Условия выбора учителем методов обучения
материал по теме

Шеповалова Анна Александровна

Условия выбора учителем методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon usloviya_vybora_uchitelem_metodov_obucheniya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Введение

                              «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать

                                самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ

                                преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для

                                учеников. Только тот образ преподавания верен, которым

                                довольны ученики»

                                                                                                            Л. Н. Толстой

       Педагогикой   накоплен   богатый   арсенал   методов   обучения.   Их

 классифицируют на различные группы в зависимости от  источников  восприятия  информации и дидактических  задач.  Методы  сочетаются  и  комбинируются  в модели обучения,  позволяющие  активизировать  познавательную  деятельность  учащихся.  Для  этого  используется  весь  арсенал  методов  организации  и осуществления учебной деятельности - словесные,  наглядные  и  практические методы,  репродуктивные  и  поисковые  методы,  индуктивные  и  дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.  Опытом работы учителей и наукой накоплен  большой  арсенал методов,  которые  специально  направлены  на  формирование   положительных  мотивов  учения,  стимулирующих  познавательную  активность,   одновременно  содействуя   обогащению    школьников    учебной    информацией. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в  комплексе не используются методы активизации познавательной  деятельности  такие  как: стимулирования, контроля, самоконтроля  и  самооценки.  Особенность  методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и  навыков учебно-познавательной деятельности учащихся. Предлагаемый подход сочетания методов не  исключает  возможности  дополнения его  новыми  частными  методами,  возникающими  в   ходе   совершенствования процесса обучения в современной школе.

1. Понятие о методах обучения. Основные группы и возможности методов обучения

         Метод (от греческого слова metodos -  буквально  путь  к  чему-  либо) означает  способ  достижения  цели,  определенным   образом   упорядоченную деятельность.

         Методом  обучения  называют   способ   упорядоченной   взаимосвязанной деятельности  преподавателя  и  обучаемых,  деятельности,  направленной   на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

         Методы обучения  являются  одним  из  важнейших  компонентов  учебного процесса. Без  сопутствующих  методов  деятельности  невозможно  реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного  содержания учебного материала.

         При целостном подходе необходимо выделить  3  большие  группы  методов обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

         В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующее влияние педагога ведут к развитию внутреннего стимулирования учения у школьников. Контролирующее действие учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.

         Каждая  из  основных  групп  методов  в  свою   очередь   может   быть подразделена на подгруппы и  входящие  в  них  отдельные  методы.  Поскольку организация и сам процесс осуществления  учебно-познавательной  деятельности предполагают  передачу,  восприятие,   осмысливание,   запоминание   учебной информации и практическое применение получаемых при этом  знаний  и  умений, то в первую группу методов обучения  необходимо  включить  методы  словесной передачи и  слухового  восприятия  информации  (словесные  методы:  рассказ, лекция,  беседа  и  другие);  методы  наглядной   передачи   и   зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы:  иллюстрации,  демонстрация и другие). Методы  передачи  учебной  информации  посредством  практических, трудовых   действий   и   тактильного,   кинестетического   ее    восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты,  трудовые  действия  и другие).      Выделение словесных, наглядных и практических методов  нельзя  считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников  информации. Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

         Процесс  учебного  познания   обязательно   предполагает   организацию

осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому  необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивный и дедуктивный,  а  также репродуктивной и проблемно поисковой деятельности учащихся. Восприятие,  осмысление  и  применение  знаний  может  протекать   под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе  самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной  работы, имя в  виду,  что  другие  методы  обучения  реализуются   под  руководством учителя.  Каждая  последующая  подгруппа   методов   проявляется   во   всех предыдущих, и поэтому теперь говорят об обязательном  применении  методов  в определенных сочетаниях  с  доминированием  одного  из  видов  их  в  данной ситуации.

         Методы   организации   и   осуществления   учебно-    познавательной деятельности:

-словесные методы,  наглядные и практические методы (аспект  передачи  и

 восприятия учебной информации);

-индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

-репродуктивные и проблемно поисковые методы (аспект мышления);

 -методы самостоятельной работы и работы под руководством  преподавателя (аспект управления учением).

         Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, исходя из наличия двух больших групп мотивов, можно подразделить на  методы  стимулирования и мотивации интереса к  учению  и  методы  стимулирования  и мотивации долга и ответственности в учении:

         Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения можно  подразделить на составляющие их подгруппы,  исходя  из  основных  источников,  получения обратной связи во время учебного процесса - устных, письменных, лабораторно-практических.

         Опираясь  на   общие   принципы   обучения,   учитель   должен   иметь представление о том, когда  рационально  применять  соответствующие  методы обучения, то есть знать их сравнительные возможности.

      При выборе и сочетании методов обучения  необходимо  руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4.Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива

5. Соответствие имеющимся условиями и отведенному времени для обучения;

6. Соответствие возможностям самих  учителей  (опыт,  теоретическая  и практическая   подготовленность,   личностные   качества    учителя и прочее).

