Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного"1-4 классы ФГОС Школа России
методическая разработка (1 класс) по теме

Рудакова Алла Николаевна

Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного" для учащихся 1-4 классов.В основу  программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления « В мире прекрасного»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_prekrasnogo.docx69.35 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

город-курорт Анапа

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

УТВЕРЖДАЮ

решение педсовета протокол №

от ________________  2011 года

Председатель педсовета

  _________П.В. Редкокашин

Авторская программа

по внеурочной деятельности

 «В мире прекрасного»

Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности

Направленность: Общекультурная (художественно-эстетическая)

Срок реализации:  начальное образование 1-4  класс      

 Возраст участников: 7-10 лет

                  

Учитель:  Рудакова Алла Николаевна

Пояснительная записка

  Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

В основу  программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления « В мире прекрасного»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.   Настоящая программа создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Актуальность - курс внеурочной деятельности «В мире прекрасного» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к  обязанностям человека, обучения  учащихся музыкальной грамоте и ценностного отношения к прекрасному, создает условия для социального, духовного, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.  И представлен в программе следующими содержательными линиями:

Искусство хороших манер

Правила этикета

Путешествие в страну Добра и Красоты

Путешествие в мир Музыки

Жил-был художник

В мире поэзии  

Рабочая программа «В мире красоты» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Цели внеурочного планирования программы «В мире прекрасного»: содействовать формированию гуманной, нравственной личности с развитой эстетико-эмоциональной сферой, и её адаптацией к условиям социальной среды, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.  

Задачи:

-сформировать у учащихся начальных классов умение ориентироваться в новой социальной среде.

- сформировать коммуникативную  культуру, умение общаться и сотрудничать.

- развивать волевую и эмоциональную регуляцию поведения и деятельности.

- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;

- научить приёмам исполнительского мастерства;

- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

- научить правильно использовать  термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 

- воспитать духовно–нравственные качества личности.

Сроки реализации программы «В мире прекрасного».

Программа «В мире прекрасного» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. Возраст участников – 7-10 лет.

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 132 ч.

Формы организации творческого коллектива  могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего результата. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование разделов, тем.

Всего, час

Количество часов

Характеристика

Деятельности

обучающихся

Аудиторные

Внеауди

торные

                                                   1 год обучения

1

История хороших манер.

4

4

-

·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Воспринимать и выражать своё отношение к шедеврам изобразительного искусства

2

Правила этикета.

9

6

3

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты

9

7

2

4

Путешествие в мир музыки

4

3

1

5

Жил-был художник

4

3

1

6

В мире поэзии

3

2

1

                                                   2 год обучения

1

История хороших манер.

5

4

1

·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Выбирать характер линии для создания эмоциональных образов в рисунке.

2

Правила этикета.

9

6

3

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты

9

7

2

4

Путешествие в мир музыки

4

3

1

5

Жил-был художник

3

2

1

6

В мире поэзии

3

2

1

                                                    3  год обучения

1

История хороших манер.

5

5

-

Выполнение творческих заданий и проектов. ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Наблюдать и передавать в собственной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм.

2

Правила этикета.

9

6

3

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты

9

5

4

4

Путешествие в мир музыки

4

3

1

5

Жил-был художник

3

3

-

6

В мире поэзии

3

2

1

                                                      4 год обучения

1

История хороших манер.

5

4

1

Участвовать в обсуждении выразительных средств изобразительного искусства. ·формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

·интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

·интерес к занятиям художественным творчеством;

·стремление к опрятному внешнему виду;

·отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Различать виды искусства.

Разрабатывать творческие проекты.

2

Правила этикета.

9

6

3

3

Путешествие в страну Доброты и Красоты

9

7

2

4

Путешествие в мир музыки

4

3

1

5

Жил-был художник

4

3

1

6

В мире поэзии

3

2

1

Общая характеристика курса

Программа направлена на реализацию  основных задач:

— формирование первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, основ культуры речи, общения, этикета;

— развитие коммуника тивных умений;

— развитие нравственных и эстетических чувств;

— развитие способностей к творческой деятель ности.

        Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  1. приобретение учащимися социального опыта;
  2. формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  3. приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. 

