Программа кружка "Юный исследователь"
рабочая программа (2,3,4 класс) по теме

Коновалова Татьяна Николаевна

Программа кружка разработана для младших школьников.  Результаты и достижения юных исследователей превзошли ожидания.

Исследовательские работы детей защищались на школьном, районном и областном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании                                                                 Утверждена

педагогического совета                                                               приказом МОУ Несвойской                протокол № 1 от 30.09.2010 г.                                                    основной

                                                                                                       общеобразовательной школы

                                                                                                       № 176 от 01.09.2010.

                                                                         Директор школы:             М.А. Морошкова

Программа кружка

«Юный исследователь»

Программа рассчитана на детей 8-11 лет

Срок реализации программы – 3 года

Автор программы:

Коновалова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ Несвойской основной общеобразовательной школы

Вологодского района Вологодской области

2010 год

Пояснительная записка

Прекрасно это чувство – любовь к своему краю, к своей малой родине.

Но, чтобы полюбить родной край, нужно его знать.

Русский учёный Д.Н. Кайгородов писал: «И это всегда так бывает: чтобы полюбить, надо узнать, - не зная, нельзя любить».

Необходимость изучения в школе особенностей своего края прописана в законе «Об образовании», который в статье 7, п.1 обязывает включать в государственные стандарты общего образования национально-региональный компонент, на реализацию которого выделяется не менее 10% учебного времени. В начальной школе краеведческое содержание интегрировано в учебные предметы [1].

Для более детального изучения своего края возникла необходимость организации исследовательской деятельности в начальной школе. Обучающиеся начальных классов   научатся получать информацию путём собственных наблюдений, приобретут первые знания по исследованиям. Планирование содержания  кружка «Юный исследователь» сориентировано с планом внеклассной работы. Темы исследований могут соответствовать теме школьной конференции (проводятся ежегодно), а также могут быть индивидуальными проектами школьников для развития познавательного интереса конкретного обучающегося в рамках учебной программы и шире.

Кружок «Юный исследователь» рассчитан на 3 года начального обучения (со 2-го по 4-й класс). Каждый год содержание программы может быть дополнено и скорректировано для определённого возраста (8-11 лет).

Исследовательская деятельность младших школьников поможет собрать краеведческий материал, написать первые работы (рассказы) о своей малой родине. Это будет началом летописи о родном крае, а в итоге – большой привязанности и любви к малому уголку на огромной Земле.

Содержание программы

Цель программы:

Организация исследовательской деятельности младших школьников через изучение особенностей своего края

        Задачи:

  1. Создание условий для ознакомления детей с природой, историей и культурой родного края;
  2. Обучение проведению исследований младшими школьниками;
  3. Стимулирование у детей познавательного интереса в различных науках (областях);
  4. Воспитание любви к малой родине, уважения к традициям старших поколений;
  5. Развитие творческой исследовательской активности детей;
  6. Формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности;
  7. Вовлечение родителей и их семей в исследовательскую деятельность

Программа рассчитана на 34 часа - 1 занятие в неделю.

Теоретическая часть программы состоит из 4-х частей:

1.   Введение.

2.  Оформление исследовательских работ.

3. Мой край: природа, история, культура – исследования по краеведению.

4. Подведение итогов работы за год.

Практическая часть программы предусматривает проведение экскурсий, сбор материалов, работу с источниками и написание исследовательской работы, выступления на конференциях в школе и т. д.

Программа рассчитана на детей 8 – 11 лет. Набор детей – свободный. Состав и количество группы зависит от комплектации классов (переменный).

 Занятия с младшими школьниками проводятся как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

Программа

1. Введение (5 ч)

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты, работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет, т. д.).

Практическая работа (ПР):

- Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

- Поиск информации через Интернет: правила работы с компьютером

Учащиеся должны знать:

  1. формы и методы исследовательской деятельности;
  2. правила работы с источниками получения информации;
  3. особенности чтения научно- популярной литературы;
  4. особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать научно-популярную литературу; 
  2. пользоваться компьютером

2. Оформление исследовательских работ (15ч)

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык, стиль. Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. выводы и оформление «Заключения».

ПР:

- оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной)

- выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (мини-конференция)

- заметка в газету  о результатах проведённого исследования

Учащиеся должны знать: 

  1. требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;
  2. вклад каждого участника группы (если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

  1. оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;
  2. логически выстраивать текстовой материал;
  3. анализировать результаты исследований. 

3. Исследования по краеведению. Мой край: природа, история, культура (по 12 ч на каждый год)

1-й год  - История. 

2010 год – год 65-летия победы в ВОВ. Дети в военные годы – ваши земляки (родственники) на территории Несвойского сельского поселения Вологодского района.

ПР:

- Опрос населения

- Анкетирование

-  Работа с информаторами: беседы, ведение дневников

- Встреча с информаторами в школе «Как было раньше и как теперь». Фотографирование

2-й год  – Природа

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений. Условные знаки. Растения в школьном дворе. Растения леса. Охраняемые растения. Охрана природы своего края.

ПР:

- Организация наблюдений за погодой в разные сезоны

- Ведение дневника наблюдений

- наблюдения за растениями в школьном дворе, в лесу

- сбор гербария

3-й год  – Культура

Материальные и духовные ценности края. Писатели, поэты, музыканты, художники Вологодского края. Народные промыслы. Достопримечательности края.

ПР:

- экскурсии в библиотеку, в  музеи

- поездки по Вологодскому  краю

Учащиеся должны знать:

  1. состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;
  2. памятные исторические события нашей Родины;
  3. традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности;
  4. особенности природы своего края;
  5. растения и животных своего края, находящихся под охраной;

 Учащиеся должны уметь:

  1. обладать навыками исследовательской деятельности в области истории, природы и культуры родного края;
  2. давать характеристику исследуемых объектов в своем крае;
  3. обрабатывать результаты наблюдений;
  4. принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

4. Подведение итогов работы за год (2 ч)

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год. «Портфолио» юного исследователя.

Учащиеся должны знать:

  1. «портфолио» юного исследователя

Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать свою деятельность в области исследований и ставить новые цели и задачи

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

  1. Овладение навыками исследовательской деятельности – сбор информации по теме и написание исследовательской работы
  2. Формирование способности к саморазвитию и совершенствованию - выступление с исследовательской работой на конференциях разных уровней (школьная, районная, заочная и т. д.)
  3. Развитие творческих способностей детей – конкурс «Портфолио юного исследователя»

Условия реализации программы

Занятия с детьми проводятся в классе, в библиотеке, в компьютерном классе. Практические занятия  организуются в соответствии с темой исследования: сбор информации, наблюдения, проведение экскурсий с выходом к объекту исследования.

С детьми работает руководитель кружка – учитель начальных классов высшей квалификационной категории, участник творческих конкурсов педагогов.

Методический комплект и дидактические материалы находятся в стадии разработки.

Тематическое планирование занятий

1-й год -  Исследования по краеведению. Мой край: история

Тема занятия

1

Введение.

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

Портфолио юного исследователя

2

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

3

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования»)

4

Прочитаешь – многое узнаешь.

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

5

Поиск информации через Интернет: правила работы с компьютером

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

6

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

ИР №1: Знакомьтесь – это Я!

7/8

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования.

ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования»)

Исследования по краеведению. Мой край: история

История. 2010 год – год 65-летия победы в ВОВ.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

9

Знакомьтесь – это Я!

(презентация ИР №1  - Мини-конференция)

10/11

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования»)

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

12

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №2: Один день из жизни моей мамы (Летопись семьи – «Мои первые исследования»)

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

13/14

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

ПР: Опрос населения (запрос списков жителей поселения, родившихся с 1931 года).

15/16

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами

17/18

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

19/20

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

21/22

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа)

23/24

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». 

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

ПР: Обработка информации (ведение дневника)

25/26

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной)

27/28

ИР №3: Дети в военные годы – ваши земляки, родственники (Несвойское сельское поселение, Вологодский район)

ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы

29/30

Встреча с информаторами в школе «Как было раньше и как теперь»

31/32

Портфолио юного исследователя:ИР №1,2,3

ПР: Заметка в газету  о результатах проведённых исследований

33/34

Подведение итогов работы за год. 

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год

Тематическое планирование занятий

2-й год - Исследования по краеведению. Мой край: природа

Тема занятия

Содержание занятия,

практическая работа (ПР)

1

Введение.

Стань исследователем природы.

«Портфолио» юного исследователя

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы

2

Прогулка по школьному двору:

В гости к осени: учимся смотреть и видеть.

Растения в школьном дворе.

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

Правила поведения в природе во время прогулки.

ПР: Наблюдения за растениями в школьном дворе;

Сбор гербария

3

Прогулка в лес:

В гости к осени: учимся смотреть и видеть.

Растения леса. Цветы и травы осенью.

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

Растения леса.

ПР: Наблюдения за растениями в лесу;

Сбор гербария

4

Экскурсия в библиотеку:

Прочитаешь – многое узнаешь.

Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

5

Ведение дневника наблюдений. Условные знаки.

Прогулка:

Погода в нашем крае. Наблюдения за небом.

ПР: Зарисовки осеннего неба, облаков

Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

6/7

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером

Индивидуальная работа

8

Прогулка:

Наблюдения за растениями. Деревья осенью.

Охраняемые растения.

ПР: Сбор гербария

9

Охрана природы своего края

Зарисовки осенних деревьев.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

10

В лес за здоровьем. Лесная аптека.

Лекарственные травы нашей местности.

ПР: Наблюдения за погодой. Осень

Ведение дневника наблюдений.

11

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

12

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме.

13

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Составление рабочего плана исследования.

14

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

15

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

16

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и др.

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

17

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и т.д.

Работа индивидуальная и коллективная.

18

Исследовательская работа № 1:

*Загадки осеннего леса

*Тайна осеннего листа и т.д.

Вклад каждого участника группы в работу.

19

Исследовательская работа № 2:

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

20

Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года

Прогулка «Мороз и солнце!»

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

21

Исследования по краеведению. Мой край: природа 

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений.

Исследовательская работа № 2:

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой в разное время года. Ведение дневника наблюдений.

22

Исследовательская работа № 2:

Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой)

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ПР: Наблюдения за погодой. Зима.

Ведение дневника наблюдений.

23

Прогулка:

«Весна идет»

ПР: Наблюдения за погодой. Весна.

24

Исследовательская работа № 3:

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Наблюдения за цветением деревьев.

25

Исследовательская работа № 3:

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Наблюдения за цветением деревьев

26

Исследовательская работа № 3:

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Анализ и обобщение полученных материалов наблюдений

27

Исследовательская работа № 3:

Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной)

28

29

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

30

Конкурс-игра «Тайны окружающего мира"

31/32

 Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

33/34

Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год

Тематическое планирование занятий

3-й год - Исследования по краеведению. Мой край: культура

Тема занятия

Содержание занятия,

практическая работа (ПР)

1

Введение.

«Портфолио» юного исследователя

Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы.

2/3

Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты

ПР: Проведение  мини-исследования «Учителя нашей школы. Какие они?»

- составление опросника для беседы, анкеты

- беседа с учителями (Летопись школы)

4

Экскурсия в лавку древности:

«О чём может рассказать неизвестный предмет?»

ПР: Беседа с хозяйкой лавки древности - Хватовой Ольгой Николаевной (кабинет русского языка и литературы)

5

Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.)

ПР: Правила работы с источниками информации.

6/7

Экскурсия в библиотеку. Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

Правила поведения в библиотеке.

Научно-познавательная литература по культуре Вологодского края.

ПР: Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы

8-10

Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером

ПР: Индивидуальная работа. Поиск информации через Интернет о культуре Вологодского края

11

Поход в деревню Рождество Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Оформление исследовательских работ

Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования.

ПР: сбор материалов о деревне и её  названии

12

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме.

ПР: : поиск материала и работа с информаторами

13

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Составление рабочего плана исследования.

ПР: : поиск материала и работа с информаторами

14

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ПР: : поиск материала и работа с информаторами

15

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ПР: поиск материала и работа с информаторами

16

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Оформление титульного листа.

Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература».

ПР: : поиск материала и работа с информаторами

17

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Работа индивидуальная и коллективная.

ПР: поиск материала и работа с информаторами

18

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Вклад каждого участника группы в работу.

19

Исследовательская работа № 1:

Откроем тайну названия деревни Рождество Вологодского района Вологодской области

Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль.

20

Поездка в город Вологду. Экскурсия в картинную галерею. Знакомство с памятниками города.

21

Исследования по краеведению. Мой край: культура

Материальные и духовные ценности края.

Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий.

ПР: запись частушек Батоговой Фаины Ивановны

22

Посиделки

Встреча с исполнительницей частушек Батоговой Фаиной Ивановной

ПР: сбор и обработка информации:

Исследовательская работа № 2:

О чём рассказывает частушка Фаины Ивановны Батоговой

23

Писатели  и поэты Вологодского края.

Встреча с Андреевой (Фирулёвой) Еленой – писательницей и художником, жительницей деревни Великое Вологодского района

ПР: беседа с писательницей Андреевой (Фирулёвой) Еленой

24

Исследовательская работа № 3:

Индивидуальные проекты (самостоятельный выбор темы исследования)

Сокращения, обозначения. Приложения.

Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление.

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной)

25

Музыканты и художники Вологодского края.

Исследовательская работа № 3:

Индивидуальные проекты (самостоятельный выбор темы исследования)

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной)

26

Народные промыслы.

Исследовательская работа № 3: Летопись семьи: У бабушек и дедушек – золотые руки (выставка работ).

Индивидуальные проекты - краткосрочные

ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции (районной, областной)

27

Достопримечательности края.

Охрана исторических, культурных, природных памятников.

Презентация «Историческое, культурное природное наследие края»

28/29

Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения».

Исследовательские работы № 1-3

30

Поездка в город Вологду «Тайна Соборной горы»

31/32

 Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция)

33/34

Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя

Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год

Список литературы

  1. А.Г. Озеров. Историко-этнографические исследования учащихся. Федеральное агентство по образованию. ФЦД-ЮТ и краеведения. Союз краеведов России. Москва, 2007
  2. З.А. Клепинина, Е.В. Клепинина. Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению. Изд. ЮВЕНТА, Москва, 2007
  3. З.А. Клепинина. Природа нашей Родины. Тетрадь для записи наблюдений. ЮВЕНТА, Москва, 2004
  4.  З.А. Клепинина. Тайны окружающего мира. Энциклопедия тайн и чудес. ЮВЕНТА, Москва, 2004
  5. Л. И. Бурова, Г.П.Сеничева, А.В Сорокина. Экологическая практика учащихся начальной школы. Вологда, 2004
  6. Ф.Г.Багаутдинова. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. Москва, 2002
  7. Методические рекомендации по использованию метода проектов МОУ Куркинской общеобразовательной школы
  8. О.А.Зубова  «Исследовательская работа в начальной школе»/ ст. в газете «Первое сентября»
  9. Смирнова Светлана Владимировна, Программа кружка эколого-географического направления "Юный исследователь"/ ст. в газете «Первое сентября»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Программа "Я исследователь"(работа из интернета)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Занятие № 1 по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование"

Занятие № 1  по программе "Я- исследователь" по теме "Что такое исследование" 1 класс...

Программа "Я-исследователь"

ПРОГРАММА КУРСА «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (1–4 классы) А.И. Савенков...

Программа "Юный исследователь" внеурочная деятельность

Формировать индивидуальную и творческую личность ребенка можно на внеурочной деятельности, где полностью раскрывается ребенок....

Программа "Юный исследователь"

Цель программы  развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития. Расчитана программа на 4 год...

Дополнительная образовательная программа "Я-исследователь"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-исследователь"разработана на основе авторской программы А.И. Савенкова "Я - исследователь"...