Технология управления переходом образовательного учреждения к реализации ФГОС начального общего образования
статья по теме

В статье рассмотрен алгоритм перехода ОУ на работу по новым ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология управления переходом образовательного учреждения к реализации ФГОС начального общего образования

 2 слайд.  Основная миссия  общего среднего образования, обозначенная в документах ФГОС – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Образование выступает важнейшим средством самореализации человека. Единственный и абсолютный в своем значении предмет  общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его  человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и образовательной деятельности   выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.

3 слайд.   Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и содержательные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа. Она позволяет подчинить учебную и другие виды образовательной деятельности, осуществляемые образовательным учреждением по достижению стратегической цели – раскрытию и развитию человеческого потенциала каждого ученика. Образовательная программа образовательного учреждения является управленческим инструментом реализации ФГОС, обеспечивающим государственные гарантии в области прав на получение образования определенного уровня и качества. Все это предполагает разработку и внедрение в ОУ технологии управления  процессом создания и реализации образовательной программы, включая мониторинг ее социокультурной эффективности.

4 слайд. За основу модели управления переходом школы к реализации ФГОС общего образования педагогический коллектив нашей школы принял управленческий алгоритм, включающий этапы разработки образовательной программы и осуществления изменений существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

1. Разработка функциональной модели управления переходом ОУ к введению ФГОС  

2. Формирование организационно-управленческой структуры, ответственной за разработку образовательной программы и введение ФГОС.

3. Анализ образовательной системы школы и определение необходимых изменений.

4. Разработка образовательной программы как управленческого инструмента введения ФГОС.

5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Рассмотрим три первых этапа данного алгоритма, поскольку от правильности их выполнения зависит и качество создания образовательной программы, фиксирующей стратегию и тактику введения ФГОС в ОУ, и эффективность ее реализации.

5 слайд  Первый этап. Разработка функциональной модели управления переходом ОУ к введению ФГОС  

6 слайд  В основе этой модели лежит представление об основных функциях управления в образовательной системе школы: планирование, руководство, организация, контроль.

В вашем кейс-блокноте представлена матрица функциональной модели управления переходом, которую вы можете заполнить по ходу моего выступления.

7 слайд  Первая управленческая функция – это планирование изменений в образовательной системе школы. В условиях программно-целевого подхода системное планирование предполагает решение следующих задач: проблемно-ориентированный анализ, разработка концептуального проекта желаемого будущего, разработка стратегии изменений и плана ее осуществления. Результатом должна стать стройная и логичная программа деятельности педагогического коллектива по введению ФГОС. Реализация функции планирования включает следующие шаги:

  1. Анализ социального заказа, который  фиксируется  в миссии школы
  2. Анализ компонентов образовательной системы образовательного учреждения (целей образования; учебных планов; учебно-методического обеспечения; технологий и форм организации образовательного процесса; способов образовательной диагностики; ресурсного обеспечения), который  фиксируется в виде  перечней необходимых условий для реализации образовательной программы.
  3. Собственно планирование деятельности педагогического коллектива по введению ФГОС.

Вторая управленческая функция – это создание организационно-управленческой структуры введения ФГОС. Наиболее эффективным по мнению В.С.Лазарева является создание специальной целевой структуры матричного типа, которая действует параллельно с линейно-функциональной, но имеет временный характер.

Реализация организационной функции управления переходом нашей школы к введению ФГОС предполагает создание Совета по введению ФГОС и рабочих  групп по реализации отдельных видов работ,  в обязанности Совета входит  также координация деятельности школы и наших социальных и научных партнеров по переходу ОУ к введению ФГОС

Третья управленческая функция – это собственно руководство проектным коллективом. Первый шаг в реализации данной функции – это  формирование команды, которая будет заниматься проектной деятельностью.  Здесь очень важно обеспечить мотивацию и заинтересованность тех, кто должны стать непосредственными разработчиками и реализаторами проекта изменений. Педагог может активно включиться в инновационную деятельность только при условии четкого понимания той пользы, которую он получит в результате приложения требуемых для освоения нового усилий. Он должен быть уверен в достижимости результата, в получении ожидаемых последствий при достижении этого результата, в полезности этих последствий. При этом большое значение приобретает моральное и материальное стимулирование участия педагогов в проектной деятельности.

Функция руководства также предполагает методическую поддержку участников рабочих групп, повышение их квалификации, поощрение профессионального общения и распространение опыта.