2. Условия выбора учителем методов обучения

2.1Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

          Словесные методы обучения. Словесные методы позволяют  в  кратчайший  срок  передать  большую  по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблему и  указать  пути  их решения. С помощью слова учитель  может  вызвать  в  сознании  детей  яркие картины прошлого, настоящего и будущего  человечества.  Слово  активизирует воображение, память, чувства учащихся. К словесным методам обучения относят рассказ, лекция, беседа и  др.  В процессе  их  применения  учитель  посредством  слова  излагает,  объясняет учебный  материал,  а   ученики   посредством   слушания,   запоминания   и осмысливания активно его усваивают.

         Рассказ. Метод   рассказа   предполагает   устное   повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот  метод  применяется  на  всех этапах школьного обучения. Возможно  несколько  видов  рассказа:   рассказ-вступление,   рассказ-изложение,  рассказ-заключение.  Цель  первого  -  подготовка  учащихся   к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено  другими методами, например беседой. Во время рассказа изложения учитель раскрывает содержание новой  темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся  плану,  в четкой  последовательности,   с   вычленением   главного,   с   приведением иллюстраций и убедительных примеров. Рассказ-заключение обычно проводится в  конце  урока.  Учитель  в  нем резюмирует главные мысли, делает  выводы  и  обобщения,  дает  задание  для дальней шей самостоятельной работы по этой теме.

         Лекция. Монологический способ изложения материала.  Используется,  как правило,  в  старших  классах  и  занимает  весь  или  почти   весь   урок. Преимущество лекции заключается в возможности  обеспечить  законченность  и целостность восприятия школьниками учебного в его логических опосредованиях и взаимосвязях  по  теме  в  целом.  Актуальность  использования  лекции  в современных условиях возрастает в связи  с  применением  блочного  изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам. Школьная лекция может применяться  также  при  повторении  пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по  одной  или нескольким темам или крупным разделам.

         Беседа. Беседа - диалогический метод  обучения,  при  котором  учитель

путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам  дидактической  работы. Широкое распространение имеет эвристическая беседа (от слова  «эврика»- нахожу, открываю). В  ходе  эвристической  беседы  учитель,  опираясь  на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию  и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. Если беседа предшествует  изучению  нового   материала,   ее   называют   вводной   или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы  вызвать  у  учащихся состояние готовности к познанию  нового.  Закрепляющие  беседы  применяются после изучения нового материала. В  ходе  беседы  вопросы  могут   быть   адресованы   одному   ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа). Одной из  разновидностей  беседы  является  собеседование.  Оно  может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников.

         Объяснение. Объяснение  -  словесное  истолкование   закономерностей,

существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение- это монологическая  форма  изложения.  К  объяснению  чаще всего прибегают  при  изучении  теоретического  материала  различных  наук,

решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.  Использование   метода   объяснения   требует   точного   и    четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного  раскрытия причинно- следственных связей, аргументации и доказательств;  использования сравнения,  сопоставления   и   аналогии;   привлечение   ярких   примеров; безукоризненной логики изложения.

         Дискуссия. Дискуссия, как метод обучения основан на  обмене  взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды  отражают  собственное  мнение участников или опираются на мнения других  лиц.  Этот  метод  целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся  обладают  значительной  степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения.

         Наглядные методы обучения. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при котором усвоение учебного материала находиться в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать  ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту  учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и  только  в  соответствующий  момент   урока;   наблюдение   должно   быть организованно  таким  образом,  чтобы  все  учащиеся  могли  хорошо  видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко  выделять  главное,  существенное при показе иллюстраций; детально продумывать  пояснения,  даваемые  в  ходе демонстрации  явлений;  демонстрируемая  наглядность  должна   быть   точно согласована с содержанием материала; привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

         Практические методы обучения. Практические методы обучения  основаны  на  практической  деятельности учащихся.  Этими  методами  формируют  практические  умения  и  навыки.   К практическим методам  относятся  упражнения,  лабораторные  и  практические работы.

         Упражнения.  Под  упражнениями   понимают   повторное   (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им  или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех  предметов и на различных этапах учебного процесса.  Характер  и  методика  упражнений зависит  от  особенностей   учебного   предмета,   конкретного   материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные  и учебно-трудовые.  При  выполнении  каждого  из   них   учащиеся   совершают умственную и практическую работу.

         Лабораторные работы. Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением  инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение  учащимися  каких  - либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или  исследовательском плане.

         Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют  исключительно важную  особенность  методов  -  способность  раскрывать  логику   движения содержания  учебного  материала.  Применение  индуктивных  или  дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия  содержания  изучаемой темы - от частного к общему или от общего к частному. Индуктивное изучение темы особенно  полезно  в  тех случаях, когда материал  носит  преимущественно  фактический  характер  или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Широко применимы индуктивные методы  при  изучении технических  устройств  и  выполнении  практических  заданий.   Индуктивным методом решаются многие математические и физические задачи, особенно  когда учитель считает необходимым самостоятельно  подвести  учащихся  к  усвоению некоторой более обобщенной формулы. Дедуктивный  метод  способствует  более  быстрому прохождению учебного материала, активнее  развивает  абстрактное  мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала,  при решении задач, требующих  выявления  следствий  из  некоторых  более  общих положений.

         Методы самостоятельной работы. Методы  самостоятельной  работы  и  работы  под  руководством  учителя выделяются на основе оценки меры самостоятельности  учеников  в  выполнении учебной деятельности, а также  степени  управления  этой  деятельностью  со стороны преподавателя. Самостоятельная работа учеников осуществляется  при  выполнении  самых

разнообразных видов учебной деятельности:  работа  со  школьным  учебником, справочной и другой литературой. Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником.

 2.2.Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе  обучения

         Методы формирования познавательного интереса. Интерес во всех его видах и на всех этапах  развития  характеризуется: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием  познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива,  идущего  от  самой деятельности. Одним из приемов, водящих в метод эмоционального стимулирования учения- прием создания на уроке ситуаций занимательности  -  введение  в  учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Одним из  приемов  стимулирования  является  сопоставление  научных  и житейских толкований отдельных природных явлений.

         Познавательные  игры.  Игра  давно  уже  используется   как   средство возбуждения интересов к учению. В  практике  работы  учителей  используются настольные игры с  познавательным  содержанием.

         Учебные дискуссии. К методам стимулирования и мотивации учения относятся создание ситуации познавательного спора. Учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.

         Создание ситуаций успеха в учении. . Ситуации успеха организуются учителем и путем поощрения промежуточных действий школьников, то есть путем специального подбадривания его на новые усилия. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий.   К основным источникам интересов к учебной деятельности  можно  отнести создание ситуации новизны,  актуальности,  приближения  содержания  к  самым важным открытиям в  науке,  технике,  к  достижениям  современной  культуры, искусства, литературы. С этой целью учителя  подбирают  специальные  приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес  у  всей общественности страны. В этом  случае  ученики  значительно  ярче  и  глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся  к  ним с  большим  интересом,  что  позволяет   их   использовать   для   повышения активизации познавательного процесса на уроках

2.3 Методы контроля и самоконтроля в обучении

         Методы  устного  контроля.  Устный  контроль   осуществляется   путем индивидуального и фронтального опроса.  При  индивидуальном  опросе  учитель ставит перед учеником несколько вопросов, отвечая на которые  он  показывает уровень  усвоения  учебного  материала.  При  фронтальном   опросе   учитель подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит  их  перед всем классом, вызывая для краткого ответа тех или иных учеников.

         Методы  письменного  контроля.  В   процессе   обучения   эти   методы

предполагают проведение письменных контрольных работ, сочинений,  изложений, диктантов, письменных  зачетов  и  прочее.  Письменные  контрольные  работы, изложения, диктанты могут быть как кратковременными,  проводимые  в  течении 15-20 минут, так и занимающими весь урок.

         Методы машинного контроля.  Программы  для  контроля  составляются  по методике  контрольных  программируемых  упражнений.  Ответы  набираются  или цифрами, или в виде формул. Машина соблюдает высокую  степень  объективности контроля,  но  не  может  учесть  психологические  особенности  ученика.  Не позволяет  она  проверить  и  логичность,  грамотность  речи,   своевременно оказать ученику помощь  при  затруднениях.  Все  это  требует  рационального сочетания  машинного  и  безмашинного  контроля  за   качеством   подготовки учеников.

         Методы  самоконтроля.  Существенной  особенностью  современного  этапа совершенствования контроля в школе является всемерное  развития  у  учащихся навыков  самоконтроля  за  степенью  усвоения  учебного  материала,   умения самостоятельно находить  допущенные  ошибки,  неточности,  намечать  способы устранения обнаруживаемых  пробелов,  что  особенно  находит  применение  на уроках.

                                         

                                    Заключение

         Изучив в данной работе методы обучения и условия выбора учителем тех или иных методов, мы пришли к выводу о том, что методы  сочетаются  и  комбинируются  в модели обучения,  позволяющие  активизировать  познавательную  деятельность учащихся.  Для  этого  используется  весь  арсенал  методов  организации  и осуществления учебной деятельности - словесные,  наглядные  и  практические методы,  репродуктивные  и  поисковые  методы,  индуктивные  и  дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Учителю при подготовке к уроку необходимо тщательно продумывать, какие методы обучения будут эффективны на данном этапе урока, в данном классе и в сочетание с другими методами обучения.

                           Литература

1.Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.

2.Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического

исследования. - М.: Академия, 2001.

3.Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности

учащихся в процессе обучения.// «Вопросы психологии»., 1999, №5, с.

41-44.

4. Матюшкин A.M. Психологическая структура познавательной активности.,  //Вопросы психологии»., 1998, №4, с .5-16.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте. - М.:

Просвещение, 2001.

6. Петровский А.В. Психология. – М.: Академия, 2000.

7. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учеб. пособ. – М., 2001.

8.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. – М.: Центр «Педагогический поиск»., 2001, с. 160-162.

9.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход в выборе методов обучения и воспитания

Презентация содержит информацию об основных методах обучения и воспитания....

Использование продуктивных методов обучения в начальной школе в условиях ФГОС.

Продуктивные методы обучения. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. Анализируя основные виды тв...

Условия выбора учителем методов обучения

Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов...

Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

"Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения" (из опыта работы)

Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, который никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знания...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС...