Обобщение опыта по теме
методическая разработка по теме

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского  языка на основе системно-деятельного подхода с применением нетрадиционных заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Константинова Лада Олеговна

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского  языка на основе системно-деятельного подхода с применением нетрадиционных заданий

                                                 

                                           

                                            Константинова Лада Олеговна

                                         учитель начальных классов,

                                                                МАОУ «Средняя общеобразовательная

                                                           школа № 24 с углубленным изучением

                                 отдельных предметов»

Старый Оскол

                                                  2012 г.

Содержание:

          Информация об опыте……………………………………………..  3

          Технология опыта………………………………………………….  7

          Результативность опыта…………………………………………...12

          Библиографический список……………………………………….15

          Приложение к опыту……………………………………………….16                              

Раздел I

                          Информация об опыте

Тема опыта: «Развитие логического  мышления младших школьников на уроках русского языка на основе системно - деятельного подхода с применением нетрадиционных заданий».

     Условия возникновения и становления опыта

       Автор опыта работает в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол учителем начальных классов. Ряд проблем в работе обусловлен спецификой ученического коллектива. Школа расположена в северо-восточной части города. Большинство учащихся школы проживают в микрорайонах  Конева,  Ольминского, посещают школу дети из частного сектора-улицы Прядченко, Дружбы, Заводская.

     Социальная  среда  обучающихся разнообразна:  59% школьников живут в полных семьях, 48% родителей имеют высшее и незаконченное высшее образование. Часть  детей (25%) пришли в класс без подготовки  (детский сад не посещали), другие посещали детский сад 70%), третьи(5%) занимались на специализированных подготовительных курсах.

     Замеры, проведённые посредством тестовых заданий по уровню развития логического мышления детей (Диагностика умственных способностей по Р.Амтхауэру. Тест «Структура интеллекта») выявили следующие показатели. Низкий уровень – 45% средний -37% , высокий уровень - 18% .

      Наиболее низким является уровень, когда ребенок вообще не приводит каких либо доказательств или называет, лишь случайные, непосредственно воспринимаемые признаки, чаще всего внешние (Гвоздик поплывет, потому что он маленький). На низком уровне дети перечисляют ряд признаков совершенно независимых от их значения для решения поставленной задачи.

      На среднем уровне обучающийся использует правильно только некоторые существенные признаки для объяснения своего решения, однако он еще не поднимается при этом на уровень обобщенных суждений.

     На высоком уровне обучающийся решает конкретную задачу уже на основе применения известных ему общих законов (Бревно деревянное и легкое, а все деревянные предметы плавают и т.д.).

    Необходимость создания условий для развития логического мышления младших школьников при изучении русского языка всех обучающихся класса привела автора  к мысли о целесообразности использования системно-деятельностного подхода с применением нетрадиционных заданий.   

      Актуальность опыта

   На современном этапе развития образования в стране и в мире на первый план выходит повышение качества обучения школьников и главное из его условий «формирование разносторонней, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества».

   Проблема воспитания логически мыслящих   обучающихся, обладающих нестандартным взглядом,  владеющих навыками исследовательской работы,  в условиях развития современной начальной школы приобретает доминирующее значение. Эта проблема становится особенно актуальной в рамках введения стандартов второго поколения. Одной из составляющих этой проблемы является задача развития логического мышления младших школьников.

     Ведущей ценностью образования сегодня является личность ребёнка. Для её свободного развития необходимы создание благоприятных условий, изменения стиля общения между учителем и учеником, переориентация содержания образования на  саморазвитие личности.

    В век высоких информационных технологий увеличивается и объём знаний, необходимых современному человеку. Но, не все владеют приёмами получения, сохранения, применения и развития этих знаний. И, если в младшем школьном возрасте обучающиеся не научатся рассуждать и логически мыслить, то сделать это в старших классах будет очень трудно. В ходе работы над опытом выявлены следующие противоречия:

   -между необходимостью открыть в учениках возможность развития логического мышления и традиционным способом подачи знаний;

    -между основной образовательной программой начального общего образования «Школа России», предлагающей в основном «условно творческие» задания, и потребностью современности в заданиях, разрешающие противоречия.