 Проблемы дошкольного обучения, воспитания, развития всё более актуализируются в связи с модернизацией образования, включением в концепцию образования задачи организации предшкольной подготовки, назначение которой состоит в том, чтобы содействовать развитию личности, её социализации, адаптации в мире человеческих отношений, воспитанию осознания красоты мира и желанию быть в гармонии с ним.

       Теория и практика педагогики развития дошкольников имеют богатые традиции в нашей стране и за рубежом: А. Дистервег, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. В настоящее время в этом направлении создаются и реализуются новаторские гуманитарные технологии, основанные на принципах диалогизма, соразвития, креативности, открытости признания за личностью ребёнка культуротворческого потенциала.

       

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• формирование у младших школьников первоначальных представлений об элементарных правилах поведения в обществе, этикета;

 • формирование основ  и  навыков культуры речи во всех её проявлениях

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к произведениям культуры;

• пробуждение познавательного интереса к ценностям мировой культуры.

Систематический курс представлен в программе следующими содержательными линиями:

Искусство хороших манер

Правила этикета

Путешествие в страну Добра и Красоты

Путешествие в мир Музыки

Жил-был художник

В мире поэзии

Курс внеурочной программы «В мире прекрасного» начинается с истории возникновения этикета (западный, восточный этикет, традиции воспитания в России). Охватывает элементарные правила общения людей и  их традиции. Правила этикета являются введением в систему правил поведения в общественных местах.

Раздел «Путешествие в мир музыки» предполагает знакомство с музыкальной грамотой и историей музыкальных инструментов, далее охватывая изучение  знаменитых произведений культуры и искусства, а также посещение концертов детских музыкальных школ.

    Раздел  «Жил-был художник». Учащиеся получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России

   Раздел «В мире поэзии»  посвященный воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу; посещение библиотеки.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение теории и навыков.                                                                                                                                            

Предполагаемые результаты программы «В мире прекрасного»

Первый уровень (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых  социальных знаний об устройстве общества и правил поведения в нем. Знакомство с мировой художественной культурой. Результат проявляется в  понимании  учащимися элементарных правил поведения, общения людей.

Второй уровень (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в формировании основ правил поведения, живописи, музыки, поэзии, а также  систематизации информации и оформлении работ.

Третий уровень  (4 класс) получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным  и культурным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде ( в форме концертов, выставок и т.д.)

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

Ценностные ориентиры содержания предмета.

  1. Приоритетная цель эстетического воспитания в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
  2. Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
  3. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
  4. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
  5. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
  6. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
  7. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
  8. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  предмета

В результате изучения курса «В мире прекрасного» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире прекрасного»:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  6. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  7. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  8. умение обсуждать и анализировать собственную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

  1. сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  2. овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  4. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  5. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  6. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  7. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-эстетической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения  предмета:

  1. знание элементарных правил поведения, культуры общения, этикета.
  2. знание видов художественной деятельности
  3. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  4. понимание образной природы искусства;
  5. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  6. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  7. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  8. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах; 
  9. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  10. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  11. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.
  12. применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний.

Организация и обсуждение выставки детских работ 

    1 класс (1 час)

          Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения проводится защита творческих проектов.
  2 класс (1 час)

           При организации защиты проектов педагог активизирует общениие детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях.

  3 класс (1 час)

             Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о творческих проектах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятиях. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год.

  4 класс (1 час)

            Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших

Предполагаемые результаты:

  1. внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  2. улучшение психологической и социальной комфортности в  едином  воспитательном пространстве;
  3. укрепление здоровья воспитанников;
  4. развитие творческой активности каждого ребёнка;
  5. укрепление связи между семьёй и школой.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (33 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (4 часа).

Возникновение этикета и культура поведения.  Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен  в Англии.

Раздел 2. «Правила этикета» (9  часов).

Внешний вид ученика школы. Правила поведения в школе. Правила поведения за столом.  Правила поведения у врача.  Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9  часов).

Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность. Рыцари и Дамы. Доброта. Ложь. Аккуратность.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).

Звуки в музыке и звукоряд. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (4 часа).

Родина на полотне (конкурс  рисунков). Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).

 Раз – загадка, два…Поэзия колыбельной песни.  В книжном царстве-государстве.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс (33 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов).

Возникновение этикета. Культура поведения.  Афиняне и расцвет греческой культуры. Рыцарь в средневековой Франции. Джентльмен  в Англии.

Раздел 2. «Правила этикета» (9  часов).

Внешний вид ученика школы и правила поведения в школе. Правила поведения за столом.  Правила поведения у врача.  Правила поведения в транспорте. Правила поведения в семье. Правила поведения в музее, театре и на концерте.

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9  часов).

Путешествие с волшебными словами. Друзья Мойдодыра. Приключения королевы Чистоты и ее друзей. Дружба. Верность.  Рыцари и Дамы.  Заботливость. Ложь. Любопытство.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).

Три кита в музыке. В гостях у музыкальных инструментов.  Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (3 часа).

Природа в живописи. Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).

Сказка в пословицах. Народные сказки. В книжном царстве-государстве.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (33 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов).

Культура поведения и этикет. Традиции воспитания в России. Традиции воспитания во Франции и   Англии. Чайные церемонии. Отношение в семье.

Раздел 2. «Правила этикета» (9  часов).

Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9  часов).

Приключение со словом «здравствуй». Тайна «золотого» правила. Имя и прозвище. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Гордость. Заботливость. Ложь. Любопытство.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).

Музыка в нашей жизни. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (3 часа).

Родина на полотне.  Природа в живописи (конкурс  рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!

 Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).

Родные поэты. В книжном царстве-государстве.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                   4 класс (33 часа)

Раздел 1. « История хороших манер» (5 часов).

Возникновение этикета и  культура поведения.  Западный этикет.  Восточный этикет. Как этикет попал в Россию. Приглашение на обед в 19 веке.

Раздел 2. «Правила этикета» (9  часов).

Элементарные правила общения людей. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в музее, театре и на концерте. Рыцарский турнир (занятие-конкурс)

Раздел 3. «Путешествие в страну Доброты и Красоты» (9  часов).

Путешествие с «волшебными словами». Тайна «золотого» правила. Что означают наши имена. Рыцари и Дамы. В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты. Взаимопомощь. Бережливость. Заботливость. Ложь.

Раздел 4. «Путешествие в мир музыки» (4 часа).

Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают. В гостях у музыкальных инструментов. Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов. Весенняя сказка в музыке.

Раздел 5. «Жил – был  художник» (3 часа).

Родина на полотне.  Природа в живописи (конкурс  рисунков). Как прекрасен этот мир – посмотри!

Раздел 6. «В мире поэзии» (3 часа).

Звучный мир поэзии. В книжном царстве-государстве. Экскурсия.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Репродукции картин, музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов.

CD, DVD диски; музыкальный центр, DVD - проигрыватель

Учебно-методическая литература.

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Богуславская М.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. – Екатеринбург: Арго, 1997. – 192 с.
  3. Волчкова В.Н. «Конспекты занятий». – Воронеж 2008, - 203 с.
  4. Давыдов В.В. Педагогика искусства. – Киев – Минск, 1997. – 253 с.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Школа – пресс,1996–336 с.
  6. Корчинова О.В. Детский этикет ( серия  «Мир вашего ребёнка»). – Ростов н\Д: Феникс, 2002 – 192 с.
  7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горяева. – М., 1991.
  8. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  9. Прозорова А.Н. В некотором царстве, в музыкальном государстве. – Изд. 2-е. – М: Крипто-логос, 1998. – 88с.
  10.  Суняйкина Т.В. «В мире доброты и красоты», Краснодар 2005.
  11. Энциклопедия живописи. – М.: АСТ, 1997. – 799 с., ил.
  12. Энциклопедия хорошего тона. – М.: Аркадия, 1997. – 368 с.
  13. Этикет для маленьких леди и джентельменов.Ю.А.Матюхина, Н.С.Попова .Ростов-на-Дону,Феникс, 2009г.

Статьи:

  1. Архипова Е. Конспекты музкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание – 1996. - №5
  2. Белокурова Г. В царстве вежливых наук //  – 2003. - №2 - с. 71-78
  3. Елизарова Е. и др. Путешествие в страну этикета// Дошкольное воспитание. 1999. – 311. – с. 58
  4. Шемшурина А.И. Этический урок, как средство воспитания // Я вхожу в мир искусств. – 2000 - №12. – с. 6 -21

СОГЛАСОВАНО                                                                                 СОГЛАСОВАНО

на заседании методического                                                  заместитель директора по УВР

объединения учителей                                                                 _________ Екимова Л.В.