Руководство переходом школы к введению ФГОС предполагает:

  1. Разработку системы мотивации и стимулирования участников рабочих  групп
  2. Определение содержания и форм методического обеспечения и поддержки введения ФГОС на уровне образовательного учреждения

Четвертая функция управленческой деятельности – это контроль осуществляемых процессов изменений. От эффективной реализации данной функции зависит успех деятельности образовательного учреждения по введению ФГОС общего образования. Основными этапами реализации данной функции контроля являются: констатация фактов, экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и выводы для коррекции.

8 слайд Второй этап. Формирование организационно-управленческой структуры, ответственной за разработку образовательной программы и введение ФГОС.

.

  1. слайд Основными задачами данного этапа являются:
  1. Определение  компонентов организационно-управленческой структуры и их состав.   10 слайд. В нашем  ОУ мы определили, что это будет Совет по введению ФГОС и рабочие  группы по выполнению отдельных видов работ. В Совет по введению ФГОС   мы включили членов администрации ОУ, педагога – психолога, социального педагога, педагога – организатора, руководителя методического объединения учителей начальных классов, председателя попечительского совета  школы.   Рабочие  группы по выполнению отдельных видов работ (разработка «Модели организации внеурочной деятельности», «Системы оценки планируемых результатов выполнения основной образовательной программы начального общего образования», «Программы формирования УУД», «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни») включают в себя педагогов начальной школы.
  2. Назначить руководителя  Совета по введению ФГОС и руководителей рабочих групп. Руководителем Совета по  введению ФГОС назначается представитель администрации ОУ. В нашей школе это заместитель директора по УВР , курирующий начальную школу.  Руководители рабочих  групп – это, соответственно – зам. директора по ВР, руководитель метод. объединения учителей начальных классов, педагог-психолог,  социальный педагог.
  3. Определить порядок работы. Совет по введению ФГОС решает общие вопросы, обеспечивает разработку концептуальных составляющих проекта изменений, осуществляет координацию и контроль деятельности рабочих  групп. Состав и порядок работы Совета по введению ФГОС и рабочих групп утверждается приказом, шаблон которого имеется в вашем кейс-блокноте.
  4. Обеспечить подготовку руководителей рабочих  групп к реализации ФГОС. Руководители рабочих групп (и руководитель Совета по введению ФГОС) должны пройти курсы повышения квалификации  по введению ФГОС и разработке образовательной программы ОУ. 11 слайд. Участники Совета по введению ФГОС и рабочих групп должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС.

        После издания приказа о создании Совета по введению ФГОС и рабочих групп  мы провели  собрание, на котором перед участниками проекта  поставлены  конкретные цели и задачи. Кроме того,  был определён   и принят  всеми участниками порядок  работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.

12 слайд. Третий этап. Анализ образовательной системы школы и определение необходимых изменений.

На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:  

  1. в планируемых образовательных результатах;
  2. в учебном плане;
  3. в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
  4. в образовательных технологиях и формах организации образовательного процесса;
  5. в условиях реализации образовательных программ;
  6. в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

13 слайд. Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами модели образовательной системы начальной ступени общего образования с существующей в школе и определении того:

  1. какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
  2. какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
  3. какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
  4. какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

Первым шагом в этом направлении для нас стал анализ социального заказа и определение миссии нашей школы как общего предназначения образовательного учреждения.

14 слайд. Миссия нашей школы состоит в (взять из программы развития). 

Затем нами была построена модель выпускника начальной ступени образовательного учреждения, исходя из требований возрастной периодизации развития личности и принципа самоценности возраста ребенка.

15 слайд. Данная модель представлена в кейс-блокностах и состоит из трех блоков

  1. Виды деятельности младшего школьника.
  2. Основные новообразования личности младших школьников.
  3. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования.

На слайде представлена модель, включающая наиболее значимые с точки зрения возрастных норм развития личности младших школьников типы деятельности, определяемые ими новообразования личности и педагогические задачи, связанные с организацией данных видов деятельности в развивающем образовательном процессе.

16 слайд. При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

  1. какие из них ранее не ставились;
  2. какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;
  3. какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

Фрагмент проведенной нами работы по личностным и метапредметным целям представлен в вашем кейс-блокноте:

Из приведенного фрагмента ясно, что наиболее проблемной для нас является область метапредметных целей, что, наверное, характерно для большинства образовательных учреждений не только нашего города, но и России в целом. Что касается личностных целей, то здесь в проблемное поле попадают цели, связанные с таким видом результатов, как социальные компетенции. Это обусловлено практическим отсутствием в начальном образовании эффективных технологий и методов социализации младших школьников, обеспечивающих формирование опыта ценностно-ориентированного социального поведения.

