ПРЕДМЕТНО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

 

ПРЕДМЕТНО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx297.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сидорова Мариана Ильинична

Ивлеева Наталья Петровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 603

Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

ПРЕДМЕТНО - ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЁННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

« Талант - это развитие природных склонностей».

О. Бальзак

Сегодня есть множество подходов к определению способностей детей, которые развивают творческое мышление и дают возможность обнаружить потенциальные склонности ребенка.

Одарёнными называют людей, которые имеют определённые задатки к развитию способностей. Но быть способным не значит быть одарённым.  Эти демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах. Часто выявление таких учащихся носит формальный характер, в лучшем случае используется метод наблюдения.

      Одаренность – это комплекс 3 характеристик: интеллект, творчество и определенная мотивация.     Можно выделить много видов одаренности, но основные - это интеллектуальная одаренность, творческая и академическая одаренность.

    Методами выявления одарённости детей являются:

-наблюдения на уроках за деятельностью уч-ся, мониторинг;

-тестирование и задания тестового характера;

-задания разного уровня трудности;

- проектная деятельность;

- творческие работы;

- конкурсы, фестивали, олимпиады;

- стандартизированные методы изучения одарённости детей (Тест Торренса)

     Мы хотим остановиться на выявлении интеллектуальной одарённости по методу Торренса. Данная методика позволяет точно определить особенности творческой личности: любознательность, воображение, гибкость ума. Она  интересна тем, что ставит ребёнка в необычную ситуацию, заставляет думать, фантазировать. Эта методика крайне большая и трудоёмкая. Но идея нам очень понравилась.

       Нами  разработаны карточки с заданиями  по выявлению уровня интеллектуальной одарённости по аналогии с тестом Торренса по различным учебным предметам и шкала успешности ребенка. К каждому заданию предлагаются определенные вопросы, которые нацеливают ребенка на поиск нестандартных оригинальных решений выхода из сложившейся ситуации.

Шкала успешности.

Уровень успешности

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Процент выполнения задания

75% и выше

от 50% до 75%

ниже 50%

Кол-во набранных баллов

21-28 баллов

14-20 баллов

0-13 баллов

Фрагмент занятия по развитию речи  по теме: «Крылатые слова».

I. Сообщение темы и цели занятия.

        -Сегодня мы будем говорить не об отдельных словах, а целых выражениях, устойчивых, неделимых и целостных по своему значению. Они пришли издалека - это цитаты из исторических материалов, высказывания известных людей.

Они очень метко объясняющих сущность происходящих событий. Древнегреческий поэт Гомер так сказал о них: « Они как бы перелетают от уст говорящего к уху слышащего». Как называются эти выражения? Почему? Назовите тему занятия. (Крылатые слова).

Послушайте стихотворение В. Орловой.

II. Работа над темой.

      Выполнение заданий.- Перед вами задание № 1.Постарайся найти в отрывках стихотворений фразеологизмы.  Определи, точное значение каждого из них. Выбери правильный ответ и  получишь ключ к следующему заданию.

1.С виду мы не очень схожи:              

Петька толстый, я худой.                

Не похожи мы, а все же                  

Нас не разольешь водой.

Неразлучны, всегда вместе = г, всегда находятся в ссоре = а, надо полить водой, чтобы помирить = с.

2. Не ссорьтесь! Помните о том,

   Что может быть беда:  

   В  дым разругаетесь  

   Потом  - сгорите от стыда!  

Чувствовать сильный жар = у, сгорать от любопытства = ш, испытывать сильное чувство стыда = о                                              

3. За обедом в разговоре

   Лез в бутылку, с нами споря,

   А потом сказал:

  -Друзья, не в своей …4.( тарелке я).

Лезть в бутылку-пытаться залезть в бутылку каким – либо предметом = д

Сердиться, горячиться; выходить из себя =м, быть не в своей тарелке -испытывать неловкость = е, пользоваться чужой посудой =к.

5. Фальшивят, путают слова,

  Поют ужасно, как всегда

  Ребята слушать их не станут:

  От этой песни уши…(вянут).                                                                       

 Уши вянут  - уши прижимаются к голове = з, скучно и неприятно слушать что-либо или кого-либо = р, получать удовольствие от услышанного = д

Составь слово:

    задание

1

2

3

4

5

   Б       буква

Г

о

м

е

р

Перед вами задание № 2.  (Для тех, кто выполнил 1 задание и получил ключ- отгадку).

-Посмотри внимательно на задание № 2. Попробуйте подобрать к каждому изображению на рисунке крылатое выражение. Я буду помогать, давая объяснение. ( На рисунках изображения  яблока, мухи, козла, рубашки, стрелы).

1. Яблоко: очень большая теснота в комнате. ( Яблоку негде упасть).

2.Муха: о поной тишине. ( Слышно, как муха пролетит).

3. Козел: о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок). ( В рубашке родился).

4. Рубашка: об удачливом, счастливом человеке

5. Стрела: о том кто очень быстро бежит. ( Летит стрелой).

Задание3.

Прочитай текст. Замени выделенные фразы крылатыми  выражениями.                

Порыбачили.

     

Еще с вечера Коля и Вася договорились о рыбалке. Вася  проснулся очень рано , закусил быстро, торопливо  и стал ждать Колю. Но тот почему-то опаздывал. Наверное, проспал.

    Долгое время   прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Да ничего, успеем,- оправдывался Коля. - Речка-то очень близко.
...Пришли. Закинули удочки. Следят за поплавками. Вдруг Вася замечает: клюет. Вытаскивают удочку и видят на ее конце маленькую плотвичку. «Стоит ли ее брать? -думают ребята.   Родилась-то она совсем недавно. И выбросили рыбку в воду.

В этот день ребята так ничего и не поймали. Вернулись они домой, обманувшись в своих ожиданиях .

Очень рано - ни свет ни заря.

Закусили быстро, торопливо -на скорую руку.

Долгое время — битый час.

Очень близко — рукой подать.

Родилась совсем недавно — без году неделя.

Обманувшись в своих ожиданиях - не солоно хлебавши.

IV.  Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-ориентировочные задания по выявлению одаренности школьников

В данной статье рассматриваются различные виды  по выявлению творческих способностей детей, их одаренности....

Предметно-ориентировочные задания по выявлению одаренности детей

В данной статье расскрываются различные способы выявления одаренности детей младшего возраста...

Мини –исследование учителя начальных классов МБОУ «Красноярская СОШ» Мугиновой Т.А. по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников. Приобщение учащихся начальной школы к истокам народной культуры.

С каждым годом в школы приходит все большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. Учителю важно донести до...

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников

Анкета на выявление уровня сформированности нравственного воспитания младших школьников...

ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В данной статье говорится о системе работы с одарёнными детьми, о способах выявления детской одарённости. Рассказываю о том, как провожу эту работу на различных уроках- математике, русском языке. Расс...

Задания на выявления уровня сформированности системы качеств знаний учащихся, способствующих развитию их самооценки.

Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне. Каждый уровень отмечен своим цветом, включает в себя параметры предыдущего и имеет свои отличительные признаки. Использованные...