Главные вкладки

    Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.
    методическая разработка на тему

    Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.

     

    Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.

    Методы:

    ·        наблюдение за учащимися во время урочной и внеурочной деятельности,

    ·        опытная работа,

    ·        изучение продуктов деятельности,

    ·        беседа с отдельными учащимися.

    Формирующий этап проводился на уроках математики, русского языка и технологии. И включал в себя следующие этапы работы.

                                  I.            Учитель формулирует проблему, предлагает способы ее решения, а учащиеся должны решить проблему самостоятельно.

                               II.            Учитель формулирует проблему, способы ее решения определяют дети и решают ее.

                            III.            Ученики формулируют (предлагают) проблему, предлагают способы ее выполнения и выполняют самостоятельно.

    Этому мы обучали детей во время уроков, внеурочной деятельности, особенно при подготовке отдельных мероприятий.

    Учитывая ответы детей, что им больше нравятся задания, где требуется самостоятельно его выполнять, мы предлагали дома закончить работу.

    Уроков по первому этапу нашей системы, когда учитель формулирует проблему, предлагает способы ее решения, а учащиеся должны самостоятельно решить проблему, было проведено много, но мы прилагаем и описываем следующие уроки.

    Конспект урока по окружающему миру на тему «На севере Европы» представлен в приложении № 6.

    Фрагмент этого урока:

    Учащимся понравился урок – путешествие. Учитель сформулировал проблему (Что надо сделать, что бы паруса стали правильными?) и предложил подумать о способе ее решения (Надо правильно соединить части паруса). Учащиеся решили проблему самостоятельно, правильно соединив слова на парусах.

    Наибольшую активность в этом задании проявил Ваня Н.,   у Андрея Р. задание вызвало наибольшие затруднения. Он не смог соединить паруса, потому что не знал названия стран (Исландия, Финляндия), но работу не бросил и продолжал подбирать части слов. В беседе, после урока Андрей Р. сказал: «Было тяжело, но у меня получилось!»

    После урока, в группе продленного дня Катя Г, предложила учащимся поиграть в похожую игру, они рисовали неправильные паруса и исправляли допущенные в них ошибки.

    Конспект урока по математике на тему «Деление суммы на число» представлен в приложении № 7.

    Фрагмент урока:

    В данном уроке перед учащимися встала проблема – сформулировать свойство, которое будет изучено на  уроке. Учитель, задавая учащимся наводящие вопросы, подвел их к этому. Свойство, деление суммы на число, первым сформулировал Павел З., который на протяжении всего урока проявлял активность и интерес, что на предыдущих уроках не отмечалось. В последствие, в беседе Павел З. обосновал свое поведение так: «Мне было интересно самому это сделать. Я думал, что у меня не получится, но у меня получилось и мне это понравилось».

    Результаты показали, что мы уже можем переходить ко второму этапу нашей системы, когда учитель формулирует проблему, а способы ее выполнения предлагают сами ученики. На этом этапе было проведено много уроков, но мы прилагаем и описываем следующие уроки.

    Конспект урока по русскому языку на тему «Мягкий знак на конце    существительных      после шипящих» представлен в приложении № 8.

    Фрагмент этого урока:

    Во время урока наибольшую активность проявила Маша Б., она назвала названия птиц, но в написании некоторых из них допустила ошибки. Ваня Н. выступил в роли учителя и объяснил, почему писать надо именно так, а не иначе.

    Конспект урока по литературному чтению на тему « Произведение С. Я. Маршака «Мастер - ломастер»» представлен в приложении № 9.

    Фрагмент этого урока:

    Учитель формулировал проблему (герой стихотворения мастер или ломастер?), способы ее решения определяют дети и решают ее. Учащиеся самостоятельно доказывали с помощью текста свою точку зрения. Богдан Т. доказал, что герой мастер по части ломания. Учащиеся предложили решить эту проблему параллельному классу в группе продленного дня.

    Подобная работа предлагалась детям во время выполнения домашнего задания в группе продленного дня. Мы задавали детям вопрос «Зачем и как надо выполнять домашнее задание», то есть формулировалась проблема, знают ли они способы как выполнять.

    Подобная работа предлагалась детям во внеурочное время. Например, развивающий час в группе продленного дня, посвященный 1 апреля.

    Учителем была сформулирована проблема «Скоро  день смеха. Как интересно можно его встретить?». Дети предлагали различные варианты, одним из вариантов было создание веселой открытки – шутки.  Мы остановились на подборе материалов, которые у нас имелись, для выполнения открытки. Оказалось, что у нас есть пластилин и листы бумаги.

    Дети предлагали выход из сложившейся ситуации. Они предложили нарисовать открытку пластилином. Миша И. решил украсить открытку машиной с цветами, Маня Н. решила написать 1 апреля и веселое изображение лица, Диана С. Выбрала веселого поросенка.

    В процессе работы необходимо было некоторым помочь, подсказать, найти средства выполнения придуманного им задания. Маня Н. (низкий уровень учебной мотивации), предложившая написать фразу из пластилина и веселое изображение лица с заданием не справлялась. Видя что у нее не получается мы с ней нашли другой выход, мы упростили работу. Однако обратили внимание, что бы в подобной ситуации выбора она более тщательно продумывала средства выполнения своего замысла.

    Переход к третьему этапы нашей системы возможен в конце учебного года.

    Не смотря на то, что  проблемное обучение является эффективным для мотивации, не все учебные предметы и не на каждом уроке можно использовать проблемное обучение. Проблемная ситуация может создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

    Отдельные элементы проблемного обучения на различных этапах использовать желательно.

    Например, при работе со словарными словами.

     Г…р…д, г…р…й, г…р…х.

    Что объединяет эти слова?

    Йтлжеы, крмооьв, акпутас, ртаоткр.

    Что объединяет эти слова? Какое слово лишнее? Почему? Что необходимо сделать, что бы ответить на этот вопрос?

    Так, на уроке математики по теме «Многозначные числа» нужно было сообщить знания, поупражнять детей в этих знаниях, а спустя 2 урока по этой теме можно было использовать проблемное обучение.

    Иллюстрацией третьего этапа нашей системы,  когда ученики формулируют (предлагают) проблему, предлагают способы ее выполнения и выполняют самостоятельно, может быть урок русского языка на тему «Правописание частицы не с глаголами».

    Конспект урока представлен в приложении № 10

    Фрагмент урока:

    Подготовка к восприятию нового материала.

    - Чтобы ближе подойти к теме нашего урока, нужно уметь выделять глаголы среди других частей речи. Но тему нашего урока я вам не смогу сказать. Я хотела записать ее на доске, но подул сильный ветер и все перемешалось. Как же нам теперь быть? Как узнать тему урока? В этом нам поможет стихотворение.

    Завести велели мне

    Новые привычки:

    Никогда девчонок НЕ

    Дёргать за косички.

    Никогда с братишкой НЕ

    Драться за обедом!

    На уроках больше НЕ

    Говорить с соседом!

    - Найдите в этом стихотворении глаголы. Что стоит перед глаголами? (частица не), а как пишется не с глаголами?

    - Так о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

    - Правильно тема нашего урока Правописание частицы не с глаголами.

    На данном уроке учащиеся не раз сталкивались с проблемной ситуацией. Так, например, перед учащимися встала и такая проблема:

    Словарная работа:

    Г…р…д, г…р…й, г…р…х.

    Актуализация знаний.

    - Что общего у этих слов? Что нужно сделать, что бы ответить на этот вопрос?

    Во время урока учащиеся проявляли активность и интерес. Становились соратником учителя. Эта новая позиция формировала иное отношение к знаниям, интеллектуальная деятельность активизировалась за счет удовлетворения от самого процесса приобретения знаний. Никита В. более активно вел себя на уроке, задавал вопросы, выдвигал предположения. Катя Г. Первая сформулировала тему урока.

    Уже к концу нашей работы было отмечено, что дети стали проявлять больший интерес, связанный с самостоятельным решением проблемы. Стали ориентироваться не только на приобретение знаний, но и на способы их добывания. Оценивали не только собственную работу, но и работу других. Это отмечают учителя. В группе продленного дня при выполнении домашнего задания учащиеся стали активнее использовать справочники, энциклопедии, научные журналы. Например, стали чаще использовать словари антонимов и синонимов.

    Например, при выполнении домашнего задания по русскому языку на тему «Правописание частицы «не» с глаголами» учащимся было задано найти пословицы, в которых глаголы употребляются без частицы «не». Учащиеся активно пользовались различными словарями, спрашивали у разных учителей и учащихся старших классов, советовались друг с другом.

    Родители заинтересовались нашей работой, так как дети стали выполнять некоторые задания дома (например, рисунки и сообщения, посвященные Битве под Москвой). Были проведены групповые беседы на тему: «Мотиваций учения школьников».

    План проведения беседы:

    1)    Мотивы учения младших школьников.

    2)    Особенности учения в нашем классе.

    3)    Условия для развития желания учиться.

    Была показана необходимая литература, работы учеников.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках.

    Статья о том, как способ усвоения материала сменяется способом управления процессом выхода из проблемной ситтуации, а точнее процессом самостоятельного поиска и решения проблемы....

    Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

    Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

    Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

    Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...

    Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках

    Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной ...

    Обобщение опыта работы по теме «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»

    Обобщение опыта работы   по теме  «Использование проблемных ситуаций на уроках математики как средство формирования ключевых компетенций»...