Уважаемые коллеги! Как вы уже поняли, следующими шагами нашей аналитической работы станет выявление необходимых изменений в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности, для чего предполагается использование представленного на примере целевого блока алгоритма. 17 слайд. В настоящий момент мы готовы представить результаты аналитической работы, связанные с определением необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания и формах организации образовательных процессов в соответствии с требованиями новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения.

Результаты сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов вы можете увидеть в вашем кейс-блокноте. Учителя начальных классов довольно успешно реализуют современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, вполне согласуемые с требованиями ФГОС, например диалоговые, здоровьесберегающие технологии, развивающее, проблемное обучение. При этом нуждаются в замене по-прежнему наиболее распространенная в начальной школе типология уроков по дидактической цели, фронтальная форма обучения, объяснительно-иллюстративный метод и соответствующий ему информирующий тип урока. В то же время высокоактуальными в условиях ФГОС являются исследовательские, проектные модели обучения, уроки как образовательные ситуации, уровневая дифференциация в обучении.

18 слайд Поэтому наше ОУ приняло решение перейти на работу по УМК «Начальная школа 21 века» (под ред. профессора  Н.Ф.Виноградовой)

Цель программы - гармоничное развитие личности, овладение основными компонентами учебной деятельности, формирование готовности к самообразованию.

Принципы построения программы:

  1. Личностно-ориентированное обучение
  1. Природосообразность обучения
  2. Принцип педоцентризма
  3. Принцип культуросообразности
  4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога
  5. Преемственность и перспективность обучения

Одно из главных отличий проекта УМК «Начальная школа XXI века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс.

Проект в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения;  действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном  контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами. Помимо прочего во время нее ученики чувствуют себя свободнее, так как им не выставляют за нее оценки.

Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.

Итак, какие же возможности предоставляет данная диагностика?

Учителю — понимание проблем каждого ученика и знание того,  как их исправить, возможность оценить и проанализировать особенности примененной методики, эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках, помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.

Ученику — позволяет снять напряжение, поскольку диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, прежде всего тем, что её результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок.

Что касается внеурочной деятельности то такая распространенная в школах форма воспитательной работы как классный час, безусловно, требует корректировки, также как и формы дополнительного образования – секции и кружки с точки зрения возможностей их применения в качестве форм внеурочной деятельности, ориентированных на достижение результатов воспитания и социализации младших школьников. При этом необходимо ввести в воспитательную работу такие формы как проблемно-ценностное общение, социально-трудовые акции, клубные формы.

19 слайд. В настоящее время рабочая группа по разработке образовательной программы занимается изучением внутренних и внешних возможностей (материально-технические, временные, кадровые и др.) обеспечения соответствия образовательной системы школы требованиям ФГОС.

При этом мы опираемся на предложенные разработчиками стандарта «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования».

Для упрощения анализа ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС можно воспользоваться таблицей, первый столбец которой заполняется на основе содержания ФГОС. Фрагмент таблицы приведен в ваших кейс-блокнотах. После того как Вы ее заполните, таблицу надо будет прокомментировать.

ФГОС общего образования предусматривает введение нового содержания контроля и оценки образовательных результатов, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. 20 слайд. Система оценки, предлагаемая ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе, а также умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. У обучающихся должны быть сформированы:

  1. осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  2. желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  3. инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  4. математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

21 слайд. На этапе анализа системы контроля и оценки выявляются:

  1. способы контроля и оценки знаний и умений учащихся, которые могут быть перенесены из существующей образовательной системы без изменений;
  2. способы контроля и оценки, требующие корректировки;
  3. способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.

Завершается анализ определением перечня:

  1. способов и организационных механизмов контроля и оценки образовательных результатов, включаемых в новую систему без изменений;
  2. способов и организационных механизмов контроля и оценки образовательных результатов, требующих корректировки;
  3. новых способов и организационных механизмов контроля и оценки образовательных результатов.

С данным перечнем в виде таблицы вы можете познакомиться в ваших кейс-блокнотах. При этом видно, что из существующих способов только плановые (срезовые) контрольные работы по предметам сохраняются без изменений как форма диагностики предметных результатов. Такие формы как диагностические, итоговые, самостоятельные работы, тесты требуют корректировки с точки зрения уровневого подхода и возможности комплексной проверки всех типов образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Учитывая необходимость реализации в новой системе оценки принципа динамики индивидуальных достижений необходимо введение таких форм как стартовые контрольные работы, портфолио, итоговая презентация достижений за год, образовательные характеристики

Согласно требованиям ФГОС диагностика образовательных результатов учащихся должна отличаться вариативностью и многоаспектностью. Качество образования анализируется и оценивается педагогическим коллективом школы с педагогических, психологических, концептуальных и социальных позиций.

22 слайд. Уровень образованности учащихся начальной школы должен определяться:

  1. достижениями в предметных областях при овладении знаниями и умениями по учебным предметам;
  2. развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);
  3. достижением уровня учебной зрелости (владение универсальными учебными действиями);
  4. готовностью к решению элементарных жизненно важных задач, т.е. постепенным достижением уровня функциональной грамотности;
  5. творческой активностью учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Достижения учащихся начальной школы определяются:

  1. по результатам контроля знаний;
  2. по динамике успеваемости от первой четверти к окончанию года;
  3. по результатам участия в олимпиадах и конкурсах разных уровней;
  4. по результатам психолого-педагогической диагностики.

23 слайд. Формы аттестации достижений учащихся начальной школы включают:

  1. текущее (формативное, промежуточное) оценивание, отражающее динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении  планируемых  результатов освоения ООП НОО;
  2. итоговые работы, характеризующие уровень освоения  обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
  3. портфолио достижений учащихся;
  4. мониторинг позитивных изменений психологического состояния.

Итоги каждой четверти подводятся по всем предметам учебного плана. Анализ успеваемости проводится администрацией и учителями школы на педагогическом совете.

24слайд. Оценка качества образования учащихся начальной школы проводится в форме:

  1. плановых контрольных работ (согласно календарно-тематическому планированию по учебным предметам);
  2. срезовых контрольных работ, выявляющих степень усвоения учебного материала по одной теме или всему курсу;
  3. диагностических контрольных работ;
  4. тестов, помогающих изучить различные аспекты учебной деятельности;
  5. творческих работ.

В 1-х классах осуществляется безоценочный итоговый контроль по основным предметам. Со второго класса в конце года проводится ежегодная промежуточная аттестация.

Формы итогового контроля во 2-4 классах включают:

  1. диагностические контрольные работы;
  2. итоговые контрольные работы;
  3. итоговый опрос (устный);
  4. тестирование.

Материалы итогового контроля учащихся разрабатываются учителями школы, обсуждаются на заседании методического объединения, согласовываются с администрацией школы.

25 слайд. Для фиксации и сохранения результатов урочной и внеурочной деятельности учащихся используются:

1) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

2) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

3) презентация, фиксация результатов индивидуального решения задачи (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе решения (в виде цифрового объекта или распечатки);

4) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Все  материалы младшего школьника по итогам  образования в начальной школе оформляются в форме «портфолио» (дневника, накопительной папки).

«Портфолио»  ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.);а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки.

26 слайд. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта.

Результаты анализа изучаются рабочей группой. В ходе изучения предполагается получение ответов на следующие вопросы:

  1. Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?
  2. Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы начальной ступени требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Требуется также выявить степень соответствия предлагаемых изменений миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.

После изучения результатов анализа принимается решение о разработке образовательной программы и определяются задания проектным группам, связанные с выполнением отдельных видов работ по ее созданию.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Технология управления переходом образовательного учреждения к реализации ФГОС начального общего образования

 2 слайд.  Основная миссия  общего среднего образования, обозначенная в документах ФГОС – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию и выбору в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного бытия, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Образование выступает важнейшим средством самореализации человека. Единственный и абсолютный в своем значении предмет  общего среднего образования – становящийся человек и гражданин, его здоровье, его  человеческие и гражданские качества. Все многообразие учебной и образовательной деятельности   выступает не более чем средством достижения этой цели и имеет смысл и ценность лишь постольку, поскольку образование выполняет свою миссию. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, степень проявленности его способностей к осмысленному продуктивному действию есть абсолютный критерий качества образования.

