Развитие критического мышления через чтение и письмо
статья по теме

Глотова Ольга Васильевна

 

В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  (РКМЧП) – три  фазы:

-вызов;

- осмысление;

- рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

      Традиционно успешность обучения измерялась лишь усвоением того, что преподано ученику. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому воспроизведению. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций.

    Критическое мышление – это шаг к активным, творческим методам.

      Главным для учителя должно стать обучение детей не определенной порции знаний, а процессу их усвоения; воспитывать людей, стремящихся учиться в течение всей жизни.

Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.

Критическое мышление  – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания.

В основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  (РКМЧП) – три  фазы:

-вызов;

- осмысление;

- рефлексия.

Вызов предполагает обращение учащегося к собственным знаниям, опыту и умениям. Он формулирует для себя вопросы, на которые впоследствии желает получить ответ, ставит цели.

 Осмысление – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Рефлексия:

- выражение новых идей и информации собственными словами;

- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

- анализ всего процесса изучения материала;

- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Каждому этапу присущи собственные методические приемы,  направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования приемов имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.      Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП – научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.                

Существуют множество методов  развития критического мышления. Рассмотрим некоторые из них.        

«ИНСЕРТ» - чтение текста с пометками.

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием

известный как «инсерт». Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует,  отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

- Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику.

- Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.

- Знаком «минус» (-) отмечается то, что ученик не знает.

-  Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и

требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а

вчитываться в задание, в текст.

Например.  На листочках  дан  текст.  Ребёнку  проговаривается  инструкция.

Имя  существительное -  это  часть  речи,  которая  обозначает  предмет  и  отвечает  на  вопросы    кто?    или   что? V

   Имена  существительные  бывают  мужского,  женского  или  среднего  рода. V       Имена   существительные  изменяются  по  числам . + В  русском  языке  шесть  падежей:  именительный,  родительный,  дательный,  винительный,  творительный,  предложный. ? Есть  имена  существительные, которые  не  склоняются: пальто,  метро, радио,  кино,  шоссе. -

Рекомендуется использовать на этапе «осмысление».

«СИНКВЕЙН».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

- Тема;

- 2 прилагательных, описывающих тему;

- 3 глагола, характеризующих действие;

- Фраза из 4 слов, содержащая  основную мысль;

- Синоним к теме.

Например:

Дорога

Широкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает.

По извилистой дорожке бегут ребята.

Шоссе.

(выделение частей речи, разбор предложения по членам предложения, работа над синонимами, обогащение  словарного запаса).

Тема для синквейна должна быть эмоциональной.

Рекомендуется использовать на этапе «рефлексия».

«Верные – неверные утверждения».

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

   Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

  На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Тема «Местоимение».

- Здесь написаны  только  местоимения: она,   к нему, один, я, они, со мной.

- В предложении  местоимения бывают только подлежащим.

-Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица.

-Местоимения изменяются по падежам и числам.

Прием составления маркированной таблицы «ЗУХ».

В таблице три колонки: знаю, узнал, хочу узнать (ЗУХ).                                            

Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.  

Например, при работе над рассказом Н. Носова «Мишкина каша».

Знаю: Автор рассказов «Живая шляпа», «Фантазеры», «Огурцы», «Заплатка»… Его герои попадают в смешные, иногда нелепые ситуации.

Хочу знать: биографию автора, прочитать новый рассказ «Мишкина каша».

Узнал:  Н. Носов - автор рассказа «Мишкина каша». Рассказ о дружбе, друзьях, совместных делах и развлечениях.

Данный прием позволяет учащимся определить цель изучения и основную мысль рассказа. Дети говорят о том, что автор предлагает взглянуть на себя со стороны, чтобы не оказаться в смешной ситуации.

Разработка и проведение уроков в технологии развития критического мышления дает мне возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Труд учителя, работающего в данной технологии, достаточно сложен, но интересен.

 Литература:

1.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. М.:  Мирос, 2002. – 176с.

2. Загашеев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - Издательство «Альянс»,2003.-284с.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.-175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.

  Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На уроках литературы обучающийся должен...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.

Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...