Главные вкладки

    Статья (1 класс) на тему:
    ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

    Суманева Вера Васильевна

    В этой статье я делюсь опытом своей работы по совершенствованию каллиграфических навыков у детей с ОВЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obuchenie_pismu1.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Конференция 2012, Суманева В. В.

    ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

    Суманева Вера Васильевна

                                                Российская Федерация

    Министерство образования Московской области муниципальное специальное(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями

    здоровья специальная (коррекционная) школа-интернат VII вида Павлово-Посадского района Московской области

     учитель начальных классов, высшая квалификационная

    категория, город Павловский Посад

    Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка одна из главных задач школы.

    Каллиграфически правильное письмо содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, бережливости, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

    От того, какие навыки учитель заложит в самом начале обучения, будет зависеть дальнейшее совершенствование почерка учащихся, их орфографическая грамотность, так как эти стороны письменной речи тесно взаимосвязаны.

    Традиционным методом обучать детей письму удаётся, но при этом затрачивается много физических, умственных и нервных сил ребёнка. Каждый учитель прекрасно понимает, какие психические процессы протекают в сознание ученика во время письма, как нелегко даётся ему написание той или иной буквы.

    К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму не развивается: монотонное и однообразное написание элементов букв его утомляют, не вызывают в нём интереса, не активизируют мыслительных творческих способностей, не развивает речь.

    На ранних этапах своей педагогической работы с учащимися с ОВЗ я заметила, что при написании букв, особенно со сложными элементами (б, в, д, з, у, ц, щ ...) дети испытывают трудность, нервничают, плачут. Причина всему этому – слабые мышцы пальцев и , поэтому рука быстро устаёт. Значит, для написания букв у них не хватает мускульной натренированности. Вот тогда я обратилась к методике Е. Н. Потаповой «Радость познания» и стала применять её на своих уроках с учётом особенностей детей ОВЗ.

    Обучение письму  условно разделено на три этапа:

    Первый этап – развитие мускульной памяти;

     Второй этап  закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв.

    Третий этап – письмо букв с помощью трафарета.

    Все эти этапы между собой связаны. Итак:

    Первый этап

    (развитие мускульной памяти).

    По данным наблюдений учёных известно, что мускульная память у детей

    С ОВЗ очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии

     проводится тогда, когда все дефекты уже утвердились, и физиологический

    период работы мускульной памяти уже миновал .(Пример: буква у).

        -Что же в этом случае может помочь?

    Это те упражнения, которые способствуют развитию мелких мышц пальцев и кисти руки. Поэтому на первом этапе обучения письму отводится особое место такому виду работы как штриховка. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти рук ребёнка. При штриховке развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности.

    Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца периода обучения грамоте .

     Что необходимо для штриховки?

    Каждому ученику надо иметь альбом или тетрадь для рисования, хорошо иметь альбом для раскрашивания, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры и ручки с цветными пастами, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных, набор разных лекал.

            В какой последовательности надо работать с трафаретами и лекалами?

    В начале для штриховки лучше всего использовать трафареты с геометрическими фигурами т. к. некоторые фигуры трафарета им уже знакомы. При работе с трафаретами геометрических фигур, дети сначала обводят те фигуры, которые знают. Здесь они настолько увлекаются работой, что обводят не только знакомые, но и незнакомые фигуры. После того, как учащиеся научатся обводить, начинается процесс обучения штриховке. Здесь отрабатываются такие штрихи: как параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево).

    Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. Первоначально направление отрезка, т. е. откуда и куда надо рисовать я показываю сама, а потом указывают дети сами (рисуя стрелку).

    После того, как учащиеся научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (изображения животных). Дети обводят их, составляют различные композиции (конечно, сначала с учителем), потом самостоятельно в зависимости от индивидуальных способностей.

    Постепенно учащиеся переходят от штриховки параллельными отрезками на волнистые, круговые линии, полуовалы, петли. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления. Постепенно дети начинают составлять свои рисунки. Здесь необходимо постоянно напоминать о правилах штриховки. Хорошо использовать в это время музыку или прослушивание сказок, чтобы урок проходил более интересным и весёлым.

    Со второго полугодия хорошо использовать альбомы для раскрашивания, к этому времени дети уже знают многие буквы и в свою штриховку могут включать элементы букв. В это время можно уже работать цветными карандашами, фломастерами.

    Таким образом, обладая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, которой нет даже в более старшем возрасте.

    Штриховка - это не только развитие мускульной памяти. На уроках решается и другая не менее важная задача - развитие речи ребёнка, обогащение его словарного запаса.

    Используя трафареты геометрических фигур и лекала животных (предметов) можно составлять композиции на разные темы: это и по сказкам,

    и по произведениям разных писателей, можно использовать темы «Космос», «Стройка» и т. д.

    Второй этап письма (развитие тактильной памяти)

    Основная цель второго этапа - это создание в памяти ребёнка образа (заглавной) прописной и строчной буквы и их соединение. Понятию и образу буквы я решила учить через осязание, т. е. ощупывание букв из наждачной бумаги в направление письма. Через метод ощупывания буквы в памяти у ребёнка формируется образ буквы, её модель, которую он будет писать.

    Для каждого ученика я изготовила из наждачной бумаги (не очень жёсткой, чтобы дети не оцарапали подушечки пальцев) буквы (заглавные и строчные) и наклеила их на картон, можно эти буквы сделать из бархатной бумаги, если нет наждачной.

     Как учащиеся работают с наклеенными буквами?

    Указательным пальцем правой руки (в дальнейшем дети могут работать и другими пальцами) ученик ощупывает буквы (буквы на картоне две : заглавная и строчная) в направлении письма. Двигаясь пальцем по буквам, ребёнок как бы ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различия, элементы букв, направление письма.

    В этом ученику большую помощь оказывает материал, из которого изготовлены буквы (шероховатая поверхность буквы действуют как раздражитель на нервные окончания указательного пальца). Хорошо использовать при ощупывании буквы и музыкальное сопровождение, это усиливает запоминание.

    Например: при знакомстве с буквой Ш ш можно использовать песню Красной Шапочки, при ощупывании буквы мы как бы повторяем путь Красной Шапочки и бабушки.

    Дети охотно подсказывают надо идти вниз, вверх, по тропинке, а потом снова вниз, вверх, вниз.

           Прочному запоминанию буквы способствуют игровые моменты. Пример: «Угадай букву». Дети закрывают глазки, находят начало буквы и угадывают её. Работают в паре (здесь они играют друг с другом) проверяют, как пальчик «ходит» по буквам.

    В процессе этого (ощупывания, начертания, обводка буквы) идёт не только тренировка детской руки, но и что самое главное развитие мышления. Обводя, ощупывая букву, ребёнок уже «пишет» её.

    Третий этап

    (письмо букв с помощью трафарета)

    В течение этого времени закладываются навыки, отработанные на первых двух этапах. С помощью трафарета букв у детей вырабатываются правильный наклон букв и закрепляются приобретённые навыки: направление письма, написание буквы, её элементов.

    Весь этот этап (10 - 14 дней) дети пишут по трафарету. Если нет трафарета, его можно заменить вкладышем (это лист бумаги, на котором тушью, фломастером написаны буквы, можно использовать слоги, слова и т.

    д.). Подкладывая   вкладыш  под   страницу,   ученик   обводит  буквы,   слоги,

    соблюдая при этом наклон букв на правильное направление письма.

