Главные вкладки

    СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    статья по теме

    Гроздева Ирина Владимировна

    Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному? На мой взгляд, решением данной проблемы является опора на личностно-ориентированную модель обучения, применение современных образовательных технологий и осуществление компетентностного подхода.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    И.В. Гроздева, заместитель директора по УМР,

    учитель начальных классов МБОУ лицея № 64 г. Краснодар

    СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то очень важному?

    На мой взгляд, решением данной проблемы является опора на личностно-ориентированную модель обучения, применение современных образовательных технологий и осуществление компетентностного подхода.

    Качество образования сегодня – это функциональная грамотность (способность решать нестандартные задачи); способность самостоятельно учиться, осуществлять выбор, самостоятельно мыслить и действовать; умение работать в группе.

    Из всего многообразия технологий с учётом возрастных особенностей учащихся начальных классов выбрала технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые, проектные технологии, обучение в сотрудничестве, систему «Портфолио». Именно они позволяют мне: оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования, обеспечивать развитие личности ребенка, исходя из выявления его индивидуальных способностей, сформировать индивидуальный маршрут обучения для одарённых детей, организовывать совместную деятельность ученика и учителя, направленную на создание образовательной среды, в которой ученик успешно развивается.

    В новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например).

    Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные, рефлексивные и другие формы и методы обучения.

    Таблица 1. Методы и формы работы

    Технологии развивающего обучения я использую с целью высокого общего развития личности, создания основы для развития познавательных и творческих способностей. Одной из основных ценностей такого обучения является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний; у ребенка возникает потребность в познании. Стараюсь строить урок так, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения проблемных ситуаций, нахождения вариантов правильных решений.

    Проблемное обучение позволяет ставить ученика в позицию исследователя, учит его анализировать ситуацию, обосновывать её. Моя задача как  учителя – находить полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

    С целью перехода от педагогики требований к педагогике отношений использую обучение в сотрудничестве. Организация групповой работы учащихся на уроке в сочетании с другими формами деятельности способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию у учащихся ответственности, самостоятельности, творческой активности. Работа в сотрудничестве с учителями старших классов и привлечение к работе старшеклассников позволяет расширить кругозор ребенка, познакомить со школьными дисциплинами (физикой, химией и другими), не изучаемыми в начальных классах.

    Игровая деятельность привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. Ни один урок не должен обходиться без игровых элементов: дидактических или интеллектуальных.

    Технологии игрового обучения позволяют решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

    1. помогают обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
    2.  обеспечивают самонастрой на жизнерадостность, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
    3.  включают ребенка в процесс самопознания и самовоспитания;
    4. воспитывают ответственность, аккуратность, что развивает способность ребенка к самоорганизации;
    5.  позволяют учащимся сразу увидеть результат своей работы, а так же свои положительные и отрицательные стороны.

    С целью формирования мотивов, ценностей, потребностей ЗОЖ и создания благоприятной социокультурной среды для развития ребенка использую здоровьесберегающие технологии. Работа ведется по трем направлениям, таким как медицинское, психологическое, физкультурно-оздоровительное.

    Применяю следующие формы работы: спортивные викторины и соревнования; встречи со старшеклассниками-победителями спортивных соревнований; Дни Здоровья, туристические походы; тематические классные часы, конкурсы газет по спортивной тематике; ведение книги спортивных рекордов учащихся класса; встречи с тренерами детских спортивных школ, интерактивные игры по проблеме; обсуждение газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов.

    Проектная деятельность занимает особое место в моей системе работы; использую с целью выхода за рамки предметного содержания, перехода на уровень социально-значимых результатов.

    Моя цель – помочь включить ребенка в поиск, который позволяет реализовать его интеллектуальные и творческие способности в ходе основного обучения и во внеклассной деятельности. Больше всего моим ребятам нравятся творческие коллективные проекты. Проектная работа «Памяти прадедов будем достойны!», посвященная нашим дедушкам и прадедушкам – участникам ВОВ, переросла в социальный проект, легла в основу школьного стенда, была издана в виде брошюры.

    Информационные технологии, использую с целью реализации новой эффективной модели преподавания учебных дисциплин и обеспечения личностного развития ребенка за счет уменьшения репродуктивной деятельности и более эффективного использования учебного времени.

    Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности позволяет:

    1. оказывать наибольшее влияние на эмоциональную сторону восприятия учащихся;
    2.  повышать мотивацию  и  познавательную активность учащихся, интерес к изучаемому предмету;
    3.  активизировать творческий потенциал школьников;
    4.  расширять кругозор;
    5. развивать желание работать с разными источниками информации.

    Полноценное внедрение электронных учебных комплексов и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволяет сочетать традиционные методы преподавания с новыми. При этом становится возможным осуществление постоянного, вариантного мониторинга успеваемости.

    Цифровые образовательные ресурсы обеспечивают:

    1. поддержку в постановке проблемы и ее обсуждении;
    2.  разведение предметного и знакового действия (возможность управления вещами с помощью знаков);
    3.  проведение исследования, которое трудно или невозможно осуществить в практическом плане;
    4.  индивидуализацию тренировки, в течение которой компьютер оказывает ребенку содержательную поддержку и помощь, которую мог бы оказать находящийся рядом взрослый.

    В процессе использования ИКТ создаю свою копилку ЦОР: авторские презентации, программные продукты, позволяющие отработать определенные навыки. Провожу консультирование родителей и учащихся по использованию цифровых образовательных ресурсов для домашней самостоятельной работы.

    Актуальным для моих учеников является применение системы инновационной оценки «Портфолио» с целью получения инструмента самооценки познавательного и творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Система «Портфолио» – это:

    1. создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
    2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка;
    3. формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
    4. приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («Я реальный» и «Я идеальный»);
    5. формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

    Использование технологии «Портфолио» на уроках и во внеурочное время способствует развитию познавательного интереса, формирует умение учиться.

    Диапазон использования современных образовательных технологий в моей работе достаточно широк:  включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями и сферу дополнительного образования. Занятия в объединениях доп. образования, руководителем которых я являюсь, становятся продолжением учебной деятельности, существенно ее дополняя.

    Таблица 2. Использование современных образовательных технологий в работе

    Благодаря использованию всех выше перечисленных технологий я смогла добиться высоких результатов. Отличительной особенностью моей работы является большое количество участников любого творческого дела. Все дети должны быть охвачены деятельностью. Именно это создает ситуацию успеха в обучении и во внеклассной работе, позволяет наполнить портфолио.

    Главный результат моей работы – активная социальная позиция моих учеников. Моя педагогическая мечта – успешность каждого ребёнка в учебной деятельности и в жизни.

    Список литературы

    1. Концептуальные положения системы Л. В. Занкова с точки зрения современной педагогики. – http://zankov.com/konseption.htm
    2. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

    Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

    Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

    В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

    Культура здоровья младшего школьника и её развитие на основе использования современных образовательных технологий

    Кризисные явления в обществе опосредовано способствовали изменению мотивации к учёбе, снижению творческой активности детей, ухудшили физическое и психическое развитие, вызвали...

    Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

    Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

    ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

    Человек, введенный в фольклор, – это человек, открытый миру, с любопытством и творчески относящийся ко всем явлениям жизни, откликающийся на горе и радости других людей, принимающий и понимающий услов...

    Создание образовательной среды, способствующей формированию конкурентоспособной личности младшего школьника

    Создание образовательной среды,способствующей формированию конкурентоспособной личности младшего школьника...