3 слайд.   Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно-управленческие и содержательные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа. Она позволяет подчинить учебную и другие виды образовательной деятельности, осуществляемые образовательным учреждением по достижению стратегической цели – раскрытию и развитию человеческого потенциала каждого ученика. Образовательная программа образовательного учреждения является управленческим инструментом реализации ФГОС, обеспечивающим государственные гарантии в области прав на получение образования определенного уровня и качества. Все это предполагает разработку и внедрение в ОУ технологии управления  процессом создания и реализации образовательной программы, включая мониторинг ее социокультурной эффективности.

4 слайд. За основу модели управления переходом школы к реализации ФГОС общего образования педагогический коллектив нашей школы принял управленческий алгоритм, включающий этапы разработки образовательной программы и осуществления изменений существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

1. Разработка функциональной модели управления переходом ОУ к введению ФГОС  

2. Формирование организационно-управленческой структуры, ответственной за разработку образовательной программы и введение ФГОС.

3. Анализ образовательной системы школы и определение необходимых изменений.

4. Разработка образовательной программы как управленческого инструмента введения ФГОС.

5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Рассмотрим три первых этапа данного алгоритма, поскольку от правильности их выполнения зависит и качество создания образовательной программы, фиксирующей стратегию и тактику введения ФГОС в ОУ, и эффективность ее реализации.

5 слайд  Первый этап. Разработка функциональной модели управления переходом ОУ к введению ФГОС  

6 слайд  В основе этой модели лежит представление об основных функциях управления в образовательной системе школы: планирование, руководство, организация, контроль.

В вашем кейс-блокноте представлена матрица функциональной модели управления переходом, которую вы можете заполнить по ходу моего выступления.

7 слайд  Первая управленческая функция – это планирование изменений в образовательной системе школы. В условиях программно-целевого подхода системное планирование предполагает решение следующих задач: проблемно-ориентированный анализ, разработка концептуального проекта желаемого будущего, разработка стратегии изменений и плана ее осуществления. Результатом должна стать стройная и логичная программа деятельности педагогического коллектива по введению ФГОС. Реализация функции планирования включает следующие шаги:

  1. Анализ социального заказа, который  фиксируется  в миссии школы
  2. Анализ компонентов образовательной системы образовательного учреждения (целей образования; учебных планов; учебно-методического обеспечения; технологий и форм организации образовательного процесса; способов образовательной диагностики; ресурсного обеспечения), который  фиксируется в виде  перечней необходимых условий для реализации образовательной программы.
  3. Собственно планирование деятельности педагогического коллектива по введению ФГОС.

Вторая управленческая функция – это создание организационно-управленческой структуры введения ФГОС. Наиболее эффективным по мнению В.С.Лазарева является создание специальной целевой структуры матричного типа, которая действует параллельно с линейно-функциональной, но имеет временный характер.

Реализация организационной функции управления переходом нашей школы к введению ФГОС предполагает создание Совета по введению ФГОС и рабочих  групп по реализации отдельных видов работ,  в обязанности Совета входит  также координация деятельности школы и наших социальных и научных партнеров по переходу ОУ к введению ФГОС

Третья управленческая функция – это собственно руководство проектным коллективом. Первый шаг в реализации данной функции – это  формирование команды, которая будет заниматься проектной деятельностью.  Здесь очень важно обеспечить мотивацию и заинтересованность тех, кто должны стать непосредственными разработчиками и реализаторами проекта изменений. Педагог может активно включиться в инновационную деятельность только при условии четкого понимания той пользы, которую он получит в результате приложения требуемых для освоения нового усилий. Он должен быть уверен в достижимости результата, в получении ожидаемых последствий при достижении этого результата, в полезности этих последствий. При этом большое значение приобретает моральное и материальное стимулирование участия педагогов в проектной деятельности.

Функция руководства также предполагает методическую поддержку участников рабочих групп, повышение их квалификации, поощрение профессионального общения и распространение опыта.

Руководство переходом школы к введению ФГОС предполагает:

  1. Разработку системы мотивации и стимулирования участников рабочих  групп
  2. Определение содержания и форм методического обеспечения и поддержки введения ФГОС на уровне образовательного учреждения

Четвертая функция управленческой деятельности – это контроль осуществляемых процессов изменений. От эффективной реализации данной функции зависит успех деятельности образовательного учреждения по введению ФГОС общего образования. Основными этапами реализации данной функции контроля являются: констатация фактов, экспертная аналитическая оценка достигнутых результатов и выводы для коррекции.

8 слайд Второй этап. Формирование организационно-управленческой структуры, ответственной за разработку образовательной программы и введение ФГОС.

.

