«Применение технологии сотрудничества для диагностики и самооценки индивидуальных достижений учащихся в 1 классе»
статья (1 класс)

Степанова Елена Александровна

Особое внимание в процессе обучения я уделяю технологии сотрудничества. Главная ее идея – учиться вместе, а не просто что-то делать вместе, т.е. это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или  можно обсудить решение той или иной учебной задачи. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.  Организацию группового общения следует начинать с формирования навыка общения в парах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

г. Сергиев Посад

Выступление на педагогическом совете

 на тему:

«Применение технологии сотрудничества для диагностики и самооценки индивидуальных

достижений учащихся в 1 классе»

Подготовила:

учитель высшей квалификационной

 категории: Степанова Е.А.

ноябрь 2015 уч. г.

Применение технологии сотрудничества для диагностики и самооценки индивидуальных достижений учащихся в 1-ом классе

Особое внимание в процессе обучения я уделяю технологии сотрудничества. Главная ее идея – учиться вместе, а не просто что-то делать вместе, т.е. это обучение в процессе общения. Учиться, когда рядом с тобой твои товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или  можно обсудить решение той или иной учебной задачи. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.  Организацию группового общения следует начинать с формирования навыка общения в парах. Над этим я начинаю работать уже с  1-го класса.

 В 1 классе работа в паре не превышает 10 – 15 мин.

Я распределяю работу следующим образом:

-на первом  этапе  объясняю правила работы в паре (повернуться друг к другу, говорить шепотом, слушать и проверять партнера, быть доброжелательными).

Данный этап провожу в форме игры «Учитель – ученик». На примере урока математики: каждая пара получает  определенное количество карточек с примерами (образец). Один ученик из пары – «учитель», другой – «ученик». «Учитель» показывает  карточку, « ученик»  читает пример и решает его (устно или письменно).  Ученик в роли учителя проверяет и поднимает вверх руку- знак готовности пары. Когда у всех пар руки подняты, звучит команда, и учащиеся меняются ролями.  При такой организации деятельности у детей формируются навыки контроля и взаимоконтроля. Кроме того, никто не бездействует, каждый работает: контролирует и решает. Смена роли «учителя» и «ученика» оживляет интерес детей и их активность. Дети становятся свободными, чувствуют себя более раскованно. Эта игра позволяет не только отрабатывать вычислительные навыки,  но и  учит ребят сотрудничать друг с другом. Другой пример: каждой паре предлагается две карточки с дифференцированными заданиями (образец). Учащиеся в паре договариваются между собой, кто с какой карточкой будет работать. Если в ходе работы над карточкой возникают вопросы, то ребята могут обратиться за помощью друг к другу. После того, как работа выполнена, учащиеся обмениваются карточками для взаимопроверки. После  исправления ошибок,  карточки возвращаются обратно, и ребятам  предлагается  оценить  себя: поставить на полях ! - если  все выполнили  правильно и не ошибались; + - если  выполнили все задания, но допустили одну-две ошибки; - - если  допустили более двух ошибок и вам нужна помощь.  Карточки собираются учителем и еще раз проверяются. Следующие карточки составляются с учетом допущенных ошибок. Как итог, проводя небольшие арифметические диктанты, направленные на проверку вычислительных навыков учащихся, наблюдается значительное снижение количества вычислительных ошибок (почти в два раза). Также пять учащихся приняли участие   в дистанционной олимпиаде «Пятерочка» по математике, и четверо из них стали победителями.

Сотрудничество в форме «Учитель- ученик» дети очень любят, поэтому  данную форму  можно использовать и в последующих классах при закреплении любой изучаемой темы  и на любом уроке (математика, русский язык, окружающий мир и т.д.).

  Сидящие за одной партой ученики постоянно меняются ролями «учителя» и «ученика». Они могут обучать друг друга, контролировать, работая в режиме «взаимоконтроль».

 Каждый ученик получает возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки,  отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности   (доброжелательность по отношению друг к другу), а  взаимопомощь становится типичным видом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров.

