Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._po_okr._miru.rar36.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1.  программы «Школа России» для  начальных классов по окружающему миру и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
  2. федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
  3.  регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан №993 от 24.06.2011 г.);
  4. федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (приказ №2080 от 24.12.10 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный №19776).

Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен ность, которая определена особой актуальностью экологичес кого образования в современных условиях. С началом треть его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве ке их решение приобретает характер фактора выживания че ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:

  1. формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  2. духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ ных оценивать своё место в окружающем мире и участво вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож ностями для формирования у младших школьников фунда мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить на блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу ществлялся на основе следующих ведущих идей:

  1. идея многообразия мира;
  2. идея экологической целостности мира;
  3. идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру – это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых результатов имеет организация проектной деятель ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями осо бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Результаты изучения курса

        Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

        1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

        2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда

на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

        3)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

        4)        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

        5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

        6)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

        7)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

        8)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками и разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

        10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса <Окружающий мир» играет значительную роль в достижении  метапредметиых результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

            2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

            3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

            4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспexa;

         5)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

             6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

        7)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

        8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет. сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными  технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

             9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения  к известным понятиям;

          10)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждогo иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

          11)        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

        12)        овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

        13)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

        14)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствия с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

        При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

        1)        понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

        2)        сформированность уважительного отношения к России,  родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

        3)        осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

        4)        освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

        5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Роль и место дисциплины

В соответствии с базисным учебным планом курс Окружающий мир изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Адресат

Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3А класса МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.

Виды и формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение уроков изучения и первичного закрепления новых знаний, закрепления знаний, комплексного применения ЗУН обучающихся, обобщения и систематизации знаний, уроков – конференций, уроков зачетов, уроков открытых мыслей, уроков-исследований, проектной деятельности.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Итоговый контроль

  1. Четыре раза в год (в четверти) оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
  2. Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела,  проводится в форме проверочной работы, тестовой работы на печатной основе.

Программа составлена на основе базисного плана по окружающему миру   из расчёта 2 часа   в неделю,  общее количество часов  в  год – 68.

3 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

экскурсии

практичес-кие

работы

1

Как устроен мир

7

1

1

2

Эта удивительная природа

19

5

3

Мы и наше здоровье

8

3

4

Наша безопасность

9

1

1

5

Чему учит экономика

12

3

6

Путешествие по городам и странам

13

1

7

Итого

68

2

14

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:

Раздел «Человек и природа»

• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой

и неживой природы;

• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;

• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе

иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;

• использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;

• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.

Раздел «Человек и общество»

• различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности родного края;

• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных  высказываний;

• соблюдать правила личной безопасности и безопасности

окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.

Учебно – тематическое планирование к рабочей программе

по окружающему миру

класс 3 А

Количество  часов: в неделю – 2 часа

                           за год – 68 часов

№ п/п

№ в четверти

Название темы и разделов

Кол-во часов

Дидактический дополнительный материал, оборудование

Дата

I четверть

Раздел «Как устроен мир»

18

7

1.

1.

Экскурсия «Природа вокруг нас»

1

6.09

2.

2.

Природа. Многообразие природы. Значение природы для людей

1

Рисунки с предметами живой и неживой природы, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков)

8.09

3.

3.

Человек

1

Компьютер, мультфильм «Маугли», книга «Что такое?  Кто такой?».

4.

4.

Общество.

1

Энциклопедия для детей, карта России.

13.09

5.

5.

Мир глазами эколога

1

Иллюстрации для составления экологических связей.

15.09

6.

6.

Природа в опасности! (ролевая игра). Охрана природы нашего края.

1

компьютер, видеофильм «Экология»

20.09

7.

7.

Природе нужна твоя помощь Практическая работа «Изготовление кормушек для птиц»

 Тест

1

материалы для изготовления кормушки

22.09

Раздел «Эта удивительная

природа»

19

8.

8/1

Тела, вещества, частицы.

1

Кукла, стакан, ложка, книга, чашка, вода, сахар, воздушный шар.

27.09

9.

9/2

Разнообразие веществ.  

Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания»

1

Книга «Что такое?  Кто такой?»,соль, сахар, лимонная кислота, уксус, раствор йода, пипетка, крахмал, продукты

29.09

10.

10/3

Воздух и его охрана.

1

Стеклянные стаканы, два стекла прямоугольной формы, спичечный коробок, водный термометр, апельсин.

4.10

11.

11/4

Вода. Практическая работа «Изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра»

1

Стаканы с водой, соль, сахар, чайные ложки, стеклянные воронки, бумага для фильтра, лед, цветные полоски бумаги.

6.10

12.

12/5

Превращения и круговорот воды.

1

Тарелка со льдом, стакан с водой, видеоаппаратура, видеокассета «Круговорот воды в природе», книга «Почему так бывает».

11.10

13.

13/6

Берегите воду! Проверочная работа

1

Компьютер , видеофильм «Мы знакомимся с природой», схема «Круговорот воды в природе».

13.10

14.

14/7

Как разрушаются камни

1

Пинцет, монета, дощечка с двумя вбитыми гвоздями, фотографии с изображением пещер, образцы гранита.

18.10

15.

15/8

Что такое почва. Практическая работа «Состав почвы»

1

Стакан, вода, почва, фильтр, стекло, пинцет, книга «Великан на поляне».

20.10

16.

16/9

Разнообразие растений. Растения нашего края.

1

Гербарий (мхи, лишайники, папоротники), рисунки с изображением различных растений, атлас – определитель «От земли до неба», книга «Зеленые страницы».

25.10

17.

17/10

Солнце, растения и мы с вами. Контрольная работа за 1 четверть

1

Компьютер, видеокассета «Природоведение-3» (фильм «Тайны зеленого короля»), схемы дыхания и питания со снимающимися названиями веществ.

27.10

18.

18/11

Размножение и развитие растений. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными»

1

Компьютер, видеофильм «Мы знакомимся с природой», проращенные семена фасоли; коллекция «Плоды и семена», схемы «Дыхание растений», «Питание растений», динамическое пособие «Развитие растения из семени».

1.11

19.

1/12

II четверть

Охрана растений. Тест «Разнообразие растений»

14

1

Иллюстрации с изображениями

растений,

таблица «Развитие растения из семени»,

видеофильм «Растения

Красной книги».

8.11

20.

2/13

Разнообразие животных. Практическая работа «Разнообразие животных»

1

Иллюстрации с изображениями животных, компьютер, видеофильм «Мы знакомимся с природой», книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков).

10.11

21.

3/14

Кто что ест.  Цепи питания

1

Иллюстрации с изображениями животных, рисунки для составления цепей питания, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков).

15.11

22.

4/15

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

Рисунки для составления цепей питания, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков), атлас – определитель «От земли до неба», образец пирамиды.

17.11

23.

5/16

Размножение и развитие животных.

1

Компьютер, видеофильм «Кто как в лесу живет», мультфильм «Рикки-Тикки-Тави», книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков).

22.11

24.

6/17

Охрана животных.

1

Карточки с текстами из произведений К.Паустовского «Скрипучие половицы» и М.Пришвина «Кладовая солнца», картинки с изображениями животных, карта России, знаки «Правила поведения в природе».

24.11

25.

7/18

В царстве грибов.

1

Рисунки грибов, схема гриба.

29.11

26.

8/19

Великий круговорот жизни. Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Тест

1

Рисунки грибов и корзинки, схема строения грибов, компьютер, мультфильм «Король Лев».

1.12

Раздел «Мы и наше здоровье»

8

27.

9/1

Организм человека

1

Плакаты «Строение тела», «Пищеварительная система», «Кровеносная система», «Нервная система».

6.12

28.

10/2

Органы чувств

1

Видеофильм «Сенсорные системы».

8.12

29.

11/3

Надежная защита организма  Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи. Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи»

1

Лупы, чистые стеклышки, видеофильм «Кожа».

13.12

30.

12/4

Опора тела и движение

1

Таблица «Скелет человека».

15.12

31.

13/5

Наше питание.  

Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковке)»

1

 Таблица «Пищеварительная система», этикетки от различных продуктов.

20.12

32.

14/6

Дыхание и кровообращение

Практическая работа «Подсчет ударов пульса»

Контрольная работа за Ι полугодие

1

Таблицы «Органы дыхания», «Кровеносная система», «Пищеварительная система».

22.12

2 резервных урока   27.12 и 29.12

33.

1/7

III четверть    

Умей предупреждать болезни

20 ч

1

Плакат «Органы дыхания», иллюстрации с изображением различных видов спорта, листы с текстами для учеников.

17.01

34.

2/8

Здоровый образ жизни. Проверочная работа «Тело человека и охрана здоровья»

1

Иллюстрации с изображениями шиповника, облепихи, черной смородины, моркови, тыквы, коробочки от витаминов, видеофильм «Поведение».

19.01

Раздел «Наша безопасность»

9

35.

3/1

Огонь, вода и газ

1

Два телефона, карточки с телефонами 01 и 04.

24.01

36.

4/2

Чтобы путь был счастливым

1

Модели светофоров, модели дорожных знаков, рисунок велосипеда.

26.01

37.

5/3

Дорожные знаки

1

Дорожные знаки.

31.01

38.

6/4

Дорожные знаки (экскурсия)

1

2.02

39.

7/5

Опасные места

1

Мультфильмы «Крокодил Гена», «Ну погоди».

7.02

40.

8/6

О молниях, змеях, собаках и прочем

1

Иллюстрации с изображениями кошек и собак, ядовитых растений, змей, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков), атлас – определитель «От земли до неба»,

9.02

41-42.

9,10/7,8

Экологическая безопасность

Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды»

2

Бытовой фильтр, таблица «Город», пластиковая бутылка, соломка для коктейлей,  вата, кружок промокательной бумаги, крупные, мелкие камешки, крупный, мелкий песок, карточки с терминами

14.02

16.02

43.

11/9

Обобщение по разделу «Наша безопасность». Тест

1

альбомные листы

21.02

Раздел «Чему учит экономика»

12

44.

12/1

Для чего нужна экономика

1

Рисунки с изображениями ножниц, машины, стиральной машины, пылесоса, кастрюли, букета цветов.

23.02

45.

13/2

«Три кита» экономики. Игра «Крестики-нолики»

1

Рисунок мельницы, карточки с терминами.

28.02

46.

14/3

Полезные ископаемые. Практическая работа «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых»

1

Образцы из коллекции полезных ископаемых (железная руда, каменный уголь, нефть, глина, известняк).

1.03

47.

15/4

Растениеводство

Практическая работа «Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений»

1

Рисунки с изображениями культурных растений, гербарий, атлас – определитель «От земли до неба».

6.03

48.

16/5

Животноводство

1

Рисунки с изображениями домашних животных, карточки с названиями культурных растений, видеофильмы, книга «Что такое?  Кто такой?».

8.03

49.

17/6

Какая бывает промышленность?

1

Зеркало, вещи из алюминия, золота, серебра, железа, градусник, листы с текстом статьи «Электростанция» из книги «Что такое?  Кто такой?».

13.03

50.

18/7

Что такое деньги

1

Образцы бумажных и металлических денег России и других стран

15.03

51.

19/8

Что такое деньги. Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами»

1

Образцы бумажных и металлических денег России и других стран, пара обуви, кусок ткани, шкура животного, фигурка быка, чай, соль, раковина.

20.03

52.

20/9

Государственный бюджет

Контрольная работа за ΙΙΙ четверть

1

Карточки с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», фильм «Приключения Буратино».

22.03

53.

1/10

IV четверть

Семейный бюджет.

16

1

Карточки с терминами «бюджет», «доход», «расход», листы с текстами.

3.04

54.

2/11

Экономика и экология.

1

Физическая карта России.

5.04

55.

3/12

Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Тест

1

10.04

Раздел «Путешествие по городам и странам»

13

56-57.

4,5/1,2

Золотое кольцо России

2

Иллюстрации с видами достопримечательностей городов, карта путешествия, карточки с названиями городов.

12.04

58.

6/3

Наши ближайшие соседи

1

Физическая карта России, иллюстрации с видами достопримечательностей зарубежных стран.

17.04

59-60.

7,8/4,5

На севере Европы

2

Политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильмы.

19.04

24.04

61

9/6

Что такое Бенилюкс?

1

Политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов.

26.04

62-63.

10,11/7,8

В центре Европы

2

Карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильм «Бременские музыканты», иллюстрации с изображением немецких автомобилей.

3.03

8.05

64-65.

12,13/9,10

Путешествие по Франции и Великобритании

2

Иллюстрации достопримечательностей Франции и Великобритании, мультфильмы «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», видеозапись о Париже и Версале.

10.05

15.05

66.

14/11

На юге Европы

Итоговая контрольная работа

1

Мультфильм «Приключения Чиполлино».

17.05

67.

15/12

По знаменитым местам мира

Практическая работа «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов»

1

Иллюстрации  с видами достопримечательностей мира, политическая карта мира, видеофильм «Семь чудес света».

24.04

68.

16/13

Что мы узнали и чему научились за год.

Защита проектных исследовательских работ

1

29.05

Содержание тем учебного курса

Основные содержательные линии курса

  1. Человек и природа
  2. Человек и общество

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко логия – наука о связях между живыми существами и окру жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды хание и питание растений. Размножение и развитие расте ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко мые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (8 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан ка. Значение физического труда и физкультуры для разви тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (9 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе ние. Построение безопасной экономики – одна из важней ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече ства – долг всего общества и каждого человека.

К концу 3 класса обучающиеся должны знать:

  1. человек — часть природы и общества;
  2. что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  3. основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  4. основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  5. взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  6. взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздей ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  7. строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  8. правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  9. правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  10. правила безопасного поведения в быту и на улице, основ ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос ти, основы экологической безопасности;
  11. потребности людей; товары и услуги;
  12. роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо мике, основы семейного бюджета;
  13. некоторые города России, их главные достопримечатель ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

  1. распознавать природные объекты с помощью атласа-опре делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  2. проводить наблюдения природных тел и явлений, прос тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре зультаты;
  3. объяснять в пределах требований программы взаимосвя зи в природе и между природой и человеком;
  4. соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  5. выполнять правила личного поведения в природе, обос новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  6. выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  7. владеть элементарными приемами чтения карты;
  8. приводить примеры городов России, стран – соседей Рос сии, стран зарубежной Европы и их столиц.

Перечень учебно – методического обеспечения

Учебно – методический комплект

  1. Программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.  
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник 3 класс. – М.: Просвещение, 2010.
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Плешаков А.А.От земли до неба.  Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
  2. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Натуральные объекты

  1. Коллекции полезных ископаемых
  2. Коллекции плодов и семян растений
  3. Гербарии культурных и дикорастущих растений
  4. Живые объекты (комнатные растения)

Технические средства

  1. Классная доска
  2. Компьютер

Список литературы

Литература для обучающихся:

  1. Основная:
  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2010
  2. Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к  учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2010
  3. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 3 класс. – М.: Вита Пресс, 2010

  1. Дополнительная:
  1. Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  2. Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  3. Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
  4. Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  5. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  6. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  7. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  8. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  9. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Пособия для учителя:

  1. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
  2. Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010

  1. Муковникова О. Г. Природоведение. 3 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
  2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
  3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
  4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
  5. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

городского округа закрытое административно-территориальное образование

 город Межгорье Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

_____________/Гайсина Р.Р./

                           

Протокол № ______

от «__»___________200___г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №  1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

_____________/Томина М.П./

 «__»____________200___г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 1    ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан

_____________/Лебедев С.А./

Приказ №_____

от «__»____________200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Гайсиной Риммы Рафаильевны,

учителя первой  квалификационной категории

/Ф.И.О., категория/

по окружающему миру  для 3 А  класса

/предмет, класс и т.п./

2011-2012  уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...