Учебное портфолио, как средство мотивации личностного развития первоклассника
статья (1 класс) по теме

 

УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО– форма контроля и оценки достижений учащегося, средство мотивации личностного развития.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Учебное портфолио, как средство мотивации личностного развития первоклассника

Быкова С.Ю., учитель начальных классов

ГБОУ гимназии №498 

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России, не является исключением и наша гимназия, перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС)

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

предметным,

метапредметным,  

личностным.

В ФГОС говорится о необходимости формирования у ученика таких личностных качеств, как:          

-социальная и культурная зрелость,

  1. уверенность в себе,
  2. инициативность,
  3.  овладение навыками общения и сотрудничества.

Именно эти задачи позволяет решать технология портфолио.

УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – форма контроля и оценки достижений учащегося, средство мотивации личностного развития.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, носит обучающий характер, есть не форма, а «инструмент», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой личностной мотивации.

УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей, учителя и родителей по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени. Основной смысл: показать всё, на что ты способен.

Основная цель: выявить и развить индивидуальные творческие способности ребенка, зафиксировать каждодневный творческий процесс ученика.

Основные задачи ведения портфолио в начальных классах:

  1. создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  2. максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; создание условий для его самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;
  3. развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  4.  формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;  
  5.  приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
  6. формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

В октябре месяце был проведён классный час «Что такое «портфолио»?»

На этом классном часу мы с детьми определили для себя, что школа – это не только тетради, оценки и ответы у доски, но это ещё и уровень жизненных достижений ученика.

Детям был предложен проблемный вопрос: Где же можно «подсчитывать» свои достижения в творческом порыве, в сочинительстве и изобретательстве, участии в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях?

Ответить на этот вопрос первоклассникам было трудно. Но некоторые из них всё таки предложили свои варианты:

  1. завести каждому ученику альбом, куда делать нужные записи;
  2. завести в компьютере «Папку достижений» или
  3.  завести «Классную папку достижений», где у каждого ученика будет своя отдельная страница.

А что же такое «портфолио»? С ребятами с помощью толкового словаря мы выяснили, что слова «портфель» и «портфолио» имеют  почти одинаковые значения. Ученикам привычнее отвечать на вопрос о портфеле, так как им этот школьный предмет знаком и понятно его применение. Поэтому я предложила оформление портфолио, как содержимое портфеля.

Мы выдвинули девиз для работы с портфелем достижений: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован"

И мы решили, что у нас есть возможность творчески подойти к оформлению портфолио и свободно  определять необходимые разделы папки-хранилища. Я показала ребятам портфолио пятиклассников, моих выпускников.

Но тут же встал серьёзный вопрос: «А может первоклассник самостоятельно приступить к оформлению портфолио?».  И дети честно ответили «Нет». И тогда было принято решение обратиться за помощью к родителям.

После классного часа я провела родительское собрание «Портфолио ученика начальной школы»

У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений, где будут храниться результаты районных, городских олимпиад, конкурсов и соревнований, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

И всё таки для чего каждому первокласснику необходимо иметь портфолио? – задали вопрос родители.

Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что способен ученик».

Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет.

Следующий вопрос, который возник у родителей: «Как его оформлять?» 

Требований (государственного образца) оформления портфолио на данный момент не существует.

Оформление портфолио это

-возможность проявить себя

-придумать что-то своё, оригинальное

-подойти творчески к этой задаче

Мною были предложены следующие разделы:

 Раздел 1.«Мой мир»

            Моё имя

            Моя семья

            Мой город

            Мои друзья

            Мои увлечения

Раздел 2.«Я ученик»

           Моя школа

           Мой класс

           Мой первый учитель

           Мой режим дня

           Мои школьные предметы

           Мои лучшие работы

Раздел 3. «Коллектор»

                 Раздел 4. «Моё творчество»        

      Раздел 5. «Мои проекты»

      Раздел 6. «Мои достижения»

На следующем собрании я спросила у родителей:

Что оказалось самым трудным при оформлении портфолио?

  1. Начать работу по оформлению портфолио
  2. Какие материалы помещать в папку
  3. Как их располагать

Работа по сбору «Портфеля достижений» показала, что даже самые неактивные, пассивные и нетворческие дети становятся более активными, готовыми участвовать в конкурсах, соревнованиях, проявлять свою фантазию, творчество. И дети готовы показать всё, на что они способны и даже больше.

В мае месяце мы провели итоговый смотр портфолио и выбрали победителей в следующих номинациях:

  1. « За оригинальность портфеля достижений»;
  2. « За лучшее оформление »;
  3. « Идея!»;
  4. « За многогранность таланта»;
  5. « За трудолюбие»;
  6. « За творческий подход » и др.

Для детей это оказалось очень интересным, они смогли показать, на что способны сами, и увидеть достижения других, что оказалось очень хорошим стимулом к дальнейшей работе над портфолио. А для себя я отметила то, что технология портфолио помогает поддерживать высокую учебную и внеучебную мотивацию первоклассников и поощрять их активность и самостоятельность.

В основной образовательной программе начального образования дан портрет выпускника начальной школы: 

  1. Деятельный и активный
  2. Креативный
  3. Любознательный
  4. Открытый к внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
  5. Уверенный в своих силах, имеющий положительное отношение к себе
  6. С чувством собственного достоинства
  7. Любящий свой город и свою страну

И я считаю, что технология «портфолио» сыграет большую роль в формировании такой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся.

С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Одной из отличительных особенностей нового стандарта является пои...

Портфолио как средство мотивации личностного развития

Средством, фиксирующим результаты индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте, является, в том числе,  и ученический портфолио.Основной смысл портфолио: «Показать всѐ...

Портфолио как средство мотивации личностного развития

Средством, фиксирующим результаты индивидуальных достижений школьников в широком образовательном контексте, является, в том числе,  и ученический портфолио.Основной смысл портфолио: «Показать всѐ...

Портфолио как средство мотивации личностного развития общающегося.

Выступление. Портфолио как средство мотивации личностного развития обучающегося....

Портфолио как средство мотивации личностного развития ребёнка

Материал содержит выступление   и презентацию для родительского лектория по теме "Портфолио..."...