Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе.
статья на тему

Богомолова Елена Николаевна

Описание опыта работы по теме "Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                «Знания – дети удивления и

                                                                                 любопытства».

                                                                                                     Луи  де  Бройль.

                В последнее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.  Происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребёнок получает в процессе его изучения.

        В этих условиях встают задачи: как сделать обучение интересным для детей не с внешней стороны, а по сути? Как обеспечить активную позицию учащихся с учётом психологических особенностей их развития? Как сделать знания не самоцелью, а средством формирования развивающейся личности?

        Поиск решения этих проблем привёл меня к необходимости использования методов обучения, которые позволяют включить ребёнка в учебно-познавательную деятельность, развить вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучение в условиях психологической комфортности.

        Таким методом работы является метод проблемного обучения.

Актуальность данного метода определяется высоким уровнем   мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что возможно при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций.

        Русские  интеллигенты 20 века с раннего детства усваивали простую истину – быть безграмотным неприлично! К сожалению, в наши дни резко упал уровень грамотности.  Для современных детей проблема грамотности оказывается одной из самых сложных.  Именно поэтому метод проблемного обучения считаю основой обучения русскому языку в начальной школе. Вспомним мудрые слова: «Не спешите учить, а спешите научить детей учиться». И к обучению орфографии эти слова имеют самое непосредственное отношение. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

        Конечно, в основе умственных способностей лежат природные задатки. Своей целью ставлю: «Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребёнка». Исходя из этого, определила следующие задачи:

- формировать гармонически развитую, творческую личность;

- развивать способность логически мыслить, находить решение в проблемных ситуациях;

- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

- развивать инициативу, умение принимать решения, не останавливаться на достигнутом;

-формировать умение оперировать полученными знаниями.

        В процессе обучения учащихся руководствуюсь системой дидактических принципов проблемного развивающего обучения: три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации самостоятельной учебной деятельности учащихся.

1. Монологический метод изложения.

2. Рассуждающего изложения.

3. Метод диалогического изложения.

4. Метод эвристических заданий.

5. Метод исследовательских заданий.

6.Метод программированных заданий.

        Итак, чем же отличается структура проблемного урока  от структуры

урока в традиционной системе?

Особенности проблемного обучения.

Первая и важнейшая особенность - это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем, что обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Только прочное знание становится действительным достоянием школьников, которые они могут осознанно применять в своей дальнейшей теоретической и практической деятельности.

Вторая особенность состоит в том, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления. Самостоятельное решение проблем учащимися является и основным условием превращения знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу всех процессов и явлений действительности формулирует систему прочных и глубоких убеждений.

Третья особенность вытекает из закономерностей взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами и определяется дидактическим принципом связи обучения с жизнью. Связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и критерием оценки правильности решения учебных проблем.

Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее приобретенных, так и усвоения новых знаний и способов деятельности.

Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. Суть различия между проблемным и традиционным обучением состоит в том, что при традиционном обучении потребность в индивидуализации - следствие диалектического противоречия между фронтальным изложением новых знаний учителем и индивидуальной формой их восприятия и усвоения учеником.

При проблемном обучении индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении иных путей их доказательства.

Шестая особенность проблемного обучения состоит в его динамичности (подвижной взаимосвязи его элементов). Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе диалектического закона взаимосвязи и взаимообусловленности всех вещей и явлений материального мира.

Как указывают некоторые исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности ученика, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, во-вторых, тем, что активная мыслительная деятельность ученика неразрывно органически связанна с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Всякая самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание ученика, его эмоциональную активность. В свою очередь, эмоциональная активность детерминирует активность мыслительной деятельности.

Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что, оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции (усиление значения второго пути познания) и новое соотношение репродуктивного и продуктивного, в том числе творческого, усвоения знаний, повышая роль именно творческой познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, первая особенность проблемного обучения состоит в том, что оно обеспечивает прочность знаний и особый тип мышления, вторая - глубину убеждений, третья - творческое применение знаний в жизни. Эти три особенности имеют наибольшую социальную значимость и обеспечивают выполнение основной задачи школы. Основные пять особенностей имеют социально-дидактический характер и обуславливают эффективность действий первых трех.

        Вот какой структурой урока я  руководствуюсь:  

Как я провожу проблемные уроки по этапам.

1. Организационный момент.

Он предполагает:

- возникновение у учащихся желания работать («хочу») и уверенности в себе («могу») ;

- указание границ образовательного пространства .

2.Актуализация знаний.

Этот этап очень важен, т.к. позволяет подготовить этап открытия нового знания содержательно и мыслительно (развивается вариативность мышления, умение классифицировать, анализировать, обобщать, делать выводы).

3. Постановка учебной проблемы.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

-как тема урока;

-как несовпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание, являющееся темой урока.

        Поставить учебную проблему – это значит помочь учащимся самим сформулировать тему урока в одной из этих форм. Значимость этапа велика. Осознание ребёнком того факта, что он сам вывел правило, составил алгоритм позволяет ему ощутить радость познания, успех, у него рождается  мотивация к усвоению нового знания.

        Правилам  уделяю особенное внимание. Чтобы уметь пользоваться любым правилом, необходимо его знать. Это положение для всех: и для учителей, и для учеников является аксиомой. Но следует обратить внимание на слово «знать». Что нужно знать его формулировку или суть правила?

        Я учу пользоваться орфографическим правилом, после того, как вместе с учениками его изведаем, изучим, сформулируем (сочиним). От «чужого» правила в рамочке дети переходят как бы к «собственному» правилу. Правило, действительно, «открывается» детям и они  проходят путь научного открытия.

        Одним из способов постановки учебной  проблемы является создание проблемной ситуации. Для создания проблемной ситуации использую такие способы:

-сама сообщаю проблему, заостряя противоречие, использую мотивирующий приём;

-учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;

-побуждаю в диалоге осознать противоречие и сформулировать проблему.

Предлагаю задания:

- невыполнимые  из-за нехватки знаний на начало урока;

- невыполнимые из-за непохожести на предыдущие;

- невыполнимые вообще, но похожие на предыдущие;

- «на удивление» - несколько противоречивых и взаимоисключающих фактов.  (Приложение №1)

4. «Открытие»  знания.

Есть три пути открытия знания.

        Первый путь через гипотезы. Это:

- выдвижение гипотезы, т.е. предположения, истинность или ложность которого должна установить проверка;

- проверка гипотезы. Учащиеся могут самостоятельно или в диалоге с учителем выдвинуть и проверить гипотезу.

        Второй путь – подводящий диалог без проблемы.

        Третий путь – подводящий диалог от чётко сформулированной проблемы.

5. Этап первичного закрепления.

        Это- этап вербального фиксирования алгоритма или понятия с параллельной записью. Он играет ведущую роль в процессе усвоения нового знания, т.е. преобразования новой информации в мыслительный образ. На данном этапе использую различные приёмы и способы.

6.Самостоятельная работа.

        Первая её особенность – узкая направленность, демонстрация нового знания в типовой ситуации. Вторая особенность – небольшой её объём.

        Самоконтроль на этом этапе – сравнение с эталонным выполнением своего варианта решения. Самооценка – самостоятельное фиксирование достижения успеха. Создаётся ситуация успеха! Эталон можно предъявить в различных формах: на плакатах, на доске, на карточках.

7. Повторение.

        На этом этапе новые знания включаются в систему уже имеющихся, идёт подготовка к изучению нового. Использую индивидуальную, фронтальную, групповую работу. Использую карточки, перфокарты, ребусы, кроссворды, тесты. (Приложение №2)

8. Рефлексия.

        Цель этапа – осознание учащимися метода собственной познавательной деятельности.

Приёмов много. Например, использую такие:

-нарисуй настроение на листочке;

-поднимись на горку;

-наполни ведро знаний;

-собери букет и т.д.

             В ходе работы была проведена диагностика введения метода проблемного обучения: 1) диагностика на основе наблюдения, позволяющая выявить уровень осознанного отношения ребенка к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации; 2) наблюдение над познавательной активностью детей; 3) анкетирование, направленное на выяснение отношения учащихся к учению. (Приложение)

                 Результаты всех исследований после применения проблемного обучения позволяют утверждать, что учащиеся сознательно орудуют в условиях проблемной ситуации, большинство из них самостоятельно способны найти ее разрешение. Ученики успешно освоили приемы поведения в проблемной ситуации. После применения проблемного обучения интерес к учебе и учебная активность значительно возросли. Деятельность детей стала более сосредоточенная, более длительное время удерживается внимание учеников во время урока, увеличилась доля самостоятельной деятельности детей.

        Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: проблемные уроки эффективны и детям очень нравятся. На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую, творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, готовую к высокому самоанализу, саморазвитию.

        Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов и готов к решению проблемных ситуаций.