   Описанные противоречия и решает в своём опыте Константинова Лада Олеговна через применение на практике нетрадиционных заданий,  стимулирующих познавательный интерес для развития логического мышления, осуществляя переход от репродуктивного способа обучения к продуктивному способу.

     Ведущая  педагогическая  идея  опыта заключается в создание на уроках русского языка  условий, направленных на развитие мыслительных способностей обучающихся, формирующих у школьников способы организации умственной деятельности для самостоятельного достижения успеха.

    Длительность  работы  над опытом

    Работа над данной темой была начата педагогом в 2009 году и продолжалась в течение трёх лет. Первый год  -  подготовительный этап (с января 2009 по  май  2009): обнаружение проблемы, наблюдение за состоянием мыслительной активности учащихся класса, определение основного направления деятельности по данной проблеме, изучение специальной литературы.

   На следующем этапе,  с сентября 2009 по январь 2010 года педагог, определив цели и задачи работы, исследовала состояние проблемы в массовой практике, проводила поиск методов и приёмов решения поставленных задач. Далее, с февраля 2010  по апрель  2010 года была проведена апробация пособия «Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов» Зака А.З.. На заключительном этапе, с мая 2010 по декабрь 2011 года проведена диагностика результативности работы, анализ степени решения  поставленных задач.

       Диапазон опыта представлен системой уроков с использованием нетрадиционных заданий на развитие логического мышления.

     Теоретическая база опыта 

     Теоретическую базу опыта составили исследования известных отечественных педагогов.

      Проблемой развития мышления обучающихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые Л.С.Выготский, А.А.Байкова, П.Я. Гальперин,В.В.Давыдов,Д.Б.Эльконин,Н.Ф.Талызина, А.А.Люблинская, А.З.Зак,Н.С.Рождественский,О.К.Тихомиров, И.В.Фомина,В.К.Ягодовская.

    На понимании роли практического действия как начальной ступени процесса развития всех высших форм мышления человека построена концепция “поэтапного формирования умственного действия”, разработанная П.Я.Гальпериным [4]. На первом этапе ребенок использует для решения задачи внешние материальные действия. На втором эти действия только представляются и проговариваются ребенком (сначала громко, затем про себя). Лишь на последнем, третьем этапе, внешнее предметное действие “сворачивается” и уходит во внутренний план. 

   Логическое мышление, по мнению А.А.Люблинской [9], обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса. В отличие от практического, логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий. 

    О.К.Тихомиров в своей “Психологии мышления” [12] определяет логическое мышление как “рассуждающее, теоретическое мышление”, “характеризующееся использованием понятий, логических конструкций, существующих функционирующих на базе языка, языковых средств”. Его же он называет аналитическим мышлением, которое развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. 

   Определив понятие логическое мышление, на основании теории О.К.Тихомирова «Психология мышления младшего школьника», автор сделал следующие выводы: 

    1. Логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном развитии ребенка, проходит длительный путь развития. 

   2.На ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач.   Осваивая речь, он приобретает возможность формировать задачу, задавать вопросы, строить доказательства, рассуждать и делать выводы. Ребенок овладевает понятиями и рядом умственных  действий.  

    Говоря о развитии логического мышления детей младшего школьного возраста, нельзя не затронуть идеи развивающего обучения Л.В.Занкова [7]   и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова [5]  , т.к. эти системы как раз направлены на развитие мышления детей в особой мере. 

    В системе Л.В.Занкова выдвигается задача общего психологического развития, которое понимается как развитие ума, воли, чувств детей и рассматривается как надежная основа усвоения знаний, умений, навыков. В ходе экспериментально-педагогического исследования проблемы обучения и развития Л.В.Занков [7] сформулировал дидактические принципы системы: 

  - обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

  - ведущая роль теоретических знаний; 

  - изучение программного материала быстрым темпом; 

  - осознание школьниками процесса учения; 

  - общее развитие всех учащихся, как сильных, так и слабых.

