Формирование универсальных учебных действий через игровой проект «Портфель министра»
проект на тему

Павлова Людмила Борисовна

 Возникла идея  игрового проекта «Портфель министра»? На всех этапах игрового  проекта  «Портфель министра» формируются разные универсальные  учебные действия. Активная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.  Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 136488_statya_proekt.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  универсальных учебных действий  через игровой проект «Портфель министра»

 Павлова Л.Б.

«Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

вовлеки меня – и я научусь »-

гласит японская пословица.

        Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой  цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД). При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду  деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и активную  внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
      Поэтому  возникла идея  игрового проекта «Портфель министра»? На всех этапах игрового  проекта  «Портфель министра» формируются разные универсальные  учебные действия. Активная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности.  Общепризнанно, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам.

       Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения функций классного руководителя надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Классный руководитель должен помнить, что в начальной школе игра стоит на втором месте по значимости после учебной деятельности и существенно может влиять на развитие интеллектуальных, творческих и личностных качества учащихся. Внеклассная работа с детьми должна максимально использовать возможность игры.

        В начале учебного года детям была предложена анкета, с целью изучения интересов, склонностей, возможностей, а затем совместного планирования  внеклассной деятельности на новый учебный год.

Анализ анкет показал:

  • Интересы и склонности детей разнообразны, зачастую связаны с особенностями характера и темперамента.
  • Стремление детей к самостоятельной деятельности.
  • Желание проявить себя, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

        Думаю, игровой проект предоставит возможность детям  делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволит проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; эта деятельность, направлена на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися.

        Цель проекта: Создать условия для наиболее полной самореализации личности и раскрытия творческого потенциала ребенка, формирования здорового микроклимата в детском коллективе  и положительных межличностных отношений.

         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи  проекта:

1.Реализовать право ребенка на творчество.

2.Развивать индивидуальность каждого ребенка

3. Развивать внутриколлективные отношения учащихся, позицию сотрудничества, готовность к совместному решению задач.

4.Подвести достойный итог года.

Ролевой /игровой/ проект.

        Участники проекта - учащиеся, делятся на 5 групп по интересам, берут на себя роли министров различных министерств: досуга, творчества, информации, добра и порядка, охраны природы и спорта (идея министерств  заимствована у Н. И. Дереклеевой «Справочник классного руководителя 1 – 4 классы»).

         Каждая группа (далее министерство)  выполняет свои «должностные » обязанности (соответствующие направлениям воспитательной работы: нравственное, патриотическое, физическое, экологическое, эстетическое). Игровой проект носит соревновательный характер , каждое министерство за  качественное выполнение поручения получает медаль. Результат проекта остается открытым до окончания учебного года.Обязательное условие - каждый министр должен быть отмечен и награжден за участие в проекте.

Такая форма организации внеклассной деятельности позволяет сделать жизнь детей разнообразной, творческой и познавательной.

Характеристика игрового проекта «Портфель министра»

  • По характеру доминирующей в проекте деятельности: игровой.
  • По предметно-содержательной области: межпредметный проект, на стыке различных областей.
  • По характеру контактов: среди участников одного класса.
  • По количеству участников проекта: коллективный 
  • По продолжительности проекта: длительный (учебный год)

Этапы и сроки проектной деятельности

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. погружение в проблему

Формулирует:

  • проблему проекта

Что нужно сделать, для того чтобы школьная жизнь стала запоминательной и интересной?

