Доклад "Метод проектов"
статья по теме

Доклад "Метод проектов" рассказывает об использовании современной педагогической технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И. Борзова села Середниково

Шатурского муниципального района Московской области

Доклад

«Метод проектов»

подготовила Соколова Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

2011 г.

М Е Т О Д    П Р О Е К Т О В

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:

существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

структурирование этапов выполнения проекта;

самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта.

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющем ученика на выполнение других, более сложных проектов.

Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность

Рассмотрим основные особенности уроков, содержащих проектную деятельность. Структура уроков такова.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще и конкретной деятельности на данном уроке. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».

Второй этап на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных продуктов деятельности групп. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков и т.д. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Пятый этап – это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

О К Р У Ж А Ю Щ И Й   М И Р

Тема: Лес – наш друг (2 класс)

Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; составлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент.

1. Распределение детей по группам.

Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта. В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

II. Формулирование темы и целей урока.

Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Лес – наш друг». Учитель просит вспомнить особенности проектной деятельности. (Дети перечисляют).

Учитель говорит об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.

В результате обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения по группам.

На доске план:

Действия в группе

Обсуждение задания (коллективно).

Выполнение практического задания («экспериментаторы»).

Оформление задания («иллюстраторы»).

Формулирование выводов («аналитики»).

Применение результатов («исследователи»).

Учитель предлагает детям обсудить цели урока.

В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

III. Подготовительный этап.

1. Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма». («Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта).

В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.

2. Распределение заданий.

IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

Раздел «Виды леса»

Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы. «Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов. «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома. «Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

2. Раздел «Обитатели леса».

Дети получают заготовку для аппликации «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке.

«Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса. «Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям. «Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома. «Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома.

3. Раздел «Значение леса в жизни людей»

Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?».

«Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение. «Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома. «Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом  и его продуктами. «Испытатели» составляют текст сообщения.

4. Раздел «Правила поведения в лесу»

Дети получают набор карточек, состоящий из двух групп:

Условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу.

Словесные формулировки правил поведения в лесу.

Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес.

«Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило. «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома. «Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача – по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу. «Испытатели» готовят сообщения по материалам работы группы.

V. Испытание всего проекта.

Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес – наш друг».

«Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.

VI. Самоанализ проектной деятельности.

Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

VII. Итоги урока.

Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта.

Л И Т Е Р А Т У Р Н О Е     Ч Т Е Н И Е

Тема: Сказка как литературный жанр (3 класс)

Учащиеся должны знать: характеристику сказки как жанра, ее определение; виды сказок; в чем заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины.

Учащиеся должны уметь: анализировать художественное произведение; сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из цикла уроков проектной деятельности.

Дети вспоминают особенность организации работы на таком уроке, пересаживаются по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи».

II. Создание проблемной ситуации.

Учитель говорит о завершении уже нескольких разделов, связанных со сказками,  о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того чтобы умело использовать информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

- Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

В результате под руководством учителя выбор останавливается на опорной таблице.

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре.

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта.

Затем учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

(Проводится в виде «мозгового штурма». Все предлагают свои идеи. «Аналитики» отбирают наиболее подходящие).

В результате на доске, в том месте, где обозначена «Сборка», помещаются заготовки для будущего проекта:

Сказка как литературный жанр

     

Виды сказок

Что такое сказка

Язык сказки

Отличие сказки от других схожих жанров

Признаки волшебной сказки

V. Основной этап создания проекта.

1. Формулирование определения сказки.

«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трех формулировок единственно верную и обосновать свой выбор.

Предлагаемые формулировки:

1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2) Сказка – это научно-фантастическое произведение.

3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.

Учитель прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.

- Что такое сказка?

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

2.Создание классификаций сказок по различным признакам.

В «Экспериментальной лаборатории» появляются признаки классификации:

- по авторству,

- по видовым особенностям.

«Экспериментаторы работают с предложенными отрывками из сказок.

На партах у детей этой группы книги со сказками. На доске в месте с надписью «Экспериментальная лаборатория» учитель записывает название книги и номер страницы.

«Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.

«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия.

«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта.

Для развития у детей способности к дифференцированию учитель предлагает следующие формулировки видов:

- богатырские,

- волшебные,

- поучительные,

- о животных,

- смешные,

- бытовые,

- былины.

В результате на втором листе появляется схема:

Виды сказок

 

Волшебные

О животных

Бытовые

Богатырские

По авторству

Литературные (авторские)

Народные

3. Определение особенностей волшебной сказки.

«Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителей отрывки и называют признак волшебной сказки.

«Аналитики» повторяют признаки волшебной сказки.

«Иллюстраторы» должны подобрать соответствующие условные обозначения:

- испытание,

- превращение,

- сказочное существо,

- сказочный предмет,

- необычное место действия,

- повтор.

В результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки.

4. Определение черт отличия сказки от других сходных жанров.

Учитель говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи.

Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», из сказочной повести и легенды.

«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров.

«Иллюстраторы» показывают соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвертого раздела.

Отличие сказки от других сходных жанров

Сказочная повесть

Былина

Легенда

Большой объем

Делится на главы

Много героев

Рассказано о многих событиях в жизни героев

События происходят в течение долгого времени

Стихотворная форма

Гипербола

Песенный характер

Объяснение проис-хождения или сущест-вования какого-нибудь предмета или явления

5. Определение особенностей языка сказки.

Учитель сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог. В качестве домашнего задания «иллюстраторы» подготовили инсценировку отрывка из сказки. Задача «аналитиков» - найти особые сказочные слова и выражения.

«Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

Учитель помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке».

«Испытатели» составляют мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.

VI. Этап испытания проекта.

Учитель говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как жанре.

Испытание созданного проекта будут проводить дети из группы «испытателей». Они рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.

VII. Итоги урока.

- Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Дети отвечают в зависимости от результатов работы.

Литература:

Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – Волгоград: «Учитель», 2011

Феоксистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. – Волгоград: «Учитель», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....