    Свойство вариативности в методике Л.В.Занкова предполагает возможность изменения стиля работы учителя в зависимости от конкретных условий (возможностей) класса: это может касаться логики изложения материала (развертывание материала и от общего к частному и от частного к общему), темпа продвижения в освоении программы. Свойство вариативности проявляются и в отношении к ученикам. Задания и вопросы учителя, как на уроке, так и в дошкольном задании формируются так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а наоборот, способствуют формулированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изученному материалу. 

      Если же говорить о результативности работы по системе Л.В.Занкова, то дети обучаемые по данной программе обладают очень важной чертой – у них отмечается тяготение к умственной интеллектуальной деятельности и прежде всего, деятельности, связанной с самостоятельным добыванием знаний. Оно вызывает у детей яркие интеллектуальные чувства. С этим связана увлеченность детей учением.

    Из концепции, согласно которой развитие происходит через обучение, вытекает и основная проблема дидактики, – какой способ обучения развивает в большей, а какой в меньшей мере. Автор выяснил, что попытки Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина изменить систему обучения в целях повышения развивающей роли, дают хорошие результаты.

     Итак, анализ психолого-педагогических исследований дает основание выделить следующие педагогические условия, которые, по мнению автора, могут способствовать развитию логического мышления младших школьников: - использование развивающего обучения;

- использование в учебном процессе методов проблемного обучения;

- развитие познавательного интереса к предмету;

- индивидуализация обучения.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

      Новизна опыта заключается в комбинировании приёмов и методов обучения на основе систем развивающего обучения Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, разработке и систематизации заданий и дидактического материала с целью развития всех операций логического мышления младших школьников.

    Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта:

     Данный опыт может быть использован в работе учителей начального звена школы вне зависимости  от того, по какому УМК работает учитель. А также, студентами  педагогических колледжей и вузов. Этот материал может использоваться на уроках с обучающимися разных возрастных групп.     

Раздел II

                                        Технология опыта

     Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития логического мышления младших школьников в учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка посредством нетрадиционных  заданий.

    Задачи:

  1. поиск и ведение в педагогическую практику активных форм, методов и приёмов  формирования логического мышления обучающихся на основе системно - деятельностного подхода;
  2. замечать любые творческие проявления учеников и развивать творческую индивидуальность  учащихся;
  3. диагностировать уровень развития логического мышления        учащихся класса;
  4. разрабатывать и внедрять дифференцированные нетрадиционные задания на уроках;
  5. способствовать развитию логического мышления, поисковой активности, личностных качеств и жизненного опыта младших школьников.

   Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании следующих способов включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность:

  1. проблемно-поисковый - УМК «Школа 2100»
  2. вариативное обучения  -  УМК системы начального образования Л.В. Занкова.
  3. групповая форма работы - УМК системы развивающего обучения  Д.Б.Эльконина -  В.В.Давыдова

   Для решения поставленных задач использован комплекс методов: наблюдение, сравнительный анализ, изучение работ творческой деятельности учащихся, создание проблемных ситуаций.

   Автор считает, что работая по учебникам УМК «Школа России» необходимы дополнительные задания, развивающие логические операции мышления, требующие применения знаний в новых условиях.

   Этот факт заставил педагога выстроить систему работы в данном направлении.

    Логическое мышление представляет собой совершение любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами.  С этой целью автор подобрал серию заданий (Приложение №2) с постепенным повышением уровня трудности:

  1. задания, направленные на развитие умения сравнивать;
  2. задания, направленные на развитие логических суждений;
  3. задания для формирования умения систематизировать  и классифицировать.

Классификации заданий, развивающих логическое мышление на различных этапах урока

Этапы урока

Упражнение развивающее логического мышления

Описание упражнения

Результат

Мобилизую-щий этап

 или на этапе рефлексии.

Упражнение. «Систематизация».

-"Скажите, какие ягоды вы знаете?
-Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услышите слово,обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".
Слова для предъявления - капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

-"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, относящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктам - два раза".
-"Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?
лимон и груша
малина и земляника
яблоко и слива
смородина и крыжовник
Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

Упражнение направлено на развитие умения систематизиро-вать слова по определенному признаку

Мобилизую-щий этап. Формирование обучающимися темы и цели урока.

Упражнение «Подбери слова».

"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч           мебель
тополь     цветок
шкаф      насекомые
тарелка        дерево
пальто      одежда
муравей    посуда
щука        игрушка
роза         рыба"

Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое логическое мышление

Формирование обучающимися темы и цели урока

   Упражнение  «Найди общее слово».

-"Найди, что общего у следующих слов:
а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)"

Упражнение направлено на развитие такой функции логического мышления,  как обобщение, а также способность к абстракции

Изучение нового материала

Упражнение  «Найди общее слово».

-"Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь".

Подобные упражнения стимулируют логическое мышление ребенка к поиску обобщающего основания

Чистописание. Мобилизующий этап

Упражнение «Анаграмма»

-Составь слова из следующих букв:
а) к, о, с  

 б) у, д, б

 в) м, р, и   

Расшифруй слова и скажи, на какие группы их можно разделить  

  1. п, и, к, а, т        
  2. ь, о, ч, н            

 3) й, е, н, и
                                 

Развивает словесно-логическое мышление. Очень эффективно с точки зрения развития обобщающей функции

Создание проблемной ситуации для определения темы и целей урока

Упражнение «Ребусы»

Педагог говорит детям: "Сейчас я прочитаю вам ряд слов. Из этих слов вы должны будете выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова

а) Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
б) Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
в) Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач.

Рефлексия

Упражнение «Оперируем смыслом»

Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например: Семь раз отмерь ,а один раз отрежь.

Вариант ответа:

а) Если сам отрезал
неправильно, то не следует винить ножницы
 б) Прежде чем сделать,
   надо хорошо подумать
 в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Формирует способности оперировать смыслом

     Дети работают тогда, когда им интересно. Поэтому автор старается находить средства и способы возбуждения интереса, удивления детей (тексты, тесты, пословицы, поговорки, ребусы, анаграммы). Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность. Значительно лучше, скорее и прочнее запоминаются те мысли, которые были эмоциональны, вызвали живые яркие чувства, чем те, которые оставили человека равнодушным. Всегда можно выявить силу возникшего интереса к учебному предмету, она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения логических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением проблем. С этой целью педагог активно использует дидактический материал по развитию логического мышления у детей на уроках русского языка.  (Приложение №1)

     Целью предлагаемых учебных заданий является их использование для развития логического мышления младших школьников. Главным условием реализации этой цели в учебных заданиях выступает их направленность на то, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях. 

     Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие логического мышления, умения применить полученные знания в новой или нестандартной ситуации. Результатом этой работы является повышение мотивации к изучению русского языка. 

Раздел III

Результативность системы работы

   Опыт Константиновой Л.О. показал, что систематическое введение учебных творческих заданий, во все виды учебной деятельности при создании положительного мотивационного и эмоционального фона ведут к интенсивному развитию логического мышления учащихся.   

    Мониторинг развития логического мышления на уроках «Русского языка» педагогом проводился в начале первого класса и далее 1 раз в год в течение 3 лет с использованием тестов Р.Амтхауэра «Структура интеллекта».

     

   Обработка результатов производится по следующей схеме:

  Было проведено четыре контрольных среза, целью которых было  выявить изменения в уровне развития творческо-поисковой активности.

Сводная таблица уровней развития логического мышления (в %)  по Р.Амтхауэру

Уровень развития

Входящая  1класс, % учащихся

1 класс, % учащихся

2 класс, % учащихся

3 класс, % учащихся

низкий

45

35

20

12

средний

37

40

48

50

высокий

18

25

32

38

 

    Высокий уровень развития логического мышления в  3 классе показали 38%  обучающихся, что на 20% выше, чем на момент поступления детей в школу.

    Для того, чтобы убедиться в правильности выбора пути решения поставленных задач, отвечающих за развитие словесно - логического мышления, творческого потенциала и общего речевого развития, автором опыта проведено диагностическое обследование.

       Диагностика умственных способностей по Р.Амтхауэру. Состояние словесно- логического мышления (Тест «Структура интеллекта») на группу обучающихся с общим недоразвитием речи за три учебных года.

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Начало %

Конец %

Начало %

Конец %

Начало %

Конец %

Способ формирования

суждений

51

60

62

71

73

90

Выделение существенных признаков

42

50

50

57

57

71

Установление логических связей

29

36

36

42

42

58

Операции обобщения

33

49

49

54

54

80

    По сравнению с началом обучения в 1 классе к концу третьего года обучения количество обучающихся  показали высокий уровень:  

  1. формирования суждений увеличился на 39%,
  2. выделение существенных признаков на 29%,
  3. установление логических связей на 29%,
  4. операции обобщения на 47%.  

    Исходя из результатов, можно сделать вывод, что система учебных нетрадиционных заданий является не только важнейшим условием, но и одним из наиболее эффективных средств развития логического мышления младших школьников. Учитывая результаты мониторинга и психологических исследований, мы видим, что произошел качественный и количественный скачок в развитии логического мышления обучающихся. Даже те дети, кто остался на низком уровне, улучшили свои качественные показатели, что подтверждают результаты диагностических методик.

    Осуществился перенос неординарного решения учебных задач и на других предметах, повысилась успеваемость по литературному чтению, окружающему миру, русскому языку. Дети с удовольствием принимали участие в разнообразных школьных, городских, региональных конкурсах, получали призовые места.

   

   

                                    Библиографический список:

  1. Байкова А.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии.
    / А.А. Байкова, Л.А.Гребенкина - М: Педагогика, 2000. – 123с.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. / Г.А. Бакулина – М.: ВЛАДОС, 2000. – 97с.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2 /Л.С.Выготский – М.: Просвещение, 2007 - 280с.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию./ П.Я.Гальперин. – М.: Педагогика, 2000. – 120с.
  5.    Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 300с.
  6.    Зак А.З  Развитие умственных способностей младших школьников. / А.З. Зак -М.: Просвещение, 2001. -159с.
  7.     Занков Л.В. Обучение и развитие //Избранные педагогические труды. М.: Просвещение,2000 – 390с.
  8. Ладыженская Т.А. Речевые уроки./ Т.А. Ладыженская - М.: Просвещение, 2005 .– 95с.  
  9. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника./ А.А.Люблинская. – М.:РГБ , 2003.-  67с.
  10.     РождественскийН.С.,.ЯгодовскаяВ.К.,ПчёлкоА.С. Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе: Методическое письмо/ Н.С. Рождественский, В.К. Ягодовская, Р.А. Менчинская, А.С. Пчёлко. – СПб.:Изд-во РГПУ им.Герцена, 2006. - 80с.
  11.     Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших    школьников./ Н.Ф. Талызина – М.: Просвещение, 2003. – 204с.
  12.     Тихомиров О.К. Психология мышления. / О.К.Тихомирова. – М.: Просвещение, 2000– 89с.
  13.    Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Л. Ф.  Тихомирова – Ярославль: Академия развития, 2001.-129с.
  14.    Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения./ И.В. Фомина  – Волгоград: Учитель, 2009.  – 69с.
  15.     Эльконин Д.Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Д.Б.Эльконин. -М.: Фрум, 2001.-220с.

                                       

                                      Приложение

1.Приложение №1 – Разработки уроков  УМК «Школа России»

 2.Приложение №2 – Нетрадиционные задания, направленные на

развитие операций логического мышления на уроках русского языка

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Обобщение опыта по теме "Развитие речи как необходимое условие активизации учебно-познавательной деятельности"

Обобщение опыта представлено на уроках русского языка и литературного чтения учащихся начальных классов. Новизна опыта в комбинации элементов известных методик. Результативность прослеживается в в уро...

Обобщение опыта по теме "Использование элементов технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения."

Использование элементов технологии  проблемного обучения, основанных на создании проблемных ситуаций....

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной активности младших школьников"

материал содержит примеры заданий по развитию познавательных способностей на уроках математики...

Сообщение на ШМО учителей гуманитарного цикла на тему: «Обобщение опыта по теме самообразования «Трудности в обучении чтению у детей с ограниченными возможностями здоровья. Взаимосвязь учителя и логопеда»

Недоразвитие познавательной деятельности, позднее развитие речи, её качественное своеобразие, а также психопатологические особенности  обусловливают недостаточную готовность обучающихся школы VII...