей работой на уроке я... доволен не совсем доволен я не доволен, потому что...

Слайд 18

Сегодня на уроке я... научился было интересно было трудно мои ощущения больше всего понравилось...

Слайд 19

Классификация приёмов рефлексии: 3.Рефлексия содержания учебного материала 2. Рефлексия деятельности 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Слайд 20

ЦВЕТОГРАММА актуальность новизна полезность интерес высокая оценка средняя оценка низкая оценка

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:

I.Для своего мастер- класса я выбрала давно интересующую меня тему «Рефлексия на уроках в начальной школе». В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям (файл 1).

И по мнению педагогов (файл 2).

 

А теперь уважаемые коллеги я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние при помощи тест – полосок. Возьмите ту полоску, цвет которой Вам наиболее импонирует и прикрепите её с помощью магнита к доске. А теперь оцените своё состояние (файл 3). И попробуем оценить состояние всей аудитории. Цвет каких полосок преобладает?

Тема моего мастер – класса «Рефлексия», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

              Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

              А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

              Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

              Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

               В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

                  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Что можно применять?

Это: карточки с изображением лица;                                                                                    показ большого пальца вверх или вниз;  

 «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

                                       

 «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

 

     «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка.

                   

  1. рефлексия деятельности

(это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)          

Какие варианты?

Это: «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

           

                       

 «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  

                                                                               

  «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

     

   

«Дерево успеха» - это мой любимый вариант рефлексии на уроке.        

 (показ «дерева успеха» используемого в классе)

                       

    Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

    Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  1. рефлексия содержания учебного материала

       

                   (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

                      Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

     

Сейчас, излагая свой материал, я заглядываю в свои записи. Понимая, что и ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я нашла очень простой выход. Собрала всё на одном листе, вложила в файл и на каждой парте постоянно имеется «Карта рефлексии урока».  

       

                                                                                             

 (показ «Карты рефлексии урока»,  используемой в классе)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

                     Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

       

                    А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так  в парах и группах. Придумайте свои варианты проведения рефлексии в 1-2 классах. А ваши варианты все сидящие здесь могут оценить при помощи «человечков» (они вложены в конверты).      

У «человечка» руки опущены – Ваш вариант мне не понравился,                                                        у «человечка» руки разведены в стороны – неплохой вариант,                                                            у «человечка» руки подняты вверх – очень интересный вариант.              

V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

                      В ваши конверты вложены две карточки: зелёная и красная. Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите красную карточку.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию навыка чтения и профилактике дислексических нарушений (Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

               В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобр...

Портфолио учителя начальных классов для аттестации на высшую категорию

Данный материал предназначен для учителей начальной школы, подающих на аттестацию...

Мастер-класс по теме:"Категория одушевленности имен существительных"

Этот мастер-класс построен в технологии деятельностного метода и рассчитан на детей от 10 лет  и взрослых...

Тема по самообразованию: Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе» Выполнила: Алексеева Г.В., учитель начальных классов, высшей категории

Цель: выявить и изучить наиболее эффективные технологии развития познавательного интереса школьников к учению на уроках русского языкаЗадачи: - изучить психолого-педагогические и методически...

Методика работы над текстовой задачей в 1 классе начальной школы методические рекомендации ( из опыта) учителя высшей категории КОЧИНОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ИВАНОВНЫ

Методика работы        над текстовой задачей      в 1 классе  начальной школы    методические рекомендации ( из ...