  • создает мотивацию

Осуществляют:

  • личностное осмысление проблемы
  • вживание в ситуацию
  • определение «должностных»  обязанностей для каждого министерства

2. организация деятельности

Предлагает:

  • спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»)
  • возможные формы представления результатов проекта

Осуществляют:

  • объединение детей по интересам в группы (министерства)
  • планирование работы
  • выбор возможных формы и способа представления результатов  деятельности министерства

3. осуществление деятельности

Не участвует, но:

  • консультирует по необходимости учащихся
  • ненавязчиво контролирует
  • ориентирует в поле необходимой информации
  • консультирует по презентации результатов

Работают активно и самостоятельно:

  • по поиску, сбору необходимой информации
  • консультируются по необходимости
  • организуют праздники, викторины, спортивные соревнования, выставки, благотворительные акции
  • готовятся к презентации результата своей деятельности в министерстве

4. презентация результатов

Принимает итоговый отчет:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты
  • подводит итоги

Оценивает

  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • эстетика оформления результатов проведенного проекта;
  • привлечение знаний из других областей;

Демонстрируют «продукт» деятельности:

Осуществляют

  • рефлексию деятельности и результатов
  • взаимооценку деятельности и ее результативности

Как может быть представлен «конечный продукт» деятельности министерства.

         Устный журнал, электронная газета, электронный журнал, карта (где побывали учащиеся за этот учебный год)выставка творческих работ, инсценирование, музыкальное шоу, мультимедийный продукт, письмо министра к президенту проекта, электронный фотоальбом, сказка, сценарий, виртуальная экскурсия, сборник  творческих работ, дневник путешествий.

Критерии оценки  игрового проекта.

  • Оригинальность представления деятельности
  • Качество выполнения
  • Самостоятельность работы над проектом
  • Использование средств наглядности, технических средств и др.
  • Активность каждого участника министерства
  • Умение взаимодействовать с различными министерствами  в процессе реализации проекта. (совместные праздники, конкурсы и т. д)

Игровой проект подходит к своему логическому завершению. Дети с удовольствием и большой ответственностью продолжают выполнять свои «должностные» обязанности, работают над созданием продукта совместной деятельности в «министерстве». Родители, глубоко заинтересованные в качественном образовании и воспитании своих детей, с удовольствием откликаются на любое дело, готовые к сотрудничеству и партнерству, поддержали идею проекта.

Можно отметить, что отношения в классе  доброжелательные, царит атмосфера сотрудничества и взаимоподдержки. Дети с большим желанием приходят в школу, чтобы воплотить в жизнь свои новые идеи. Игровой проект решает поставленные задачи и думаю, позволит добиться главной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролево-игровой проект «Нижегородская ярмарка».

Проект разработан для младших школьников 3-4 классов и может быть организован во внеурочной деятельности. Цель проекта: воспитание патриотизма и гражданственности, формирование активной жизненной пози...

Исследовательский проект "Портфель школьника как условие развития познавательной активности учащихся младших классов"

Как развить познавательную активность учащихся младших классов? Мы с моей коллегой, Филатовой Еленой Евгеньевной, задумались над этой проблемой. Предлагаю вашему вниманию решение: исследовательский пр...

конспект совместной деятельности детей и взрослых по решению пноблемы и задач интегративного игрового проекта "мы ждём весну"

Злой Кощей украл Весну и спрятал её в темнице. Чтобы спасти Весну ,нужно выполнить задания Кощея. В первой части занятия выполняются задания по математике, во второй части- по ручному труду. Занятие я...

Номинация проекта «Лучшая разработка урока (занятия) 1 четверти 2014-2015 учебного года». Краткосрочный проект "Правила дорожного движения"

Вид проекта:  творческо – информационный.Продолжительность проекта:  однодневный.Участники проекта: учащиеся начальной школы 2 класса КРО VII вида.Основное направление проекта:  предупр...

Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты

Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе....

Обобщение опыта по теме: "Реализация спортивно-игровых проектов как условие формирования компетентностей на уроках физической культуры в начальной и основной школе"

Использование на уроках физической культуры спортивно-игровых проектов, учебный материал в которых организован в целостную систему и ориентированных на реализацию системно-деятельностного подхода, явл...

Познавательно-игровой проект по ознакомлению с космосом "Путешествие в звездный городок"

У детей  высокий познавательный интерес к астрономическим знаниям, но средств для удовлетворения этого интереса мало: сократилось издание научной и популярной литературы для детей, мало раз...