Педагогические мастерские в начальной школе.
статья по теме

Малинина Ольга Владимировна

Доклад знакомит с технологией педагогических мастерских в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterskie._doklad.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Технология педагогических мастерских в начальной школе.

    Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всего, на развитие личности ребёнка, поддержку индивидуальности каждого учащегося определяют и переориентацию педагогической деятельности учителя: он должен владеть личностно-ориентированными, развивающими образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности к обучению в школе, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии детей.

    Одной из технологий, способных реализовать личностно-ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.

    Педагогическая мастерская, или Ателье, появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989г. «Французская группа нового образования» возникла в 20-х годах ХХ в. У истоков этого движения стояли такие знаменитые психологи, как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.; в последние годы объединение возглавляли Анри и Одет Бассис. Основные идеи этой технологии: обращение к личности ребёнка, её саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям, свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией, а также интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности.

    «Французская мастерская» - это нестандартная организация учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует профессиональному росту учителя и образовательному – ученика, дарит радость сотворчества.

    Эта технология выражается в таких постулатах:

-Ученик находится в активной позиции, сам строит своё знание.

-Ученик развивается как самостоятельная, творческая, ответственная, конструктивно думающая личность.

-У каждого ребёнка есть способности, важно дать им раскрыться в том или ином виде деятельности, используя весь учительский инструментарий.

-При помощи использования интенсивных методов обучения меняются традиционные взаимоотношения учитель – ученик (учитель относится к ученику как к равному себе; ученик не просто воспринимает знания как неоспоримую истину, а самостоятельно выстраивает их, используя метод критического мышления).

-Учитель – не авторитарный наставник, а мастер.

-Психологические воздействия рассчитаны самым тщательным образом. В результате каждый участник мастерской испытывает радость, удивляется тому, что с ним происходит (смог сам сочинить, нарисовать, выразить собственную мысль…).

    Цель этой педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.

    Реализация вышеназванных целей определяет особенности образовательного процесса в рамках данной технологии:

- создание атмосферы сотворчества в общении;

- «включение» эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам;

- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;

- подача необходимой информации учителем малыми дозами;

- исключение официального оценивания  работы ученика;

- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.

    Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. Эта технология чем-то напоминает урок в форме игры, дискуссионного спектакля. Однако у этой технологии есть свой алгоритм:

    Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.

    Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

    Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).

    Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).

    Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников ( текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

    Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.

    Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

    Педагогическая мастерская – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.

    Психологическое воздействие, которое на личность оказывается в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению.

    Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

    Перед учителем – мастером стоят задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребёнка; работать вместе с учениками; не ставить оценки, не ругать и не, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственное, пусть даже маленький шаг вперёд.

Литература:

1) Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.-СПб: Петербургская Новая школа,2000.-110с.

2) Степанова Г.В. Педагогические мастерские // Начальная школа.-1998.-№5.-с.-34-39.

3) Харчевникова Е.Л. Овладение учителем школьными технологиями // начальная школа.- 2003.-№2.-с.33-38.

4) Хижнякова О. Н. технология педагогических мастерских в практике начальной школы //Начальная школа.- 2007.-№12.- с.46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"

Статья"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное  условие модернизации российского образования"Концепция  мод...

Статья. Педагогические мастерские в начальной школе

В статье рассказывается о повышение эффективности урока через использование инновационных технологий в начальной школе. Раскрывается задача и цель педагогических мастерских....

Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"

Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....

План работы педагогической мастерской учителей начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2» по теме «Система подготовки учащихся к Всероссийской проверочной работе. Дидактические подходы и методические решения»

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы  качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).Цель ВПР – обеспечение единства об...

Технология педагогических мастерских в начальной школе

Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.Технология творческих мастерских заин...

рабочая программа "Проектная мастерская" для начальной школы.

Рабочая программа соответствует всем требования ФГОС НОО. Представленная программа содержит все структурные компоненты, содержание которых полностью раскрыты. Пояснительная записка раскрывает новизну ...

рабочая программа "Проектная мастерская" для начальной школы.

Рабочая программа «Проектная мастерская» составлена с учётом актуальных требований обновленного ФГОС НОО, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина ...