Новые технологии в воспитании.
статья по теме

Калимуллина Зульфия Минвакиловна

Новые технологии в воспитании

(из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_tehnologii_v_vospitanii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Новые технологии в воспитании…

(Из опыта работы)

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, отсутствие личных и профессиональных целей…) делают процесс воспитания еще более трудным. В связи с этим необходимо четко определить цели в обучении и воспитании учащихся.  

Наблюдая за малышами, поступающими в первый класс, я вижу, что им не хватает внимания, ласки и дружбы взрослых людей. Я считаю, что необходимо жить  жизнью  ребенка, не минутку уделять ему, отвечая на его вопрос, а воспринимать его как часть своей жизни, самую важную часть, самую главную.

        Современная школа требует особенного подхода к воспитанию школьника. Первые шаги очень важны в любом деле, но в обучении это особенно ярко выражено. Как ребенка примут, как научат воспринимать других, как будут реагировать на его успехи и трудности в учебной и воспитательной  деятельности, так и он ответит взрослым в конечном итоге.

В своей работе наряду с технологиями творческого развития Рахимова, традиционной, технологией коллективного творческого дела, проектной, имитационной, технологией импровизации, элементами шоу-технологии я использую технологию саморазвития и самосовершенствования А.А.Ухтомского, Г.К. Селевко.      По этой технологией работаю с 2003. Анализируя накопленный опыт, пришла к выводу, что в этой технологии есть немало средств, форм и методов, чтобы создать необходимые условия для формирования доминантной самосовершенствующейся, конкурентоспособной личности, она подходит к возрастным особенностям, и дала хороший результат. По сравнению с исходными данными, диагностика, проведенная в начале 1-го класса, по таким критериям как любознательность, трудолюбие, гуманность, целеустремленность, требовательность к себе, культурный уровень выявила: из 18 учеников моего класса хороший уровень-5 ребят, средний -10, низкий-3.  В конце 5 класса наблюдалось  улучшение самооценки  обучающихся; самоорганизация, самоуправление, воспитанность, отношение к своему здоровью также стали на порядок выше. Высокий уровень-10 учеников, хороший-6, средний-2.

         Технология саморазвития и самосовершенствования личности наилучшим образом способствует работе над проблемой школы: «Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в условиях модернизации современного образования».

В соответствии с технологией Селевко школьники заинтересованы в познании себя, самоорганизации и самоуправлении. Происходит  активизация личностных качеств, как самолюбие, самооценка, стремление к  состязательности. Как видите, эта технология отвечает современным требованиям воспитанию конкурентоспособной  личности.

Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном, эмоциональном  уровне.  Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно, управлять ими, ставить цели своего развития, т. е. подвести к самосовершенствованию.

Самосовершенствованием мы  называем процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах формируются и развиваются качества и способности человека. Самосовершенствование как управляемый личностью процесс должен быть скоординирован с направляемым извне педагогическим процессом. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому помогает технология саморазвития личности, организация педагогического процесса, его специальные цели, содержание, методы и средства.

         Основная гипотеза технологии саморазвития личности – создание у учащихся доминантной установки мотивации на самосовершенствование. Создание в школе культа самосовершенствования личности поможет решить многие проблемы образования, в том числе создать внутреннюю мотивацию учения без внешнего принуждения, достичь высшего уровня воспитания – самовоспитания.

Организация учебного процесса (содержание и способы деятельности ученика) в технологии саморазвития носит такие принципиальные черты:

  1. акцент переносится с преподавания на учение;
  2. педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием становится приоритетом в организации образовательного процесса;
  3. используется не только познавательная и внешняя социальная, но и внутренняя потребностная нравственно-волевая мотивация школьников;
  4. ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся;
  5. активизируется и стимулируется осмысливание учения, ученик-субъект выходит в рефлексивную позицию;
  6. центр тяжести педагогического процесса переносится на формирование способов умственных действий и механизма самоуправления личности;
  7. систематически и последовательно  формируются общеучебные умения и навыки.

В нашей школе созданы  оптимальные условия для системной реализации технологии самосовершенствования и саморазвития личности: классный час введен в расписание уроков, ежегодно каждый класс готовит 1-2 общешкольных мероприятий для учащихся школы, где основными критериями является степень посильного участия каждого ученика, степень самостоятельности ребят при проведении дела; хорошим условием для системной реализации технологии является постоянный обмен опытом на методическом объединении классных руководителей, продуктивное взаимодействие с родителями обучающихся.  

Кропотливая работа приносит хорошие результаты. Это подтверждают наши достижения за последние  годы:

- районный конкурс детских работ в рамках программы «Разговор  о правильном питании» (1-е место);

       - конкурс антинаркотических творческих работ учащихся общеобразовательных учреждений «Планета Земля», номинация «Социальная реклама» (2-е место в районе);

      - конкурс детских рисунков, посвященный Году Семьи,  организованный Генеральным Консульством Турции в Казани – Биктагиров Ф.(победитель, 2008 год);

      - районный конкурс рисунков на тему «Моя любимая мама» среди детей инвалидов – Тахавиев А., Салимуллин И. (грамота, 2008  год);

- районный конкурс рисунков «Мы против наркотиков» - Загидуллин Салават (2 место); Габдрахманова Аида, Залялиева Алина – Благодарственные письма.

- районный конкурс творческих работ «Апас ягым – туган ягым» посв. к юбилею Апастово, Гайнутдинов Раиль (3 место, 2009 год);

- конкурс рисунков, посвящённый ко Дню Национального суверенитета Турецкой Республики и Празднику детей (благодарственные письма: Яруллина Аделя-5 В, Шигабеев Радик-9Г, 2009 год);

         - Всероссийский конкурс детских рисунков «Спасение на пожаре» (16 учащихся получили Почётную грамоту);

- районный конкурс чтецов, посвящённый 125 летию со дня рождения Г.Тукая - Салахова Регина (победитель в номинации «авторские стихи», 2010 год);

- конкурс фотографий «Вместе с мамой…» - Сафиуллин Рафаэль – 1 место в номинации “Увлечения - нас объединяют”, Шагиахметова Эндже – 2 место в номинации “Пудинг счастья”, Хабибуллин Ленар – 3 место в номинации “Пудинг счастья” – 2010 год;

- районный конкурс рисунков «Нам нужен мир» - Шигабеева Э. – 2010 год (победитель);

- районный конкурс рисунков «Иди по солнечной стороне жизни» - Шигабеева Эльвина (победитель в номинации «Спорт – это здорово!») …

Организуя работу, мы стремимся к органичному сочетанию видов досуга с различными формами образовательной деятельности, что значительно уменьшает пространство девиантного поведения детей.

Особое внимание уделяется зоне ближайшего развития личности ребенка.  Накопленный опыт показывает, что данная работа способствует более интенсивному процессу социальной адаптации личности ребенка, выработке норм социального общения, навыков коммуникации и ориентации в информационном пространстве, помогает формировать навыки принятия ребенком самостоятельных решений.

Воспитать человека – дело непростое. Тем более что ты - не волшебник. А просто обыкновенный взрослый человек, взваливший на свои плечи нелегкую ответственность за души и судьбы учеников. Но, я надеюсь, что мои воспитанники не будут равнодушными ко всему, сохранят в своей душе доброту, любовь, верность и через всю жизнь пронесут эти чувства, даря их окружающим.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский проект "Разработка системы заданий по знакомству с новой буквой на основе использования новых технологий обучения каллиграфии"

В данном проекте раскрыты следующие вопросы: Теоретические основы формирования  орфографических навыков младшими  школьниками, методика работы по формированию правильного письма и ...

«Новые технологии воспитания и социализации младших школьников с ОВЗ ».

Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности....

«Новые технологии воспитания младших школьников с ОВЗ - шоу технологии ».

Современные школьные шоу- технологии – совокупность мероприятий по организации культурно – досуговых, спортивно- массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой...

новые дети-новый подход к воспитанию

Так как воспитывали нас- в прошлом ! Изменилось время, изменилиси и мы. Понять это можно на уровне молекул....

«Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы группы кратковременного пребывания»

laquo;Новые технологии для нового поколения: формы и способы использования в практике работы группы кратковременного пребывания»...

Доклад на педсовет по теме:"Новые технологии для нового поколения-цифровая образовательная среда"

laquo;Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация , с которой оно произносится, являются капель...

«Применение новых технологий воспитательного процесса в аспекте нравственного и патриотического воспитания. Классный руководитель – наставник».

laquo;Применение новых технологий воспитательного процесса в аспекте нравственного и патриотического воспитания.Классный руководитель – наставник»....