    Очень хорошей тренировкой для запоминания формы буквы может быть

    игра со шнуром или толстой нитью. Задание может быть таким: разложи

    шнурок так, чтобы получилась буква. Успешность формирования навыка

    письма, и особенно почерк во многом зависит от того, соблюдаются ли при

    письме основные гигиенические правила. Все эти правила очень подробно

    написаны в книге  М. М. Безруких «Обучение письму». Ей же предлагается при обучении грамоте использовать тетради другого образца, где чётко выделена рабочая сторона размером 10 мм. Дополнительная сторона тоже имеет размер 10 мм. Междустрочие равно 20 мм.

        Такие тетради используют для тех детей, которые имеют нарушения или задержку в развитии моторики и зрительно - моторных координации.

    В своей работе я  использую некоторые приёмы методики М.М.Безруких в обучении детей с письму, так как считаю, что её методика эффективна для наших детей. В основном это касается предложенной им тетради с большой величиной рабочей строки, учитывая то, что наши дети приходят в школу неподготовленными не умеют ориентироваться в пространстве, не видят рабочей строки, не знают таких терминов как «влево», «вправо», «вниз», «середина» и т. д.

    Прописи, предложенные М.М.Безруких, являются хорошим помощником    для наших детей ОВЗ при обучении письму.

    Большую помощь в приобретении каллиграфических навыков оказывает

    здравоохранительная система доктора медицинских наук, профессора В.Ф.Базарного. Главная задача педагога дать почувствовать ребёнку моторную свободу и уверенность помочь ему найти свою неповторимую графическую пластику, свой неповторимый почерк. [3, 58]. За основу этой методики принят режим меняющихся поз, когда можно работать «стоя » и «сидя» в течение урока. Раскрепощение телесной вертикали и режима динамических поз в основе построения учебного процесса учащихся с ОВЗ способствует улучшению каллиграфических навыков. Поэтому в моём  учебном кабинете были установлены конторки это призма с наклоном как у старой доброй парты, наклон расположен таким образом, чтобы ребёнок мог писать стоя. В целом, предложенный режим существенно повышает психическую активность детей на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности.

    В моём классе есть учащиеся, которые учились в другой школе и первые каллиграфические навыки были сформированы неправильно. С этими учащимися проводилась постоянная коррекционная работа по исправлению почерка. Здесь я для себя определила следующие правила:

    1. работать спокойно, без упрёков, нареканий;
    2. не торопить ребёнка - пусть работает медленно;
    3. постарайся каждый раз найти, за что похвалить ребёнка;
    4. при неудаче повторять задание, давая аналогичное, усложнять задание только тогда, когда успешно выполнены предыдущие;

            5    чтобы,    работа    была    более    эффективной    она    должна    быть систематической, не более 15 мин;

    6.никогда   не   начинать   занятия   с   трудных   заданий,   усложнять   их постепенно.

    В настоящее время каллиграфия этих учащихся улучшилась, письмо стало грамотное.

    Во втором классе требуется особенно тщательная работа по закреплению и коррекции приобретаемых каллиграфических навыков с учётом индивидуальных особенностей письма каждого ребёнка с ОВЗ. В это время необходимо проводить систематические упражнения по развитию плавности, свободы движения рук, для работы над соединениями букв в письме слов, предложений. Здесь хорошо использовать такие упражнения как «письмо по воздуху», «волшебный мел» (т. е. письмо водой).

    К 3 классу каллиграфия учащихся становится более устойчивой, хотя их почерк ещё далеко не сформировался: не установилась определённая высота букв в письме, наблюдаются колебания в наклоне, недостаточная плавность письма.