При отработке навыка чтения  также большую роль отвожу работе в парах. Например, работая над текстом, первый раз его  читает учитель  – дети следят. Затем все одновременно читают вслух вместе с учителем. После этого начинается работа в парах: каждый ученик читает вслух товарищу, а затем выслушивает его чтение (при затруднениях –помогают друг другу). В результате интенсивность тренировки в чтении вслух возрастает в несколько раз. Чтение в парах даёт возможность каждому ученику прочитать самостоятельно весь текст, а не отдельные предложения. Если текст  объёмный, учащимся предлагается читать его друг другу по абзацам. После прочтения текста, учащимся предлагается задать друг другу  вопросы по содержанию прочитанного.

 Использование данного приема привело к следующим результатам: если на начало сентября 9 человек из 26 были не читающими, то на сегодняшний день их число сократилось до двух человек (с ними ведется индивидуальная работа). Остальные учащиеся - улучшили качество чтения. 

На уроках письма  – большую роль отвожу проведению взаимодиктантов. Каждой паре  даётся карточка с определенным заданием ( например: набор заглавных и строчных букв, набор слогов, набор слов и т.д.- по мере прохождения учебного  материала). Работа выполняется в парах:

1)  первый ученик из пары диктует, другой - пишет;

2)  потом учащиеся меняются ролями;

3)  затем каждый берёт тетрадь своего партнёра и проверяет диктант, не заглядывая в карточку;

4)  после этого ученики открывают карточки и по ним вторично проверяют (но уже вместе) сначала диктант первого ученика, потом диктант второго ученика;

5)  затем учащимся предлагается оценить свою работу (поставить ! или +, или -)  

Потом работы проверяются учителем и следующий набор  карточек  составляется с учетом допущенных ошибок. В результате проводимой работы наблюдается снижение количества допускаемых ошибок в работах учащихся. Также  несколько человек приняли участие  в дистанционной олимпиаде «Пятерочка» по русскому языку. Трое из них стали победителями.      

    По мере того, как учащиеся освоили работу в парах, следует постепенно переходить к следующему этапу сотрудничества – обучению  работе в группах.

 Я привела только несколько примеров, как можно организовать работу в парах на различных уроках. Существует  разнообразие  форм  проведения такой  работы – это и соревнование в парах «Кто больше?»; и  задания  на развитие мышления «Найди слова в слове»; задания на развитие восприятия «Выложи сам», где учитель показывает картинку с изображением предмета, составленного из нескольких геометрических фигур (образец) и набор этих фигур, а учащимся в парах необходимо выложить из них данное изображение; задания по перекладыванию палочек  и мн. др. Но важно не только суметь  организовать  работу в парах,  но и учить давать объективную оценку своей работе на уроке. Вопросы такого характера, как:

   - Кто доволен своей работой на уроке?;

   -Кто не очень доволен? Почему?;

   -Какое задание оказалось для вас наиболее легким?;

   -Какое задание вызвало затруднение? Почему?;

   - Оцените свою работу;

   - Оцените свои знания;

   - Чему вы научились легко и быстро?;

   -Что вам показалось сложным на уроке?;

   - Встаньте те, кто хорошо справился с работой;

   -Встаньте те, кому нужна помощь учителя;

   -Выберите цветной карандаш, который соответствует вашему настроению  и   нарисуйте кружок; и др., направлены как раз  на решение этой учебной  задачи.                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии сотрудничества

Применение технологии сотрудничества как средства формирования коммуникативной компетенции...

Использование технологии сотрудничества как условие развития са-мостоятельности учащихся начальных классов (статья)

Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения...

Применение технологий уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся

Различные методы обучения на уроках, позволяющие раскрыть индивидуальные и интеллектуальные особенности каждого ребенка....

Развитие способности к самооценке у учащихся младших классов на уроках английского языка

В данной статье описаны приемы и методы используемые мной для развития способности к самооценке у учащихся младших классов на уроках английского языка....

Применение технологии социальных историй в формировании эмоциональной компетентности учащихся

Данная социальная история является инструментом формирования эмоциональной компетентости учащихся начальной и средней школы. Комплексная работа с социальной историей и цветовыми зонами эмоций помогает...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....

Консультация "Применение технологии сотрудничества"

Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с чётким определением дидактической роли каждого из них позволяет доби...