Потенциал классного самоуправления для развития УУД в начальной школе.
статья

Марина Владимировна Воропаева

Статья раскрывает возможности классного самоуправления для развития УУД у учащихся начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potentsial_klassnogo_samoupravleniya_dlya_razvitiya_uud.docx57.07 КБ

Предварительный просмотр:

Потенциал классного самоуправления для развития УУД

в начальной школе

Перемены в общественной жизни нашей страны, экономические изменения привели к разрушению нравственных и духовных ценностей. От усвоенной многими позиции «делай как все» произошёл поворот к индивидуальности и самоценности каждого отдельного человека.

Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой образовательной и воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход — подход, при котором цели и содержание деятельности, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения и воспитания, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к деятельности. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями и возможностями модифицировать цели и результаты деятельности. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход (Learner-centred approach) основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Личностно-ориентированный подход в современных условиях гуманизации всех звеньев образовательной и воспитательной системы – базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом. Личностно-ориентированный подход предполагает помощь учащемуся в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации, самоутверждения. В коллективном обучении и воспитании это означает создание гуманистических взаимоотношений, благодаря которым воспитанник осознает себя личностью и учится видеть личность в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека.

Главная воспитательная задача современной школы  -  создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях образовательного процесса. Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что  невозможно без создания ученического самоуправления.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. (Советский энциклопедический словарь. /Гл.ред. А. М. Прохоров.- 4-е изд.-М., 1988.- С.568).

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем  опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого, воспитательная система П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И.П. Иванова, авторская школа самоопределения А.Н. Тубельского. Следует заметить, что долгие годы ученическое самоуправление рассматривалось однозначно, как средство укрепления дисциплины и порядка.

Классное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Цель самоуправления:

Обеспечить управление школьным коллективом, преподавателями и учениками на основе их взаимодоверия и требовательности, уважения и ответственности, творческого сотрудничества.

  Задачи  самоуправления:

  • Развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции.
  • Развитие у детей организаторских и управленческих способностей, самостоятельности и ответственности.
  • Развитие отношений заботы друг о друге, о школе, о младших товарищах, взаимоуважение детей и взрослых.
  • Развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива.
  • Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в конкретных делах класса.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. При этом необходимо принятие педагогами следующих принципиальных основ детского самоуправления:

  • Смысл детского самоуправления состоит в том, чтобы они приобретали личный опыт межличностного взаимодействия.
  • Детское самоуправление специальная деятельность детей «по управлению» в режиме протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников.
  • Создание системы детского самоуправления это форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде.
  • Соуправление детей и взрослых и особенно детское самоуправление - близкие по духу, но все-таки разные вещи. Если в первом случае дети и взрослые являются равноправными партнёрами в общей деятельности, то во втором случае у взрослых есть только пассивное право помочь детям, у детей же есть право, как запросить помощь взрослых, так и обойтись без неё.
  • Если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме самоуправления, они могут высказать свои критические замечания в открытом честном диалоге. Дети вправе учесть замечания взрослых или не согласиться с ними.

Участвуя в работе органов классного самоуправления, учащиеся  приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера. Все составляющие классного самоуправления обеспечивают формирование личностных и метапредметных образовательных результатов. Классное самоуправление предоставляет широкие возможности формирования познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД через активное участие в реализации поставленных задач. Подлинное самоуправление в широком понимании данного слова - это стиль жизни ученического коллектива. Помогают создать этот стиль коллективное планирование, организация в классе постоянно действующих команд, временных советов дел, штабов, комиссий, предназначенных для подготовки и проведения конкретных дел. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого ученика.

Деятельность самоуправления строится на таких принципах, как:

Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться в проделанной работе и её результатах перед общим собранием.

Можно выделить три этапа развития самоуправления:

1-й этап развития активности – зарождение:

Деятельность личности по добросовестному выполнению поручения формирует добросовестность к порученному делу. 

Для первого этапа характерно проведение работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, уважительного отношения к членам коллектива, стремления к активной деятельности. На этом этапе динамика ученического самоуправления полностью зависит от педагога. Поэтому необходимо изучать уровень социальной активности учащихся.

2-й этап развития активности - становление:

Выполнение общественных поручений, при которых он сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе.

Второй этап характеризуется стабильностью деятельности ученического актива и постоянным расширением его прав и обязанностей. Инициатива в самоуправленческой деятельности на этом этапе исходит не только от педагогов, но и от значительной части детского коллектива. Некоторые виды деятельности коллектива полностью возглавляются учащимися. Формируются постоянно действующие органы самоуправления. Педагог старается развить у учащихся потребность в самоанализе, самооценке и самоорганизации.

3-й этап развития активности - самосовершенствование:

Ученик сам выбирает дело и определяет пути его выполнения; характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

На третьем этапе основой ученического самоуправления являются общественное мнение и твердо устоявшиеся традиции. Самоуправление получает четкую структуру и содержательную завершенность.

На всех этапах развития система классного коллектива формируется под руководством педагога.

Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий.

Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и педагогами.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ  УЧЕБНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ по  А.  Г.  Асмолову.

«В  широком  значении  термин  «универсальные  учебные  действия»  означает  умение  учиться,  т. е. способность  ученика  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию путем сознательного и  активного  присвоения  нового  социального  опыта.  В   более   узком значении этот термин  можно  определить  как  совокупность  способов действий  учащегося,  обеспечивающих  самостоятельное  усвоение  новых  знаний,  формирование умений, включая организацию этого процесса. Достижение  умения  учиться  предполагает полноценное  освоение  школьниками  всех  компонентов  учебной  деятельности:

  • познавательные  и  учебные  мотивы;
  • учебная  цель;
  • учебная  задача;
  • учебные  действия  и  операции.

В составе   основных   видов   универсальных  учебных  действий,  соответствующих  ключевым целям   общего   образования,   можно   выделить четыре  блока:

  • личностный;
  • регулятивный;
  • познавательный;
  • коммуникативный.»

УУД - это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться, а также обеспечивающие процесс саморазвития и самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового учебно-познавательного опыта.

Формирование  УУД  является  составной  частью  рабочих учебных программ по всем предметам. В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности и непосредственно при осуществлении самоуправления у учащихся будут сформированы личностные,  познавательные,  коммуникативные  и  регулятивные УУД как умения  учиться в  общении, основа  учебного  сотрудничества,  основа самосовершенствования. В составе основных видов УУД можно выделить личностные УУД и метапредметные УУД, подразделяющиеся на три блока: познавательные УУД; коммуникативные УУД, регулятивные УУД. В  блок личностных УУД входят: самоопределение (жизненное, личностное,  профессиональное);  действия  смыслообразования; нравственно-этическое оценивание,  реализуемые  на  основе  ценностно-смысловой ориентации воспитанниц(готовности  к  жизненному  и  личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами),а  также на  основе ориентации  в  социальных  ролях  и межличностных отношениях.

При рассмотрении понятия «универсальные учебные действия» важно отметить, что ребенок в своем развитии должен уметь учиться всему как в урочной, так и во внеурочной деятельности, поэтому они и УНИВЕРСАЛЬНЫ, что могут "работать" в любой области. Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной и метапреметной области.

Решение задачи формирования универсальных учебных действий обязательно должно находить своё продолжение во внеурочной деятельности, в том числе и в организации самоуправлении. Каждое мероприятие, дело, поручение непосредственно направлено на развитие личностных качеств учащихся. Мероприятия могут быть традиционными или современными, но любое из них ставит своей основной целью самосовершенствование личности. Задача  учителя - поддерживать хорошие инициативы учащихся, обеспечивать возможности для их осуществления. Этот блок содержит огромный потенциал для развития всего комплекса УУД. Самоуправление  ориентировано  на  развитие  личностных способностей  и  интересов,  обеспечивает,  прежде  всего, личностные образовательные результаты.

Таким образом, самоуправление становится полем проб для формирования доминанты саморазвития, деятельности, в процессе которой удовлетворяются потребности саморазвития каждого ученика. Оно приносит опыт успеха в различных видах деятельности, как бы является зоной гарантированной успешности ребенка.

Развитие универсальных учебных действий в рамках организации самоуправления обеспечивает:

  • развитие способности к самосовершенствованию;
  • формирование  личностных  ценностно-смысловых  ориентиров и установок;
  • личностных,  регулятивных,  познавательных,  коммуникативных УУД;
  • формирование  опыта  переноса  и  применения УУД в  жизненных ситуациях  для  решения  задач  общекультурного,  личностного  и познавательного развития;
  • повышение  эффективности  усвоения  знаний  и учебных  действий, формирование  компетенций  и  компетентностей  в предметных  областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской  и  проектной  деятельности  (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады и т. д.);
  • овладение  приёмами  учебного  сотрудничества  и  социального взаимодействия  со  сверстниками, младшими, старшими  и  взрослыми  в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

Важность коллективных форм организации деятельности в рамках самоуправления неоспорима для формирования коммуникативных УУД. И прежде всего это  умения  донести  свою  позицию  до  других,  понять  другие позиции,  договариваться  с  людьми  и  уважительно  относиться  к позиции другого. Коллективные  формы  деятельности  (групповая  работа)  требуют умения  договариваться  друг  с  другом;  распределять  полномочия  и  виды деятельности; создавать и презентовать коллективный продукт деятельности. Следует выделить наиболее значимые для формирования УУД формы организации деятельности.

Внеучебное сотрудничество. При осуществлении самоуправления возникает  настоящее  сотрудничество: учащиеся помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. В  условиях специально  организуемого  сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и в более широком спектре. К  числу  основных  составляющих  организации  совместного  действия можно отнести:  распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы; взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность); коммуникацию  (общение),  обеспечивающую  реализацию  процессов распределения, обмена и взаимопонимания; планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы); рефлексию,  обеспечивающую  преодоление  ограничений  собственного действия относительно общей схемы деятельности.

Совместная деятельность. Под  совместной  деятельностью  понимается  обмен  действиями  и операциями,  а  также  вербальными  и  невербальными  средствами  между учителем  и обучающимися и  между  самими обучающимися в  процессе организации коллективных дел. Общей особенностью совместной деятельности является преобразование, перестройка позиции личности как в отношении к усвоенному содержанию, так и в отношении к собственным взаимодействиям, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самих способов взаимодействия и отношений между участниками процесса обучения. Совместная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости  от  изменившихся  условий  её  совместного  осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Помощь учителя при самоуправлении предполагает организацию совместного действия обучающихся, как  внутри  одной  группы,  так  и  между  группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Цели организации работы в группе: создание мотивации; пробуждение познавательного интереса; развитие стремления к успеху и одобрению; снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание; развитие способности к самостоятельной оценке своей работы; формирование умения общаться и взаимодействовать с другими. Во  время  работы обучающихся в  группах  учитель  может  занимать следующие позиции: руководителя, «режиссёра» группы; выполнять функции одного  из  участников  группы;  быть  экспертом,  отслеживающим  и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.

Разновозрастное сотрудничество. Чтобы  научиться  учить  себя,  т.  е.  овладеть  деятельностью  учения, учащемуся нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). Разновозрастное  сотрудничество  предполагает,  что  младшим подросткам предоставляется новое место в системе учебных отношений (например, роль учителя в младших классах). Работа  в  позиции  учителя  выгодно  отличается  от  работы  в  позиции обучающегося в  мотивационном  отношении.  Ситуация  разновозрастного учебного  сотрудничества  является  мощным  резервом  повышения  учебной мотивации. Она  создаёт  условия  для опробования,  анализа  и  обобщения освоенных средств и способов учебных действий, помогает самостоятельно (не только для себя, но и для других) выстраивать алгоритм учебных действий, отбирать необходимые средства для их осуществления.

Проектная деятельность учащихся как форма сотрудничества. Исходными  умениями  здесь  могут  выступать:  соблюдение договорённости  о  правилах  взаимодействия  (один  отвечает – остальные слушают);  оценка  ответа  только  после  завершения  выступления;  правила работы в группе, паре; действия обучающихся на основе заданного эталона и т.д. Кроме того, с помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.

Дискуссия. Диалог учащихся при обсуждении коллективных дел может  проходить  не  только  в  устной,  но  и  в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы обучающихся со  своей  и  чужой  точками  зрения  может  стать письменная дискуссия, учебный диалог с одноклассницами и учителем. Устная дискуссия помогает сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения  общей  цели.  Вместе  с  тем  для  становления  способности  к самообразованию очень важно развивать письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой.

Рефлексия. В  наиболее  широком  значении рефлексия  рассматривается  как специфически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные  мысли,  эмоциональные  состояния,  действия  и межличностные отношения  предметом  специального  рассмотрения  (анализа  и  оценки)  и практического  преобразования. Задача  рефлексии – осознание  внешнего  и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме. Выделяются три основные сферы существования рефлексии. Во-первых,  это сфера  коммуникации  и  кооперации,  где  рефлексия является механизмом, обеспечивающим  координацию  действий  и  организацию  взаимопонимания партнёров. В этом контексте рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостаёт для её решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться? Во-вторых,  это сфера  мыслительных  процессов, направленных  на осознание субъектом совершаемых действий и выделения их оснований. В-третьих,  это сфера  самосознания,  нуждающаяся  в  рефлексии  при самоопределении внутренних ориентиров. Соответственно развитию рефлексии будет способствовать организация деятельности, отвечающая следующим критериям:

  • постановка всякой новой учебной задачи как задачи с недостающими данными;
  • анализ наличия способов и средств выполнения учебной задачи;
  • оценка своей готовности к решению учебной задачи; самостоятельный поиск недостающей информации в любом «хранилище» (учебнике, справочнике, книге, у учителя);
  • самостоятельное  изобретение  недостающего  способа  действия (практически это перевод задачи в творческую).

Форма

сотрудничества

Основные составляющие

сотрудничества

Формируемый вид УУД

Внеучебное  

сотрудничество

  • Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.
  • Обмен способами действия.
  • Взаимопонимание и взаимопринятие.
  • Межличностное общение.
  • Планирование общих способов работы.
  • Рефлексия.

Коммуникативные УУД.

Совместная

деятельность

  • Совместная постановка целей работы.
  • Совместное определение способов выполнения работы.
  • Перестраивание собственной деятельности с учетом изменяющихся условий работы.
  • Понимание и учет позиции других участников выполнения работы.

Личностные УУД.

Регулятивные УУД.

Разновозрастное сотрудничество

  • Работа с позиции учителя по отношению к другому.
  • Апробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов учебных действий.

Коммуникативные УУД.

Проектная деятельность (как форма сотрудничества)

  • Распределение обязанностей.
  • Оценка ответа товарища.
  • Следование правилам работы в группе.
  • Переход с позиции обучаемого на обучающего.
  • Выработка индивидуальных стилей сотрудничества.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД.

Личностные УУД.

Дискуссия

  • Формирование аргументированной собственной точки зрения.
  • Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода.
  • Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи.
  • Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы.

Личностные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Рефлексия

  • Постановка новой задачи, как задачи с недостающими данными.
  • Анализ наличия способов и средств выполнения задачи.
  • Оценка своей готовности к решению проблемы.
  • Самостоятельный поиск недостающей информации.
  • Самостоятельное изобретение недостающего способа действия.

Личностные УУД.

Регулятивные УУД.

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Таким образом, самоуправление как способ организации коллективной деятельности через различные формы сотрудничества – внеучебное сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность (как форма сотрудничества), рефлексия – даёт огромные дополнительные возможности для формирования УУД. Ожидаемым результатом при осуществлении классного самоуправления с учётом формирования УУД является:

  • Создание в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.
  • Сплочение детского коллектива, сформированность навыков межличностного взаимодействия.
  • Развитие творческих способностей учащихся, саморазвитие, самовыражение личности на основе познавательной деятельности.
  • Обретение учащимися чувства уверенности в себе и чувства самоценности.
  • Умение учащихся оказывать эмоциональную и психологическую поддержку другим.
  • Осознание учащимися ответственности за свои действия и поступки.
  • Расширение представлений о себе, своих возможностях и особенностях.
  • Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Список используемой литературы:

  1. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления// Методист №4/2006 г.
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения»: Издательство «Просвещение, 2009г.
  3. Бочкарёв В.И. Опыт школьного самоуправления//народное образование.-2000г. №8.
  4. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г.
  5. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления /Под ред. Селивановой Н.Л./М.: «Педагогическое общество России», 2001 г.
  6. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.
  7. Степанов Е. Самоуправление в коллективе класса: теоретические основы//Воспитание школьников №1 2006 г.
  8. Акмедьянов Д. Ученическое самоуправление в школе: путь находок // Народное образование. – 2000 г.
  9. Бондаревская Е.В. Ценности личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1995.- №4.
  10. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008 г.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе.

Памятки для учителя по методике проведения уроков чтения, обучения грамоте, русского языка, развития речи в начальной школе....

"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.

Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет.  Данное пособие позволяет...

Система работы по развитию речи в начальной школе посредством заданий творческого характера.

В настояще время педагогическая практика испытывает затруднения в формировании грамотной речи учащихся., предполагающей отсутствие грамматических и речевых ошибок. У 60% детей, пост...

статья "Развитие одарённости в начальной школе"

В статье описывается система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...

Презентация на ГМО "Развитие УУД в начальной школе".

Презентация подготовлена для учителей начальных классов с целью подробного ознакомления с понятиями универсальных учебных действий. Полезна для начинающих учителей....

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....