Курс "Дарим людям красоту и радость" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Бенделиани Наталья Вячеславовна

Курс "Дарим людям красоту и радость" 2 класс (содержание, планирование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon darim_lyudyam_krasotu_i_radost.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДАРИМ ЛЮДЯМ КРАСОТУ И РАДОСТЬ

Курс «Дарим людям красоту и радость» интегрируется с общеобразовательными курсами «Технология» и «Изобразительное искусство» и адресован ученикам 1–4 классов.
При доминирующей социальной направленности этот курс является полифункциональным по своим целям. Социальное значение курса обусловлено тем, что ученики приобретают и совершенствуют опыт творческой преобразовательной деятельности, получают возможность творческого саморазвития; обучаются полезным и социально ценным видам практической деятельности; учатся продуктивному взаимодействию.
Помимо этого, работа детей имеет ярко выраженный нравственный смысл, поскольку она направлена на других людей, повышение их положительного эмоционального состояния.
Общекультурное значение курса обусловлено тем, что учащиеся расширяют свой культурный кругозор, приобретая знания о традициях, обычаях, в соответствии с которыми люди устраивают свой быт и оформляют те или иные события своей жизни; о правилах этикета, о правилах создания гармоничного предметного мира.
В содержание работы детей входит изготовление подарков, сувениров, предметов бытовой среды различного назначения, устройство и оформление праздников.

        Дети младшего школьного возраста с интересом участвуют в созидательной деятельности посильного для них уровня. На этом их стремлении и основано обращение к занятиям ручным трудом в курсе «Дарим людям красоту и радость».

        Психофизические особенности младших школьников – неутолимая потребность в новых впечатлениях, любознательность, желание экспериментировать, постоянный поиск контакта со взрослыми и сверстниками – способствуют тому, что занятия ручным трудом становятся для ребят данной возрастной группы источником радости, как при активном постижении окружающего мира, так и при самостоятельной созидательной работе. Надлежащим образом организованный процесс познания  разных технологических процессов, выстроенный по принципу «от действия по образцу – к самостоятельному творческому поиску» способен увлечь каждого ребенка, пробудить в нем стремление к подобного вида работе, перехода от репродуктивных видов деятельности к творческим.

        С раннего возраста дети приучаются к тому, что многие вещи можно не покупать готовыми в магазине. Некоторые можно изготовить самим, причем они будут обладать двумя важными характерными чертами: уникальностью и особой ценностью, так как изготовлены собственными руками. Интерес будет представлять каждый этап процесса изготовления поделки, таким образом, проявляется возможность усилить интерес ребят к познавательной деятельности, воспитать в них прилежание, добросовестное и креативное отношение к любому труду. Кроме того, нет пределов совершенствования поделки, поэтому в этом труде всегда присутствуют новизна и творческий поиск. И все это происходит на общем фоне благоприятного эмоционального настроя детей, их радости общения во время труда, наслаждения, которое они переживают при создании нужной поделки. Нередко бывает так, что самостоятельно выполненный зверек или человечек надолго становится любимой игрушкой, затмевая дорогостоящие покупные.

        Введение курса «Дарим людям красоту и радость» вызвано объективной необходимостью:

        - социализации ребенка, адаптации его к окружающему миру, подготовки к будущей трудовой занятости. Здесь как нельзя кстати можно вспомнить слова Н.А. Некрасова о том, что в детском возрасте «и труд обернется… сначала нарядной своей стороной»;

        - формирование технического мышления в совокупности с интеллектуально-творческим развитием ребенка. Приобретение трудовых навыков и свойств становится необходимым для полноценного психофизического развития и становления учащегося. Во 2 классе мышление детей постепенно начинает осуществлять переход от конкретно-образного к абстрактному, алгоритмическому. Дети изучают первые модели жизненного окружения, построенные на пространственных законах, знакомятся с математическими правилами объема. Теоретические знания, почерпнутые ими на уроках, могут затем найти подтверждение во время занятий ручным трудом, например, при создании выкроек для объемных предметов;

        - расширения и обогащения жизненного опыта ребенка и его знаний об окружающем мире и его преобразовании собственными силами. Новый этап научно-технического прогресса требует умения совершать правильный выбор технологий для дальнейшего переустройства мира согласно законам экологии. Курс «Дарим людям красоту и радость» призван стать первой ступенью постижения детьми  собственной значимости в нахождении новых схем и методик решения злободневных проблем;

        - возникновения у детей чувства удовлетворения собственной работой, положительных эмоций, вызываемых в процессе труда. Любую, даже самую примитивную, игрушку сделать не так-то просто, работа по ее изготовлению требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить, даже если необходимую работу не удается выполнить с первого раза. Но с помощью взрослого он учится выявлять причины своей неудачи и, самое главное, - преодолевать ее. В результате у ребенка формируются такие качества, как настойчивость и целеустремленность, умение доводить начатое дело до конца. Дети узнают первые понятия в области общей культуры труда (наблюдательность, самостоятельность, эстетичность, попытки самооценки), соблюдения гигиенических требований (аккуратность, бережное отношение к природе, дизайн-анализ) и выполнения технологических заданий (от игровой пластилиновой лепки до уборки собственного рабочего места).

        Кроме того, изготовление детьми поделок – еще и превосходная школа эстетического воспитания, оказывающая влияние на формирование у детей художественного взгляда на мир, на их поиски прекрасного в окружающей действительности. А приобщать детей к миру прекрасного надо, бесспорно, как можно раньше.

