Главные вкладки

    Статья по теме:
    СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    В настоящее время в России идет становление новой  системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii_v_nachalnoy_shkole.doc22.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов Лукьянчук Г.В.

    СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях.

    Обычно технологию называют по той идее, которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.

    Можно выделить следующие группы технологий:

    1. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, с яркой гуманистической направленностью. К ним относится педагогическое сотрудничество Ш.А.Амонашвили, гуманно-личностная технология.
    2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это игровые технологии, проблемное обучение.
    3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Например: дифференцированное обучение (В.Фурсов), индивидуализация обучения (В. Щадриков), опережающее обучение, комьпютерные технологии.
    4. Природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому) и другие.
    5. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок), ориентированная на ненаправленное обучение, на развитие потребности самореализации.

    Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Игру как метод обучения, передачу опыта старших поколений младшим, использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

    - В качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, тем, раздела учебного предмета.

    - Как элемент более обширной технологии.

    - В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнений контроля).

    - Как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», КТД, ЮИД и т.д.).

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    Педагогическая игра в отличие от игр вообще обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при  помощи игровых ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащегося  к учебной деятельности в учебную деятельность вводится элемент соревнования.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

    1. Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
    2. Познавательные, воспитательные, развивающие.
    3. Репродуктивные, продуктивные, творческие.
    4. Коммуникативные, диагностические и другие.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методики следующая: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматургические – по всем школьным дисциплинам.

    И, наконец, специфику игровой технологии определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО.

    Цели следующие: дидактические ( расширение кругозора, развитие трудовых навыков); воспитывающие ( коллективизм, сотрудничество); развивающие (память, внимание); социализирующие (приобщение к нормам ценностей общества). Ребята действуют по игровым правилам.

    Игровая технология строится как целостное образование. В отечественной педагогике есть ряд игровых технологий («Сам Самыч» В. Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, «Приключения Буратино», «Диалоги между Мишей и Машей»), встроенных в основное содержание обучения.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.

     Например, игра «Снежный ком», развивающая память ( на английском языке “I would like to eat…” , закрепление НЛЕ.(новых лексических единиц). Игра «Четыре стихии». Учитель называет слова: water, earth, air, fire. Ученики при слове water – опускают руки вниз, при слове earth- поднимают руки перед собой, при слове air- поднимают руки вверх, при слове fire- быстро вращают кисти рук. На внимание – посмотри на картинку 1 минуту, закрой и расскажи: какие предметы ты увидел, дети соревнуются, кто больше назовет предметов; может быть и геометрический материал:»Какие геометрические фигуры на доске, что изменилось?» , «Кто больше?» - по русскому языку на состав слова. Мини- сочинения:»Если бы я был…».

    Занимательны материал и игровые сюжеты помогают активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к изучаемым предметам.

    Следует помнить о том, что развивающие игры могут быть разнообразны по содержанию, но, как и любые игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

    Важен и этап анализа, обсуждения оценки результатов игры. Обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель подводит итог занятия. Рекомендуется следующая литература:

    1. Коваленко В. «Дидактические игры на уроках математики» М. 1990.
    2. Баев П. «Играем на уроках русского языка» М. 1989.
    3. Брюсова Н.Г. Английский язык. Учимся и играем на уроках английского языка. 2-4 классы. М., 2003.
    4. Педагогические технологии: Учеб. Пос. Авт.-сост. Т.П. Сальникова. М., 2005.
    5. Клементьева Т.Б. 555 диалогов, стихов и творческих заданий на английском языке для начальной школы. М., 2000.
    6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1987.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС

    презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....

    Использование современных образовательных технологий в начальной школе

    Статья "Использование современных образовательных технологийв начальной школе" представлена мною на региональном семинаре для обобщения опыта работы....

    Применение современных образовательных технологий в начальной школе.

    Статья из опыта работы учителя начальных классов по теме : " Применение современных образовательных технологий в начальной школе"....

    Применение современных образовательных технологий в начальной школе

           Традиционные методы обучения   в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  пришлось внедрять в свою практику инно...

    «Использование современных образовательных технологий в начальной школе»

    В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, введением Федерального государственного образовательного стандарта...

    «Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

    «Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...