Парная и групповая работа на уроках и во внеурочной деятельности
статья по теме

Хлестунова Елена Анатольевна

      Обладая опытом работы в образовательной сфере свыше 24  лет, я имела возможность убедиться в том, что на разных этапах профессиональной деятельности эффективными бывают и разные методы работы с детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

        Парная и групповая работа на уроках и во внеурочной деятельности  (из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Майская общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Хлестуновой Е.А.)

      Обладая опытом работы в образовательной сфере свыше 24  лет, я имела возможность убедиться в том, что на разных этапах профессиональной деятельности эффективными бывают и разные методы работы с детьми. Опытным путём отсеивались менее эффективные формы работы, и по крупицам собиралось и применялось все более плодотворное и результативное, приносящее удовлетворение в работе и мне, и детям. Ещё много лет назад я стала применять эпизодически парную работу, а затем уже внедряла её и в групповую работу с временными творческими группами. Со временем этот вид работы стал необходимостью, так как давал положительные результаты. Взаимодействие в парах со временем улучшает микроклимат в классе.  В ходе парной работы в  форме диалога происходит активное речевое развитие: детям необходимо правильно сформулировать вопрос и выразительно адресовать его своему напарнику, затем поменяться ролями. Приучая ребят к парной работе, я сначала сама строю вопросы и ответы на них в карточке, разделённой для этого на две части, детям отводится репродуктивная роль. Такая карточка позволяет проверить детям свои и чужие знания по данной теме.  Более сложной бывает работа на следующем этапе, когда при подведении итогов работы на определённом этапе или маршруте я ставлю перед детьми задачу:

 -сформулировать вопрос к первому правилу;        

-найти ответ на этот вопрос в тексте правила

-подобрать пример на данное правило;

-записать данную пару « вопрос-ответ» для парной работы для тех, кому трудно ещё самому подготовить такую пару.

      Так рождается этап за этапом цепочка вопросов и ответов. В классе есть пары, которые могут сформулировать только одну такую пару. И всегда находится такая пара, которая способна сделать вывод в вопросно-ответной форме при подведении общего итога урока. Некоторые пары готовят свою такую карточку, дома тиражируют её, предлагают по ней работать над закреплением изученного. Однозначно, что такая работа требует проверки и контроля со стороны родителей и учителя. Далее работа усложняется до такой степени, что дифференцированно дети получают домашнее задание: составить карточку с вопросами и ответами по различным темам для повторения изученного самостоятельно. Такие дети становятся соавторами одного из этапов следующего урока. Если карточка составлена  верно, то она становится небольшим учебным пособием для тех, кто сможет работать пока что репродуктивно. Ребёнок, научившийся работать по готовой схеме парной работы, умеющий составлять одни вопросы, умеющий объединять их с ответами и, наконец, умеющий составлять самостоятельно всю карточку с вопросами и ответами по различным темам, может уже выполнять  роль  консультанта, а иногда и самого учителя.

                                                               -     2     -

С  помощью парной работы достигается и личностный рост ученика, осознание не только своего успеха, но и успеха того, с кем он связан в парной или групповой работе. Консультанту доверяется контроль за  деятельностью одного или нескольких учеников, предположительное оценивание их деятельности. Сам же консультант контролируется учителем сразу же или при предварительной подготовке ещё задолго до данного урока. Ученик, который неоднократно достигал уровня консультанта, на уроках, целиком посвящённых групповой работе, входит в аналитический центр, состоящий из наиболее зарекомендовавших  себя учеников. Функции ученика в аналитическом центре разнообразны. Это зависит от того, ролевая это игра, исследование или путешествие, урок-спектакль или интеллектуальный марафон. Парная работа на уроках эстетического цикла усиливает результативность деятельности. На данных уроках хорошо заметны дети, которым комфортно работать одним, и дети, которые в тандеме способны проявить себя гораздо шире и глубже.  Замечательно, что ребята, приложившие немало усилий и создавшие в паре аппликацию или иную поделку, никогда не разделяют при анализе общих достижений на своё и чужое. Они говорят: « Мы это сделали вместе». На уроках творческого плана консультанты объединяются в жюри. Это тоже немаловажно для личностного роста детей, их успешности.

     В парах можно читать, писать словарные диктанты, проверять друг у друга работы на предмет орфографической зоркости и каллиграфии, придумывать условие своей задачи и формулировать несколько вопросов к данному условию, решать задачи и примеры разными способами на скорость, выполнять и составлять тесты, проверять друг у друга знание таблицы умножения и состав чисел. На уроках использую много разных игр в парах:

« Найди соответствие»

« Магические квадраты»

 « Математическая мозаика»

« Продолжи цепочку»

 В парах интересно работать над фольклором. Кто больше загадает друг другу загадок, назовёт пословиц. При изучении крылатых выражений очень интересной бывает игра  «Объяснялки»

Если хорошо отрегулировать взаимодействие в парной работе на уроках чтения, окружающего мира, русского языка и т. д ., тогда уже можно использовать всё накопленное и в более сложном взаимодействии на уроках, где класс разделён уже на группы. Группы образуются в ходе предварительной жеребьёвки, с учётом пожелания отдельных застенчивых детей . Вводя новую форму сотрудничества, первоначально надо дать ее образец, при этом внимание надо акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По-настоящему образец будет освоен детьми только при разборе двух-трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия («Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала и т. д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки. Следующий момент, который требует огромного  внимания учителя, - это подбор детей в группы. Конечно, объединять надо

                                                                 -     3     -                                    

с  учетом их личных склонностей. Замечу, что самому слабому  ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Рекомендую  остановиться на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества уч-ся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.  Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения. У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит, мы способны действовать», - говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:

  1. нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
  2. разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
  3. групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
  4. нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
  5. нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Главная цель моей педагогической деятельности – дать возможность каждому ученику получать образование с учётом индивидуальных возможностей. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

  1. воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
  2. ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
  3. ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его идти дальше, выше;
  4. сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам
  5. учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.

                                         -     4     -

      Принципы не меняются для разных классов, а вот формы обучения меняются. Групповая форма обучения эффективна в классах с большой накопляемостью. Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во- первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни.

      Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата, в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парная и групповая работа на уроках в начальной школе.

Организация учебного сотрудничества младших школьников. Развитие коммуникативной компетенции....

Методическая разработка на тему «Методика использования кроссвордов в групповой работе на уроках и во внеурочной деятельности»

Использование кроссвордов на уроках окружающего мира, внеклассного чтения, во внеурочной деятельности(история Санкт-Петербурга)....

«Организация парной и групповой работы на уроках русского языка»

Рассматриваются алгоритмы парной и групповой работы...

Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе

Выступление на педагогическом совете после проведения мастер-класса по теме"Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе"...

Парная и групповая работа на уроках в начальной школе.

Групповая работа на уроках в начальной школе имеет очень большое значение.Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных  универсальных учебных действий и преж...

Доклад на тему : « Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе”

Организация парной и групповой работы на уроках в начальной школе...