Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, УМК "Школа России" к учебника А.А.Плешакова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._po_okr._miru.rar | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- программы «Школа России» для начальных классов по окружающему миру и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном образовательном стандарте общего образования (№ 1089 от 05.03.2004 г.);
- федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования и науки РФ №1312 от 09.03.2004 г.);
- регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (приказ министерства образования Республики Башкортостан №993 от 24.06.2011 г.);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год (приказ №2080 от 24.12.10 г. Зарегистрирован Минюстом России 10 февраля 2011 г., регистрационный №19776).
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направлен ность, которая определена особой актуальностью экологичес кого образования в современных условиях. С началом треть его тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI ве ке их решение приобретает характер фактора выживания че ловечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса явля ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ ных оценивать своё место в окружающем мире и участво вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож ностями для формирования у младших школьников фунда мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить на блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг воп росов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом чело век, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осу ществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру – это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых результатов имеет организация проектной деятель ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями осо бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками и разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса <Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметиых результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспexa;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет. сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждогo иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствия с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Роль и место дисциплины
В соответствии с базисным учебным планом курс Окружающий мир изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Адресат
Рабочая учебная программа предназначена для общеобразовательных учреждений, разработана для общеобразовательного 3А класса МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан.
Виды и формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение уроков изучения и первичного закрепления новых знаний, закрепления знаний, комплексного применения ЗУН обучающихся, обобщения и систематизации знаний, уроков – конференций, уроков зачетов, уроков открытых мыслей, уроков-исследований, проектной деятельности.
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Итоговый контроль
- Четыре раза в год (в четверти) оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
- Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы, тестовой работы на печатной основе.
Программа составлена на основе базисного плана по окружающему миру из расчёта 2 часа в неделю, общее количество часов в год – 68.
3 класс (68 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | |
экскурсии | практичес-кие работы | |||
1 | Как устроен мир | 7 | 1 | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 19 | 5 | |
3 | Мы и наше здоровье | 8 | 3 | |
4 | Наша безопасность | 9 | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 12 | 3 | |
6 | Путешествие по городам и странам | 13 | 1 | |
7 | Итого | 68 | 2 | 14 |
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения учащиеся должны знать и уметь:
Раздел «Человек и природа»
• различать (узнавать) изученные объекты и явления живой
и неживой природы;
• описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
• сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• использовать естественно - научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
• понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения.
Раздел «Человек и общество»
• различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности родного края;
• использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных высказываний;
• соблюдать правила личной безопасности и безопасности
окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Учебно – тематическое планирование к рабочей программе
по окружающему миру
класс 3 А
Количество часов: в неделю – 2 часа
за год – 68 часов
№ п/п | № в четверти | Название темы и разделов | Кол-во часов | Дидактический дополнительный материал, оборудование | Дата |
I четверть Раздел «Как устроен мир» | 18 7 | ||||
1. | 1. | Экскурсия «Природа вокруг нас» | 1 | 6.09 | |
2. | 2. | Природа. Многообразие природы. Значение природы для людей | 1 | Рисунки с предметами живой и неживой природы, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков) | 8.09 |
3. | 3. | Человек | 1 | Компьютер, мультфильм «Маугли», книга «Что такое? Кто такой?». | |
4. | 4. | Общество. | 1 | Энциклопедия для детей, карта России. | 13.09 |
5. | 5. | Мир глазами эколога | 1 | Иллюстрации для составления экологических связей. | 15.09 |
6. | 6. | Природа в опасности! (ролевая игра). Охрана природы нашего края. | 1 | компьютер, видеофильм «Экология» | 20.09 |
7. | 7. | Природе нужна твоя помощь Практическая работа «Изготовление кормушек для птиц» Тест | 1 | материалы для изготовления кормушки | 22.09 |
Раздел «Эта удивительная природа» | 19 | ||||
8. | 8/1 | Тела, вещества, частицы. | 1 | Кукла, стакан, ложка, книга, чашка, вода, сахар, воздушный шар. | 27.09 |
9. | 9/2 | Разнообразие веществ. Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания» | 1 | Книга «Что такое? Кто такой?»,соль, сахар, лимонная кислота, уксус, раствор йода, пипетка, крахмал, продукты | 29.09 |
10. | 10/3 | Воздух и его охрана. | 1 | Стеклянные стаканы, два стекла прямоугольной формы, спичечный коробок, водный термометр, апельсин. | 4.10 |
11. | 11/4 | Вода. Практическая работа «Изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | 1 | Стаканы с водой, соль, сахар, чайные ложки, стеклянные воронки, бумага для фильтра, лед, цветные полоски бумаги. | 6.10 |
12. | 12/5 | Превращения и круговорот воды. | 1 | Тарелка со льдом, стакан с водой, видеоаппаратура, видеокассета «Круговорот воды в природе», книга «Почему так бывает». | 11.10 |
13. | 13/6 | Берегите воду! Проверочная работа | 1 | Компьютер , видеофильм «Мы знакомимся с природой», схема «Круговорот воды в природе». | 13.10 |
14. | 14/7 | Как разрушаются камни | 1 | Пинцет, монета, дощечка с двумя вбитыми гвоздями, фотографии с изображением пещер, образцы гранита. | 18.10 |
15. | 15/8 | Что такое почва. Практическая работа «Состав почвы» | 1 | Стакан, вода, почва, фильтр, стекло, пинцет, книга «Великан на поляне». | 20.10 |
16. | 16/9 | Разнообразие растений. Растения нашего края. | 1 | Гербарий (мхи, лишайники, папоротники), рисунки с изображением различных растений, атлас – определитель «От земли до неба», книга «Зеленые страницы». | 25.10 |
17. | 17/10 | Солнце, растения и мы с вами. Контрольная работа за 1 четверть | 1 | Компьютер, видеокассета «Природоведение-3» (фильм «Тайны зеленого короля»), схемы дыхания и питания со снимающимися названиями веществ. | 27.10 |
18. | 18/11 | Размножение и развитие растений. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными» | 1 | Компьютер, видеофильм «Мы знакомимся с природой», проращенные семена фасоли; коллекция «Плоды и семена», схемы «Дыхание растений», «Питание растений», динамическое пособие «Развитие растения из семени». | 1.11 |
19. | 1/12 | II четверть Охрана растений. Тест «Разнообразие растений» | 14 1 | Иллюстрации с изображениями растений, таблица «Развитие растения из семени», видеофильм «Растения Красной книги». | 8.11 |
20. | 2/13 | Разнообразие животных. Практическая работа «Разнообразие животных» | 1 | Иллюстрации с изображениями животных, компьютер, видеофильм «Мы знакомимся с природой», книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков). | 10.11 |
21. | 3/14 | Кто что ест. Цепи питания | 1 | Иллюстрации с изображениями животных, рисунки для составления цепей питания, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков). | 15.11 |
22. | 4/15 | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | 1 | Рисунки для составления цепей питания, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков), атлас – определитель «От земли до неба», образец пирамиды. | 17.11 |
23. | 5/16 | Размножение и развитие животных. | 1 | Компьютер, видеофильм «Кто как в лесу живет», мультфильм «Рикки-Тикки-Тави», книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков). | 22.11 |
24. | 6/17 | Охрана животных. | 1 | Карточки с текстами из произведений К.Паустовского «Скрипучие половицы» и М.Пришвина «Кладовая солнца», картинки с изображениями животных, карта России, знаки «Правила поведения в природе». | 24.11 |
25. | 7/18 | В царстве грибов. | 1 | Рисунки грибов, схема гриба. | 29.11 |
26. | 8/19 | Великий круговорот жизни. Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Тест | 1 | Рисунки грибов и корзинки, схема строения грибов, компьютер, мультфильм «Король Лев». | 1.12 |
Раздел «Мы и наше здоровье» | 8 | ||||
27. | 9/1 | Организм человека | 1 | Плакаты «Строение тела», «Пищеварительная система», «Кровеносная система», «Нервная система». | 6.12 |
28. | 10/2 | Органы чувств | 1 | Видеофильм «Сенсорные системы». | 8.12 |
29. | 11/3 | Надежная защита организма Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи. Упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи» | 1 | Лупы, чистые стеклышки, видеофильм «Кожа». | 13.12 |
30. | 12/4 | Опора тела и движение | 1 | Таблица «Скелет человека». | 15.12 |
31. | 13/5 | Наше питание. Практическая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковке)» | 1 | Таблица «Пищеварительная система», этикетки от различных продуктов. | 20.12 |
32. | 14/6 | Дыхание и кровообращение Практическая работа «Подсчет ударов пульса» Контрольная работа за Ι полугодие | 1 | Таблицы «Органы дыхания», «Кровеносная система», «Пищеварительная система». | 22.12 |
2 резервных урока 27.12 и 29.12 |
33. | 1/7 | III четверть Умей предупреждать болезни | 20 ч 1 | Плакат «Органы дыхания», иллюстрации с изображением различных видов спорта, листы с текстами для учеников. | 17.01 |
34. | 2/8 | Здоровый образ жизни. Проверочная работа «Тело человека и охрана здоровья» | 1 | Иллюстрации с изображениями шиповника, облепихи, черной смородины, моркови, тыквы, коробочки от витаминов, видеофильм «Поведение». | 19.01 |
Раздел «Наша безопасность» | 9 | ||||
35. | 3/1 | Огонь, вода и газ | 1 | Два телефона, карточки с телефонами 01 и 04. | 24.01 |
36. | 4/2 | Чтобы путь был счастливым | 1 | Модели светофоров, модели дорожных знаков, рисунок велосипеда. | 26.01 |
37. | 5/3 | Дорожные знаки | 1 | Дорожные знаки. | 31.01 |
38. | 6/4 | Дорожные знаки (экскурсия) | 1 | 2.02 | |
39. | 7/5 | Опасные места | 1 | Мультфильмы «Крокодил Гена», «Ну погоди». | 7.02 |
40. | 8/6 | О молниях, змеях, собаках и прочем | 1 | Иллюстрации с изображениями кошек и собак, ядовитых растений, змей, книга «Зеленые страницы» (А.А.Плешаков), атлас – определитель «От земли до неба», | 9.02 |
41-42. | 9,10/7,8 | Экологическая безопасность Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» | 2 | Бытовой фильтр, таблица «Город», пластиковая бутылка, соломка для коктейлей, вата, кружок промокательной бумаги, крупные, мелкие камешки, крупный, мелкий песок, карточки с терминами | 14.02 16.02 |
43. | 11/9 | Обобщение по разделу «Наша безопасность». Тест | 1 | альбомные листы | 21.02 |
Раздел «Чему учит экономика» | 12 | ||||
44. | 12/1 | Для чего нужна экономика | 1 | Рисунки с изображениями ножниц, машины, стиральной машины, пылесоса, кастрюли, букета цветов. | 23.02 |
45. | 13/2 | «Три кита» экономики. Игра «Крестики-нолики» | 1 | Рисунок мельницы, карточки с терминами. | 28.02 |
46. | 14/3 | Полезные ископаемые. Практическая работа «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых» | 1 | Образцы из коллекции полезных ископаемых (железная руда, каменный уголь, нефть, глина, известняк). | 1.03 |
47. | 15/4 | Растениеводство Практическая работа «Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений» | 1 | Рисунки с изображениями культурных растений, гербарий, атлас – определитель «От земли до неба». | 6.03 |
48. | 16/5 | Животноводство | 1 | Рисунки с изображениями домашних животных, карточки с названиями культурных растений, видеофильмы, книга «Что такое? Кто такой?». | 8.03 |
49. | 17/6 | Какая бывает промышленность? | 1 | Зеркало, вещи из алюминия, золота, серебра, железа, градусник, листы с текстом статьи «Электростанция» из книги «Что такое? Кто такой?». | 13.03 |
50. | 18/7 | Что такое деньги | 1 | Образцы бумажных и металлических денег России и других стран | 15.03 |
51. | 19/8 | Что такое деньги. Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами» | 1 | Образцы бумажных и металлических денег России и других стран, пара обуви, кусок ткани, шкура животного, фигурка быка, чай, соль, раковина. | 20.03 |
52. | 20/9 | Государственный бюджет Контрольная работа за ΙΙΙ четверть | 1 | Карточки с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», фильм «Приключения Буратино». | 22.03 |
53. | 1/10 | IV четверть Семейный бюджет. | 16 1 | Карточки с терминами «бюджет», «доход», «расход», листы с текстами. | 3.04 |
54. | 2/11 | Экономика и экология. | 1 | Физическая карта России. | 5.04 |
55. | 3/12 | Обобщение по разделу «Чему учит экономика». Тест | 1 | 10.04 | |
Раздел «Путешествие по городам и странам» | 13 | ||||
56-57. | 4,5/1,2 | Золотое кольцо России | 2 | Иллюстрации с видами достопримечательностей городов, карта путешествия, карточки с названиями городов. | 12.04 |
58. | 6/3 | Наши ближайшие соседи | 1 | Физическая карта России, иллюстрации с видами достопримечательностей зарубежных стран. | 17.04 |
59-60. | 7,8/4,5 | На севере Европы | 2 | Политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильмы. | 19.04 24.04 |
61 | 9/6 | Что такое Бенилюкс? | 1 | Политическая карта Европы, карточки с названиями стран, их столиц и флагов. | 26.04 |
62-63. | 10,11/7,8 | В центре Европы | 2 | Карточки с названиями стран, их столиц и флагов, мультфильм «Бременские музыканты», иллюстрации с изображением немецких автомобилей. | 3.03 8.05 |
64-65. | 12,13/9,10 | Путешествие по Франции и Великобритании | 2 | Иллюстрации достопримечательностей Франции и Великобритании, мультфильмы «Красная Шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах», видеозапись о Париже и Версале. | 10.05 15.05 |
66. | 14/11 | На юге Европы Итоговая контрольная работа | 1 | Мультфильм «Приключения Чиполлино». | 17.05 |
67. | 15/12 | По знаменитым местам мира Практическая работа «Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов» | 1 | Иллюстрации с видами достопримечательностей мира, политическая карта мира, видеофильм «Семь чудес света». | 24.04 |
68. | 16/13 | Что мы узнали и чему научились за год. Защита проектных исследовательских работ | 1 | 29.05 |
Содержание тем учебного курса
Основные содержательные линии курса
- Человек и природа
- Человек и общество
3 класс (68 ч)
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко логия – наука о связях между живыми существами и окру жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри цательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо мия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды хание и питание растений. Размножение и развитие расте ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан ка. Значение физического труда и физкультуры для разви тия скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ ме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (9 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор мационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загряз ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об разования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем ных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш ленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе ние. Построение безопасной экономики – одна из важней ших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (13 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча тельности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человече ства – долг всего общества и каждого человека.
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение при роды для человека, отрицательное и положительное воздей ствие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основ ные дорожные знаки; правила противопожарной безопаснос ти, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в эконо мике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечатель ности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-опре делителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, прос тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре зультаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвя зи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обос новывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, ока зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей Рос сии, стран зарубежной Европы и их столиц.
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно – методический комплект
- Программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник 3 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А.Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.
Печатные пособия
- Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
- Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Натуральные объекты
- Коллекции полезных ископаемых
- Коллекции плодов и семян растений
- Гербарии культурных и дикорастущих растений
- Живые объекты (комнатные растения)
Технические средства
- Классная доска
- Компьютер
Список литературы
Литература для обучающихся:
- Основная:
- Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2010
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Проверим себя в 2-х частях: 3 класс. – М.: Вита Пресс, 2010
- Дополнительная:
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
Пособия для учителя:
- Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004
- Дмитриева О. И. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО, 2010
- Муковникова О. Г. Природоведение. 3 класс. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас». – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан | ||
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО _____________/Гайсина Р.Р./
Протокол № ______ от «__»___________200___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан _____________/Томина М.П./ «__»____________200___г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан _____________/Лебедев С.А./ Приказ №_____ от «__»____________200___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Гайсиной Риммы Рафаильевны,
учителя первой квалификационной категории
/Ф.И.О., категория/
по окружающему миру для 3 А класса
/предмет, класс и т.п./
2011-2012 уч. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...