    3 класс - это период, когда учащиеся начинают писать в тетрадях в одну линейку. Переход от тетради в две линейки в одну линейку необходимо делать постепенно, заранее знакомя с письмом в одну линейку. Для этого я использовала специальные тетради по чистописанию (эти тетради в одну линейку). У тех ребят, у кого получалось письмо в таких тетрадях, заводили рабочие тетради в одну линейку. Такой постепенный переход является стимулом для более ленивых ребят, так как им тоже хотелось писать в таких тетрадях. Проводились индивидуальные коррекционные занятия с теми ребятами, у которых не получалось письмо (здесь я использовала правила, о которых я уже говорила ранее). Период перехода на более мелкое письмо (длится 3-4 месяца) в зависимости от уровня подготовленности учащихся (может и полгода). Хорошим наглядным пособием по чистописанию является «Дидактический материал по чистописанию». Он включает в себя разделы, соответствующие задачам обучения чистописанию. Каждый раздел содержит какую - то определённую цель упражнений. Здесь большое внимание уделяется работе над высотой букв, так как за каникулы дети с ОВЗ  быстро отвыкают от письма  новой для них разлиновки - в одну линейку.

    В 4 классе ,по прежнему, важны специальные занятия по чистописанию.

    Необходимость продолжения специальной работы по чистописанию вызвана тем, что в этом возрасте почерк детей ещё неустойчив, хотя индивидуальная манера письма уже проявляется. Всё больше ощущается потребность в скором письме, при котором гораздо труднее сохранить отчётливость почти каждой буквы. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязчивой, она должна стать естественным результатом совершенствования движений, а плавность (связность) должна также возникать как естественный результат формирования навыка. У учащихся 4 класса объём классных заданий выполняется больше, чем в других классах, поэтому необходимо продолжать работу по выработке у учащихся отчётливых почерков с одновременным увеличением требований к возрастанию скорости письма. Здесь можно использовать «Дидактический материал по чистописанию», могут быть даны задания в тетради, либо на отдельных карточках или образец на доске, т. е. письмо в присутствии детей с кратким пояснением (письмом по воздуху) особенностей движения руки. Можно использовать приём какографии - письмо с недочётами для анализа ошибок и выявления причин их появления, поправки делаются цветным мелом.

    Учитывая, что в 4 класс является переходным к среднему звену необходимо продолжать работу по каллиграфии с учётом ускоренного письма, очень важно, чтобы к 5-му классу учащиеся могли писать чётко и быстро. Для этого я использую в минутах чистописания разные росчерки для расписывания руки с учётом  индивидуальных особенностей детей с ОВЗ: графические упражнения,  художественно—пластические тренажёры, индивидуальные росчерки (пальцевая графика). Эти упражнения осуществляются в режиме телесной вертикали, за специальными индивидуально-подобранными по росту каждого конторками.

    Используя отдельные элементы технологий Е.Н.Потаповой, М.М. Безруких, профессора В.Ф. Базарного мною была создана и апробирована на уроках собственная методика работы над каллиграфией с учащимися  с ограниченными возможностями здоровья .Она даёт положительные результаты по сохранению и укреплению здоровья детей с ОВЗ, а также стойкие каллиграфические навыки учащихся.

                                                                        Библиография.

    1. Потапова Е.Н. Радость познания – М.: Просвещение, 1999 г.
    2. Безруких М.М. Обучение письму: Книга  для учителя – М.: Просвещение, 1997 г.
    3. Базарный В.Ф. Раскрепощение духовно – психических потенциалов ребёнка средствами художественно – образных экологически «чистых» прописей. Часть VI. – М.: Просвещение, 1996 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ.

     Счастье - это когда тебя понимают!Можно переформулировать фразу:    Счастье – когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям, что   называется.Какие же навы...

    «ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

    Система работы по формированию каллиграфических навыков   1-4 классы коррекционной школы VIII вида....

    Самоанализ по русскому языку по теме: "Формирование каллиграфических навыков у обучающихся с ОВЗ"

    В этой работе описаны основные методы и приемы по формированию каллеграфических навыков....

    «Формирование культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе».

    Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе VIII вида во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Кул...

    Приёмы формирования каллиграфического навыка у обучающихся начальных классов

    Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребенка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем...

    Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

    В данной статье рассмотрены основные методы формирования каллирафических навыков у младших школьников.Для эффективного овладения детьми навыками чистописания необходимо вести работу в комплексе, испол...

    «РАЗВИТИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

    Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах....