Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»
методическая разработка на тему

Свечкарева Людмила Васильевна

 

Актуализация проекта.

Сегодня, в связи  с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование  оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе.

 Новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать.

В современных реалиях образованность человека характеризуется его способностью и готовностью к самостоятельному решению проблем, самовоспитанию, самообучению и саморазвитию на протяжении всей жизни. Достижение  этих целей образования возможно лишь при условии их осознания и принятия на личностно значимом уровне каждым учителем и родителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovacionnyy_proekt.doc177 КБ
Office presentation icon proekt_svechk_4.ppt2.88 МБ

Предварительный просмотр:

 

Инновационный проект

«Организация учебного процесса на основе технологии

педагогических мастерских»

учителя начальных классов МОУ СОШ №7

пос. Советское Руно Ипатовского района

Ставропольского края

Свечкаревой Людмилы Васильевны

2011г.

      Методический паспорт инновационного педагогического проекта.

Структура

Содержание

Тема

Технология педагогических мастерских как средство образовательного процесса.

Адресация проекта

Предназначен для педагогов, работающих с детьми младшего возраста.

Автор проекта

Учитель начальных классов первой квалификационной категории МОУ СОШ №7 пос. Советское Руно

Свечкарева Людмила Васильевна

Участники проекта

Учащиеся начальных классов, родители, администрация.

Особенности типа проекта


  1. По количеству участников: личностный;


  1. По продолжительности: долгосрочный; (2007 - 2011гг.)


  1. По содержанию: организация учебного процесса;


  1. По уровню контактов: на уровне       образовательного учреждения МОУ СОШ  №7


Цель проекта

  Развитие личности младшего школьника с учетом его индивидуальных особенностей.

Задачи проекта

  1. Изучить и проанализировать научно- методическую литературу и практический опыт по проблеме.


  1. Провести «самодиагностику», а также диагностику развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.



  1. Внедрить технологию педагогических мастерских в учебный процесс.


  1. Определить формы и содержание работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей  младших школьников, как в учебной, так и внеурочной деятельности.


  1. Прогнозировать риск от внедрения технологии и методы коррекции.


  1. Создать условия для  саморазвития, самообучения, самовоспитания.


  1.   Формировать речевую  компетенцию.


  1. Формировать умения самооценивать,  самокорректировать, самоизменять работу на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.


  1.  Формировать готовность ученика к будущей жизни,  успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Ресурсы проекта

    Перечень:

  1. компьютер,
  2.  опорные схемы,
  3.  методическая и психологическая литература.

Предполагаемый  результат

  1. Повышение уровня учебной мотивации.


  1. Повышение уровня качества знаний.


  1. Сформирование компетентности.



  1. Активизация познавательной деятельности учащихся.


  1. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.


  1. Развитие умения успешно адаптироваться в современном обществе.


 

Технология  педагогических мастерских как средство организации образовательного процесса.

           Девиз педагогической мастерской:                                                                    Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю.                                                                                            Я  исследую, ты исследуешь, мы исследуем.

            Актуализация проекта.

Сегодня, в связи  с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование  оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе.

         Новые поколения россиян – это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать.

          В современных реалиях образованность человека характеризуется его способностью и готовностью к самостоятельному решению проблем, самовоспитанию, самообучению и саморазвитию на протяжении всей жизни. Достижение  этих целей образования возможно лишь при условии их осознания и принятия на личностно значимом уровне каждым учителем и родителем.

           Современные образовательные технологии позволяют  сформировать у учащихся не только предметные знания, умения и навыки, но и проявление компетентностного  поведения, которое предполагает:

- независимое самостоятельное действие;

- гибкое использование средств деятельности;

- умение действовать в неопределенных, незнакомых и стандартных ситуациях;

- способность определять, каких знании и умении не хватает для выполнения конкретного действия;

- способность понимать и принимать позиции разных участников коммуникации, высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

- умение классифицировать объекты;

- умение презентовать свои достижения;

- способность самостоятельно ставить цели, определять последовательность целей для решения конкретной задачи, оценивать результаты собственной деятельности по согласованным критериям.

 Младший школьник становится своеобразном лоцманом, которому необходимо проложить в море информации собственный индивидуальный фарватер. Значит, и я, учитель начальных классов, меняю акценты в образовательной культуре ученика в сторону самостоятельного творческого мышления и умения работать в коллективе.

          Как же сместить акценты от содержания («Чему учить?») к ценности образования («Ради чего учить?»), обновлению средств обучения («Как учить?»).

Основные идеи технологии:

  1. Образование должно стать новым, иным. Личность сама способна строить свое знание.
  1. Ребенок принимается как личность «самостоятельная», способная оказать позитивное воздействие на окружающий мир.
  2. Каждый ребенок обладает способностями практически во всех видах человеческой деятельности.

Цели  проекта:

 - создать условия, позволяющие личностно  саморазвиваться. самовоспитываться, самообучаться;

- развивать интеллектуальные и творческие способности через организацию учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских.

В процессе работы  была сформулирована гипотеза исследования:

повышение учебной мотивации и формирование ключевой компетентности в процессе использования технологии педагогических мастерских.

Основные направления проекта.

-организация нового способа познавательной деятельности младших школьников;                                          

 -создание проблемных ситуаций в учебном процессе;

-индивидуализация заданий, предполагающая разный объем      самостоятельной деятельности учащихся.

         Предметом проекта является технология педагогических мастерских.

    В качестве объекта - определена организация учебного процесса.   Опираясь на идею комплексно-целевого подхода к решению поставленной цели, в ходе работы мною были использованы следующие методы исследования:

        теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы,  моделирование;

        эмпирические: педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, тестирование, анкетирование учащихся,

статистические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования, математическая обработка данных.

Для методов  мастерских характерно:

- отношение учителя к ученику как к себе равному;

- самостоятельное «строительство» знаний учеников методом критического отношения к существующей информации;

- многообразие мнений.

Мастерская – это совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого. Обучаемый сам выстраивает свои знания, формирует ценности, открывает новое.

Главное условие мастерской – свободное самовыражение, внутренняя независимость личности, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.                                                                                             Исходные теоретические положения проекта.

Важным и непременным условием развития творческого начала у учащихся является степень их самостоятельности в учебном процессе. Эту мысль подчеркивали великие представители мировой педагогики. Так, И.Г. Песталоцци учил о необходимости воспитывать у ребенка побуждение к самостоятельности и саморазвитию присущих человеку от природы сил и задатков. К.Д. Ушинский утверждал: «Новая школа требует, чтобы дети, по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Развитию творчества и компетентности способствует использование технологии педагогических мастерских.

Мое знакомство с «педагогической мастерской» произошло в 2007 году на курсах Ставропольского краевого института повышения квалификации. На одном из занятий, посвященном инновационным педагогическим технологиям, доцент кафедры начального образования О.Н.Хижнякова  не просто описала технологию, а предложила её «прожить». И, действительно, ни красочное описание происходящего на занятиях, ни их результативность, ни разбор методических средств и приемов не могут дать представление о «поразительной действенности» мастерских.
    На занятиях я узнала, что Мастерская, или Ателье (фр. atelier) появилась в практике отечественной школы в результате деловых контактов педагогов России и группы ЖФЭН из Франции, которые начались в 1989 году. ЖФЭН - это сокращенное название "Французской группы нового образования" (Groupe Francais d'Education Nouvelle) - добровольный творческий союз ученых и практиков Франции. «Французская группа нового образования» (ЖФЭН) возникла в 20-х годах ХХ века, но только с 1984 года окончательно признана Министерством образования Франции.

Корни технологии педагогических мастерских кроются в идеях Л.Н. Толстого, Ж.-Ж. Руссо, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Г. Башляра, которые направлены на достижение ценностно-смыслового равенства учителя и учащегося, воспитание самостоятельности ученика в его познавательной деятельности. Для реализации идей необходима перестройка  образовательного процесса и трансформация содержания обучения.

Концепция, лежащая в основе этой технологии, предусматривает предоставление учащимся возможности выбора:

  1. выбор вида деятельности, материала, способа предъявления результата, участников для общения в паре, малой группе и т.д.;
  2. создание условий, обеспечивающих равенство всех участников мастерской, включая учителя;
  3. безоценочное общение (отсутствие соперничества, соревнования, любой оценочной деятельности, опора на самооценку, самовоспитание, самокоррекцию);
  4. высокий уровень мотивации, сотрудничества, сотворчество.

В ходе организации мастерской ученику (классу)  предлагаю решение некоей образовательной задачи, для которой у него нет ни опыта, ни знаний. Не дается подсказки по поводу того, как ее решать, но создается момент личной заинтересованности в ее решении. Происходит самостоятельная работа в группах, которую я направляю, на определенных этапах добавляя материал. Происходит работа самостоятельная и в группах. В итоге работы каждый на обязательном этапе социализации  предъявляет свои результаты и говорит о своих впечатлениях от работы.

В основе подхода – убеждение, что дети способны самостоятельно, в совместном поиске постигать свое новое знание.

Основные  принципы педагогической мастерской:

  1. Принцип равенства всех участников образовательного процесса – мастер работает вместе со всеми, равен ученику в процессе знаний. Не спешит отвечать на вопросы, а необходимую информацию предлагает дозировано, обнаружив потребность в ней у учащихся.
  2. Принцип добровольного включения учащихся в поисковую деятельность – предполагает использование специальных мотивирующих заданий.
  3. Принцип отсутствия отметки и  даже оценки учителя – исключается соревнование, соперничество, используется самооценка, самокоррекция, саморазвитие, самовоспитание.
  4. Принцип диалогичности в восхождении к истине на основе сочетания индивидуальной и коллективной работы, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, развития коммуникативной культуры школьников.
  5. Принцип приоритета процесса учения над его результатом  – важен сам процесс, в котором участники идут методом проб и ошибок, при этом обеспечиваются условия для усвоения предметного знания.
  6. Принцип проблемности в обучении – обеспечивается проблемным характером заданий, создающих ситуации противоречивости, неопределенности.
  7. Принцип широкого применения письма – ученики, выполняя задания, много пишут.

Принцип вариативности – возможность выбора учащимися материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

Принципы работы Мастера:

  1. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
  2. Мастер включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, пробуждает его личную заинтересованность в изучении проблемы (темы).
  3. Мастер работает вместе со всеми, он равен ученику в поиске знания.
  4. Мастер не торопится отвечать на вопросы.
  5. Необходимую информацию мастер дает малыми дозами, лишь обнаружив у ребенка потребность в ней.
  6. Мастер исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через ее «социализацию», «афиширование» создает условия для появления самооценки ученика и ее изменения, самокоррекции.

Коренным образом меняется процесс освоения знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя; решаются они самими учениками - в одиночку, затем в парах, далее в группах; учитель оказывается помощником на пути к выходу - к свету, знанию.                                                    

Система действий учителя и учащихся  на различных этапах

педагогической мастерской

                       Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Индукция - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

- Предлагает детям записать ассоциации (вопросы, нарисовать рисунок) по определенной теме (явлению, понятию, событию, ситуации)

- Записывают ассоциации

  (составляют вопросы,  

 выполняют рисунок)

2. Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

Просит записать все, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.)

Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте (определяют необходимые признаки)

3. Социоконструкция - работа учащихся в парах по построению этих элементов.

- Организует работу в парах: "Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием".

- Работают в парах по заданию учителя.

4.Социализация - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

- Организует работу в группах: "Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами".
- Предлагает учащимся дополнительные задания.

- Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами.
- Выполняют дополнительные задания.

5. Афиширование – предъявление коллективных работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий

6. Разрыв - внутренне осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому

- Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях.
- Организует работу учащихся в группах с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие противоречия

- Осознают возникшие познавательные противоречия.
- Работают с источниками информации.
- Закрепляют и применяют полученные знания

 

Алгоритм  мастерских.

  1. Индуктор – задание для мотивации дальнейшей деятельности учащихся. Это задание должно удовлетворять условиям:

- должно актуализировать личный опыт каждого и быть связано со смыслом дальнейшей деятельности;

- предоставлять некоторый выбор для участника, что возбуждает интерес, повышает внимание к проблеме.

Индуктор – это толчок для индукции, это может быть слово, фраза, текст, рисунок, предмет, звук, все, что наводит поток ассоциаций и дает возможность погрузить каждого участника в проблему через его «личный вход».

  1. Создание творческого продукта – может происходить  индивидуально или в групповом взаимодействии. Основывается на деконструкции и реконструкции.  Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование отобранных для мастерской материалов. Реконструкция – создание из разрозненных частей нового, целого явления, представления, знания.Самоконструкция и социоконструкция – создание индивидуального, а затем группового и межгруппового  интеллектуального продукта: опыта, наблюдения, проекта, модели, системы взаимосвязей.
  2. Социализация – предъявление созданного продукта другим участникам занятия.
  3. Промежуточная рефлексия и самокоррекция.

- Какое новое открытие ты сделал сегодня?

- Что нового узнал ты о людях?

- Что ты нового обнаружил в себе?

  1. Обращение к новой  информации и ее обработка.
  2. Корректировка творческого продукта или создание новой версии, гипотезы. Групповая или индивидуальная работа.
  3. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

               Характеристика методов и средств реализации проекта.

        Основными методами взаимодействия являются:

  1. метод групповой дискуссии;
  2. совместных действий;
  3. метод обучающего эксперимента;
  4. метод анализа коммуникации;
  1. упражнения; решение проблемных задач.

Результаты работы по технологии педагогических мастерских

    Для проведения диагностики учащихся использовала диагностический инструментарий:

  1. Тест интеллекта Р. Кеттела, форма 2А (предназначена для детей в возрасте 8 – 12 лет);
  2. Скриннинговый тест школьной зрелости чехословацкой методики «Ориентировочный тест школьной  зрелости Я.Йерасика». Тест выявляет три компонента школьной зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной;
  3. Тест Торреса для диагностики творческих способностей детей.

1. Мониторинг развития коммуникативных умений.

 

2. Мониторинг развития информационных умений.

 

3. Мониторинг развития мыслительных умений.

4

4.Способность к рефлексии.

5. Мониторинг развития творческих способностей.

 

                                                                                         

6. Мониторинг успеваемости.

Тематика открытых уроков

по технологии «педагогическая мастерская»:

№ п/п

Класс

Предмет

Название темы

Уровень представления материала

1.

2

Литературное

чтение

В.Бианки «Музыкант»

2008 год

школьный уровень

2.

3

Окружающий мир

«Виды растений»

2009 год

школьный уровень

3.

4

Литературное чтение

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

2011 год

школьный уровень

4.

4

Литературное чтение

«Зима».

2011 год

школьный уровень

 

Мониторинг достижений учащихся класса в процессе использования технологии «педагогическая мастерская»:

Год

Мероприятие

Уровень

Достижение

2009

Конкурс «Ученик года»

Школьный

1 место

2009

Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

Школьный

1 место

2010

Конкурс «Портфолио класса»

Школьный

1 место

2010

Спортивное соревнование «Совруновская  миля»

Школьный

1 место

2010

Конкурс чтецов «Великая и легендарная»

Школьный

1 место

2010

Фестиваль «Под небом России»

Районный

4 место

2010

Конкурс сочинений «Если бы я был Президентом»

Краевой

Диплом 2 степени

    Итак, инновационная технология педагогических мастерских  формирует  ключевую компетентность,  развивает интеллектуальные и творческие способности, активизирует познавательную деятельность и умение сотрудничать со сверстниками.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Л.М. Оганезова «Современный урок».- М.,2007.
  2. Левин Э.А., Прокофьева О.И. «Самообразование детей в школе». -Ростов- на -Дону: Феникс, 2008.
  3. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» - М.: Генезис, 2003.
  4. Подласый И.П. «Педагогика» .- М.: Владос, 2001 .
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат. – М.:academia. 2000.
  6. «Педагогические мастерские Франции – Россия»/ Под ред. Э.С. Соколовой. – М.: Новая школа, 1997.
  7. Журнал «Завуч начальной школы». - № 3, 2004 .
  8. Журнал «Начальная школа плюс до и после» - № 11, 2003.
  9. Зинченко В.П. Психологический словарь. - М.: 2004.
  10. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. –  М., 1996.
  11. Паламарчук В.Ф.Школа учит мыслить. – М., «Просвещение», 1979.
  12. Хижнякова О.Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе», -  Ставрополь, 2006.
  13. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии. – 2004.

 

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МКОУ СОШ № 7 пос. Советское Руно Ипатовского района Свечкарева Людмила Васильевна Фото

Слайд 2

Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 3

Тема проекта «Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроках и внеурочной деятельности через форму парно-групповой работы»

Слайд 4

Актуальность проекта самостоятельно добывать и использовать знания владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками

Слайд 5

Проблема проекта Сложившийся стереотип работы в начальной школе Есть ли формы работы, которые будут способствовать формированию коммуникативных УД?

Слайд 6

Новизна Новизна заключается в педагогической деятельности, направленной на реализацию запросов времени Использование форм обучения, которые формируют УУД

Слайд 7

Если правильно и систематически применять парную и групповую работу на уроках и во внеурочной деятельности, Если у обучающихся будут сформированы коммуникационные компетенции , то обучающиеся будут лучше адаптированы в обществе

Слайд 8

Цель проекта Формирование коммуникативной компетенции Раскрытие потенциала парно – групповой работы на уроках и внеурочной деятельности Повышение общей культуры обучающегося

Слайд 9

Задачи изучить проблемы общения младших школьников изучить теорию по данной проблеме выявить особенности парно – групповой работы использование выводов и применение на практике результатов проследить динамику УУД с помощью методик

Слайд 10

Предмет и объект исследования Предмет исследования Приемы формирования коммуникативной компетенции Объект исследования Парно – групповая форма работы Ученик, работающий в паре и группе

Слайд 11

Ожидаемый результат Я умею вести диалог Я умею договариваться Я умею коллективно обсуждать Я умею оказывать поддержку

Слайд 12

Личностный компонент Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Поведенческий компонент Компоненты коммуникативной компетенции

Слайд 13

Коммуникативные действия обеспечивают: социальную компетентность учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности умение слушать и вступать в диалог участие в коллективном обсуждении проблем; строительство продуктивного взаимодействия и сотрудничество со сверстниками и взрослыми интеграцию в группу сверстников

Слайд 14

Коммуникативные действия коммуникация как сотрудничество коммуникация как взаимодействие коммуникация как условие интериоризации. коммуникация как взаимодействие

Слайд 15

Уровень сформированности коммуникативных УУД: высокий средний низкий

Слайд 16

Коммуникация как взаимодействие Задание: «Братья и сестры» по методике Ж.Пиаже Оцениваемые УУД : коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера) Высокий уровень- 1 обучающийся - 6,6% Средний уровень- 11 обучающихся – 73% Низкий уровень- 3 обучающихся -20 %

Слайд 17

Коммуникация как взаимодействие Методика «Кто прав?» по методике Цукерман Г.А. Оцениваемые УУД : действия, направленные на учет позиции партнера Высокий уровень-1 обучающихся – 6,6% Средний уровень- 9 обучающихся – 59% Низкий уровень- 5 обучающихся -33%

Слайд 18

Коммуникация как кооперация Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, на организацию и осуществление совместной деятельности Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать, убеждать и уступать. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Слайд 19

Коммуникация как кооперация Задание «Рукавички» по методике Г.А. Цукерман Оцениваемые УУД : коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Высокий уровень- 2 обучающихся – 13% Средний уровень- 9 обучающихся – 59% Низкий уровень- 4 обучающихся -26%

Слайд 20

Коммуникация как кооперация Задание «Совместная сортировка» по методике Бурменской Г.В. Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Высокий уровень -о % Средний уровень- 4 обучающихся – 26% Низкий уровень-11 обучающихся -74%

Слайд 21

Коммуникация как условие интериоризации Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания. Способность строить понятные для партнера высказывания. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Речевое планирование и регулирован ие своих действий. Рефлексия своих действий.

Слайд 22

Коммуникация как условие интериоризации «Узор под диктовку» по методике Цукерман Г.А. Оцениваемые УУД : умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи. Высокий уровень- 4 обучающихся – 26% Средний уровень- 6 обучающихся – 40% Низкий уровень-5 обучающихся – 34%

Слайд 23

Результаты мониторинга показали коммуникативные трудности: когнитивные – трудности овладения знанием о собственных коммуникативных проблемах поведенческие - трудности волевого управления саморегуляцией в процессе коммуникативной деятельности эмотивные – трудности эмоционального управления саморегуляцией в процессе коммуникативной деятельности

Слайд 24

Вывод: атмосфера взаимной доброжелательности и взаимопомощи общие дела, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний тематические беседы, праздники, классные часы работа в парах и группах

Слайд 25

Групповая учебная работа младших школьников взаимодействие между обучающимися сотрудничество друг с другом анализ собственных действий опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя

Слайд 26

Технологический процесс групповой работы Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации). Раздача дидактического материала Планирование работы в группе. Выполнение задания Сообщение о результатах работы группы.

Слайд 27

Пары сменного состава 1 ) каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»; 2) ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам; 3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других; 4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех; 5) каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей; 6) полное совпадение и единство коллективных и личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Слайд 28

Правила работы В группе должен быть организатор обсуждения. Каждый может высказать свою версию решения. Один говорит, а остальные слушают. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом. Говорим вежливо. Называем собеседника по имени. Говорим по очереди, не перебивая друг друга. Внимательно слушаем, если непонятно, переспрашиваем партнера. Четко высказываем свое мнение. Соблюдаем порядок на парте. Уважаем мнение собеседника. в группе в паре

Слайд 29

Т ематическое планирование по математике в 1 классе с учетом формы парн ой работы № п/п Тема урока Задание 1. Раньше и позже. Ты называешь события, которые были раньше. А твой сосед(ка) –события, которые были позже. 2 Выше и ниже Ты называешь предметы, которые выше дома. А твой сосед(ка)-предметы, которые ниже дома. 3. Шире и уже Ты называешь предметы, которые шире. А твой сосед по парте-- предметы , которые уже.

Слайд 30

Тематическое планирование по русскому языку в 1 классе с учетом групповой формы работы № п/п Тема урока Задание 1. Правописание жи-ши , ча-ща, чу-щу. 1 группе- выписать все слова с сочетанием жи-ши. 2 группе- слова с сочетанием ча-ща. 3 группе –слова с сочетанием чу -щу. 2 . Непроверяемая безударная гласная. 1 группе- выписать все слова непроверяемой безударной гласной о. 2 группе- слова с непроверяемой безударной гласной е. 3 группе –слова с непроверяемой безударной гласной а.

Слайд 31

Результаты парной работы на окружающем мире Ф ормир уется умени е слушать другого . В ысказыва ть собственно е мнени е. У част вовать в обсуждении задания . Вести равноправный диалог . У мение задавать вопросы .

Слайд 32

Работа в парах Работа в группах

Слайд 33

Результаты анкеты о парно-групповой работе обучающихся 1.Тебе нравится работать в группе? Да -15 обучающихся (100%) 2.Тебе нравится работать в паре? Да -15 обучающихся (100%) 3.Тебе больше нравится быть руководителем или исполнителем в группе? Руководителем-8 обучающихся (56%) Исполнителем-7 обучающихся (49%)

Слайд 34

Формирование коммуникативной компетенции на классном часе «Путь к доброте»

Слайд 35

Формирование коммуникативной компетенции во внеурочное время: театр «Петрушка» введение в тему создание эмоционального настроя речевые разминки театрализованная деятельность в разных формах (основная часть) эмоциональное заключение

Слайд 36

Заключение Организация парно-групповых форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников. Дети приобретают уверенность, а значит становятся счастливыми и здоровыми.