        Изготовление поделок – занятие увлекательное, но вместе с тем это труд почти ювелирный, кропотливый. Если вначале при изготовлении того или иного предмета требуется лишь большая усидчивость, то с появлением определенных навыков развиваются и гибкость пальцев, и технические умения, и фантазия, появляется согласованность в работе зрения и действий рук, совершенствуется координация движений, гибкость и точность в выполнении нужных действий. Кроме того, дети совершенствуют и закрепляют предшествующий опыт преобразовательной деятельности – умение складывать и разрезать бумагу и ткань, обрабатывать сгибы, сшивать и склеивать и т.д. Занятия по курсу «Дарим людям красоту и радость», посещаемые детьми в 1 классе, можно условно назвать «пропедевтическим периодом» в преддверии 2 класса. Достигаемый на этом этапе уровень двигательных операций детей постоянно повышается, приходя в соответствие с их интеллектуальными и психофизическими возможностями.

        Поэтому, а также потому что связь между развитием мелкой моторики рук и интеллекта является несомненной, на занятиях используются разнообразные материалы. К числу таких материалов относятся всем хорошо знакомые и удобные для моделирования бумага и картон, природные – тополиный пух, семена различных растений, а также – искусственные, например поролон или фольга. В начале работы с природным материалом в задачу педагога входит своевременное напоминание ребятам о сборе шишек, сучков, листьев, семян растений, которые в дальнейшем понадобятся на занятиях.

        Однако не следует заниматься с детьми сбором птичьих перьев – они могут оказаться источниками опасных болезней. Такой природный материал можно использовать лишь после тщательной гигиенической обработки.

        Помимо забавных поделок ребята изготавливают предметы функциональные, например абак.

        При планировании занятий учитывались также смещение интереса и изменение потребностей в зависимости от времен года и проводимых в связи с этим школьных мероприятий. Так, на занятиях во II четверти предлагаются приемы изготовления елочных игрушек, а на занятиях в III четверти – подарков ко Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. Поскольку, согласно плану, занятия проводятся дважды в неделю, то некоторые поделки, отличающиеся особой сложностью, изготавливаются детьми в течение двух занятий: на первом ребята готовят детали, из которых на втором занятии создается все изделие целиком и завершается его художественное оформление.

        Тематика ряда занятий способствует установлению связей с учебными предметами. Например, при освоении ряда поделок понадобится умение обращаться  циркулем. Поэтому дети заранее знакомятся с техникой безопасности при работе с этим предметом во время урока изобразительного искусства.

        Ряд поделок подсказан образами известных литературных произведений, знакомых детям, например мальчик-луковка по имени Чиполлино, который будет выполнен из настоящей луковицы.

        Для улучшения эмоционального настроя во время выполнения отдельных видов работы используются аудиозаписи известных музыкальных произведений.

        По окончании выполнения некоторых поделок проводится, используя их, забавная мини-игра, тем самым демонстрируются детям варианты обращения с предметом, изготовленным их собственными руками.

        Как правило, каждое занятие отличается своеобразием в зависимости от того, какой вид деятельности на нем является превалирующим. Однако разнообразие занятия базируется на основе, которая состоит из нескольких общих этапов:

        а) организационный момент (проверка наличия у детей нужных принадлежностей и инструментов и правильности их расположения на рабочем месте) – 3-5 минут;

б) вступительная часть (рассказ педагога и беседа с детьми по вопросам создания поделки, сообщение о правилах техники безопасности) – 5-7 минут;

        в) непосредственно прочес выполнения необходимой работы – 20-25 минут;

        г) раздел подведения итогов – 5-7 минут;

        д) уборка рабочего места – 3-5 минут.

        На занятиях большую роль имеет наглядность, поэтому перед объяснением технологии выполнения той или иной поделки педагог показывает ее детям уже в готовом виде, тем самым демонстрируя доступность предстоящей работы и ее результативность.

        Детям сообщаются задача и цели предстоящего занятия, указываются пути их достижения. Обычно любое из занятий начинается также с обсуждения качеств и особенностей материала, с которым детям предстоит работать.

        Занятия начинаются с репродуктивной деятельности, когда дети изучают предмет (наблюдают, разбирают), и только затем осуществляется переход к воспроизводству показанных педагогом действий и самостоятельному творчеству. Такая схема работы имеет целью усвоение первичных данных: ребята должны усвоить суть задания, детально изучить показанный им продукт труда. При этом внимание детей заостряется на сложных моментах изготовления того или иного изделия – показывается, как надо правильно выполнять тот или иной прием. К примеру, при выполнении обметочного шва таким моментом является местонахождение нитки относительно иглы.

        Существуют типовые педагогические и гигиенические требования к занятиям в начальной школе. Например, перед началом выполнения того или иного задания педагог напоминает о том, как должны быть расположены на столе материалы и рабочие принадлежности. Обычно с правой стороны кладутся инструменты (карандаш, кисточки, ножницы, игла и т.д.), которые берутся преимущественно правой рукой, а слева – материалы, которые при работе (вырезании, раскрашивании, приклеивании) удерживаются левой рукой. При работе с клеем и сыпучими материалами целесообразно застелить стол куском ткани или плотным листом бумаги.

        Предупреждениями педагога  о мерах собственной безопасности предваряется любой этап работы. Прежде чем позволить детям начать работу с ножницами или иглой, напоминаются правила действия этими предметами. Аналогичными пояснениями предваряются этапы действий с циркулем, шилом.

        Для экстренного случая, если кто-то из детей поранится – уколется или обрежется, педагогу необходимо иметь под рукой препараты для антисептической обработки ранки. Это могут быть йод, одеколон, перевязочные средства, пластырь с антисептической пропиткой.

        Напоминания о правилах техники безопасности однотипны, но необходимы на каждом занятии.

        По окончании работы дети должны привести в порядок своре рабочее место, а также обратить внимание на чистоту собственных рук. Для этой цели можно воспользоваться влажной тряпочкой.

        В заключительном разделе занятия, связанном с уборкой рабочего места, помощь всем ребятам оказывают дежурные, которые помогают им собирать оставшиеся от работы обрезки бумаги, ткани, фольги и прочий мусор в коробку или пакет, которые потом будут выброшены.

        Поделки, готовые детьми на занятиях, можно использовать не только по их узкоцелевому назначению – в качестве подарков к определенным праздникам, экспонатов для классных выставок и пр., но и для проведения общешкольных праздников. Например, головные уборы в идее птичьих головок сделают проведение Дня птиц гораздо ярче.

        Обычно все начинающие мастера ручных поделок относятся к этим занятиям с должным уважением и заинтересованностью. Ведь в результате получаются предметы, которые не купишь ни водном магазине. Нередко из поделок, выполненных детьми младшего школьного возраста, устраиваются выставки, экспозиция которых постоянно обновляется, что побуждает маленьких мастеров к освоению новых ступеней творчества.

        Очень важно, чтобы во время занятий дети были обеспечены всеми необходимыми материалами и рабочими принадлежностями. Обычно все без исключения родители стремятся оказать своему ребенку посильную помощь, поэтому при встречах с ними педагог делает акцент на списке необходимых материалов и принадлежностей для занятий. Причем многие предметы должны быть адаптированы специально с учетом возраста и степени физического развития ребенка. На занятиях непременно понадобятся ножницы – для резания бумаги, картона, ткани, ниток. Они должны быть подобраны точно по руке ребенка. С этой целью не подойдут большие портновские ножницы или совсем маленькие, маникюрные, с искривленными лезвиями. Типовая длина ножниц для занятий  -      14 см. Их целесообразно использовать только для занятий, чтобы они сохранили свою остроту. Хорошо, если ребенок заведет специальную рабочую коробку  для занятий, где «поселятся» ножницы, игольница, катушки и моточки ниток, тюбик с клеем, линейка, карандаш, пуговицы, листы картона, цветная бумага, фольга и т.д.

        В связи с постоянным совершенствованием окружающих нас предметов необходимо регулярно обновлять и принадлежности для занятий. Сегодня для занятий родителям лучше не давать детям клей в пузырьке, который надо накладывать на бумагу или картон с помощью кисточки: как ни прискорбно, такие пузырьки  имеют обыкновение опрокидываться в сумках детей. Лучше для этой цели приобрести клей в специальном тюбике или клеящий карандаш.

        Список предметов для занятий  педагог составляет заранее и прикрепляет его на стене в классе. Или, распечатав его на принтере, вручает по экземпляру каждому из родителей на первом же классном собрании.

Комментарий к тематическому планированию

        Распределение часов между различными видами деятельности на занятиях во 2 классе:

- работа с бумагой и картоном – 32 часа;

- работа с тканью – 9 часов;

- работа с природными материалами – 8 часов;

- работа с синтетическими материалами – 6 часов;

- работа с пластилином – 5 часов;

- работа по уборке рабочего места – 4 часа;

- экскурсии на природу – 2 часа.

Данная градация является условной, так как выполнение многих поделок предполагает комбинирование действий по использованию разных материалов. Например, при изготовлении «Ботанического лото» понадобятся бумага и природные материалы, при изготовлении игольницы – картон, ткань, набивочный (чаще всего – искусственный) материал и т.д.

Всего планируется 66 часов занятий в течение учебного года: I четверть -16 занятий, II четверть – 14, III четверть – 21, IV четверть – 16 занятий.

Названия темы каждой четверти – «Первые шаги в мастерской. Любуемся природой, учимся у природы», «Образы и конструкции», Люди и вещи», «Фантазии и игры в мастерской».

Задания для занятий должны быть не просто увлекательными, они обязаны по мере возможности постепенно усложняться, обеспечивая последовательное овладение детьми техническими знаниями и умениями. Кроме того, задания следует подбирать разнообразные (не следует, например, из занятия в занятие заставлять детей заниматься лепкой из пластилина) и соответствующие современности.

Кроме традиционных занятий предлагаются другие формы – занятия-мастерские (бумажных поделок, природных материалов), занятия-экскурсии, занятия-путешествия, занятия-операции («Чистый стол», «Дарите радость людям») и др.

Занятия, при своей бесспорной увлекательности, оказывают дополнительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и зрение детей. Поэтому педагог осуществляет контроль за правильной осанкой детей во время работы. Этому помогут шуточные напоминания, которые можно повторять несколько раз на каждом занятии. Например, одно из напоминаний может быть таким: «Но перед началом нашей работы вспомним одно важное правило – как надо сидеть, когда работаешь за столом. Правильно, выпрямившись, нельзя горбиться. Всегда помните об этом: сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

Чтобы ребята не забывали о правильной осанке и разминали натруженные руки, в течение занятия можно 2-3 раза провести веселую мини-разминку, скандируя четверостишие.

Актуальным является момент сохранения целостности готовой поделки. Поэтому в финале каждого занятия дети получают своего рода наставлении о том, как донести поделку до дома, не сломав ее, и как ее использовать в дальнейшем. Это учит их уважать результаты собственного труда.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛА

Тема занятия

Содержание занятия

I ЧЕТВЕРТЬ. Первые шаги в мастерской. Любуемся природой, учимся у природы

1.

Вступительная беседа по курсу «Дарим людям красоту и радость». Закладка из бумаги

Беседа на тему «Дарим людям красоту и радость». Демонстрация примеров изменения внешнего вида и выбора сырья для изготовления предметов со временем. Творческое задание – самим найти аналогичные примеры, о которых можно было бы рассказать классу на следующем занятии.

Беседа о правильном обращении с книгой. Обсуждение достоинств книжной закладки и ее необходимых качеств. Повторение приемов техники работы с бумагой.

Выбор типа бумаги в зависимости от поделки и его обусловленность. Повторение использования нужных при работе инструментов: ножницы, карандаша, линейки. Техника безопасности при работе с ножницами.

Разметка развернутого плана поделки – детали-футляра и детали-прокладки. Сгибание и надрезание бумаги. Правила нанесения клея на край бумаги. Художественное оформление закладки.

2.

Занятие-экскурсия «В гости к природе». Сбор природного материала

Понятие занятия-экскурсии. Приобретение общих представлений о природных материалах – листьях, цветах, семенах, плодах, коре. Знакомство с природным материалом других времен года – тополиным пухом и др. Рассказ о правилах сбора и хранения различного природного материала. Техника безопасности при его сборе. Правила поведения во время экскурсии на природе.

3.

Поделка из природного материала «Веселые медвежата»

Рассказ о преобразовании цветов и семян репейника, об их строении, технике «сцепления» шариков репейника между собой.

Приобретение детьми представления о соединении семян репейника разными способами – прикладывании, прижимании, придании нужной формы.

Техника безопасности при работе с репейником. Внесение корректив в готовую поделку – придание ей нужной формы по выбору учащихся.

4.

Аппликация «Волшебные круги»

Повторение понятия техники аппликации. Работа с кругом-шаблоном. Приобретение представлений об использовании круглых деталей для аппликации. Обучение технике прижимания и обведения шаблона карандашом. Практика вырезания и приклеивания круглых деталей разных размеров. Соотнесение кругов разных размеров в пропорциях, соответствующих изображению. Подбор цветной бумаги и индивидуальных деталей для украшения каждого из полученных изображений.

5.

Поделка из бумаги «Плясунья из конфетной обертки»

Техническое моделирование. Знакомство с разными видами бумаги, составляющими конфетную обертку, - цветным фантиком, белым вкладышем и фольгой. Изучение и обсуждение свойств разных видов бумаги. Практическая проверка свойств при изготовлении деталей поделки. Техника безопасности при работе  с фольгой. Применение творческого подхода при самостоятельном создании кукол учащимися. Демонстрация «танцующей куклы».

6.

Поделка из бумаги «Абак»

Техническое моделирование. Обсуждение практического применения будущего изделия на школьных уроках. Совершенствование техники обработки сгибов бумаги, составления выкройки, вырезания и склеивания. Использование элементов аппликации для оформления цифр поделки. Практическая проверка назначения изделия и решение примеров по математике с помощью абака.

7.

Аппликация «Золотая осень»

Приобретение представления об объёмной аппликации; причины ее коллективного выполнения. Обсуждение понятия «эмоциональный настрой» при сравнении разных произведений искусства (в живописи и в музыке), отображающих одно и то же природное явление. Аргументация при выборе цветового решения поделки. Совершенствование аналитических способностей при изготовлении бумажных листочков разных конфигураций.

8.

Поделка из шишек «Детки в клетке. Совята»

Работа с разными материалами – природными, тканью, пластилином. Понятие стилизации – упрощения, сходства. Изучение разных природных материалов и поиск сходства с силуэтами птиц, бабочек, животных, насекомых, цветов.

Техника безопасности при работе с природным материалом. Обсуждение внешнего вида шишки и нахождение сходства с образом совенка.

Правила сборки поделки из разных деталей. Усвоение приемов соединения деталей из разных материалов между собой.

9.

Поделка из шишек «Детки в клетке. Пингвин»

Совершенствование приобретенной техники работы с природным материалом и подсобными материалами. Подбор подсобных материалов для выполнения деталей поделки по принципу их сходства с настоящим явлением.

10.

 Поделка из бумаги «Вертушка»

Техническое моделирование. Работа с бумагой, знакомство с новыми видами ее сгибания и закрепления. Название изделия и его применение. Знакомство с деталями будущего изделия, с подвижным и неподвижным соединением его деталей.

Создание выкройки поделки. Знакомство с новым орудием труда – шилом и техникой безопасности при обращении с ним.

Знакомство с приемом плавного загибания бумажного листа и способом закрепления углов в середине детали.

11.

Шитье. Повторение шва «вперед иголку»

Повторение техники выполнения шва  «вперёд иголку» и его применение в разных условиях – на нарисованной полоске по ткани, по продернутой нитке. Повторение приема отмерения нитки, выполнение узелка. Техника безопасности при работе с иглой.

Освоение приема продергивания нитки на ткани для получения полоски для прошива нужным швом.

12.

Шитье. Поделка «Шар»

Беседа о разных видах тканей.  Знакомство с материалами для набивки мягких игрушек – ватой, синтепоном.

Название изделия и его применение. Использование навыков выполнения шва «вперед иголку» при работе с круглыми тканевыми деталями. Употребление круга-шаблона при выкройке нужной модели.

Знакомство с новыми понятиями – стягивание нитки, набивание изделия, закрепление нитки при стягивании, детальное оформление объемной поделки из ткани.

13.

Поделка из бумаги «Карлсон»

Техническое моделирование. Повторение приема скручивания бумаги. Выполнение игрушки из бумажного цилиндра. Использование гофрированной бумаги. Сочетание разных видов бумаги в одной поделке – обычной и гофрированной, а также картона.

14.

Объемная лепка из пластилина «Телефон»

Повторение свойств пластилина – его пластичности, мягкости, способности принимать нужную форму, податливости, возможности вносить поправки в готовое изделие, корректировать его. Использование пластилина в мультипликации. Подготовка пластилина к работе. Разные приемы пластилиновой лепки.

Знакомство с технологией изготовления поделки. Создание деталей разной формы – крупной основы, состоящей из единого блока, и более мелких компонентов, которые делаются из разных составляющих.

15.

Лепка на картоне «Избушка на курьих ножках»

Беседа о сказках, в которых встречается избушка на курьих ножках. Рассказ о материалах, из которых она может быть сооружена. Знакомство с техникой плоскостной лепки на картонной основе.

Анализ внешнего вида разных частей избушки – фронтального положения бревен на ее фасаде, круговых спилов на ее углах, листового покроя крыши, цельных досок на оконных ставнях. Знакомство с формой разных деталей поделки – пластилиновых полосок, кругов, прямоугольников.

Декоративные детали избушки – роспись ставен, природные компоненты (грибы, листья, ветки рябины).

16.

Уборка рабочего места

Сообщение о пользе чистоты рабочего места. Знакомство с формой и принадлежностями для уборки. Демонстрация приемов уборки рабочего места. Повторение правил личной гигиены во время работы.

II ЧЕТВЕРТЬ. Образы и конструкции

17.

Аппликация «Зима»

Работа с бумагой и картоном. Беседа о преобразовании природы в зимнее время года. Определение «зимних» компонентов аппликации. Выбор расцветки основного фона и деталей изображения. Работа с ножницами и клеем.

18.

Лепка из пластилина «Зимняя скульптура»

Изучение репродукций известных картин с изображением зимних пейзажей и развлечений. Повторение свойств пластилина, разных приемов лепки, техники безопасности. Изготовление поделок из шарообразных деталей разных размеров. Размещение поделок на подставке.

19.

Аппликация из яичной скорлупы «Лебедь»

Знакомство с новым материалом для аппликации – толченой яичной скорлупой. Характеристики скорлупы и правила техники безопасности при работе с ней. Знакомство с технологией изготовления аппликации. Приобретение навыка приклеивания ее на бумагу. Беседа о композиционном решении аппликации.

20.

Поделка из шишек «Детки в клетке. Лисица»

Работа с разными материалами – основным (природным) и вспомогательным (пластилин, картон). Повторение технологии изготовления поделки.

21.

Шитье. Виды швов. Швы «через край» и «петельный»

Работа с тканью. Разные виды ниток. Закрепление прежних умений в технике шитья – отмерять нужную длину пошивочной нити, вдевать нитку в иголку, выравнивать длину двух концов, завязывать узел на краю нитки. Знакомство с видами новых швов – обметочных «через край» и «петельный». Изучение техники их выполнения.

22.

Шитье. Обметывание салфетки.

Работа с тканью. Беседа о назначении салфетки в повседневном быту. Обработка краев тканевого квадрата. Обсуждение деталей для оформления центра салфетки (вышивка, аппликация).

23.

Конструирование из бумаги «Волшебный квадрат»

Работа с бумагой. Беседа о привычных бытовых предметах – стакане, корзинке, кошельке, их названиях и назначении.

Техника сгибания бумаги по прямой линии, по диагонали. Оформление деталей поделок. Придание бумажной основе сходства с подлинным предметом.

24.

Конструирование из бумаги «Весы»

Техническое моделирование. Работа с бумагой и картоном. Название изделия, его составные части и его применение. Понятие баланса в поделке.

Повторение и закрепление умения составлять выкройки. Работа с ножницами, клеем и нитками.

25.

Аппликация «Ботаническое лото»

Техническое моделирование. Работа с бумагой, картоном и природными материалами. Название изделия и его применение. Повторение и закрепление навыка разметки деталей.

Знакомство с правилами игры в «Ботаническое лото». Приобретение умения работать с сухим природным материалом. Правила техники безопасности при его наклеивании. Повторение действий с ножницами и клеем.

26.

Конструирование из бумаги «Телевизор»

Техническое моделирование. Работа с бумагой и картоном. Название изделия и его применение. Беседа о предметах, имеющих форму параллелепипеда. Знакомство с технологией изготовления – повторение техники обрабатывания линии сгиба на картоне, разрезание картона по прямым линиям, придание поделке формы путем сгибания.

Внешнее украшение поделки дополнительными деталями и аппликацией.

27.

Поделки из бумаги: «Гирлянды», «Флажки», «Цепочка»

Работа с бумагой и вспомогательными материалами. Беседа о предстоящем празднике Нового года и елочных украшениях. Знакомство с названиями изделий и их применением. Знакомство с технологией изготовления и выкройками поделок. Разные способы работы с ножницами – фигурное вырезание многократно сложенной полоски, вырезание двойных геометрических фигур, нарезка полосок одинакового размера.

28.

Поделка из бумаги «Китайский фонарик»

Работа с бумагой. Название изделия и его применение. Знакомство с технологией изготовления фонарика. Овладение способами надрезания сложенной полоски до определенной ширины и сгибанием полоски бумаги в полый цилиндр. Совмещение корпуса поделки с цилиндрическим стержнем.

29.

Поделка из фольги «Комета»

Работа с разными материалами – фольгой, металлической крышкой, пластилином, нитью. Знакомство с понятием кометы. Техника безопасности при работе с металлической деталью. Название изделия и его применение. Елочные игрушки из разных материалов. Знакомство с технологией изготовления поделки.

30.

Генеральная уборка класса - «Операция “Дарите радость людям”»

Сообщение о необходимости влажной уборки помещения. Правила ухода за комнатными растениями: рыхление, полив, удаление сухих листьев и пыли. Гигиена труда, техника безопасности.

III ЧЕТВЕРТЬ. Люди и вещи

31.

Аппликация из конфетти и серпантина

Поделки из бумаги. Знакомство с возникновением терминов «конфетти» и «серпантин» и с характерными особенностями этих изделий из бумаги, их конфигурацией. Повторение навыка работы с кругом-шаблоном. Знакомство с новым предметом для занятия – циркулем – и правилами работы с ним.

Приобретение навыка выполнения аппликации из конфетти и серпантина путем сочетания кругов и полосок. Передача в технике аппликации движений человека. Выбор фигурок в различных позах, которые передают действия человека во время ходьбы, бега, другие виды деятельности.

32.

Чеканка по фольге «Узор»

Работа с фольгой. Знакомство с техникой чеканки. Рассказ о видах этой техники. Достоинства чеканки при изготовлении предметов для украшения жилища человека.

Повторение свойств фольги. Работа с циркулем. Освоение технологии выполнения чеканки.

33.

Шитье. Виды швов. Шов «Стебельчатый»

Работа с тканью. Повторение изученных ранее названий швов, знакомство с новым швом – «стебельчатым», беседа о возникновении его названия. Изучение вышивки, выполненной стебельчатым швом. Освоение технологии выполнения «стебельчатого» шва. Обсуждение лицевой и изнаночной сторон нового шва. Контрольный момент: закрепление правильности выполнения шва по внешнему виду изнаночной строчки.

34.

Шитье. Вышивка салфетки с кисточками

Работа с тканью. Обсуждение полезных свойств салфетки и ее назначения в домашнем быту. Обсуждение возможных вариантов оформления салфетки. Выбор рисунка для салфетки. Обсуждение необходимых качеств рисунка – принадлежность к определенному жанру и конкретика, отсутствие острых углов, многоцветность деталей. Размещение и обводка трафарета.

Оформление краев салфетки, выполнение кисточек (бахромы) путем выдергивания нитей. Подбор ниток для вышивания швов по контуру и основного рисунка. Выполнение работы по вышиванию простым швом периметра салфетки и петельным швом – ее основного рисунка в центре.

35.

Конструирование из бумаги «Рабочая коробка»

Техническое конструирование. Работа с бумагой и картоном. Беседа о назначении рабочей коробки и о предметах, которые будут размещаться в такой коробке на занятии. Обсуждение внешнего вида коробки и техники разметки ее выкройки.

Выполнение выкройки двух частей коробки. Повторение умений по обработке сгибов и разрезанию бумаги ножницами, а также по складыванию образовавшейся выкройки.

36.

Шитье. Пришивание пуговиц

Работа с тканью. Беседа о назначении пуговиц в одежде человека. Изучение и обсуждение разных видов и типов пуговиц – бельевая, одежная; костяная, пластмассовая, стеклянная, металлическая. Знакомство с технологиями пришивания разных видов пуговиц: с разным числом отверстий и на ножке. Подбор нитки по цвету пуговицы.

Выполнение работы по пришиванию пуговиц.

37.

Шитье. Обметывание прорезных петель

Работа с тканью. Беседа о назначении петель на одежде человека. Изучение разных видов петель – прорезных, внахлест, обтачных, потайных, предназначенных для разных видов одежды и белья.

Подготовка ткани для обметывания петли, усвоение техники прорезывания петли и способов ее обработки. Демонстрация приемов обметывания петли. Освоение техники обметки петли на ее продольных и торцовых сторонах. Проверка качества и размера петли.

Пришивание пуговицы для ее продевания в готовую петлю – наметка будущего места расположения пуговицы и сам процесс пришивания.

38.

Поделка из бумаги «Гвардейская открытка»

Работа с бумагой и картоном. Беседа о возникновении слова «открытка» и одноименного предмета. Назначение открытки. Беседа о предстоящем празднике 23 Февраля. Пояснение смысла понятия «гвардейская».

Демонстрация деталей гвардейской открытки. Знакомство с технологией выполнения объемной звездочки. Работа с циркулем при построении чертежа звездочки. Работа с ножницами – вырезание контура поделки и прорезание одной из ее сторон. Обучение техники наклеивания при наложении деталей одну на другую. Композиционное сочетание деталей гвардейской открытки.

39.

Поделка из бумаги. Аппликация «Весенние облака»

Работа с бумагой и картоном. Объемная аппликация. Повторение правил коллективного выполнения работы. Беседа об изменениях в природе в весеннее время года. Знакомство с репродукциями картин разных художников с изображением весны, обсуждение цветовой палитры картин.

Выбор цветной бумаги для выполнения аппликации. Обсуждение возможного внешнего вида облаков – их очертаний и сходства со знакомыми предметами.

Работа с ножницами и клеем по выполнению деталей аппликации.

40-41.

Поделка из ваты «Желтые пушочки в нарядной вазочке»

Работа в комбинированной технике с использованием разных материалов. Беседа о предстоящем празднике 8 Марта. Повторение признаков преобразования природы в весеннее время, обсуждение внешнего вида распустившихся веточек вербы.

Обсуждение поделки с плоским изображением (открытки) и с объемным изображением. Знакомство со свойствами ваты – рыхлая, пушистая, круглая, сходная внешним видом с цветками вербы.

Приобретение технического навыка работы с клочками ваты – скатывание в плотный комочек приемом «набивка», раскрашивание в нужный цвет, приклеивание на веточки «дерева».

Использование пинцета для окрашивания ватных комочков.

Решение дизайнерской задачи при оформлении веточки, распределение окрашенных и высушенных ватных комочков на «ветке».

42.

Поделка из бумаги «Вазочка»

Работа с бумагой. Обсуждение целевого назначения вазы (как наполненного водой сосуда для букета цветов) и внешнего вида разнообразных ваз. Возможное различение ваз по форме и материалу выполнения.

Беседа о поделках из бересты – ее свойствах, внешнем виде. Повторение свойств листа бумаги – податливости, способности принимать разную форму.

Приобретение навыка раскраски листа бумаги под бересту – определение размеров полосок и их пространственного размещения. Проведение практической работы по обертыванию пластиковой бутылки раскрашенным листом бумаги – определение нужного размера листа, подгонка его параметров под объем бутылки, придание ножницами нужной формы, оклеивание бутылки.

43.

Поделка из бумаги «Бабочка»

Работа с бумагой. Беседа о разнообразии бабочек в животном мире – их различии во внешнем виде и окраске, форме корпуса, размере и т. д.

Повторение практики работы с квадратом из бумаги: выполнение его диагональной разметки, обработка линий сгиба, техника сгибания по принципу «гармошка».

Скрепление крупных и мелких деталей поделки с помощью нитки. Самостоятельное выполнение детьми нескольких поделок разного размера и расцветки.

44.

Поделка из луковицы «Чиполлино»

Работа с природным материалом – изготовление поделки из овоща. Обсуждение различных видов овощей как потенциальных заготовок для выполнения ручных поделок – их внешнего вида, оригинальности формы, расцветок (картофеля, моркови, гороха).

Рассказ о книге Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Описание главного героя книги  - мальчика-луковки Чиполлино.

Выбор исходного материала для изготовления поделки. Обсуждение природных особенностей луковицы – возможности проращивании в домашних условиях, изменения в размере. Сочетание луковичной поверхности с пластилином и гофрированной бумагой при изготовлении деталей.

45-46.

Пластилиновая скульптура «Дед Мазай и зайцы»

Объемная лепка.

Урок 45. Повторение сюжета стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы». Обсуждение правильности поступка деда Мазая, свойств его характера.

Выбор отрывка для воплощения в объемной лепке – дед Мазай и зайцы плывут в лодке. Описание внешности крестьянина и зайцев, соотношения их размеров, размещения и возможных действий в лодке. Самостоятельный выбор учащимися вариантов фигурок зайцев – стоящие и сидящие в лодке или на плывущем рядом бревне, укрытая зипуном зайчиха.

Урок 46. Беседа о действиях деда Мазая во время спасания зайцев, обсуждение его возможной позы при воплощении в пластилине – спокойно сидит в лодке, гребет веслом, помогает зайцам запрыгнуть на борт лодки и т. д.

Обсуждение дополнительных деталей при создании скульптуры (весло, лавочка в лодке, бревно с плывущими на нем зайцами, островок и пень от дерева). Создание фигуры деда Мазая, общей композиции скульптуры по заданной теме.

47.

Поделка из картона «Открытка-загадка»

Работа с бумагой и картоном. Рассказ о возникновении открытки и ее назначении. Беседа о разнообразии видов открыток. Сообщение о понятии «фокус».

Демонстрация открытки-загадки и проведение с ней фокуса. Рассказ и обсуждение сути фокуса и принципов его выполнения.

Определение материалов для поделки – картона, бумаги для оклейки, лент (тесьмы). Выбор цветового решения открытки (основной части и окантовки).

Изготовление выкройки двух картонных частей открытки – определение размера по приготовленной открытке-вкладышу, создание чертежа заготовки с помощью линейки. Разрезание картона ножницами, оклеивание основы картонных частей.

Работа с ленточками – определение размера и количества отрезков, их размещение на контурах картонных частей, вклеивание под бумажные окантовки.

Исполнение фокуса с готовой открыткой.

48.

Поделка из поролона «Волшебный кубик»

Фигурная поделка из синтетического материала. Понятие синтетического материала. Рассказ о разнообразии синтетических материалов и их производстве. Изучение структуры поролона и предоставляемых им возможностей для выполнения разных игрушек. Обсуждение свойств поролона – мягкости, упругости, гибкости, легкости, объемности, податливости при его обработке ножницами.

Повторение понятия «фокус». Демонстрация фокуса с поролоновым кубиком и его объяснение.

Выполнение на кусочке поролона разметки для вырезания кубика. Работа с шариковой ручкой, линейкой и ножницами. Объяснение принципов выполнения заготовки для фокуса из полученного поролонового кубика.

Выполнение «стригущих» действий для изготовления игрушки.

49.

Поделка из бумаги и спичечных коробков «Кораблики»

Работа с бумагой и картоном. Беседа о признаках весны (обилии солнечного света, начале снеготаяния, появлении ручейков) и о видах водного транспорта (плот, корабль, пароход). Повторение свойств бумаги – гибкости, способности принимать заданную форму, легкости.

Простейшая работа с бумагой при изготовлении двух поделок – бумажных корабликов (повторение техники получения квадрата, сгибания листа бумаги под нужными углами, изготовления необходимых деталей).

Работа со спичечным коробком – обсуждение отдельных деталей будущего кораблика для кукол.

50.

Шитье. Поделка «Кухонная прихватка»

Работа с тканью. Повторение свойств ткани. Обсуждение разных видов ткани и их выбор для подкладки и чехла поделки.

Закрепление умения создавать выкройку из ткани для внешней части прихватки (чехла) и ее подкладки. Изготовление ножницами выкройки чехла. Обсуждение орнаментальных деталей для украшения чехла, их вырезание и прикрепление на внешнюю сторону прихватки. Пришивание боковых сторон чехла с изнаночной стороны. Изготовление и пришивание подкладки и петельки.

51.

Уборка рабочего места – «Операция “Весенняя уборка”»

Беседа о необходимости уборки класса перед весенними каникулами. Повторение действий по мытью рабочего места и техники безопасности во время работы.

IV ЧЕТВЕРТЬ. Фантазии и игры в мастерской

52-53.

Поделка из бумаги «Шапочка птицы»

Урок 52. Работа с бумагой. Техническое моделирование. Беседа о Дне птиц и возможных атрибутах его празднования – изготовление скворечников, декоративных элементов для внутреннего убранства. Рассказы детей о мире птиц, о разнообразии их видов и их отличительных признаках. Загадки и поговорки о птицах.

Изучение моделей шапочек с изображениями птиц, обсуждение сходства и различия профилей синицы, дятла, грача. Понятие профиля.

Повторение особенностей работы с газетной бумагой. Нанесение контура шапочки в виде головы птицы на газетный лист, его раскрашивание. Работа с акварельными красками.

Урок 53. Завершение работы с газетным листом. Вырезание высохшего рисунка по контуру и его склеивание.

54-55.

Шитье «Игольница»

Комбинированное использование материала. Техническое моделирование. Работа с тканью, картоном и набивочным материалом.

Обсуждение назначения будущего изделия и его особенностей при изготовлении.

Повторение свойств картона, ткани, набивочного материала (вата, поролон, синтепон).

Согласование выкроек картонной подставки и ватной подушечки по размеру.

Знакомство с правильным расположением иголок в игольнице.

56.

Поделка из поролона «Лисичка»

Техническое моделирование. Использование искусственного материала. Повторение свойств поролона и методов его использования в быту.

Повторение сказок и загадок о лисе, черт ее характера и внешности.

Изучение и обсуждение внешнего вида поделки, ее деталей, вариантов размещения деталей на изделии.

Выполнение разметки на кусочке поролона. Работа с ножницами и булавками при соединении деталей. Правила техники безопасности при работе с острыми предметами.

57.

Аппликация из ваты (или тополиного пуха) на бархатной бумаге «Кот и заяц»

Работа с бумагой и природным материалом. Обсуждение свойств тополиного пуха – его мягкости, объемности, способности закрепляться на шероховатой поверхности. Направленность пуха при выполнении определенного рисунка.

Повторение свойств бархатной бумаги – ее односторонности, шершавости цветной стороны, способности притягивать и закреплять на себе мягкие и легкие пушинки, выполнять роль фона при изготовлении разных изделий. Бархатная бумага требует аккуратности при обращении, потому накладывание на нее тополиных пушинок выполняется с помощью шаблона.

Изготовление из обычной бумаги шаблона для будущей поделки на бархатной бумаге.

Выкладывание по контуру шаблона пушинок в определенном порядке.

58.

Объемная аппликация «Стайка бабочек»

Работа с бумагой. Техническое моделирование. Повторение понятия «объемная аппликация». Повторение разговора о бабочках – их расцветке и размерах.

Приобретение навыка составлять выкройку нужного контура. Работа с карандашом и ножницами. Приклеивание бабочек на общий мольберт.

59.

Поделка из шишек «Лесовичок и ежик»

Поделка из комбинированных материалов – природных и пластилина.

Повторение правил техники безопасности при работе с природными материалами. Загадки и поговорки о лесных обитателях, настоящих и сказочных.

Обсуждение внешнего вида лесовичка и ежика, выбор нужных природных материалов.

Повторение правил стилизации. Обсуждение деталей при изготовлении игрушки.

60.

Поделка из бумаги «Сирень»

Работа с бумагой. Техническое моделирование с разными видами материала. Повторение примет месяца мая, беседа о разнообразии весенних цветов. Разговор о цветке сирени – особенностях его структуры, внешнем виде, форме, расцветке. Загадки о сирени, образ сирени в художественной литературе.

Выбор бумаги для изготовления элементов растения. Повторение навыка складывания бумаги для вырезания круга. Приобретение практики надрезания бумаги и скручивания образовавшихся лепестков.

Обсуждение свойств кусочка проволоки. Изготовление детали стебля цветка – отрезание нужного по длине кусочка проволоки, выполнение петельки, нанизывание деталей цветка на проволоку и их закрепление.

61.

Чеканка по фольге «Кораблик»

Техническое моделирование. Работа с алюминиевой фольгой и пластилином. Повторение свойств фольги и пластилина, правил работы с этими материалами.

Знакомство с описанием внешнего вида кораблика по художественным произведениям. Обсуждение деталей для выполнения чеканки. Повторение технических приемов для изготовления чеканки и правил техники безопасности.

Выполнение всех этапов работы – оформление центра и каймы поделки. Изготовление нитяной петли для подвески поделки.

62.

Поделка из бумаги «Плетеный коврик»

Работа с бумагой. Техническое моделирование. Повторение видов технических работ из бумаги – изготовление закладки, абака, «Ботанического лото» и др.

Знакомство с новым типом технической работы – переплетением полосок бумаги.

Беседа о коврах – их назначении и разнообразии видов.

Сгибание и резание бумаги по прямоугольному контуру. Пояснение принципа переплетения деталей на примере тканевых полосок. Соединение основной детали и вспомогательных полосок с помощью плетения.

63.

Поделка из бумаги «Фигурный плетеный коврик»

Работа с бумагой. Техническое моделирование. Демонстрация усложнения основы для выполнения плетеного коврика. Основные качества фигурной основы. Выбор шаблона для изготовления основы. Имитация плетеным элементом конкретной детали фигурной основы – рыбья чешуя, переплетение веток, украшения фартука куклы и др.

Вырезание основы и полосок для плетения. Повторение техники выполнения плетеного коврика.

64.

Поделка с движущейся деталью «Котенок»

Работа с бумагой. Техническое моделирование. Повторение понятия открытки. Демонстрация открытки с подвижной деталью. Разговор о повадках и внешнем виде котенка.

Обсуждение рисунка на открытке и подвижной детали – бантике.

Изготовление подвижной детали. Приобретение навыка выполнять прорези на готовом рисунке. Совмещение деталей открытки.

65.

Занятие-экскурсия «Весна пришла, тепло привела»

Поход в лес, парк. Беседа об изменениях природы и правилах экологической безопасности.

66.

Генеральная уборка класса

Уборка класса. Повторение технических действий методики использования чистящих и моющих средств и правил безопасности при работе с ними. Повторение правил поведения в общественных местах (в особенности во время каникул).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАСОТА НЕБЕС 4 класс 2012 г

Зачем нужно охранять красоту природы: ради человеческих потребностей или ради нее самой? Нужно ли украшать дикую природу? В каких случаях эстетическая ценность природы вызывает природоохранную м...

Дарим людям красоту и радость. Программа кружка.

Программа дополнительного образования детей. Кружок "Дарим людям красоту и радость." Направление: социальное.Занятия художественной практической деятельностью  по данной программе решают не тольк...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Студия "Сотвори красоту" в 3 классе

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских спо...

Конспект урока ИЗО "Красоту надо уметь замечать. Красота рыб" (1 класс, Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Красоту надо уметь замечать. Красота рыб»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о рыбах, их строение; формировани...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности «Дарим людям красоту и радость» Тема: « Волшебная бумага. Игрушки – дергунчик »

Цель: Создать условия для изготовления игрушки – дергунчика.          Планируемые результаты:Универсальны учебные действия (УУД)• Развитие ...