Формирование универсальных учебных действий через технологию педагогических мастерских
методическая разработка (3 класс) по теме

Чернышова Елена Борисовна
В данной статье представлена модель занятия, разработанного по технологии педагогических мастерских

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Основной файл51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий через технологию педагогических мастерских

Согласно стандартам второго поколения «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала обучения. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного успешного усвоения новых знаний, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Решать эту проблему помогает технология педагогических мастерских. Это особый способ организации деятельности учеников, способствующий развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического и творческого мышления.

           Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

-   обращение к личности, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;  

- интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;

- свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией;

Реализация данных идей обеспечивается формами взаимодействия между учителем и учащимися: в мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.    Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов.
    Основные принципы организации педагогических мастерских:

  • Равенство всех участников, включая учителя
  • Создание личностной мотивации в процессе деятельности
  • Самооценка, самокоррекция, самовоспитание
  • Чередование индивидуальной и коллективной работы
  • Важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов
  • Свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата

Этапами такого  занятия являются:

  • Индукция
  • Самоконструкция
  • Социоконструкция
  • Социализация
  • Афиширование
  • Разрыв
  • Рефлексия

Модель занятия, разработанного по технологии

педагогических мастерских

Предмет: риторика, 3 класс.

Автор-составитель:

Чернышова Е.Б. - учитель МОУ лицея № 8 г. Ставрополя

 Тема: Открытие внутренней красоты в человеке.

Цели: 1) сформировать понятие о внутренней красоте как совокупности добрых качеств человека;

2) развить внимание и мышление, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме;

3) воспитывать благородные чувства в сердцах детей, стремление быть красивым душой, уметь выслушивать мнение своего товарища;

4) создать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний.

Оборудование: лист ватмана для оформления газеты; двухсторонний скотч;  конверты с заданием; красные фломастеры; клеящий карандаш; слайды к уроку.

Ход занятия.

1. Индукция - создание эмоционального настроя, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Просмотр видеофильма о красоте окружающей природы.

- О чем видеофильм, который вы просмотрели?

- Поделитесь своими впечатлениями об увиденном.

Выводится слайд, где слово Красота записано с большой буквы.

- Как вы думаете, что такое красота и почему я это слово вывела с большой буквы? (обмен мнениями)

Вывод учителя: Я имела в виду нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость, восторг, удовлетворение или утешение – в общем, положительно влияет на нас.

2. Самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы.

- Что же еще может быть красивее природы?   (предположения детей) Ответ учителя: Человек.

Эпиграфом нашего занятия будут слова русского писателя А.П.Чехова.

На экране слайд со словами Чехова.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»

        - Почему  писатель на первое место поставил слова «и лицо, и одежда», и только потом  «и душа, и мысли»?

Вывод: Лицо и одежда сразу видны (это внешняя красота), а душа и мысли спрятаны за внешней оболочкой (внутренняя красота).

      - Как вы думаете, о какой красоте интереснее рассуждать и говорить?

Вывод учителя: Настоящий секрет счастья в поиске внутренней красоты. Давайте попробуем выяснить, что делает внутренний мир человека красивее.

Каждая группа будет работать над своей частью формулы внутренней красоты. В результате нашей работы появится газета.

      3. Социоконструкция - работа учащихся в группах.

       У каждой команды конверт с заданием.

Задания группе 1.

1) Выберите из предложенных слов те, которые делают красивым внутренний мир человека;

     - наклейте на предложенный лист выбранные слова;

        (ответственность, справедливость, чуткость, доброта, смелость, лень, лживость, дружелюбие, беспечность)

2)   Попробуйте дать общее название своей составной части формулы внутренней красоты человека;

      - впишите найденное слово в желтый прямоугольник;

      - наклейте прямоугольник на отведенное место.

Качества  человека.

Задания группе 2.

1)  Обсудите, отчего может плакать ребенок.

     - пусть каждый из вас на оранжевой карточке напишет свое мнение, как и чем его можно утешить?

     - ответы наклейте на предложенный лист.

2)   Попробуйте дать общее название своей составной части формулы внутренней красоты человека;

      - впишите найденное слово в желтый прямоугольник;

      - наклейте прямоугольник на отведенное место.

Мысли, сопереживание

Задания группе 3.  

1) Кого-то в классе дразнят и обижают. Обсудите, как поступить в данной ситуации.

    - различные пути решения проблемы запишите на листы оранжевого цвета;

    - наклейте ответы на предложенный лист.

2)   Попробуйте дать общее название своей составной части формулы внутренней красоты человека;

      - впишите найденное слово в желтый прямоугольник;

      - наклейте прямоугольник на отведенное место.

Дела и поступки.

4.Социализация - выступление участников группы.

5.Афиширование – предъявление коллективных работ учеников.

Составление полученных частей газеты.

 

 

      6. Содержательная рефлексия.

   

  Работа в группах.

      Составление и запись синквейна по предложенному алгоритму на  тему занятия.

       Синквейн – это пятистишие для выражения своего отношения к определенной теме, которое составляется по алгоритму;

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (тема);

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие, тему;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к данной теме;

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, синоним к данному слову.

7.Итог занятия.

          Да, красота внутренняя есть в каждом человеке. Вы это сейчас подтвердили своей работой. Только в ком-то она горит, в ком-то слегка искрится, в ком-то тлеет… И о ней  не спорят, потому что ее не видно сразу.

Работа по технологии педагогических мастерских предполагает определенные риски.

- организация групповой работы;

- контроль времени;

- соблюдение этапов работы.

Преодолев данные риски, получим педагогические эффекты реализации данной технологии:

- мотивация к обучению возрастает на 15%;

- умение работать с источниками информации – на 14%;

- познавательная активность – на 12%;

- умение аргументировать свое мнение – на 11%;

- творческая активность – на 7%

Уроки, с использованием педагогических мастерских приносят удовольствие и педагогу, и ребятам. Занятия дают не только творческое удовольствие, но и прочные знания.

Используемая литература:

  1. «Фундаментальное ядро содержания общего образования»: проект/ под ред.В.В.Козлова, А.М.Кондакова, - М. : Просвещение, 2009
  2. «Современные образовательные технологии в начальной школе»                О.Н. Хижнякова, Ставрополь, СКИПКРО, 2006
  3. «Педагогические мастерские в опыте учителей» В.А.Степихова – С-Пб., 2003

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

                                         А.П.Чехов

Ответственность

Справедливость

Чуткость

Доброта

Смелость

Дружелюбие

Качества

Чувства

Поступки

Дела

ЧЕЛОВЕК

Сопереживание

Мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность младших школьников»

Проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС НОО (нового стандарта). Отвечая требованиям системно-деятельностного подхода, проектная деятельность способствует формирова...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "СУРГУТСКИЕ ЗАДАЧИ"

В условиях модернизации общего образования особое внимание уделяется процессу развития личности, востребованной современным обществом. Школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, ...

Повышение эффективности процесса формирования универсальных учебных действий через геометрическую подготовку младших школьников

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности. На современном этапе реал...

Формирование универсальных учебных действий через игровой проект «Портфель министра»

Возникла идея  игрового проекта «Портфель министра»? На всех этапах игрового  проекта  «Портфель министра» формируются разные универсальные  учебные действия. Активная деятел...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»

       Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Развитие учащихся в процессе формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подходаЦель моей педагогической деятельности считаю, рациональное использ...