Применение технологии сотрудничества
статья по теме

Слюняева Наталья Викторовна

Применение технологии сотрудничества как средства формирования коммуникативной компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников

Педагогический опыт

 учителя начальных классов

МБОУ средней

общеобразовательной школы №138

Слюняевой Наталья Викторовны

1.Актуальность проблемы формирования

коммуникативной компетенции

В "Концепции модернизации российского образования»,  указывается то,  что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые  компетенции, определяющие современное качество содержания образования".

Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения.

Из всех видов компетенций приоритетной для своей деятельности выделяю коммуникативную, т. к уровень развития коммуникативной компетентности детей в момент поступления в школу весьма различен, в целом он далек от желаемого.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями, способность личности к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции, определенной в контексте нового ФГОС  как ключевой, решает проблему активной социализации личности. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности и к успешной жизни в целом.

  Умению согласовывать свои действия со сверстниками, одноклассниками дети учатся в семье, в школе, в общении со взрослыми. Чем раньше обратить внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем будет у него в будущем. Поэтому проблема развития коммуникативной компетентности младших школьников в настоящее время является актуальной, как для каждого конкретного человека, так и для общества.

Значение коммуникативной компетенции ученика в образовательном процессе:

Во-первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе.

В-третьих, коммуникативная компетенция обучающихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Для формирования коммуникативной компетенции необходимо:

1.Определить ее понятие и структуру, содержание и этапы формирования.

2.Создать условия (обеспечить взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий)  для достижения полноценного результата.

3.Провести диагностику.

2. Структура, содержание и этапы

формирования коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетенция - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре выделяются следующие компоненты (подход И.А. Зимней): когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий. Они не являются частями целого, однако предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных, что означает следующее:

-содержание отдельного компонента "раскрывается" через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них;

-все компоненты должны быть включены в работу;

-более эффективным считается занятие (урок), обеспечивающее развитие ребенка по всем или многим обозначенным направлениям.

Компоненты коммуникативной компетенции, их значение в и желаемый уровень для младшего школьника:

Компонент

Значение в коммуникативной компетенции

Желаемый уровень

Когнитивный

образует знания о ценностно- смысловой стороне общения, о личностных качествах, об эмоциях и чувствах, о поведенческой стороне общения.

человек осознанно  обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что позволяет лучше понять особенности собственного стиля общения, усовершенствовать и разнообразить коммуникативные возможности.

Ценностно-смысловой

ценности, которые активизируются в общении. Личностные ценности, проявляясь в отношениях к себе и другим людям, регулируют общение, придавая ему определенный смысл.

 в младшем школьном возрасте следует формировать нравственные ценности и отношение к самому себе (самопринятие, самоуважение, объективную самооценку) и другим людям (принятие их, уважение к ним).

Личностный

образует особенности личности, вступающей  в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации.

коммуникативная компетенция младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности.

Эмоциональный

связан прежде всего с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией.

именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного общения.

Поведенческий

образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности.

коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Степень их сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.

Этапы формирования и уровни коммуникативной компетенции:

Этап

Уровень формирования

Компетенции

I этап  

низкий

- формирование потребности в общении, понимание задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия;

II этап

средний

- готовность к коммуникации, понимание состояния сверстника, формирования самосознания и самооценки, представление о способах взаимодействия с окружающими, знакомство с различными социальными ролями

III этап

высокий

- владение навыками взаимодействия с окружающими, объективная самооценка, согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества

Приведенная классификация может служить основой системы развития коммуникативной компетенции учащихся.

3. Создание условий для формирования коммуникативных компетенций

 Для формирования коммуникативной компетенции требуется хорошо продуманная система работы в учебно- воспитательном процессе начальной школы. В своей работе по формированию коммуникативной компетенции я применяю элементы здоровьесберегающих технологий, игровые технологии,

методы арт- технологии (изотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия (театральное действие), музыкальная терапия и кинезитерапия (движение танца),метод проектов, портфолио, технологию сотрудничества.

Особое внимание в работе с детьми уделяю технологии сотрудничества. Главная ее идея-  учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе, это обучение в процессе общения.  Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, можно обсудить решение очередной задачи. А если от твоего успеха зависит успех всей группы, то ты не сможешь не осознавать ответственность и за свои успехи, и за успехи твоих товарищей.  Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, но и формирования коммуникативной компетенции.

Принципы обучения в сотрудничестве:

1. Учащиеся работают в группах (4-6 учеников), состоящих из детей разного уровня обученности. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо менять.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы.

3. Члена группы, который должен отчитаться за задание  может выбирать учитель или члены команды.

4. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы. Важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся и совместная работа.

  Особое внимание обучению коммуникативным  аспектам и способам общения в сотрудничестве уделяется уже с первого класса.

Этапы работы в группе:

Этап

        Действия

Первый        

Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции. От остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного.

Второй

Обсуждение высказанных гипотез.

Третий

Выработка группового решения. Оно рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них. Группа должна быть готова обосновать свой выбор.

Четвертый

Обсуждение итогов работы групп.

Пятый

Обсуждение процесса работы.

 Таким образом, обсуждение позволяет вывести участников на рефлексию способов групповой работы и тем самым, естественно, развить умение работать и общаться в группе.

Для того чтобы осуществлять обучение в сотрудничестве учителю необходимо помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, делать выводы, аргументировать их, решать возникающие проблемы, выполняя следующие действия:

- продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга;

- чётко сообщать цель в начале урока и перед работой в группах;

- выделить одно-два задания, требующих после обычного объяснения определённых действий в группах по усвоению нового материала;

- давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания, проводится контрольная работа или тест;

- прежде, чем отдать свои работы на проверку учителю, ученики должны иметь возможность проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осознанного выполнения задания каждым учеником;

-на протяжении всей работы следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если это потребуется.        

Я в своей работе использую несколько вариантов  метода обучения в сотрудничестве:

1. «Учимся вместе» (Stиdent Тeam Learning) разработан в университете Миннесота в 1987 году.

- разнородные по уровню обученности группы  (3–5 человек);

- каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой- то большой темы, над которой работает весь класс;

- учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания;

- в результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. (Приложение 1, разработка проекта урока)

2. «Обучаемся в команде» (Learning Together)

- тема у всех групп одна;

-успех всей группы зависит от результата самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы;

-каждый участник команды овладевает необходимыми знаниями, формирует нужные навыки так, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый;

- награду группы получают одну на всех в виде балльной оценки, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности;

- сравнение проводится не с результатами других учеников, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

   3. «Ажурная пила» разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году.

- учащиеся объединяются в группы (4-6 человек);

- учебный материал разбит на фрагменты между членами команды;

- команда  работает над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом;

- проводятся встречи экспертов из разных групп;

- каждый эксперт докладывает в своей группе о проделанной работе.

  Таким образом, реализация данной технологии обучения отличается нестандартностью построения познавательного процесса. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя – обязательная основа этой работы, в процессе которой формируются коммуникативные компетенции. Распространение опыта- открытый урок на районном семинаре «Использование продуктивных видов деятельности в сохранении здоровья младших школьников».

Я убеждена, что формирование коммуникативной  компетенции в урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении вне урока, в  неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Виды, используемых мною внеклассных мероприятий различны: викторины, праздники, тематические классные  часы. Распространение опыта- проведение открытого мероприятия в рамках районного конкурса «Здоровое питание- основа здорового образа жизни» (Приложение 2). Все мероприятия являются не только развивающими и воспитывающими, но и нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетенции. Ежемесячно с первого класса один из классных часов обязательно посвящен правилам общения со сверстниками (в группе и вне ее), со взрослыми.

Пятый год я являюсь руководителем кружка «Образ и мысль». Содержание и технология программы заключает в себе огромный педагогический потенциал не только для художественно- эстетического воспитания, развития творчества обучающихся, но и коммуникативной компетенции, навыков учебного сотрудничества, умений ведения дискуссии, развития «Я- концепции», повышения самооценки. Процесс обучения строится на основе познавательной инициативы ребенка, который  находится не в пассивной позиции обучаемого, а в активной, т.е. обучающего самого себя с помощью сверстников и взрослого. Особенностью программы является использование специальных приемов по коррекции поведения учащихся (работа с гиперактивными и молчаливыми детьми). Тиражирование опыта работы- открытое занятие кружка на районном семинаре  «Организация гражданско- патриотического воспитания в школе через взаимодействие с социальными партнерами»

Второй год я руковожу кружком «Интел. Путь к успеху». Цель работы: развитие навыков критического мышления у обучающихся на основе технологии сотрудничества. В задачи программы входит      повышение у обучающихся знаний в области компьютерных технологий, обучение проектной деятельности, развитие навыков критического мышления и сотрудничества. Под грамотностью в области компьютерных технологий подразумевается умение использовать информационные технологии для общения, решения проблем, сбора, организации и распространения информации. Курс способствует развитию различных видов сотрудничества. У каждого учащегося есть возможность работать как в группе, так и  в паре с партнером, который поможет ему учиться, решать поставленные задачи и творить. На педагогическом совете 2011г. поделилась с коллегами своим опытом работы по данной технологии «Роль внеучебной деятельности в формировании коммуникативных и информационных компетентностей» в рамках экспериментальной работы в школе «Развитие коммуникативных и информационных умений обучающихся как ключевых метапредметных компетентностей».