Технология педагогических мастерских в начальной школе
методическая разработка

Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Воспитатель ГПД школы №370 Московского района, Селифанова Валентина Владимировна.

Наилучшим путем в обучении я считаю тот,

который дает материал для мышления

и творческих повторений,

дает материал для создания идей,

а сами идеи возникают уже непосредственно

в душе ребенка путем естественной

деятельности его психического аппарата.

Д.Д. Галанин (русский педагог-психолог)

Технология творческих мастерских заинтересовала меня своей необычностью, возможностями развития интеллектуально – творческих способностей младших школьников.

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т. д.

Цель технологии – не сообщить и усвоить информацию, а передать учащимся способы деятельности и, одновременно, предоставить им психологические средства, позволяющие личностно самовыражаться и саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы будущего.

Сущность технологии мастерских заключается в том, что в ходе особым образом организованного учебного занятия учащиеся сами добывают, конструируют и осмысливают знания по предмету. В мастерской создаются условия для самостоятельного выдвижения учащимися идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой работе. В процессе совместного обдумывания рождается новое видение проблемы.

Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия. Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.

От урока мастерская отличается и по конструкции и по расстановке образовательных и воспитательных акцентов. Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников и учителя. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы. В отличие от урока на мастерской выстраиваются знания, а не даются, не передаются. Учитель выступает равным в работе. Он – мастер, расстается со многими методами принуждения, с жестким надзором за каждым шагом ребенка. Он не стремится исправлять сделанную учеником ошибку. Это дело ребенка, он имеет право на поиск, ошибки, неточности. Ученик – творец.

Принципы, на которых строится мастерская:

1)   равенство всех участников образовательного процесса, включая учителя-мастера;

2)   ненасильственное привлечение учащихся к деятельности;

3)   отсутствие отметки и даже явной оценки учителя, соревнования, соперничества;

4)   диалогичность, создание атмосферы сотрудничества, развитие коммуникативной культуры школьников;

5)   приоритет процесса учения над его результатом;

6)   проблемность в обучении;

7)   работа со словом, сочинение и рисование (независимо от предмета);

8)   вариативность, возможность выбора учащимися материала, вида деятельности и способа предъявления результата.

По форме педагогическая мастерская представляет собой совместное решение познавательной проблемы в процессе особым образом организованного практического занятия в составе малой группы (7–15 учеников) при участии учителя-мастера. Эта необычная форма занятия состоит из последовательности взаимосвязанных стадий.

Стадии педагогической мастерской

Действия учителя

Действия учащихся

I. «Индукция» – создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к изучаемому объекту.

Создает проблемную ситуацию, называемую «индуктором» (например, предлагает учащимся нарисовать изучаемый объект, записать возникающие вопросы, ассоциации и т. п.).

Рисуют в тетрадях изучаемый объект.
Составляют вопросы или записывают личные ассоциации

II. «Самоконструкция» – индивидуальное решение каждым учеником познавательной задачи (создание гипотезы, текста, рисунка, проекта и т. п.).

Предлагает записать все, что ученики знают об изучаемом объекте. Либо дает задание определить признаки того или иного понятия, решить ту или иную задачу, составить тот или иной проект на основании только имеющихся у учащихся (актуальных) знаний и умений

Работая индивидуально, записывают все, что знают об изучаемом объекте (такая актуализация знаний, умений по проблеме называется «панель»)

III. «Социоконструкция» – работа учащихся в парах

Организует работу в парах. Например, предлагает поменяться тетрадями и дополнить друг друга. Либо подумать над заданием вместе

Работают в парах, обмениваются знаниями об изучаемом объекте

IV. «Социализация» – работа учащихся в малых группах (сопоставление, сверка, взаимодополнение, взаимооценка, коррекция)

Организует работу в малых группах. Например, предлагает объединиться в группы по четыре человека и поделиться полученными результатами. Предлагает учащимся дополнительные задания по теме

Работают в малых группах с ранее рассмотренными в парах объектами.
Выполняют дополнительные задания

V. «Афиширование» –создание и демонстрация (выставка) «афиш» – групповых ученических работ (текстов, рисунков, схем, проектов) и ознакомление с ними всего класса

Организует обсуждение результатов групповой работы. Дает необходимые пояснения по ходу презентации группами результатов выполнения заданий

Представляют результаты работы групп в виде «афиш». Задают вопросы друг другу по выполненным заданиям

VI. «Разрыв» – внутреннее осознание каждым участником мастерской неполноты своего прежнего знания или его несоответствия новому

Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
Организует работу учащихся в группах

с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

Осознают возникшие познавательные противоречия. Работают с источниками информации. Закрепляют и применяют полученные знания

VII. «Рефлексия»

Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности

Осуществляют рефлексию

Дети любят слушать, обсуждать работы друг друга. Интерес учащихся к учебе проявляется как познавательные потребности – важный мотив учения, а это способствует восполнению пробелов в знаниях.

Урок-технологическую мастерскую я провела по окружающему миру.

  • Правила мастерской: В мастерской думает каждый, говорит каждый, никто не стесняется.
  • На первом этапе индукции детям были предоставлены слова М. Пришвина («Охранять природу — значит охранять Родину»; «Для иных природа — это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа — это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты»)
  • Далее на этапе само конструкции учащиеся выступали с мини-сочинениями: Что, по их мнению, значит охранять Родину?
  • В ходе дискуссии мы пришли к следующему этапу: социоконструкция. Каждая группа выбрала себе творческое задание. Как улучшить вывоз мусора в нашем городе. Как обустроить парк. Как помочь Заповедникам в охране природы.
  • На следующем этапе – социализация – шло обсуждение, рассмотрение гипотез, обмен мнениями. На этапе афиширования – были вывешены схемы, показаны модели, рисунки, сделанные в результате работы.
  • Анализируя проблему, учащиеся пришли к выводу, что им недостаточно имеющихся знаний, и каждый получил задание по выбору: что ты можешь рассказать однокласснику по данной проблеме.
  • Обязательный этап: Рефлексия. Самым приятным было, подслушанное на перемене фраза, что на уроке было здорово и очень интересно.

Уроки в режиме мастерской – это уроки откровения: умеешь рисовать – рисуй, хочешь петь – пой, любишь танцевать – танцуй, нравится театр – пиши сценарий, режиссируй, играй…

Примечание. Близкими к технологиям мастерских являются:

– студии А.Н. Тубельского (разновозрастные формирования детей, занимающихся в свободном режиме под руководством учителя весьма высокой квалификации);

– погружения (Г.К. Лозанов, Болгария, М.П. Щетинин, А.В. Хуторской, Россия) – занятия в урочной и внеурочной форме по одной учебной дисциплине продолжительностью от одного до нескольких учебных дней. Режим полного погружения предполагает выезд в дом отдыха или пионерский лагерь на смену от 1 до 3 недель, ибо необходимо создать соответствующую атмосферу «интенсива», которая не исчерпывается учебным процессом, а позволяет включить в сферу педагогического действия многие жизненные процессы, важные для становления творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Урок по развитию речи в технологии «Педагогические мастерские». Подготовка к написанию сочинения «Моя весна».

Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен...

Педагогические мастерские в начальной школе.

Доклад знакомит с технологией педагогических мастерских в начальных классах...

Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»

Актуализация проекта.Сегодня, в связи  с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование  оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Статья. Педагогические мастерские в начальной школе

В статье рассказывается о повышение эффективности урока через использование инновационных технологий в начальной школе. Раскрывается задача и цель педагогических мастерских....