Системная модель реализации программы «Разговор о правильном питании». Коллективные формы работы учащихся.
методическая разработка (3 класс) по теме

Проблема развития коммуникативных навыков учащихся в современной школе очень актуальна и стоит на стыке таких наук, как педагогика и психологния, определяет психологическую атмосферу в классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_2011-2012gg.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название конкурсной работы

Овощи, ягоды и фрукты- самые витаминные продукты

Автор (ФИО)

Пономарёва  Ольга Леонидовна

Школа

МБОУ Гимназия № 8

Адрес

Удмуртская Республика, город Можга, микрорайон Вешняковский, дом 13

Возраст учащихся

8 лет

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

«Разговор о правильном питании»

Проблема развития коммуникативных умений учащихся в современной школе очень актуальна и стоит на стыке таких наук как психология и педагогика, определяет психологическую атмосферу в
образовании. Изучение коммуникативных умений школьников обусловлено повышением интереса к новым способам построения урока.

По мнению многих исследователей, коммуникативные умения учащихся занимают центральное место в процессе обучения, так как помогают раскрыться учащимся, проявлять большую активность и заинтересованность в обучении, поэтому необходимо чаще использовать коллективные формы работы.

Преимущества групповой работы:

  1. грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  2. формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  3. в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  4. учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  5. у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  6. для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  7. какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  8. улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  9. не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  10. вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;

совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Функции учителя

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

  1. объяснение цели предстоящей работы;
  2. комплектование групп;
  3. комментарий к заданиям для групп;
  4. контроль  за ходом групповой работы;
  5. попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  6. после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

На сегодняшний день существует много разных форм проведения занятий. Учитель может подобрать любую форму работы, все зависит от целей и задач занятия. Программа «Разговор о правильном питании» может быть реализована следующими методоформами:

  1. создание творческих мастерских;
  2. проведение олимпийских игр;
  3. решение проектных задач;
  4. проведение ярмарки;
  5. КВН;
  6. День открытых дверей (кухни разных народов);
  7. Конкурс рисунков;
  8. Сюжетно-ролевые игры;
  9. Осенняя выставка овощей;
  10. Выполнение элементарных работ на участке «Наша грядка»;
  11. Создание сборников стихотворений,потешек, загадок о правильном питании;
  12. Программа «Дело»- «Полезные овощи и фрукты на нашем столе»: создание альбома с рисунками, описаниями, рассказами  о полезных овощах и фруктах;
  13. Выступление с презентациями в дет.саду;
  14. Праздники и семейные вечера;
  15. КТД «Журнал-эстафета»;
  16. Групповое дело «Открытая кафедра» на тему: «….»

и т.д.

Системная модель реализации программы

 «Разговор о правильном питании».

Коллективные формы работы учащихся.

Классные часы

кружок

Интергация в предметные области

Содержание программы

Внеклассная работа

Внешкольная деятельность

Работа с родителями

Самостоятельная поисково-исследовательская и проектная деятельность школьников

Реализация программы «Разговор о правильном питании»  через урочную деятельность  (приложение 1)

Математика:  Решение задач по  подсчету калорийности продуктов

Чтение: создание сборников стихотворений, загадок, потешек и т.д.

Окружающий мир:  различные опыты, исследования, Викторина о правилах выбора продуктов с опорой на срок годности

«Разговор о правильном питании»

Физкультура: беседы о здоровом образе жизни

ОБЖ: н-р, экскурсия в физиокабинет (беседа с медиками)

Изобразительная деятельность: конкурсы рисунков и поделок

Реализация программы «Разговор о правильном питании»

Праздники

через внеклассную деятельность   (приложение 2,3 )

Тематические дни национальной кухни

«Разговор о правильном питании»

Классные, воспитательские часы

Научно-практические конференции

Познавательные игры

Выступление с презентациями в дет.саду

Работа с родителями  (приложение 4)

Научно-практические конференции

Дегустация блюд

Семейные праздники, выставки семейного творчества

Семья ребенка

Мастер-классы

Родительские собрания, лактории

Привлечение родителей в помощь детям (сбор информации, изготовление стенгазет)

Роль социума в реализации программы «Разговор о правильном питании»

Средства массовой информации

Организация общественного питания

Гимназия №8

Краеведческие музеи города

Городская больница

Дет. сады

Использование коллективных форм работы учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»:

Тема программы

Формы коллективной деятельности учащихся

Если хочешь быть здоров

  1. Экскурсия в мед.кабинет  

Самые полезные продукты

  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»;
  2. Экскурсия в магазин, школьную столовую

Как правильно есть

  1. Диспут по теме;
  2. Игра «Чем не стоит делиться»;
  3. Создание сборника правил этикета за столом

Удивительные превращения пирожка

  1. Игры-соревнования;
  2. День открытых дверей

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

  1. День повара
  2. Игра «Поварята»;
  3. Концерт презентация о пользе каш;
  4. Игра «Отгадай-ка!»; игра «Знатоки»

Плох обед, если хлеба нет

  1. Создание сборников стихотворений, загадок о хлебе

Полдник. Время есть булочки

  1. КТД «Журнал-эстафета»;
  2. Викторина «Знатоки молока»

Пора ужинать

  1. Диспут «Что можно есть на ужин?»;
  2. КВН «Режим питания»

На вкус и цвет товарищей нет

  1. Создание творческих мастерских;
  2. Конкурс рисунков

Как утолить жажду

  1. Экскурсия на пищекомбинат;
  2. Праздник чая

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

  1. Экскурсия в Спортивно-оздоровительный комплекс (беседа с инструктором)

Где найти витамины весной?

  1. Концерт презентаций;
  2. Игра «Вкусные истории»

Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты

  1. Создание реклам овощей, ягод и фруктов
  2. Выступление в дет.саде с презентациями

Всякому овощу -свое время

  1. Фестиваль  овощей и фруктов;
  2.  Сборник стихотворений, потешек об овощах

День рождения Зелибобы

  1. Праздник урожая;
  2. Конкурс «Собери урожай»;
  3. Создание сборника «Азбука нравственного питания»

 

Название организационной формы конкурсной работы

Проектная технология

Где была реализована конкурсная работа

Внеклассная работа

Какие образовательные и воспитательные задачи позволяет решать

Образовательные:
1)  Систематизировать и расширить знания об овощах и фруктах;

2) Познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;

3) Формировать представление об овощах и фруктах как основных в рационе питания;

4) Учить правильно выбирать и приобретать продукты;

5) Формирование навыков сотрудничества;

Воспитательные задачи:

6) Развивать  интерес к правильному и здоровому питанию;

7)  Воспитывать в детях культуру правильного питания;

8) воспитывать чувство коллективизма, желание помочь товарищу;

9) Развивать навыки проектной деятельности.

В  чем заключается новизна и оригинальность конкурсной работы

Использование проектной деятельности детей,  для выполнения которой необходимы знания по Литературному чтению ( Кудина-Новлянская), Окружающему миру (Чудинова).

Итогом проектной деятельности является реальный продукт, созданный детьми и их родителями.

Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

этапы

содержание

примечание

  1. Орг.момент
  2. Ситуация успеха.

  1. Анализ детских анкет

  1. Изготовление рекламы фруктов и овощей

 

  1. Презентация родителей

  1. Выступление групп и защита реклам
  2. Рефлексия.

       8. Итог  

- Какое сейчас время года?

А что полезно кушать весной?

- Назовите овощи и фрукты. А для чего нам необходимо употреблять их в пищу? Чем они полезны?

- Помните, на уроке окружающего мира при изучении темы «Разрезы», мы с вами проводили опыт с яблоками. Что мы делали? Что происходило? Почему одно яблоко почернело сразу, а другое позже? Что послужило для этого причиной?

- А какое бы вы , ребята, купили яблоко в магазине, которое почернело и стало некрасивым или красное наливное? А почему?

- А одинакова ли цена у всех фруктов?

Вспомните, на прошлом занятии мы с вами играли в «Магазин» . вы выбирали себе продукты на обед. В первый раз у вас была ограниченная сумма денег, а во второй раз у вас была достаточная сумма. В который раз вам сложнее было выбрать себе продукты на обед? Почему? (продукты дорогие, а денег было мало),

- Можем ли мы по цене определить, какие фрукты полезнее?

- Какие яблоки самые полезные? Почему?

- А как нам это узнать?

- Мы с вами проводили анкету на предыдущих уроках и выбирали из предложенных продуктов полезные.

- Все вы выбрали полезные продукты, а чем они полезны, объяснить не смогли.

- А откуда вы можете узнать эту информацию? ( от взрослых, из литературы, телевидения и т.д.)

- А чаще всего откуда узнаем, какие продукты полезные ( на телевидении из рекламы)

- Молодцы! Из рекламы мы узнаем многое. А всегда ли нам говорят верные данные?

- Сегодня я вам предлагаю сделать свою рекламу овощей и фруктов.

- Для этого мы с вами разделимся на группы. Каждая группа получает конверт с картинками (изображение овощей и фруктов).

- Откуда вы будете брать информацию для рекламы? (интервью, от взрослых, литература и т.д.)

- Родители подготовили для вас компьютерную  презентацию о витаминном составе овощей  и фруктов.

- Ребята, что вы будете рекламировать? Какая ваша задача? Какие литературные жанры вы можете использовать для приготовления рекламы? Что вы умеете сочинять сами? (загадки, стихотворения, небылицы и т.д.).

- Кем являются ваши родители? Какую информацию вы можете получить от своих родителей? ( что и как можно приготовить из овощей и фруктов).

- Сначала выступают дети, а потом родители.

- Молодцы! Ребята, давайте оценим ваши рекламы.

- Что бы вы еще добавили в свои рекламы? (список блюд, которые можно приготовить из этих овощей и фруктов).

- А все ли полезные блюда вы любите есть?

- Что вы должны знать при выборе фруктов, овощей в магазине?

- А  давайте вернемся к яблокам. Какое бы яблоко вы выбрали при покупке?

- Что нам может в этом помочь? (знания о витаминном составе продуктов).

А что надо учитывать при их приготовлении?
- Для чего нужно правильно питаться?

Дети отвечают.

Выдвигают гипотезы

Распределение по группам

Приготовление рекламы

Родители готовят презентацию о правилах приготовления блюд из овощей и фруктов с точки зрения поваров, продавцов, медиков и покупателей.

Ребята оценивают и анализируют подготовленные рекламы

Мнения детей и родителей

Данный урок тесно связан с уроками  окружающего мира, когда дети знакомились с понятием «Разрез» и проводили опыт с яблоком, с литературным чтением, когда дети сочиняют, используя различные жанры устного народного творчества. Основная форма работы коллективная. Ребята на протяжении почти всего урока работают в группах. Работа в группах может быть различной, возможно, что появится и работа в парах, в тройках и т.д. все зависит от того, как ребята распределят роли в группе: нахождение информации, редактирование информации, оформление рекламы, выступление. При повторении материала использовала фронтальную работу, это позволило сэкономить время на уроке. Для раскрытия  темы, с целью повысить познавательный интерес учащихся к правильному питанию, для вовлечения детей в работу на уроке мы  изготовляли рекламы овощей и фруктов. Через мотивацию учебной деятельности старалась достичь цели – Содействовать формированию учебно-организационных умений и навыков младших школьников, а также воспитывать чувство коллективизма и желание помочь товарищу. Для достижения главной цели урока –познакомить детей с разнообразием овощей и фруктов, их назначением для организма человека– итог был оформлен в виде выставки реклам. Активное участие в реализации конкурсной работы приняли родители. Они сами подготовили и выступили с презентацией перед детьми.

Для того, чтобы выполнить задачу сохранения здоровья детей, необходимо выполнить целую систему работы. Занятия по программе «Разговор о правильно питании»  это лишь часть работы всей системы.  

В классе мы работаем триединой командой : учитель, дети и родители. Нами разработан целый план мероприятий. Уже в начале учебного года мы с родителями планируем эти мероприятия, которые я прописываю в план воспитательной работы.

-система классных часов на тему здоровья;

- выход на природу осенью, зимой и весной;

- участие в спортивных соревнованиях; - участие в конкурсах рисунков;

- выход на каток и ролледром;

- различные экскурсии;

- Посещение физиокабинета, беседа с врачами о здоровом образе жизни;

- участие в конкурсе классных родительских комитетов «Отличник детства» в номинации «Организация здорового образа жизни» ( приложение 5)

В основном это внеурочная деятельность, и на уроках  мы выделяем  время для зарядки, физкультминуток, бесед и т.д.  и в основном это использование коллективных форм работы учащихся.

О здоровье мы говорим много и часто, а вот правильному питанию больше всего времени мы уделяем на занятиях по программе «Разговор о правильном питании». Эта программа позволяет детям разобраться в том, как необходимо правильно питаться . ребятам очень нравится заниматься, они узнают много нового и  интересного, сами проводят исследования, составляют презентации, коллажи. Конечно, во многом помогают им их родители.

Участие родителей в реализации программы                                                       «Разговор о правильном питании»

Правильное питание – это основа здоровья людей. В наше время эта проблема очень актуальна, т.к. родители и дети уделяют этому мало внимания. Поэтому занятия по программе «Разговор о правильном питании» необходимы. Нам нравится заниматься по этой программе, она полезна детям и родителям. Родителя нашего класса принимают активное участие в ее реализации: проводят игры, организуют походы, поездки, различные экскурсии, помогают организовывать внеклассные мероприятия и семейные вечера. И без коллективной деятельности учащихся здесь не обойтись, т.к. это основная форма внеклассной  работы.  Два года подряд мы участвуем в реализации конкурсных программ. Родители для детей являются первыми помощниками. По теме «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» ребята подготовили презентации и выступили перед детьми детского сада  (приложение 3). В 2010году две семьи нашего класса стали победителями городского конкурса семейной фотографии «Я готовлю для своей семьи».

Оценка эффективности конкурсной работы.

             Групповая работа на уроке необходима, ее достоинства очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности.  На уроке ребята большую часть времени работали в группах. Они хорошо справлялись со своими задачами: подбор материала, редактирование материала и оформление рекламы. В группах был выбран лидер, который смог правильно распределить обязанности в группе. Ребята были активны, помогали друг другу, поэтому рекламы получились интересными, яркие, эстетично оформлены.

Групповая работа это важная форма организации деятельности учащихся на уроке, позволяющая развивать самостоятельность, коммуникабельность и творческие способности ребят.

Результаты анкетного опроса родителей

Темы программы, которые были интересны  родителям

Результаты анкетного опроса родителей

Темы программы, которые с точки зрения родителей особенно необходимы  и полезны детям.

Результативность реализации программы
«Разговор о правильном питании»

Анкетирование  родителей обучающихся по вопросам  формирования культуры здорового питания показывает, что в семьях возросла популярность каш и горячих блюд, отношение к выбору продуктов питания как среди детей, так и среди родителей стало более осознанным;

Привлечение внимания родителей обучающихся к реализации программы «Разговор о правильном питании» позволяет осуществлять перспективное планирование внеклассных мероприятий по программе в следующем учебном году.  

Участие в конкурсе по программе «Разговор о правильном питании» (приложение 5)

Год участия

уровень

результат

2010г.

Республиканский

Лауреат

2010г.

Городской

Победители

2011г.

республиканский

лауреат

Участие детей и родителей в «Программе правильного питания»

Результаты работы по программе «Разговор о правильном питании»

Дети: учились самостоятельно работать с информационными источникам, находить нужную информацию и выделять главное.

Родители: активные помощники учителя в организации мероприятий

Ожидаемые результаты

  1. Готовность заботиться  и укреплять собственное здоровье;
  2. Знание традиций и особенностей питания родного народа и  народов, проживающих  на территории  республики, страны;
  3. Желание и умение  соблюдать правила  этикета, связанные с питанием;
  4. Просвещение родителей по вопросам правильного  рационального питания

Источники информации

  1. Рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,

 М.: «Олма Медиа Групп», 2008г.

  1. Методическое пособие для учителя «Разговор о правильном питании» Безруких М.М.,  М.: «Олма Медиа Групп», 2009г
  2. «Книга о вкусной и здоровой пище»- М.: «Эксмо - Пресс», 2008г.
  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С.Сергеев.- М.:АРКТИ, 2004г.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И.Савенков.- Самара: Учебная литература,2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Мастер - класс «Букет для учителя из гофрированной бумаги. Торцевание». 2. Системная модель реализации программы «Разговор о правильном питании». Коллективные формы работы учащихся. 3. Новый год. История праздника. 4. Сборник математических задач

1.Торцевание. Букет для учителя из гофрированной бумаги. Требуется много времени, чтобы из маленького семечка вырос цветок. А благодаря этому мастер-классу можно "вырастить" целый букет за короткое вр...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...

Использование коллективных форм работы учащихся при реализации программы "Разговор о правильном питании"

Младший школьный возраст - очень ответственный период жизни каждого человека. Это время, когда происходит сложная перестройка организма, обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного моз...

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании»

Описание системы работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников при реализации программы "Разговор о правильном питании"...

Описание модели реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе.

Описание модели реализации программы "Разговор о правильном питании" в начальной школе....

Формирование универсальных учебных действий у учащихся при реализации программы "Разговор о правильном питании"

В  статье  отражена  методика  работы  с  учащимися  1  класса  по  программе  "Разговор  о  правильном  питании"...

Системная модель реализации программы " Разговор о правильном питании"

Идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей...