Ищем красоту и радость в творчестве
материал по теме

Рябушева Елена Юрьевна

Выступление на НПК гуманной педагогики " Учитель, вдохнови меня на творчество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ishchem_krasotu_i_radost_v_tvorchestve_02.11.11..doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления на тему «Ищем красоту и радость в творчестве»

Совсем недавно я прикасалась к теме творчества, когда готовила свою педагогическую концепцию о формировании творческих компетенций в рамках образовательной системы «Школа -2100». Новые образовательные стандарты, будоражащие нас последний год, тоже заставляют размышлять о месте творческого начала в жизни современной школы. Как совместить понятие стандарта (норма, образец, мерило) и понятие творчество (создание нового, открытие, преобразование)? Важно ли сегодня творчество?

В октябре этого года  в Москве  прошла Международная общественно-научная конференция « Живая этика как творческий импульс космической эволюции». Свои исследования  психофизиологических процессов креативности  представляла кандидат психологических наук Мария Григорьевна Старченко. Она доказывает, что человек эволюционирует физиологически и не в последнюю очередь за счёт синхронизации работы мозга и сердца при творческой работе. Таким образом, творчество – способ эволюции и самосовершенствования человечества. Обучение и воспитание в творческой деятельности – путь в будущее.  Я думаю, что и Стандарты и принципы гуманной педагогики сходятся в том, что воспитываем мы личность. Принимая ребёнка как данность, не учим его жить, а живём с ним, создавая каждый своё и общее будущее.

«Творчество – суть личности: смысл жизни и путь совершенствования» Ш. Амонашвили

Как я сейчас понимаю, мой приход в начальную школу был шагом в поиске выхода творческой энергии, самовыражения.  Все мои увлечения музыкой, танцами, театром, рисованием слились в единый поток работы с детьми. И при всей сложности работы в школе могу сказать - «Без творчества жизнь не жизнь, а половина жизни». Другого я для себя уже не мыслю.

«… нужно творить саму жизнь и жить в ней» Ш. Амонашвили

Нашей школе в октябре исполнилось 20 лет. Естественно, рассказываю об этом детям, спрашиваю, как бы порадовать нашу школу. В беседе вспоминаем Законы школы: Добра и Красоты, Сочувствия и Взаимопомощи, Улыбки и Радости. И как-то само собой получается, что если нам хорошо, то и школе хорошо. Если мы здороваемся – то и нам желают здоровья, если мы не сквернословим, то и нас не обижают, если мы сохраняем красоту школы – то и нам есть чем любоваться. Результатом этой беседы стали знаки-напоминания о наших выводах. Дети развесили эти знаки. И с тех пор я не заметила ни одного сломанного листа в зимнем саду  рекреации, хотя до этого бегая и играя, дети ранили растения, не замечали их. Сейчас это не просто зелёный уголок школы – это Красота школы.

« Одухотвори свои педагогические намерения искренностью и преданностью» Ш. Амонашвили

 Опять-таки к юбилею школы каждый класс получил задание сделать открытку или плакат - поздравление. Урок труда в моём 2а классе. Тема: Работа с бумагой, объёмная аппликация. Детям говорю, что нас всех пригласили 10 октября на день рождения школы. Что с собой возьмём? Конечно подарок! Открываю секрет, что родители уже его готовят, а нам поручили сделать очень важную и красивую часть подарка. Что? Кричат – открытку! Почему так называется? Открытка – дарящий  открывает душу.

Ребята, но ведь нас много, если мы объединим свои души, то какая открытка будет? Большая! Достаю ватман, прикрепляю к доске. И мы сообща решаем, что будем делать цветы. Каждый сделает три заготовки (бумажный кружок, разрезанный по спирали) и лучшую заготовку превратит в цветок на открытке. В классе всеобщая воодушевлённая работа. Мальчик, который на прошлом уроке чуть ли не с истерикой делал эту спираль, сегодня делает Цветок. И ни одной жалобы, что трудно, что не получается… Сейчас в классе не просто выполняется задание - творится радость созидания.

И вот момент перенесения цветов на ватман. А как наклеивать?  Опять сообща решаем – в форме сердца. Ведь мы любим школу!  Звенит звонок с урока. Не успели! Предлагаю прерваться, отдохнуть. Кто-то убежал, а кто-то категорически решил продолжить. Ведь ещё не доделали, нет удовлетворения от незавершённой красоты. Сколько выдумки, силы воли, жажды подарить радость! Открытка висит в коридоре школы, все проходящие замечают её, некоторые говорят, что красиво. Дети это слышат и радуются. «Вдохновение и творчество есть состояние радости» Ш. Амонашвили

Я работаю в школе с углубленным изучением предметов художественно- эстетического профиля. В моей практике были ученики и музыкального и художественного отделений, и те, кто не занимался на специальном курсе. Но могу сказать, что  все дети вольно или невольно погружаются в мир искусства.      

«Гори в творчестве и обновлении!» Ш. Амонашвили

Урок чтения в  третьем классе. Трудный текст – отрывки из  книги Цыферова «Тайна запечного сверчка». Главный герой – Моцарт, его вдохновитель – запечный сверчок, 17 век, Зальцбург, Вена, император… Как сквозь всё далёкое и непонятное открыть суть произведения – через творчество человек познаёт мир, создаёт свой мир. Есть и муки творчества, есть и радость творчества.  

Два урока погружаемся в эпоху, знакомимся с жизнью маленького маэстро, узнаём: что – быль, что – вымысел, сказка. Кажется -  90 минут, всего ничего. Но сколько не минут, а дней я погружалась в исторический материал, отбирала музыку, создавала презентацию, продумывала фрагменты для инсценировки, искала групповые задания …  Но мои муки творческие переросли в детские чувства сопереживания главному герою, в удивление тому, что они такие же как Моцарт, в восхищение тем, что они тоже могут творить. Многие из класса были музыкантами. Двое занимались на скрипке и с удовольствием и ответственностью взялись играть роли Моцарта и Сверчка. Все слушали гениальные произведения Маэстро и свои переживания, свой исполнительский опыт воплощали в рисунках, высказываниях, игре, творческом поиске.

Бросайте ребёнка в море доброты и всякое зло, если есть в нём такое, - потонет. Ш. Амонашвили

В моём классе возникла проблема – дети грубят друг другу, обзываются. На уроке развития речи знакомимся с переносным значением слов: золотой колос, золотые руки… Спрашиваю, есть ли золотые слова? Ребята говорят, что есть – хорошие, добрые, ценные, редкие, умные слова. А какие вам больше нравятся: обычные, плохие или золотые слова? Конечно, золотые. Давайте создадим копилку таких слов и будем пользоваться ими, а плохие выбросим?! Давайте. А как? Вспомните, что вам приятно слышать, что вы говорите, чтобы порадовать друга… И вот каждый берёт листочек, вспоминает и пишет. Многим не хватает листочков – так много слов. Некоторые надолго задумались – очень глубоко внутри спрятались золотые слова. Кто-то ещё и рисует – украшает слова образами, дополняет их. Все листочки собрали в золотистый пакет, и сразу выстроилась очередь - достать и получить  лучик красоты и доброты другого. «Ты – лучший друг», « Ты добрая» «Я тебя люблю», «Ты очень красивая», « Спасибо тебе за добро», « Ты хороший товарищ», «Молодец»… Прошёл месяц,  дети периодически подходят и кладут листочки с рисунком или словом и берут их, читают. И мне досталось признание в любви. Я была счастлива.

«Бог измеряет не масштабы моего деяния, а количество любви, которую я в него вложил».

Философы считают, что существует три типа человеческого бытия:

1) Существование - это борьба за свое выживание, не приносящее ничего нового;

2) Жизнь - это творческое бытие;         

3) Радость жизни - это высшая стадия, когда человек наслаждается своим творчеством в жизни.

Дай нам  всем сил и вдохновения для Радости  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: Красота родной природы в творчестве русских художников. Осенний пейзаж

Цель урока:  развивать умения проводить словесное и изобразительное описание        осенней природыЗадачи урока: - ознакомить с творчеством И.И. Левитана, И. И. Бродског...

Урок православной культуры. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

На уроках православной культуры школьники получают культурологические знания, необходимые для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ...

Дарим людям красоту и радость. Программа кружка.

Программа дополнительного образования детей. Кружок "Дарим людям красоту и радость." Направление: социальное.Занятия художественной практической деятельностью  по данной программе решают не тольк...

Курс "Дарим людям красоту и радость" 2 класс

Курс "Дарим людям красоту и радость" 2 класс (содержание, планирование)...

Внеклассное мероприятие «Красота, Вдохновение, Радость»

Наша планета Земля удивительно прекрасна, и природа на ней – это великий и мудрый воспитатель. К сожалению, многие ещё равнодушны к гармонии и красоте природы. Наверно, оттого, что не предст...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Дарим людям красоту и радость» Тема: « Волшебная бумага. Игрушки – дергунчик »

Цель: Создать условия для изготовления игрушки – дергунчика.          Планируемые результаты:Универсальны учебные действия (УУД)• Развитие ...