Главные вкладки

    «Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»
    материал по теме

    Ибрагимова Ирина Владимировна

    «Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»

    Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.

    Ученическое самоуправление– форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

    Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

    Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

    Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

    В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей  в управлении своим классным  коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

            Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»

    Слайд 2

    Самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.

    Слайд 3

    Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания. Адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

    Слайд 4

    Цель: создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества, креативность, инициативность, самостоятельность.

    Слайд 5

    - повышение активности учащихся в классных делах; - реализация интересов каждого учащегося; - привлечение родителей к совместной деятельности. - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела; Задачи :

    Слайд 6

    создание условий для развития; - создание благоприятных условий совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей); - формирование толерантности, умения общаться.

    Слайд 7

    Принципы самоуправления 1. Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения. 2 . Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов. 3 . Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся. 4 . Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

    Слайд 8

    5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся. 6 . Гуманность – действия органов самоуправления должны базироваться на нравственных принципах. 7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся. 8. Ответственность –необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями .

    Слайд 9

    Особенности самоуправления в классе Самоуправление в классе организуется по форме школьного самоуправления. 2. Актив класса организует работу по самоуправлению в классе. 3. Классный руководитель исполняет роль консультанта.

    Слайд 10

    Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы.

    Слайд 11

    Выборы командира проходят тайным голосованием Остальные обязанности распределяются по желанию детей

    Слайд 12

    Правила выполнения поручений: Относись к выполнению порученного дела ответственно. Выполняй поручения с удовольствием. Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим. Если трудно, обращайся за помощью. Спеши делать добро!

    Слайд 13

    Правила жизни в классном коллективе. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.

    Слайд 14

    Законы коллектива Закон правды : Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив! Закон добра : Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. Закон заботы : Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях. Закон любви : Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее. Закон милосердия : Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди,у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

    Слайд 15

    Закон памяти : Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории. Закон уважения : Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других. Закон старости : Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован. Закон свободы : Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека. Закон смелости : Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел! Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

    Слайд 16

    Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе.

    Слайд 17

    Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.



    Предварительный просмотр:

    «Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»

    Что означает слово – самоуправление? Заглянем в словарь: самоуправление – управление делами своими собственными силами в какой-нибудь организации, коллективе.

    Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

    Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания.

    Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

    Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

    В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей  в управлении своим классным  коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

            Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.

    Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

          В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач поставленных перед классом.

    Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.
    Цель организации ученического самоуправления в классе:

            - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества, креативность, инициативность, самостоятельность.

    Задачи организации ученического самоуправления в классе:

    - повышение активности учащихся в классных делах;
    - реализация интересов каждого учащегося;
    - привлечение родителей к совместной деятельности.
    - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
    - создать условия для развития;
    - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);
    - формировать толерантность, умение общаться.

    Принципы самоуправления

    1.Равноправие – все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения.

    2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.

    3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

    4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

    5. Целесообразность – деятельность органов самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

    6. Гуманность – действия органов самоуправления должны базироваться на нравственных принципах.

    7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.

    8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

    Особенности самоуправления в классе

    1. Самоуправление в классе организуется по форме школьного самоуправления.

    2. Актив класса организует работу по самоуправлению в классе.

    3. Классный руководитель при организации работы по самоуправлению исполняет роль консультанта, помогающего правильно спланировать работу, разобраться в конфликтных ситуациях.

    В самоуправлении главное не органы, а деятельность, направленная на совершенствование жизни класса.

    Орган самоуправления не может ученикам ничего приказывать. Самоуправление подразумевает готовность учащихся к участию в управлении обществом.

    Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

    - определяет основные направления классной жизни.
    - обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
    - совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
    - высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.
    - избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива.
    - собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

    Службы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности (познавательной, трудовой, культурно-массовой, социальной, спортивной и т.д.) так, чтобы все учащиеся входили в ту или иную службу. Каждая служба выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса (актив класса). Все члены совета по очереди исполняют роль старосты.
    Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.

    Я не могу однозначно, относится к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но я думаю, это не будет самоуправлением в том виде, как я представляю, когда школьники работают сами - являются инициаторами, организаторами школьной жизни. Когда взрослые помогают, но только не в качестве руководителей, а в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу.
    Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность -
    заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
    Начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

    Из опыта работы

    В моём классе выборы командира проходят тайным голосованием, каждый ребёнок пишет на листочке кого бы он хотел выбрать и почему.

        Все остальные обязанности распределяются по желанию детей. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность. Перевыборы проходят 1 раз в полгода. Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.
    Сегодня особой популярностью пользуются книги и фильмы про Гарри Поттера. Главный герой встречается с трудностями, которые он решает вместе со своими друзьями и с помощью своих способностей. Дети ярко представляют себе и школу волшебников, где учится герой. В школе ученики разделены в соответствии своих способностей.
    В классе мы выделяем группы (службы) не по способностям, а по интересам. Причем детям предоставляется возможность в течение года попробовать себя в разных службах.

    На классном собрании принимаются правила выполнения поручений: 

    1. Относись к выполнению порученного дела ответственно.
    2. Выполняй поручения с удовольствием.
    3. Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.
    4. Если трудно, обращайся за помощью.
    5. Спеши делать добро!

    Нами разработаны правила жизни в классном коллективе. 

    1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку.

     2. Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи.

    3. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей.

     4. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.

    Сформулированы законы коллектива

    1. Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
    2. Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
    3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
    4. Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
    5. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
    6. Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
    7. Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
    8. Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
    9. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
    10. Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
    11. Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

    Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.

    Участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, Они принимают участие в классных мероприятиях, Здесь

    прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом можно сделать вывод.

    1. Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.
    2. Самоуправление способствует личностному росту младших  школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
    3.           Наиболее успешным является разноуровневый подход в           организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели в среднем и старшем звене.
    4. Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей.
    5. Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

    А это и есть формирование социальной активности.

    И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то я думаю, такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

    Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация классного самоуправления

    Спмски класса по группам...

    Программ классного самоуправления "Росток"

    Программ классного самоуправления "Росток"...

    Классное самоуправление

    Положение о классном самоуправлении....

    Классное самоуправление

    Положение о классном самоуправлении в начальной школе....

    Классное самоуправление

    Отчет на школьном МО классных руководителей....

    Классное самоуправление

    Положение о классном самоуправлении....

    Потенциал классного самоуправления для развития УУД в начальной школе.

    Статья раскрывает возможности классного самоуправления для развития УУД....