  1. слайд Основными задачами данного этапа являются:
  1. Определение  компонентов организационно-управленческой структуры и их состав.   10 слайд. В нашем  ОУ мы определили, что это будет Совет по введению ФГОС и рабочие  группы по выполнению отдельных видов работ. В Совет по введению ФГОС   мы включили членов администрации ОУ, педагога – психолога, социального педагога, педагога – организатора, руководителя методического объединения учителей начальных классов, председателя попечительского совета  школы.   Рабочие  группы по выполнению отдельных видов работ (разработка «Модели организации внеурочной деятельности», «Системы оценки планируемых результатов выполнения основной образовательной программы начального общего образования», «Программы формирования УУД», «Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни») включают в себя педагогов начальной школы.
  2. Назначить руководителя  Совета по введению ФГОС и руководителей рабочих групп. Руководителем Совета по  введению ФГОС назначается представитель администрации ОУ. В нашей школе это заместитель директора по УВР , курирующий начальную школу.  Руководители рабочих  групп – это, соответственно – зам. директора по ВР, руководитель метод. объединения учителей начальных классов, педагог-психолог,  социальный педагог.
  3. Определить порядок работы. Совет по введению ФГОС решает общие вопросы, обеспечивает разработку концептуальных составляющих проекта изменений, осуществляет координацию и контроль деятельности рабочих  групп. Состав и порядок работы Совета по введению ФГОС и рабочих групп утверждается приказом, шаблон которого имеется в вашем кейс-блокноте.
  4. Обеспечить подготовку руководителей рабочих  групп к реализации ФГОС. Руководители рабочих групп (и руководитель Совета по введению ФГОС) должны пройти курсы повышения квалификации  по введению ФГОС и разработке образовательной программы ОУ. 11 слайд. Участники Совета по введению ФГОС и рабочих групп должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС.

        После издания приказа о создании Совета по введению ФГОС и рабочих групп  мы провели  собрание, на котором перед участниками проекта  поставлены  конкретные цели и задачи. Кроме того,  был определён   и принят  всеми участниками порядок  работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.

12 слайд. Третий этап. Анализ образовательной системы школы и определение необходимых изменений.

На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:  

  1. в планируемых образовательных результатах;
  2. в учебном плане;
  3. в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
  4. в образовательных технологиях и формах организации образовательного процесса;
  5. в условиях реализации образовательных программ;
  6. в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

13 слайд. Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами модели образовательной системы начальной ступени общего образования с существующей в школе и определении того:

  1. какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
  2. какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
  3. какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
  4. какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

Первым шагом в этом направлении для нас стал анализ социального заказа и определение миссии нашей школы как общего предназначения образовательного учреждения.

14 слайд. Миссия нашей школы состоит в (взять из программы развития). 

Затем нами была построена модель выпускника начальной ступени образовательного учреждения, исходя из требований возрастной периодизации развития личности и принципа самоценности возраста ребенка.

15 слайд. Данная модель представлена в кейс-блокностах и состоит из трех блоков

  1. Виды деятельности младшего школьника.
  2. Основные новообразования личности младших школьников.
  3. Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования.

На слайде представлена модель, включающая наиболее значимые с точки зрения возрастных норм развития личности младших школьников типы деятельности, определяемые ими новообразования личности и педагогические задачи, связанные с организацией данных видов деятельности в развивающем образовательном процессе.

16 слайд. При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

  1. какие из них ранее не ставились;
  2. какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;
  3. какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

Фрагмент проведенной нами работы по личностным и метапредметным целям представлен в вашем кейс-блокноте:

Из приведенного фрагмента ясно, что наиболее проблемной для нас является область метапредметных целей, что, наверное, характерно для большинства образовательных учреждений не только нашего города, но и России в целом. Что касается личностных целей, то здесь в проблемное поле попадают цели, связанные с таким видом результатов, как социальные компетенции. Это обусловлено практическим отсутствием в начальном образовании эффективных технологий и методов социализации младших школьников, обеспечивающих формирование опыта ценностно-ориентированного социального поведения.

Уважаемые коллеги! Как вы уже поняли, следующими шагами нашей аналитической работы станет выявление необходимых изменений в учебном плане; в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности, для чего предполагается использование представленного на примере целевого блока алгоритма. 17 слайд. В настоящий момент мы готовы представить результаты аналитической работы, связанные с определением необходимых изменений в технологиях обучения и воспитания и формах организации образовательных процессов в соответствии с требованиями новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста: личностно-ориентированный характер обучения; вариативность; повышение ответственности школьников за результаты обучения.

Результаты сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов вы можете увидеть в вашем кейс-блокноте. Учителя начальных классов довольно успешно реализуют современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии, вполне согласуемые с требованиями ФГОС, например диалоговые, здоровьесберегающие технологии, развивающее, проблемное обучение. При этом нуждаются в замене по-прежнему наиболее распространенная в начальной школе типология уроков по дидактической цели, фронтальная форма обучения, объяснительно-иллюстративный метод и соответствующий ему информирующий тип урока. В то же время высокоактуальными в условиях ФГОС являются исследовательские, проектные модели обучения, уроки как образовательные ситуации, уровневая дифференциация в обучении.

18 слайд Поэтому наше ОУ приняло решение перейти на работу по УМК «Начальная школа 21 века» (под ред. профессора  Н.Ф.Виноградовой)

Цель программы - гармоничное развитие личности, овладение основными компонентами учебной деятельности, формирование готовности к самообразованию.

Принципы построения программы:

  1. Личностно-ориентированное обучение
  1. Природосообразность обучения
  2. Принцип педоцентризма
  3. Принцип культуросообразности
  4. Организация процесса обучения в форме учебного диалога
  5. Преемственность и перспективность обучения

Одно из главных отличий проекта УМК «Начальная школа XXI века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики: целенаправленно с 1 по 4 класс.

Проект в первую очередь направлен на полноценное индивидуальное развитие ребенка и его успешное обучение. Именно поэтому особое значение в нем играет педагогическая диагностика, которая должна осуществляться непосредственно учителем исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.

Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения;  действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном  контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами. Помимо прочего во время нее ученики чувствуют себя свободнее, так как им не выставляют за нее оценки.

Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.

Итак, какие же возможности предоставляет данная диагностика?

Учителю — понимание проблем каждого ученика и знание того,  как их исправить, возможность оценить и проанализировать особенности примененной методики, эффективность проводимой дифференцированной работы на уроках, помогает увидеть негативные моменты, требующие изменений.

Ученику — позволяет снять напряжение, поскольку диагностическая работа отличается от обычной контрольной работы, прежде всего тем, что её результаты не оцениваются по пятибалльной шкале оценок.

Что касается внеурочной деятельности то такая распространенная в школах форма воспитательной работы как классный час, безусловно, требует корректировки, также как и формы дополнительного образования – секции и кружки с точки зрения возможностей их применения в качестве форм внеурочной деятельности, ориентированных на достижение результатов воспитания и социализации младших школьников. При этом необходимо ввести в воспитательную работу такие формы как проблемно-ценностное общение, социально-трудовые акции, клубные формы.

19 слайд. В настоящее время рабочая группа по разработке образовательной программы занимается изучением внутренних и внешних возможностей (материально-технические, временные, кадровые и др.) обеспечения соответствия образовательной системы школы требованиям ФГОС.

При этом мы опираемся на предложенные разработчиками стандарта «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования».

Для упрощения анализа ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС можно воспользоваться таблицей, первый столбец которой заполняется на основе содержания ФГОС. Фрагмент таблицы приведен в ваших кейс-блокнотах. После того как Вы ее заполните, таблицу надо будет прокомментировать.

ФГОС общего образования предусматривает введение нового содержания контроля и оценки образовательных результатов, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. 20 слайд. Система оценки, предлагаемая ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:

предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе, а также умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. У обучающихся должны быть сформированы:

  1. осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  2. желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  3. инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  4. математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

21 слайд. На этапе анализа системы контроля и оценки выявляются:

  1. способы контроля и оценки знаний и умений учащихся, которые могут быть перенесены из существующей образовательной системы без изменений;
  2. способы контроля и оценки, требующие корректировки;
  3. способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.

Завершается анализ определением перечня:

  1. способов и организационных механизмов контроля и оценки образовательных результатов, включаемых в новую систему без изменений;
  2. способов и организационных механизмов контроля и оценки образовательных результатов, требующих корректировки;
  3. новых способов и организационных механизмов контроля и оценки образовательных результатов.

С данным перечнем в виде таблицы вы можете познакомиться в ваших кейс-блокнотах. При этом видно, что из существующих способов только плановые (срезовые) контрольные работы по предметам сохраняются без изменений как форма диагностики предметных результатов. Такие формы как диагностические, итоговые, самостоятельные работы, тесты требуют корректировки с точки зрения уровневого подхода и возможности комплексной проверки всех типов образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Учитывая необходимость реализации в новой системе оценки принципа динамики индивидуальных достижений необходимо введение таких форм как стартовые контрольные работы, портфолио, итоговая презентация достижений за год, образовательные характеристики

Согласно требованиям ФГОС диагностика образовательных результатов учащихся должна отличаться вариативностью и многоаспектностью. Качество образования анализируется и оценивается педагогическим коллективом школы с педагогических, психологических, концептуальных и социальных позиций.

22 слайд. Уровень образованности учащихся начальной школы должен определяться:

  1. достижениями в предметных областях при овладении знаниями и умениями по учебным предметам;
  2. развитием личностных качеств в процессе познания (эмоциональной, эстетической, интеллектуальной, нравственно-волевой сферы);
  3. достижением уровня учебной зрелости (владение универсальными учебными действиями);
  4. готовностью к решению элементарных жизненно важных задач, т.е. постепенным достижением уровня функциональной грамотности;
  5. творческой активностью учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Достижения учащихся начальной школы определяются:

  1. по результатам контроля знаний;
  2. по динамике успеваемости от первой четверти к окончанию года;
  3. по результатам участия в олимпиадах и конкурсах разных уровней;
  4. по результатам психолого-педагогической диагностики.

23 слайд. Формы аттестации достижений учащихся начальной школы включают:

  1. текущее (формативное, промежуточное) оценивание, отражающее динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении  планируемых  результатов освоения ООП НОО;
  2. итоговые работы, характеризующие уровень освоения  обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;
  3. портфолио достижений учащихся;
  4. мониторинг позитивных изменений психологического состояния.

Итоги каждой четверти подводятся по всем предметам учебного плана. Анализ успеваемости проводится администрацией и учителями школы на педагогическом совете.

24слайд. Оценка качества образования учащихся начальной школы проводится в форме:

  1. плановых контрольных работ (согласно календарно-тематическому планированию по учебным предметам);
  2. срезовых контрольных работ, выявляющих степень усвоения учебного материала по одной теме или всему курсу;
  3. диагностических контрольных работ;
  4. тестов, помогающих изучить различные аспекты учебной деятельности;
  5. творческих работ.

В 1-х классах осуществляется безоценочный итоговый контроль по основным предметам. Со второго класса в конце года проводится ежегодная промежуточная аттестация.

Формы итогового контроля во 2-4 классах включают:

  1. диагностические контрольные работы;
  2. итоговые контрольные работы;
  3. итоговый опрос (устный);
  4. тестирование.

Материалы итогового контроля учащихся разрабатываются учителями школы, обсуждаются на заседании методического объединения, согласовываются с администрацией школы.

25 слайд. Для фиксации и сохранения результатов урочной и внеурочной деятельности учащихся используются:

1) презентации (цифровые учебные объекты или в виде распечатанных материалов) — как форма сохранения результатов пробно-поисковой работы группы.

2) творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) как в форме портфолио (накопительных папок), так и в форме выставок, научных журналов, литературных сборников (возможны как цифровые, так и печатные формы);

3) презентация, фиксация результатов индивидуального решения задачи (схема, чертеж и др. знаковые формы, полученные ребенком в ходе решения (в виде цифрового объекта или распечатки);

4) выполненные работы в компьютерных средах, таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка — соревнование с самим собой (в виде цифрового объекта или распечатки).

Все  материалы младшего школьника по итогам  образования в начальной школе оформляются в форме «портфолио» (дневника, накопительной папки).

«Портфолио»  ученика представляет собой форму и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов: всех контрольно-проверочных и диагностических работ (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочных листов; продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (докладов, презентаций и т.п.);а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (одноклассников, учителей, родителей и т.п.), предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки.

26 слайд. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта.

Результаты анализа изучаются рабочей группой. В ходе изучения предполагается получение ответов на следующие вопросы:

  1. Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?
  2. Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы начальной ступени требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Требуется также выявить степень соответствия предлагаемых изменений миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.

После изучения результатов анализа принимается решение о разработке образовательной программы и определяются задания проектным группам, связанные с выполнением отдельных видов работ по ее созданию.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Методические материалы по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общегообразования...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Презентация "Реализация ФГОС начального общего образования через игровые технологии"

Реализация ФГОС начального общего образования через игровые технологии...

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения  здоровьесберегающих технологий в организации образовательной  деятельности в условиях  реализации ФГОС начального общего...