Протокол №1    от «       »________ 2011 года               «       »______________ 2011 года

________ Меньшаева И.А.

1 класс

урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

план

факт

1.

Возникновение этикета.

1

Слайды, репродукции картин.

2.

Культура поведения.  

1

Слайды, репродукции картин.

3.

Афиняне и расцвет греческой культуры.

1

Слайды, репродукции картин.

4.

Рыцарь в средневековой Франции.

1

Слайды, репродукции картин.

5.

Джентльмен  в Англии.

1

Слайды, репродукции картин.

6.

Внешний вид ученика школы.

1

Слайды, репродукции картин.

7.

Правила поведения в школе.

1

Слайды, репродукции картин.

8.

Правила поведения за столом.  

1

Слайды, репродукции картин.

9.

Правила поведения у врача.  

1

Слайды, репродукции картин.

10.

Правила поведения в транспорте.

1

Слайды, репродукции картин.

11.

Правила поведения в семье.

1

Слайды, репродукции картин.

12.

Правила поведения в музее, театре и на концерте

2

Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.

13.

Путешествие с волшебными словами.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

14.

Друзья Мойдодыра.

1

Слайды, репродукции картин.

15.

Приключения королевы Чистоты и ее друзей.

1

Слайды, репродукции картин.

16.

Дружба.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

17.

Верность.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

18.

Рыцари и Дамы.

1

Слайды, репродукции картин. Конкурс.

19.

Доброта.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

20.

Ложь.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

21.

Аккуратность

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

22.

Звуки в музыке и звукоряд.  

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

23.

В гостях у музыкальных инструментов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.

24.

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

25.

Весенняя сказка в музыке.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

26.

Родина на полотне (конкурс  рисунков).

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

27.

Природа в живописи.

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф»

28.

Как прекрасен этот мир – посмотри!

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

29.

Раз – загадка, два…

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

30.

Поэзия колыбельной песни.  

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

31.

В книжном царстве-государстве

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку.

Всего:

33 часа

2 класс

урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

план

факт

1.

Возникновение этикета.

1

Слайды, репродукции картин.

2.

Культура поведения.  

1

Слайды, репродукции картин.

3.

Афиняне и расцвет греческой культуры.

1

Слайды, репродукции картин.

4.

Рыцарь в средневековой Франции.

1

Слайды, репродукции картин.

5.

Джентльмен  в Англии.

1

Слайды, репродукции картин.

6.

Внешний вид ученика  и правила поведения в школе.

1

Слайды, репродукции картин.

7.

Правила поведения за столом.  

2

Слайды, репродукции картин.

8.

Правила поведения у врача.  

1

Слайды, репродукции картин.

9.

Правила поведения в транспорте.

1

Слайды, репродукции картин.

10.

Правила поведения в семье.

1

Слайды, репродукции картин.

11.

Правила поведения в музее, театре и на концерте

3

Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.

12.

Путешествие с волшебными словами.

1

Слайды, репродукции картин.

13.

Друзья Мойдодыра.

1

Слайды, репродукции картин.

14.

Приключения королевы Чистоты и ее друзей.

1

Слайды, репродукции картин.

15.

Дружба.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

16.

Верность.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

17.

Рыцари и Дамы.

1

Слайды, репродукции картин. Конкурс.

18.

Заботливость.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

19.

Ложь.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

20.

Любопытство.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

21.

З кита в музыке.  

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

22.

В гостях у музыкальных инструментов.

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.

23.

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

24.

Весенняя сказка в музыке.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

25.

Природа в живописи

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» Альбом, акварель.

26.

Как прекрасен этот мир – посмотри!

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

27.

Сказка в пословицах.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

28.

Народные сказки

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

29.

В книжном царстве-государстве

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку.

30.

Всего:

33 часа

3 класс

урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

план

факт

1.

Культура поведения и этикет.

1

Слайды, репродукции картин.

2.

Традиции воспитания в России.

1

Слайды, репродукции картин.

3.

Традиции воспитания во Франции и   Англии.

1

Слайды, репродукции картин.

4.

Чайные церемонии.

1

Слайды, репродукции картин.

5.

Отношение в семье.

1

Слайды, репродукции картин.

6.

Элементарные правила общения людей.

2

Слайды, репродукции картин.

7.

Правила поведения в общественных местах.

2

Слайды, репродукции картин.

8.

Правила поведения в музее, театре и на концерте.

3

Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.

9.

Рыцарский турнир (занятие-конкурс)

2

Слайды, репродукции картин.

10.

Приключение со словом «здравствуй».

1

Слайды, репродукции картин.

11.

Тайна «золотого» правила.

1

Слайды, репродукции картин.

12.

Имя и прозвище.

1

Слайды, репродукции картин.

13.

Рыцари и Дамы.

1

Слайды, репродукции картин.

14.

 В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты.

1

Слайды, репродукции картин.

15.

Взаимопомощь

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

16.

Заботливость.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

17.

Ложь.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

18.

Любопытство.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

19.

Музыка в нашей жизни.

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

20.

В гостях у музыкальных инструментов.

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.

21.

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

22.

Весенняя сказка в музыке.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

23.

Родина на полотне.  

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

24.

Природа в живописи.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф»

25.

 Как прекрасен этот мир – посмотри!

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

26.

Родные поэты

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

27.

В книжном царстве-государстве

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, поход в библиотеку.

28.

Всего:

33 часа

4 класс

урока

Содержание темы

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

план

факт

1.

Возникновение этикета и  культура поведения.  

1

Слайды, репродукции картин.

2.

Западный этикет.  

1

Слайды, репродукции картин.

3.

Восточный этикет.

1

Слайды, репродукции картин.

4.

Как этикет попал в Россию.

1

Слайды, репродукции картин.

5.

Приглашение на обед в 19 веке.

1

Слайды, репродукции картин.

6.

Элементарные правила общения людей.

1

Слайды, репродукции картин.

7.

 Правила поведения в общественных местах.

3

Слайды, репродукции картин.

8.

Правила поведения в музее, театре и на концерте

3

Слайды, репродукции картин, экскурсия в театр, концерт в школе искусств.

9.

Рыцарский турнир (занятие-конкурс)

2

Слайды, репродукции картин, конкурс.

10.

Путешествие с «волшебными словами». Заботливость. Ложь.

Слайды, репродукции картин.

11.

Тайна «золотого» правила.

Слайды, репродукции картин.

12.

Что означают наши имена.

Слайды, репродукции картин.

13.

Рыцари и Дамы.

1

Слайды, репродукции картин.

14.

В гостях у Мойдодыра и королевы Чистоты.

Слайды, репродукции картин.

15.

Взаимопомощь

1

Слайды, репродукции картин.

16.

Бережливость.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

17.

Заботливость.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

18.

Ложь.

1

Учебник, книги, рассказ учителя.

19.

Музыка в нашей жизни и звуки, которые нас окружают.

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

20.

В гостях у музыкальных инструментов.

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД, концерт в школе искусств.

21.

Знакомство с творчеством западноевропейских композиторов.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

22.

Весенняя сказка в музыке.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

23.

Родина на полотне.

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

24.

Природа в живописи (конкурс рисунков).

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД,экскурсия на море, экскурсия в «Батискаф» Альбом, акварель.

25.

Как прекрасен этот мир – посмотри!

1

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

26.

Звучный мир поэзии

2

Слайды, репродукции картин, запись произведений на СД/ДВД

27.

В книжном царстве-государстве

1

Поход в библиотеку.

28.

Всего:

33 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"

   Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, на основе ...

Рабочая программа по окружающему миру. 3 класс. УМК "Школа России"

Здесь представлена рабочая программа по окружающему миру по УМК "Школа России" 3 класс. Автор А.А.Плешаков....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования   на основе Примерной программы  ...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"

Учебно - тематическое планирование по окружающему миру. В программе дана пояснительная записка, содержание программы и результаты изучения предмета....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 ФГОС Школа России Плешаков

В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предм...


 

Комментарии

Алла Николаевна!Ваша авторская программа решает основную задачу эстетического воспитания в начальной школе - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начала в человеке.Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал ребенка, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.Удачи Вам в работе и конкурсах!С уважением Н.С.Рудакова

Алла Николаевна, Ваша программа актуальна в наше время,и поможет младшим школьникам войти в современный мир. Удачи и успехов!!!!!!!!!!!

Рудакова Алла Николаевна

Ирина Хиндулловна благодарю вас за ваш отзыв.Спасибо!