Использование современных образовательных технологий.
статья по теме

Слезева Елизавета Дмитриевна

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий.

    Одним из видов профессиональной компетентности современного учителя является оценочная компетентность, которая проявляется в умении осуществлять контроль и оценивание с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся.

     В рамках оптимизации учебного процесса я принимала активное участие в окружной экспериментальной площадке «Система оценки качества образования в Северо-Западном округе». Целью моей работы было разработать и апробировать систему оценивания образовательных достижений учащихся, позволяющую определить качество образования. Основным видом инструментария над разработкой которого  я работала,  является и создание компетентностно - ориентированных тестов, позволяющих качественно оценить учебные достижения в одной или нескольких областях знаний.

Я использую в своей работе следующие виды тестов: входные, тестирование в процессе  обучения  (формирующие, диагностирующие), итоговые.                

   Работая с данным инструментарием, я выделила основные преимущества и недостатки качественных тестов.

Преимущества:

  1. Научная обоснованность (существование документации).
  2. Вариативность программ (учитель сам подбирает  содержание тестов под свою программу)
  3. Технологичность тестовых методов
  1. использование компьютеров;
  2. эффективность использования в различных целях, в том числе для самообразования;
  3. скорость сбора информации;
  4. проверка знаний большого количества учащихся за короткий промежуток времени  и т.д.);
  5. возможность учителя быстро проверить тест.

3) Возможность оценить точность измерений (коэффициент надежности в классической теории тестирования). 

Недостатки

  1. Оценки трудностей заданий и способностей учащихся зависимы.
  2. Невозможно при оценивании уравнивать различные тестовые  формы.  
  3. Ошибка измерения либо игнорируется, либо одна и та же для всех баллов.
  4. Первичные (сырые) баллы и любое их преобразование нелинейны, т.е. они не на интервальной шкале.
  5. Невозможно предсказать ожидаемый исход взаимодействия испытуемого и задания.
  6. Отсутствие способов исследования валидности ответов тестируемых. (валидность – отражения в результатах теста именно того свойства, для диагностики которого он предназначался).
  7. Необходимость размножения большого объема материала.
  8. Проблема угадывания.

Знания о преимуществах и недостатках тестов я учитываю в своей работе.

        Тестовые    работы я использую для контроля и оценки освоения предметного содержания.  Создание своих тестовых заданий позволяет оценить именно ту область знаний, которая меня интересует по конкретной теме. Поэтому я стала составлять свои тестовые задания, придерживаясь основных законов построения тестов и применять их на практике со своими детьми. В своих работах я могу регулировать сложность используемых заданий для детей своего класса, учитывая уровневый подход и индивидуальные особенности обучающихся. К каждому тесту я разрабатываю конкретную систему критериев оценки, исходя из количества заданий и структуры теста.  После выполнения работы я составляю матрицу, которая показывает результаты проведенного тестирования, где четко видно по вертикали – какой вопрос вызвал наибольшее затруднение или наоборот оказался слишком легким, а по горизонтали я отслеживаю по конкретному ученику тема какого вопроса требует дополнительной отработки именно у этого ребенка.

Результатом моей работы стал

  1. анализ методов и форм педагогического контроля, используемых в педагогической практике;
  2. изучены направления совершенствования сложившейся системы контроля;
  3. апробирована модель оценивания качества образовательных достижений учащихся.
  4. освоены и внедрены в педагогическую практику инновационные оценочные средства.
  5. разработана критериальная база оценивания и диагностируемые показатели.

На протяжении трех лет  производился обмен опытом на педсоветах, участие в круглых столах и семинарах для учителей округа. Опыт моей работы представлен в сборнике статей  «Система оценивания  качества образовательных достижений учащихся»; методические разработки и дидактический материал по тестовым заданиям размещен на страницах электронных СМИ.

Данный вид работы позволил расширить площадь апробации моих тестов и обменяться результатами с учителями других школ.

В марте 2012 г.  результаты своей работы по разработке инструментария для оценки качества достижений учащихся я представляла  на окружной научно-методической конференции, чему было посвящено моё выступление на телевидении в программе «Шире округ».

   Совершенствование оценивания качества обученности, позволило мне создать комфортные психолого-педагогические условия всего класса, а также дает возможность индивидуального прогресса в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. 

  Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе.

   Введение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Я широко использую в обучении и воспитании детей информационно–коммуникационные образовательные технологии, что дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом,  делает урок ярче, эмоциональнее и интереснее; технические средства являются большими помощниками в отработке практических умений учащихся. Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся навыки проектной и исследовательской деятельности, творческие способности; усилить мотивацию учения.

   На мой взгляд, грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;
  4. снижению дидактических затруднений у учащихся;
  5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;

   На уроках русского языка и литературы  прекрасная возможность работать с текстами. Анализировать текст, выделять главное, основную мысль, сопоставлять полученные из текста данные с ранее известными, делать выводы, обобщения, формулировать собственную точку зрения с соответствующей аргументацией, вносить изменения, дополнять текст и многое другое.

Использование дистанционного обучения помогает в работе с детьми, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. Учебным материалом учащиеся могут воспользоваться на моём информационном пространстве.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Широкое распространение сейчас получил метод проектов. Использование ИКТ позволяет учащимся выполнять индивидуальные и групповые исследовательские, проектные работы. Учащиеся имеют возможность не просто применить свои знания из разных областей для решения той или иной проблемы, но и увидеть, ощутить результаты своего труда, увидеть, где и каким образом их знания могут быть применены практически, повышает интерес к изучению предмета.

       Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность, способствует лучшему запоминанию на уроках по  введению новой темы, новых сложных понятий.

      Используя личностно-ориентированные технологии, характер моих уроков имеет несколько другой вид, в отличии от традиционного.

       Ученик не бездумно принимает образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

       В рамках личностно-ориентированных технологий я работаю по двум направлениям - это гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества. Я со своими учениками стараюсь идти по ступенькам знаний не рядом, а вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий»

Конкурс  на получение денежного поощрениялучшими учителями Краснодарского края     4. Критерий «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса ...

Критерий №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий"

В данной папке  предоставлен материал критерия №4 "обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий,...

Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения новых образовательных стандартов: включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность на основе принципа дифференциации

Одним из инструментов, позволяющих решить  задачу реализации личностно-ориентированной модели начальной  школы,  является построение образовательного процесса на основе учебно-исследова...

Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий»

«Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса  на основе эффективного использования современных образовательных технологий»...